Напоминание

"Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью мелкой моторики рук при подготовке к школьному обучению"


Автор: Васильева Валентина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №9
Населённый пункт: пгт. Никель, Мурманская область
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: "Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью мелкой моторики рук при подготовке к школьному обучению"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект «Ловкие пальчики».

Авторы-разработчики
: Васильева Валентина Евгеньевна воспитатель первой квалификационной категории, Шатовкина Светлана Ивановна воспитатель первой квалификационной категории.
Тема: " Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с

помощью мелкой моторики рук при подготовке к школьному обучению"

Образовательные области и виды деятельности:
"Социально-коммуникативное", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое", "Физическое развитие
".

Вид проекта:
Практико-ориентированный, творческий.
Участники проекта:
дети группы комбинированной направленности, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители воспитанников
.

Продолжительность выполнения проекта:
(долгосрочный).
Актуальность:
Задача развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста одна из наиболее актуальных. "Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию" В.М.Бехтерев. О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со II века до н. э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения детям будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Проблема:
Проблема в том, что у современных детей плохо развита мелкая моторика рук, потому что дети дома мало рисуют, лепят, конструируют из бумаги т.д. и как следствие с каждым годом увеличивается количество детей с диагнозом ОНР. Интегрированный метод обучения для дошкольников является инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных, творческих и речевых способностей. Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема: развитие мелкой моторики рук.
Цель проекта:

Развитие свободной творческой личности ребёнка, с развитой

коммуникативностью.

Задачи проекта:
 Создать условия для развития речи у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук;  Развивать у детей познавательную активность, творческие способности, мышление, внимание, память.  Вовлечь родителей в образовательный процесс, способствовать укреплению детско-родительских отношений.
 Формировать и совершенствовать пространственные представления.
1

ЭТАП – подготовительный.
 Мониторинг развития мелкой моторики рук детей на начало и конец учебного года.  Подобрать упражнения по моторному развитию детей в соответствии с возрастом;  Составить перспективный план мероприятий с детьми, родителями и специалистами
.
 Внести изменения в предметно-пространственную среду.  Заинтересовать родителей актуальностью данной темы сделав их единомышленниками.
2 ЭТАП - практический.

Предметно-развивающая среда:
 Создан «Центр мелкой моторики «Речевички»;  Подобран материал для практической деятельности;  Центр игры дополнен новыми играми: «Разноцветная мозаика», «Мы конструкторы», «Волшебные шнурки».  Создана картотека «Пальчиковые игры»;  Оснощен новыми пособиями уголок детского творчества «Разноцветный мир».
Работа с детьми:
 Разработаны конспекты интегрированных занятий:  «Зимушка-зима»;  «Наседка с цыплятами»;  «Мама, мамочка, мамуля»;
 «Плывёт, плывёт кораблик».  Организованны выставки детских творческих работ:  «Осенние фантазии»;  «Волшебница зима»;  «Мама солнышко моё»;  «Мой папа самый лучший»;  «К нам весна шагает»;  «Бабочка красавица»;  «Пружинка зелёненькая спинка».  Представлены детские творческие работы для оформления пространства ДОУ, выставка "Вернисаж».  Открытое занятие для воспитателей: «Цветик-семицветик» в рамках недели творчества «Использование игровых методов на занятии по разным видам деятельности».
Участие в конкурсах:
 XII Районный конкурс детской рукописной книги – результат Диплом победителя в номинации «Книжки пишет детский сад про себя и про ребят» за книгу «Родительский дом»; ХХIII Районный конкурс детской рукописной книги "Нам мир завещано беречь".  Районный этап ХVI Международный конкурс детской рукописной книги;  Районный конкурс детского творчества «Весенняя капель»;  Районный конкурс детского рисунка «Опасность на воде» (МЧС)  Международный проект «Соседи и друзья», выставка детских работ «Россия и Норвегия глазами детей» в Росси и Норвегии. 
Акция
– выставка «Доброе сердце»(организована группой помощи бездомным животным в Печенгском районе «Друг человека».
Работа с родителями:

 Педпросвещение по теме: - «Взаимосвязь движений пальцев рук и развития речи»; - «Развитие мелкой моторики дошкольника».  Мастер-класс для родителей «Поделки к Новому году» в рамках клуба «Связующая нить»;  Открытое занятие: «Мама, мамочка, мамуля» в преддверии праздника «День матери». Для родителей воспитанников в рамках ДОД «Соберём своих друзей»:"Веселый счёт", "Дом в котором я живу", "А да Буки вот и все науки", "Зимушка- зима".
В результате работы над проектом родители совместно с детьми приняли

участие:
 Конкурс построек из снега «Зимние фантазии», "Снеговики которые не тают"  Конкурс творческих работ "Мой папа солдат", "У природы нет плохой погоды", "Олимпийский огонь".  Конкурс-выставка «Подарки для мам и бабушек ко дню 8 Марта».  Детско-родительский спортивный праздник «Космонавты из Ромашки».
ВЫВОД:
Таким образом, в результате проделанной работы, мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей старшего возраста группы комбинированной направленности способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевое развитие , а самое главное – способствует сохранению физического и психического развития ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе. К концу года уровень развития мелкой моторики рук заметно улучшился. Об этом наглядно показывает мониторинг развития детей. Совместная проектная деятельность помогла родителям: освоить некоторые педагогические приёмы, так необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
Методическая литература:

1. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Нижний Новгород, издательство «Флокс», 1995г. 2. Рузавина М.С. «Страна пальчиковых игр», Санкт-Петербург, 2000г. 3. Румянцева Е. «Простые поделки без помощи мамы», Москва, 2006г. 4. Мери-Энн Кол «Дошкольное творчество», Минск, 2005г. 5. Шкицская И.О. «Аппликация из пластилина», Ростов-на-Дону, «Феникс»,2008г. 6. Максимова Е., Рахматулина О. «Готовим пальчики к письму», Москва, Обруч, 2011г.


В раздел образования