Автор: Драгункина Оксана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 40 "Радость"
Населённый пункт: Новочебоксарск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе " Почва - живая земля"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно- образовательной деятельности
в старшей группе «Почва – живая земля»
( исследование).
Виды
деятельности:
коммуникативная,
трудовая,
познавательно-
исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.
Содержание образования: 1. Дать детям представления о том, что верхний
слой земли, на которой растут растения, называют «почвой».
2. Познакомить детей со свойствами почвы и ее составом
.
3. Закрепить и уточнить знания детей о необходимых условиях для жизни
растений и животных.
4. Развивать познавательные и поисковые способности, наблюдательность,
любознательность.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы:
глобус,
вода,
разные
виды
почв,
различные
ёмкости,
маленькие лейки с водой, стаканчики с сухим плодородным слоем, песком,
мелкими камешками, черенками растений; увеличительные стекла.
Предварительная работа: Чтение рассказа М. Ильина, Е. Сигала «Чудесная
кладовая», посадка семян цветов для клумбы.
ХОД НОД:
- Ребята, как называется наша планета? Показ глобуса. (Ответ детей: земля)
- А что у меня в ведерке? (Ответ детей: земля).
- Что же это получается? Давайте разберёмся.
Земля – это название нашей планеты. Почва – то, из чего состоит верхний
слой земной коры.
- Ребята, сегодня мы побеседуем с вами о почве, узнаем, из чего она состоит,
кто в ней живет, и как мы её можем сохранить. Для этого проведём опыты.
Опыт
1.
Для
начала
возьмите
комочек
почвы
и
рассмотрите
его
через
увеличительное стекло. Что вам удалось увидеть? (тоненькие, как ниточки,
корешки,
обломки
сухих
травинок,
полусгнивших
листьев,
песчинки,
пылинки, склеенные между собой в комочки разного размера…) Все?
- Как вы думаете, есть ли в почве воздух? Проведем опыт
Опыт 2. Налейте в банку немного воды и аккуратно опустите туда комочек
почвы. Что вы наблюдаете? ( На комочке появились прозрачные пузырьки.
Побежали вверх серебристые дорожки. Это, конечно, воздух, бывший внутри
комочка между песчинками и пылинками. Вода проникла внутрь и вытеснила
воздух. Он запузырился, всплыл и смешался с окружающим нас воздухом).
-
Ребята,
представьте,
что
прошел
дождь.
Куда
исчезает
вода?
(она
впитывается в почву.)
- Полейте растения, понаблюдайте за исчезновением воды в почве. Обратите
внимание на то, что появляется на поверхности почвы.
(Дети поливают и наблюдают появление пузырьков воздуха.)
- Почему это происходит? (предположения детей)
-
В сухой
земле,
между
комочками
почвы,
есть
свободные
места.
Они
заполняются водой, и она вытесняет воздух.
- А что происходит с почвой? (ответы детей)
- После полива влага не только впиталась в почву, но и начала испаряться, из-
за этого воздух становится влажным.
Так бывает в природе после дождя: часть воды испаряется, часть впитывается
в почву.
Вода
проникает
беспрепятственно
через
песок
и камушки.
Как
думаете, почему? Правильно, они неплотно лежат друг к другу.
- Молодцы! При затяжных дождях или обильном поливе почва насыщается
влагой и не может больше впитывать ее. Это губительно для почвы, так как
она
загнивает
и после
того,
как
высохнет,
становится
твердой. .
Физкультминутка
Это легкая забава - повороты вправо, влево, (повороты туловища вправо-
влево
Нам известна всем давно - там стена, а там окно!
Приседаем быстро, ловко, здесь видна уже сноровка
Чтобы мышцы развивать, надо чаще приседать! (приседание)
А теперь ходьба на месте, это тоже интересно,
Мы размяться все успели и на место снова сели!
- Вам нравится быть исследователями? (дети отвечают).
- Продолжим практическую работу, и вы узнаете, через какие природные
образования быстрее или медленнее проходит вода.
Опыт 4. Перед вами стоят стаканчики, в которых сухой плодородный слой,
песок, мелкие камушки, то же самое и в других баночках, но все влажное.
Из лейки
налейте
немного
воды
на все
виды
почвы.
Понаблюдайте,
как
впитывается вода.
Дети приходят к выводам:
-в сухой плодородный слой вода впитывается медленно.(рассматривают через
увеличительное стекло)
-песок быстрее пропускает воду, хотя пыль задерживает ее.
-камушки ещё быстрее пропускают воду
Опыт 5.
В стеклянную
емкость
давайте
разложим
слоями
природные
образования:
1.гравий, мелкие и крупные камни.
2.песок и мелкие камушки.
3. песок, камешки и немного глины.
4. глина.
5. плодородный слой.
-Получился своеобразный торт! Так эти слои обычно расположены в природе.
- Но вот почему в одних местах летом вырастает сочная ярко-зеленая трава до
пояса, а в других – только редкие сероватые травинки или вовсе не растет?
Беседа. Почва везде разная. В одном месте в ней больше песка. Такую –
называют песчаной (показ иллюстрации). В другом – глинистая почва. В ней
много глины (показ иллюстрации). Бывает почва темная. Её весной привозят
на огромных самосвалах и разбрасывают по газонам и клумбам, чтобы росла
трава и ярче цвели декоративные растения (показ иллюстрации). Есть на
Земле огромные пространства, где нет почвы, один песок. Там почти нет
растений: могут расти только те, у которых длинные корни, и питание себе
они
достают
глубоко
под
землёй.
Называют
такие
места
пустынями.
Слышите, как похоже это название на слово пусто (показ иллюстрации).
- Мы с вами выяснили, что в почве есть вода и есть воздух,
значит там
можно жить. Но кто живет под землей? (Использование иллюстраций)
Дети: Крот (это небольшой зверек, прорывает себе подземные ходы, чтобы
охотиться на насекомых).
Дождевой червь (он всю жизнь проводит в почве, на поверхности его можно
увидеть во время дождя. Его поверхность покрыта слизью, чтобы легче было
двигаться).
Муравьи (Живут семьями, большая часть находится под землей).
- А как люди используют почву? ( Люди выращивают овощи, фрукты.)
Педагог: Видите, как важна роль почвы не только для растений, но и для нас,
человека, других животных. Поэтому почву надо беречь.
- Как мы можем сберечь почву? Что мы можем сделать? ( Не загрязнять
почву, не разводить костры, не вытаптывать растения, не убивать подземных
жителей, ведь они нужны почве.)
Подведение итогов.
-О чём мы сегодня говорили?
- Что мы выяснили?