Напоминание

Практикум для организации аудиторной и внеаудиторной работы по праву


Автор: Куцман Ольга Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Нижневартовский социально-гуманитарный колледж
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Учебно Методическое Пособие
Тема: Практикум для организации аудиторной и внеаудиторной работы по праву
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

ПРАВО

Тетрадь практических и самостоятельных работ.

Нижневартовск, 2016

Тетрадь

практических

и

самостоятельных

работ

разработана

с

целью

организации

систематической аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Содержание заданий

охватывает все темы дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС.

Для

решения,

приведенных

в

рабочей

тетради,

задач

(тестов)

студент

должен

использовать

теоретический

материал

лекций,

а

также

основную

и

дополнительную

литературу по предмету.

Предназначено для студентов всех специальностей.

Разработчики, составители:

преподаватель кафедры социальных наук и права Куцман О.П. ______________

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой)

социальных наук и права

Руководитель методической комиссии (кафедры)

к.и.н., преподаватель Салимова Н.С. _____________

«___» сентября 2016 года

Содержание.

Раздел 1.Правовое регулирование общественных отношений

Тема 1. 1. Введение

Тема 1.2. Роль права в жизни человека и общества

Тема 1.3. Основные формы права

Тема 1.4. Правовые отношения.

Раздел 2. Основы конституционного права Российской Федерации

Тема 2.1. Конституционное право как отрасль российского права.

Тема 2.2. Понятие избирательной системы

Тема 2.3. Система государственных органов Российской Федерации

Тема 2.4. Правоохранительные органы РФ. Судебная система Р Ф.

Раздел 3 Отрасли российского права

Тема 3.1. Гражданское право и гражданские правоотношения

Тема 3.2. Гражданско-правовые договоры

Тема 3.3. Правовой режим предпринимательской деятельности.

Тема 3.4. Личные неимущественные права граждан

Тема 3.5. Защита прав потребителей.

Тема 3.6. Семейное право и семейные правоотношения.

Тема 3.7. Правовое регулирование образования

Тема 3.8. Трудовое право и трудовые отношения

Тема 3.9. Трудовой договор: понятие и виды

Тема 3.10. Заработная плата

Тема 3.11. Административное право

Тема 3.12. Уголовное право

Тема 3.13. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Тема 3.14. Уголовный процесс

Раздел 4 Международное право и его особенности

Тема 4.1. Международное право

Раздел 1.Правовое регулирование общественных отношений

Тема 1. 1. Введение

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на

благо общества. (С.Джонсон)

Лишь в одном законе может существовать истинная свобода. (Гете)

Право – это система установленных государством общеобязательных правил поведения,

норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Нормы права, законы необходимо выполнять всем, но у права есть и другие значения.

Право – личная возможность, предоставленная человеку законом.

Речь идет о таких правах, как право на труд, образование, свобода совести, слова и т.д.

Право – личная возможность, не зафиксированная в законах.

Например, я имею право на уважение, на внимание, на свою точку зрения.

К правовой информации относятся:

-

нормативные

и

ненормативные

правовые

акты

(законы,

подзаконные

акты,

акты

правоприменения и др.);

- нормативные акты корпораций и других организаций;

- официальные акты и обобщения судебной практики;

- документы юридической деятельности правоохранительных органов;

- официальные заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства,

допустимые в процессуальной деятельности судебных органов;

-

доктринальные

заключения

и

иные

процессуально

оформленные

или

официальные

сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.

Самостоятельная домашняя работа № 1:

Конспект:

1. Методы правового регулирования.

2. Источники права.

Литература:

1. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического

профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

2. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического

профиля: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.,

2014.

Тема 1.2. Роль права в жизни человека и общества

Практическое занятие № 1 «Право в системе социальных норм»

1. Что такое правовая норма

2. Чем правовые нормы отличаются от иных видов социальных норм?

3. Укажите специфические признаки права:

4. Дайте определение основным структурным элементам нормы права?:

Гипотеза

Диспозиция

Санкция

5. Укажите, какой элемент правовой нормы пропущен в ч. 1. ст. 105 Уголовного

кодекса РФ: «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, -

наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет».

6. Определите структурные элементы правовой нормы, используя ст. 55 Конституции

РФ.

7. Классифицируйте норму права по различным основаниям, данную в ст. 81, ч. 2

Конституции РФ.

8. Выберите один или несколько правильных вариантов ответа

1. В России источниками права являются:

а) законы;

б) подзаконные акты;

в) обычаи;

г) договоры.

2. В России к подзаконным актам относятся:

а) указы Президента РФ;

б) нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

в) кодексы;

г) законы субъектов Федерации.

3. Наиболее распространенным источником права является:

а) правовой прецедент;

б) договор;

в) нормативный правовой акт;

г) правовой обычай.

4. Дипломатический этикет является примером:

а) правового обычая;

б) правового прецедента;

в) локального нормативного акта;

г) международного правового акта.

5. Договор может быть заключен в следующих формах:

а) письменная сложная;

б) устная;

в) письменная простая;

г) нотариально удостоверенная.

6. Юристы выделяют законы:

а) конституционные;

б) текущие;

в) кодифицированные;

г) перспективные.

7.

Все

акты

федеральных

органов

исполнительной

власти,

затрагивающие

права

и

законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в:

а) Министерстве внутренних дел РФ;

б) Государственной Думе;

в) Совете Федерации;

г) Министерстве юстиции РФ.

Самостоятельная домашняя работа № 2.

Составить словарь понятий:

Система

права.

Норма

права.

Гипотеза.

Диспозиция.

Санкция.

Институт

права.

Субинститут.

Отрасль

права.

Предмет

правового

регулирования.

Частное

право.

Публичное

право.

Материальное

право.

Процессуальное

право.

Законодательная

инициатива. Юридическая техника. Реквизиты документов. Прецедент. Договор. Закон.

Подзаконный

акт.

Локальный

нормативный

акт.

Кодификация.

Инкорпорация.

Консолидация.

Тема 1.3. Основные формы права.

Правовые нормы имеют строго определенные формы своего выражения и существования,

называемые источниками (формами) права. Все источники права так или иначе связаны с

деятельностью государства. Эта деятельность может выражаться в разработке и издании

государством юридических норм, выражающих его волю (правотворчество), и придании

юридической

силы

иным

социальным

нормам,

сложившимся

вне

государства

(санкционирование).

Практическое занятие № 2 "Система и структура права"

1. Ответьте на вопрос:

Какое выражение вам кажется более правильным:

а) где общество, там и право;

б) где государство, там и право?

2. Дайте определение понятий:

Источники права

Правовой обычай

Нормативный договор -

Правовая доктрина -

Судебный прецедент

Нормативно-правовой акт

Система права

Отрасль права

Институты права

Система законодательства

5. Закончите схему:

Отрасли Российского права

Семейное право

6. Чем система права отличается от системы законодательства?

Заполните таблицу:

Система права

Система законодательства

1

1

2

2

3

3

5. Определите, к каким отраслям права относятся следующие правовые институты:

а) институт заработанной платы;

б) институт основ конституционного строя;

в) институт брака;

г) институт купли-продажи;

д) институт государственной службы;

е) институт подсудности;

ж) институт страхования.

Самостоятельная домашняя работа № 3:

Заполни таблицу:

"Систематизация нормативных правовых актов".

Дайте определения понятиям и распределите известные Вам нормативно правовые

акты в таблице.

Кодификация

Инкорпорация

Консолидация

Тема 1.4. Правовые отношения.

В течение своей жизни люди вступают друг с другом в разнообразные общественные

отношения.

Многие

из

этих

отношений

регулируются

нормами

права

и

потому

называются правовыми отношениями, или правоотношениями.

Правоотношения классифицируются по различным основаниям.

По отраслевой принадлежности различают гражданские, трудовые, административные,

уголовные

и

другие

правоотношения.

По

характеру

правоотношения

могут

быть

регулятивными или охранительными. По распределению прав и обязанностей между

субъектами правоотношения бывают простые и сложные. В зависимости от характера

обязанностей

все

правоотношения

делятся

на

активные

и

пассивные.

Наконец,

в

зависимости

от

принадлежности

к

той

или

иной

стороне

системы

права

все

правоотношения делят на материальные и процессуальные.

Практическое занятие № 3 "Правоотношения и их виды"

1. Дайте определение понятий:

Правоотношение

Юридический факт

Юридические презумпции

Правовая фикция

Физические лица

Юридические лица

Правосубъектность

Правоспособность

Дееспособность

Деликтоспособность

2. Письменно классифицируйте юридические факты:

- увольнение с работы

- убийство человека

-

заключение

договора

купли-продажи

квартиры

- затопление дома при наводнении

- обнаружение клада

- вступление в брак

- рождение ребенка

- приватизация предприятия

- нарушение правил дорожного движения

- наступление пенсионного возраста

3. Закончите схему:

Субъекты правоотношений

Юридические лица

Физические лица

4. Опираясь на статьи Гражданского кодекса РФ № 18, 21, 26, 27, 28, заполните

таблицу.

Объем дееспособности субъектов гражданского права

Возраст

Объем дееспособности

0-6 лет

6-14 лет

14-18 лет

С 18 лет

5. Выберите один или несколько правильных вариантов ответа

1. Что из нижеперечисленного является юридическим фактом-событием:

а) рождение человека;

б) наступление 18-летнего возраста;

в) кража картины из музея;

г) покупка земельного участка.

2. Все юридические факты можно разделить на следующие группы:

а) поступки;

б) события;

в) проступки;

г) действия.

3. К числу субъектов права относятся:

а) документы;

б) лица без гражданства;

в) трудовой коллектив;

г) государственная организация.

4. Правосубъектность физического лица включает:

а) правоспособность;

б) юридическую обязанность;

в) дееспособность;

г) деликтоспособность.

5. Гражданин решением суда может быть объявлен безвестно отсутствующим, если:

а) в течение полугода его местопребывание неизвестно;

б) в течение года местопребывание гражданина неизвестно и он фактически

отсутствует по месту своего жительства;

в) в течение пяти лет местопребывание гражданина неизвестно и он фактически

отсутствует по месту своего жительства;

г) в течение месяца его местопребывание неизвестно.

6. Вставьте пропущенные слова

1. Правовое отношение представляет собой один из видов _______________ отношений.

2. Совокупность юридических фактов называется ____________________

3. Сторонами правового отношения могут быть только лица, обладающие качествами

субъекта права — ________________.

4.

Людей

и

их

объединения,

которые

участвуют

в

правоотношении,

называют

______________________.

5. Если гражданин страдает психическим расстройством, то над ним устанавливается

____________________.

6. Ограниченный в дееспособности человек вправе совершать _____________________

сделки.

7.

Мера

возможного

поведения

участника

правоотношений

н а з ы ва е т с я

_________________________.

8. Административная деликтоспособность наступает с ______________________ лет.

7 . Проанализируйте ситуации, найдите пути их решения.

Ситуация 1

При устройстве на работу в фирму «Н» гражданин Носов заключил трудовой договор с

директором. Объясните, кто в данном случае выступает субъектами правоотношений,

какой отраслью права регулируется ситуация.

Ситуация 2

16-летний

Петров

продал

велосипед

18-летнему

Сидорову.

Определите

объем

дееспособности Петрова и Сидорова. Является ли Петров деликтоспособным?

Ситуация 3

Гражданин Борисов проник в квартиру соседа и похитил деньги и ювелирные изделия.

Охарактеризуйте юридический факт по волевому критерию и по юридической природе.

Ситуация 4

Гражданин Петров заключил договор об издании своей книги с издательством «Глобус»

тиражом 20 000 экземпляров. Определите, что является в данной ситуации объектом

правоотношения. Какой отраслью права регулируются такие отношения?

Ситуация 5

Иванова и Федорова связывали дружеские отношения многие годы. Будучи соседом по

садовому участку, Федоров помогал Иванову в строительстве дачного дома. Иванов в

благодарность

подарил

Федорову

автомагнитолу.

Определите,

возникли

ли

между

Федоровым и Ивановым правоотношения.



В раздел образования