Напоминание

Рабочая программа по географии 6 класс по УМК Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой.


Автор: Макаренко Наталья Дмитриевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Белоберезковская сош №1
Населённый пункт: пгт Белая Берёзка, Трубчевский р-он,Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа по географии 6 класс по УМК Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой.
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая

программа

по

географии

для

6

класса

разработана

в

соответствии

с

Положением

о

порядке

разработки

и

утверждения

рабочей

программы

по

учебным

предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС ООО МБОУ Белоберезковская СОШ

№1 и на основании Основной образовательной программы основного общего образования

МБОУ Белоберезковская СОШ №1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является

формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных

ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-

личностные позиции:

- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать

этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях

(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных

районов и стран;

-представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и

роли в современном мире;

-осознание единства географического пространства России как единой среды обитания

всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других

людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее

сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни

других народов, толерантность;

-

готовность

к

осознанному

выбору

дальнейшей

профессиональной

траектории

в

соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной

системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных

жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование

универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,

умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать

средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель

учебной деятельности, выбирать тему проекта;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из

предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки самостоятельно;

-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

формирование

и

развитие

посредством

географического

знания

познавательных

интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,

сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных

технологий:

-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять

причины и следствия простых явлений;

-осуществлять

сравнение,

сериацию

и

классификацию,

самостоятельно

выбирая

основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на

основе дихотомического деления (на основе отрицания);

-строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно-следственных

связей;

-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать

информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

-вычитывать все уровни текстовой информации;

-уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск

информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие

цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты:

-называть методы изучения Земли;

-называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные

круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли. объяснять значение

понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая

карта»;

- называть масштаб глобуса и показывать изображения

-разных видов масштаба на глобусе;

- приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на

глобусе и карте;

- читать план местности и карту;

- определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

- производить простейшую съемку местности;

- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления,

местоположение географических объектов на глобусе;

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса,

-объяснять их особенности.

-объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора»,

«полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море»,

«атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс»,

«биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

-называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой;

- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

- приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с

тектоническими структурами;

- определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту

точек, глубину морей;

- классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

- объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа

суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;

- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра,

облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

- составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера

по плану;

- описывать погоду и климат своей местности;

- называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты

вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

- называть меры по охране природы.

-рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

- приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

- составлять описание природного комплекса;

- приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

Для

достижения

планируемых

результатов

освоения

учебного

предмета

«География 6 класс» используется УМК:

1.География.

Начальный

курс.

6

кл.:

учеб.

для

общеобразоват.

учреждений/

Т.П.

Герасимова, Н.П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2016.

2.Географический атлас 6 класс. – М.: Дрофа, 2016.

3.География. Начальный курс.6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой и Н.П.

Неклюковой «География. Начальный курс». 6 класс

4.География

Родного

края.

Учебное

пособие

для

6

класса

общеобразовательных

учреждений/ Под ред. Ахромеева Л.М.- Брянск: Курсив, 2012.

5.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс.- М.: ВАКО, 2017.

6. Контрольно-измерительные материалы. География: 6 класс/ Сост. Е.А. Жижина.-М.:

ВАКО, 2012.-112 с.

7.Контурная карта по географии 6 класс.

Содержание

рабочей

программы

соответствует

содержанию

примерной

программы

учебного

предмета,

рекомендованной

Минобрнауки

России,

и

авторской

примерной программы учебного предмета географии основного общего образования по

географии. 5-9 классы. Авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина, В.И.Сиротин.

М: Дрофа, 2012г

На изучение предмета отводится 1,5 часа в неделю (52 часа в год).

Содержание учебного предмета

Введение (1 ч)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение

Земли человеком. Современная география.

Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.

Виды изображений поверхности Земли (9 ч)

ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы.

Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на

местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль

местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка.

Маршрутная съемка.

Практические работы.

1. Изображение здания школы в масштабе.

2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 ч)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус— модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды

географических карт. Значение географических карт. Современные географические

карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и

картах.

Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Географические координаты.

Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические

координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и

глубин.

Практическая работа.

4. Определение географических координат объектов и объектов по их

географическим координатам.

Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)

ЛИТОСФЕРА (5 ч)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение

земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода.

Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие

источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания

горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени.

Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по

времени. Человек на равнинах.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового

океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы,

образующие рельеф дна Мирового океана

Практическая работа.

5. Составление описания форм рельефа.

ГИДРОСФЕРА (6 ч)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны.

Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические

течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды.

Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные

и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя

мерзлота.

Практическая работа.

6. Составление описания внутренних вод.

АТМОСФЕРА (7 ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха.

Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя

месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход

температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение

атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды

ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром.

Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение

количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что

такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в

течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления

господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость

климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практические работы.

7. Построение графика хода температуры и вычисление средней

температуры.

8. Построение розы ветров.

9. Построение диаграммы осадков.

БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ч)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на

Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в

Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава

организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва.

Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практическая работа.

10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).

Население Земли(3 ч)

Население Земли. Человечество - единый биологический вид. Численность населения

Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы

на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

География Брянской области (17ч)

Физико-географическое положение Брянской области. Особенности геологического

строения. Полезные ископаемые. Рельеф Брянской области. Особенности климата

Брянской области. Сезоны годы. Особенности погоды. Реки. Озёра и искусственные

водоёмы. Болота и подземные воды. Почвы. Растительный и животный мир. Естественные

и антропогенные ландшафты. Охраняемые природные территории и объекты. Население

Брянской области.

Тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы, урока

Д а т а

п о

плану

Дата

факт

Введение. (1 ч)

1.

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Земля - планета Солнечной системы.

Пр.р.

«Ведение

дневника

погоды»

течение

полугодия).

Виды изображения поверхности Земли.(9ч)

2.

Понятие о плане местности. Масштаб.

Пр.р.«Изображение

плана

школы

в

масштабе».

(Оценочная работа.)

3

Стороны горизонта. Ориентирование.

Пр.р. «Определение направлений и азимута по плану

местности». (Оценочная работа.)

4.

Изображение

на

плане

неровностей

земной

поверхности.

5.

Составление простейших планов местности.

Пр.р.

«Составление

плана

местности

методом

маршрутной съёмки». (Тренировочная работа.)

6.

Форма и размеры Земли. Географическая карта.

7.

Градусная сеть на глобусе и географических картах.

8.

Ге о г р а ф и ч е с к а я

ш и р о т а .

О п р е д е л е н и е

географической широты.

9.

Географическая долгота. Географические координаты.

Пр.р.

«Определение

географических

координат

объектов

и

объектов

по

их

географическим

координатам». (Оценочная работа.)

10.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Тестирование.

Строение Земли. Земные оболочки.(22 ч)

11.

ЛИТОСФЕРА (5ч)

Земля и её внутреннее строение.

12.

Движение земной коры. Вулканизм.

13.

Рельеф суши. Горы. Пр.р. «Характеристика гор по

плану». (Тренировочная работа.)

14.

Равнины

суши.

Пр.р.

«Характеристика

равнин

по

плану». (Оценочная работа.)

15.

Рельеф дна Мирового океана. Тестирование.

16.

ГИДРОСФЕРА (6ч)

Вода на Земле. Части Мирового океана.

17.

Свойства вод океана. Движение воды в океане.

18.

Подземные воды.

19.

Реки.

Пр.р.

«Характеристика

реки

по

плану».

(Тренировочная работа.)

20.

Озера.

Пр.

р.

«Характеристика

озера

по

плану».

(Оценочная работа.)

21.

Ледники. Тестирование.

22.

АТМОСФЕРА (7ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение.

23.

Температура

воздуха.

Пр.р.

«Построение

графика

ход а

т е мп е ратуры

и

в ы ч и с ле н и е

с р е д н е й

температуры». (Оценочная работа.)

24.

Атмосферное

давление.

Ветер.

Пр.р.

«Построение

розы ветров». (Оценочная работа.)

25.

Водяной

пар

в

атмосфере.

Облака

и

атмосферные

осадки.

Пр.

р.

«Построение

диаграммы

осадков».

(Оценочная работа.)

26.

Погода.

Причины,

влияющие

на

погоду.

Прогноз

погоды.

27.

Климат.

Влияние

климата

на

природу

и

жизнь

человека.

28.

Причины, влияющие на климат. Тестирование.

29.

БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4ч)

Разнообразие

и

распространение

организмов

на

Земле. Широтная и высотная зональность.

30.

Распространение организмов в Мировом океане.

31.

Природный комплекс.

32.

Пр.р.

«Составление

характеристики

природного

комплекса». (Оценочная работа.)

Население Земли (2ч)

33

Человеческие

расы.

Численность

населения

Земли.

Основные типы населённых пунктов.

34

Влияние природы на человека. Стихийные природные

явления.

ГЕОГРАФИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ.

35.

Физико-географическое положение Брянской области.

Пр. р. «Характеристика карты своей местности».

(Тренировочная работа.)

36.

Особенности

геологического

строения.

Полезные

ископаемые.

37.

Рельеф Брянской области.

Пр.р.

«Изучение

рельефа

своей

местности»

(Тренировочная работа.)

38.

Особенности климата Брянской области.

Пр.р.

«Особенности

климата

своей

местности».

(Тренировочная работа.)

39.

Сезоны годы. Особенности погоды.

40

Реки.

Пр. р. «Изучение подземных и поверхностных вод

своей местности как части мирового круговорота

воды в природе». (Тренировочная работа.)

41

Озёра и искусственные водоёмы.

42.

Болота и подземные воды.

43.

Почвы.

44.

Растительный и животный мир.

45.

Пр. р. «Описание растительного и животного мира

своей местности». (Тренировочная работа.)

46.

Естественные и антропогенные ландшафты.

47.

Охраняемые природные территории и объекты.

48.

Современная экологическая обстановка.

49.

Население Брянской области.

50.

Пр.р.«Описание ПК своей местности».

(Тренировочная работа.)

51.

Экскурсия в природу.

52.

Обобщающий урок по теме «География Брянской

области» Контрольная работа

Итого:

52



В раздел образования