"Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью мелкой моторики рук при подготовке к школьному обучению"
Автор: Шатовкина Светлана Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №9 Населённый пункт: пгт. Никель, Мурманская область Наименование материала: Проектная деятельность Тема: "Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью мелкой моторики рук при подготовке к школьному обучению" Раздел: дошкольное образование
Авторы-разработчики : Васильева Валентина Евгеньевна воспитатель первой
квалификационной категории, Шатовкина Светлана Ивановна воспитатель
первой квалификационной категории.
Тема: " Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с
помощью мелкой моторики рук при подготовке к школьному обучению"
Образовательные области и виды деятельности:
"Социально-коммуникативное",
"Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое",
"Физическое развитие
".
Вид проекта: Практико-ориентированный, творческий.
Участники проекта: дети группы комбинированной направленности,
воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по
физкультуре, родители воспитанников .
Продолжительность выполнения проекта: (долгосрочный).
Актуальность: Задача развития мелкой моторики рук детей дошкольного
возраста одна из наиболее актуальных. "Движение руки всегда тесно связано с
речью и способствует ее развитию" В.М.Бехтерев. О влиянии мануальных
воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со II века
до н. э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят
в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Поэтому очень важно уже с
самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто
делать упражнения детям будет скучно – надо обратить их в интересные и
полезные игры.
Проблема: Проблема в том, что у современных детей плохо развита мелкая
моторика рук, потому что дети дома мало рисуют, лепят, конструируют из
бумаги т.д. и как следствие с каждым годом увеличивается количество детей с
диагнозом ОНР. Интегрированный метод обучения для дошкольников является
инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его
познавательных, творческих и речевых способностей. Интеграция на основе
единого проекта, в основе которого лежит проблема: развитие мелкой моторики
рук.
Цель проекта:
Развитие свободной творческой личности ребёнка, с развитой
коммуникативностью.
Задачи проекта:
Создать условия для развития речи у детей через укрепление мелкой
моторики пальцев рук;
Развивать у детей познавательную активность, творческие способности,
мышление, внимание, память.
Вовлечь родителей в образовательный процесс, способствовать
укреплению детско-родительских отношений.
Формировать и совершенствовать пространственные представления.
1
ЭТАП – подготовительный.
Мониторинг развития мелкой моторики рук детей на начало и конец
учебного года.
Подобрать упражнения по моторному развитию детей в соответствии с
возрастом;
Составить перспективный план мероприятий с детьми, родителями и
специалистами .
Внести изменения в предметно-пространственную среду.
Заинтересовать родителей актуальностью данной темы сделав их
единомышленниками.
2 ЭТАП - практический.
Предметно-развивающая среда:
Создан «Центр мелкой моторики «Речевички»;
Подобран материал для практической деятельности;
Центр игры дополнен новыми играми: «Разноцветная мозаика», «Мы
конструкторы», «Волшебные шнурки».
Создана картотека «Пальчиковые игры»;
Оснощен новыми пособиями уголок детского творчества «Разноцветный
мир».
Работа с детьми:
Разработаны конспекты интегрированных занятий:
«Зимушка-зима»;
«Наседка с цыплятами»;
«Мама, мамочка, мамуля»;
«Плывёт, плывёт кораблик».
Организованны выставки детских творческих работ:
«Осенние фантазии»;
«Волшебница зима»;
«Мама солнышко моё»;
«Мой папа самый лучший»;
«К нам весна шагает»;
«Бабочка красавица»;
«Пружинка зелёненькая спинка».
Представлены детские творческие работы для оформления пространства
ДОУ, выставка "Вернисаж».
Открытое занятие для воспитателей: «Цветик-семицветик» в рамках
недели творчества «Использование игровых методов на занятии по
разным видам деятельности».
Участие в конкурсах:
XII Районный конкурс детской рукописной книги – результат Диплом
победителя в номинации «Книжки пишет детский сад про себя и про
ребят» за книгу «Родительский дом»; ХХIII Районный конкурс детской
рукописной книги "Нам мир завещано беречь".
Районный этап ХVI Международный конкурс детской рукописной книги;
Районный конкурс детского творчества «Весенняя капель»;
Районный конкурс детского рисунка «Опасность на воде» (МЧС)
Международный проект «Соседи и друзья», выставка детских работ
«Россия и Норвегия глазами детей» в Росси и Норвегии.
Акция – выставка «Доброе сердце»(организована группой помощи бездомным
животным в Печенгском районе «Друг человека».
Работа с родителями:
Педпросвещение по теме:
- «Взаимосвязь движений пальцев рук и развития речи»;
- «Развитие мелкой моторики дошкольника».
Мастер-класс для родителей «Поделки к Новому году» в рамках клуба
«Связующая нить»;
Открытое занятие: «Мама, мамочка, мамуля» в преддверии праздника
«День матери».
Для родителей воспитанников в рамках ДОД «Соберём своих
друзей»:"Веселый счёт", "Дом в котором я живу", "А да Буки вот и все
науки", "Зимушка- зима".
В результате работы над проектом родители совместно с детьми приняли
участие:
Конкурс построек из снега «Зимние фантазии», "Снеговики которые не
тают"
Конкурс творческих работ "Мой папа солдат", "У природы нет плохой
погоды", "Олимпийский огонь".
Конкурс-выставка «Подарки для мам и бабушек ко дню 8 Марта».
Детско-родительский спортивный праздник «Космонавты из Ромашки».
ВЫВОД:
Таким образом, в результате проделанной работы, мы пришли к заключению,
что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию
мелкой моторики рук у детей старшего возраста группы комбинированной
направленности способствует формированию интеллектуальных способностей,
положительно влияет на речевое развитие , а самое главное – способствует
сохранению физического и психического развития ребенка. И все это напрямую
готовит его к успешному обучению в школе. К концу года уровень развития
мелкой моторики рук заметно улучшился. Об этом наглядно показывает
мониторинг развития детей.
Совместная проектная деятельность помогла родителям: освоить некоторые
педагогические приёмы, так необходимые в семейном воспитании; объективно
оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными
партнёрами.
Методическая литература:
1.
Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Нижний
Новгород, издательство «Флокс», 1995г.
2.
Рузавина М.С. «Страна пальчиковых игр», Санкт-Петербург, 2000г.
3.
Румянцева Е. «Простые поделки без помощи мамы», Москва, 2006г.
4.
Мери-Энн Кол «Дошкольное творчество», Минск, 2005г.
5.
Шкицская И.О. «Аппликация из пластилина», Ростов-на-Дону,
«Феникс»,2008г.
6.
Максимова Е., Рахматулина О. «Готовим пальчики к письму», Москва,
Обруч, 2011г.