Напоминание

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе " Почва - живая земля"


Автор: Драгункина Оксана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 40 "Радость"
Населённый пункт: Новочебоксарск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе " Почва - живая земля"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно- образовательной деятельности

в старшей группе «Почва – живая земля»

( исследование).

Виды

деятельности:

коммуникативная,

трудовая,

познавательно-

исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.

Содержание образования: 1. Дать детям представления о том, что верхний

слой земли, на которой растут растения, называют «почвой».

2. Познакомить детей со свойствами почвы и ее составом

.

3. Закрепить и уточнить знания детей о необходимых условиях для жизни

растений и животных.

4. Развивать познавательные и поисковые способности, наблюдательность,

любознательность.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы:

глобус,

вода,

разные

виды

почв,

различные

ёмкости,

маленькие лейки с водой, стаканчики с сухим плодородным слоем, песком,

мелкими камешками, черенками растений; увеличительные стекла.

Предварительная работа: Чтение рассказа М. Ильина, Е. Сигала «Чудесная

кладовая», посадка семян цветов для клумбы.

ХОД НОД:

- Ребята, как называется наша планета? Показ глобуса. (Ответ детей: земля)

- А что у меня в ведерке? (Ответ детей: земля).

- Что же это получается? Давайте разберёмся.

Земля – это название нашей планеты. Почва – то, из чего состоит верхний

слой земной коры.

- Ребята, сегодня мы побеседуем с вами о почве, узнаем, из чего она состоит,

кто в ней живет, и как мы её можем сохранить. Для этого проведём опыты.

Опыт

1.

Для

начала

возьмите

комочек

почвы

и

рассмотрите

его

через

увеличительное стекло. Что вам удалось увидеть? (тоненькие, как ниточки,

корешки,

обломки

сухих

травинок,

полусгнивших

листьев,

песчинки,

пылинки, склеенные между собой в комочки разного размера…) Все?

- Как вы думаете, есть ли в почве воздух? Проведем опыт

Опыт 2. Налейте в банку немного воды и аккуратно опустите туда комочек

почвы. Что вы наблюдаете? ( На комочке появились прозрачные пузырьки.

Побежали вверх серебристые дорожки. Это, конечно, воздух, бывший внутри

комочка между песчинками и пылинками. Вода проникла внутрь и вытеснила

воздух. Он запузырился, всплыл и смешался с окружающим нас воздухом).

-

Ребята,

представьте,

что

прошел

дождь.

Куда

исчезает

вода?

(она

впитывается в почву.)

- Полейте растения, понаблюдайте за исчезновением воды в почве. Обратите

внимание на то, что появляется на поверхности почвы.

(Дети поливают и наблюдают появление пузырьков воздуха.)

- Почему это происходит? (предположения детей)

-

В сухой

земле,

между

комочками

почвы,

есть

свободные

места.

Они

заполняются водой, и она вытесняет воздух.

- А что происходит с почвой? (ответы детей)

- После полива влага не только впиталась в почву, но и начала испаряться, из-

за этого воздух становится влажным.

Так бывает в природе после дождя: часть воды испаряется, часть впитывается

в почву.

Вода

проникает

беспрепятственно

через

песок

и камушки.

Как

думаете, почему? Правильно, они неплотно лежат друг к другу.

- Молодцы! При затяжных дождях или обильном поливе почва насыщается

влагой и не может больше впитывать ее. Это губительно для почвы, так как

она

загнивает

и после

того,

как

высохнет,

становится

твердой. .

Физкультминутка

Это легкая забава - повороты вправо, влево, (повороты туловища вправо-

влево

Нам известна всем давно - там стена, а там окно!

Приседаем быстро, ловко, здесь видна уже сноровка

Чтобы мышцы развивать, надо чаще приседать! (приседание)

А теперь ходьба на месте, это тоже интересно,

Мы размяться все успели и на место снова сели!

- Вам нравится быть исследователями? (дети отвечают).

- Продолжим практическую работу, и вы узнаете, через какие природные

образования быстрее или медленнее проходит вода.

Опыт 4. Перед вами стоят стаканчики, в которых сухой плодородный слой,

песок, мелкие камушки, то же самое и в других баночках, но все влажное.

Из лейки

налейте

немного

воды

на все

виды

почвы.

Понаблюдайте,

как

впитывается вода.

Дети приходят к выводам:

-в сухой плодородный слой вода впитывается медленно.(рассматривают через

увеличительное стекло)

-песок быстрее пропускает воду, хотя пыль задерживает ее.

-камушки ещё быстрее пропускают воду

Опыт 5.

В стеклянную

емкость

давайте

разложим

слоями

природные

образования:

1.гравий, мелкие и крупные камни.

2.песок и мелкие камушки.

3. песок, камешки и немного глины.

4. глина.

5. плодородный слой.

-Получился своеобразный торт! Так эти слои обычно расположены в природе.

- Но вот почему в одних местах летом вырастает сочная ярко-зеленая трава до

пояса, а в других – только редкие сероватые травинки или вовсе не растет?

Беседа. Почва везде разная. В одном месте в ней больше песка. Такую –

называют песчаной (показ иллюстрации). В другом – глинистая почва. В ней

много глины (показ иллюстрации). Бывает почва темная. Её весной привозят

на огромных самосвалах и разбрасывают по газонам и клумбам, чтобы росла

трава и ярче цвели декоративные растения (показ иллюстрации). Есть на

Земле огромные пространства, где нет почвы, один песок. Там почти нет

растений: могут расти только те, у которых длинные корни, и питание себе

они

достают

глубоко

под

землёй.

Называют

такие

места

пустынями.

Слышите, как похоже это название на слово пусто (показ иллюстрации).

- Мы с вами выяснили, что в почве есть вода и есть воздух,

значит там

можно жить. Но кто живет под землей? (Использование иллюстраций)

Дети: Крот (это небольшой зверек, прорывает себе подземные ходы, чтобы

охотиться на насекомых).

Дождевой червь (он всю жизнь проводит в почве, на поверхности его можно

увидеть во время дождя. Его поверхность покрыта слизью, чтобы легче было

двигаться).

Муравьи (Живут семьями, большая часть находится под землей).

- А как люди используют почву? ( Люди выращивают овощи, фрукты.)

Педагог: Видите, как важна роль почвы не только для растений, но и для нас,

человека, других животных. Поэтому почву надо беречь.

- Как мы можем сберечь почву? Что мы можем сделать? ( Не загрязнять

почву, не разводить костры, не вытаптывать растения, не убивать подземных

жителей, ведь они нужны почве.)

Подведение итогов.

-О чём мы сегодня говорили?

- Что мы выяснили?



В раздел образования