Автор: Прахова Алёна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №46"
Населённый пункт: г.Псков
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи для старшей группы
Тема: "Путешествие Красной шапочки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в старшей группе
по теме
«Путешествие Красной шапочки»
Ц е л ь : Формирование
умения
составлять
рассказ-описание
на
основе
моделирующей деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Составление
рассказа-описания
на
основе
моделирующей
деятельности;
Уточнение и активизация активного и пассивного словаря по теме:
«дикие животные»;
Учить употреблять предложно падежные конструкции сущ. в Р.п. мн.ч.;
Учить
образовывать
существительные
с
уменьшительно
–
ласкательными суффиксами (–онок, -ёнок);
У ч и т ь
с о гл а с о в ы в ат ь
и м е н а
ч и с л и т е л ь н ы е
с
и м е н а м и
существительными.
Развивающие:
Развитие долговременного внимания и памяти;
Развитие мышления;
Развитие общей моторики;
Развитие связной речи;
Развитие слухо-речевой памяти.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость и трудолюбие;
Воспитывать дружелюбное и вежливое отношение друг к другу.
Оборудование: картинка Красной Шапочки, предметные картинки диких
животных, картинки деревьев (с частями тел), картинки «Сосчитай», звуки
диких животных, картинка медведя, схема «Расскажи-ка».
Ход занятия.
I.
Организационный момент.
В.: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам вот такую историю:
- Жила была девочка, Никогда она не расставалась со своей шапочкой.
(На доску вывешивается картинка красной шапочки)
В.: Вы догадались о ком будит мой рассказ?
Д.: Да.
Как зовут девочку?
Д.: Красная Шапочка.
II.
Основная часть.
В.: Пошла однажды Красная Шапочка в лес, бабушку навестить. Ребята
скажите, а кто живёт в лесу?
Д.: Дикие животные.
1) Сообщение темы.
В.: Как вы думаете, о каких животных мы сегодня будим говорить?
Д.: О диких животных.
В.: Молодцы сегодня мы продолжим знакомиться с дикими животными.
-А
тем
временем
шла
Красная
Шапочка
через
лес.
Сколько
всего
интересного
в
лесу!
А
Красная
Шапочка
была
очень
любознательной
девочкой. И видит шапочка поляну, а на ней животные всего леса собрались и
плачут.
В.: Хотите узнать, почему плакали животные?
Д.: Да.
В.: Оказывается, потеряли они своих детёнышей.
2) Игра «Детёныш»
В.: Ребята, надо помочь животным. Посмотрите на картинку кто это?
Д.: Д.: Медведь.
В.: У медведя детёныш кто?
Д.: Медвежонок.
Лиса - лисёнок;
Волк - волчонок;
Заяц - зайчонок;
Лось-лосёнок;
Белка – бельчонок.
-Детёныши нашлись, и пошла Красная Шапочка дальше. И видит, много
животных собралось, решила Красная Шапочка их посчитать.
В.: Ребята давайте вместе с Красной Шапочкой посчитаем зверей.
3) Игра «Посчитай зверей»
(На доску выставляются картинки, на них нарисовано разное количество
зверей)
В.: Посмотрите на эту картинку. Кто на ней нарисован?
Д.: Волки.
В.: Давайте посчитаем, сколько волков нарисовано на этой картинке.
- Один волк, два волка, три волка, четыре волка, пять волков, шесть волков,
семь волков, восемь волков, девять волков, десять волков.
(Аналогично с лисой, медведем, белкой, зайцем)
- Пошла Красная Шапочка дальше, видит, стоит дерево, из-за дерева торчат
части тела диких животных.
В.: Ребята поможем Красной Шапочке разобраться, чьи части тела торчат из-
за дерева?
Д.: Да.
4) Игра «Части тела»
(Детям
поочерёдно
показывается
картинка
дерева
с
частями
тел
диких
животных)
В.: Ребята посмотрите на картинку, как вы думаете, чьи это уши?
Д.: Это заячьи уши.
(Лисий хвост, волчий хвост, заячий хвост, лисий нос)
В.: Молодцы!
-А тем временем Красная шапочка устала и решила сесть на пенёк отдохнуть.
В.: Отдохнём вместе с Красной Шапочкой?
Д.: Да.
III.
Динамическая пауза.
«Мишка и шарик» (Т. Трясорукова)
Мишка по лесу идет,
(руки на поясе, шагают на месте)
В лапке шарик он несет,
(руки через стороны поднимаем вверх и округло соединяем над головой)
Шарик в небо улетел,
(качаем руками над головой)
Мишка грозно заревел.
(произносим звук р-р-р, громко и сердито)
Сидит Красная Шапочка на пеньке и думает: « все животные такие разные».
В.: Ребята, давайте поможем понять какие разные дикие животные.
5) Игра « Какая? Какой?»
В.: Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы будете отвечать на вопросы:
Какой? Какая?
В.: Кто это на картинке?
Д.: Лиса.
В.: Лиса какая?
Д.: хитрая, рыжая, быстрая, красивая, дикая, пушистая.
В.: А кто нарисован на этой картинке?
Д.: Заяц.
В.: Заяц какой?
Д.: маленький, трусливый, серый, быстрый, пугливый, робкий, торопливый.
В.: Посмотрите, а кто нарисован на этой картинке?
Д.: Волк.
В.: Волк какой?
Д.: хищный, злой, голодный, большой, серый, ненасытный.
В.: А кто нарисован на этой картинке?
Д.: Ежик.
В.: Ежик какой?
Д.: Маленький, колючий, быстрый, хищный.
В.: Посмотрите на эту картинку, кто нарисован на ней?
Д: Белка.
В.: Белка какая?
Д.: рыжая, пушистая, маленькая, быстрая, красивая.
В.: Видите какие же всё-таки разные дикие животные.
-А
тем
временем
Красная
Шапочка
пошла
Дальше,
идёт
по
лесу
прислушивается и слышит, как звери голос подают.
6) Игра «Кто как голос падает»
В.: Ребята если прислушаться, то в лесу можно услышать много звуков.
Давайте и мы прислушаемся и попробуем услышать животных живущих в
лесу.
(Дети закрывают глаза, логопед поочерёдно включает голос волка, медведя,
кабана, ёжика, лисы.)
В.: Кого вы услышали?
Д.: Волка.
В.: Скажите, как волк подаёт голос?
Д.: Волк Воет.
Медведь-ревёт;
Кабан-хрюкает;
Ёжик-фыркает;
Лиса-тявкает.
-Идёт Красная Шапочка дальше, стоят звери, и думает Красная Шапочка : «
Один-волк, а много?...». И не вспомнить ей не как.
В.: Ребята поможем Красной Шапочке?
Д.: Да.
7) Игра «Один –много»
В.: Слушайте меня внимательно, я буду говорить: «Одна лиса, а много?».
Д.: Лис.
Белка-белок;
Медведь-медведей;
Волк-волков;
Ёжик-ёжиков;
Лось-лосей.
В.: Молодцы, ребята вот и помогли мы Красной Шапочке и она может идти
дальше.
-Идёт Красная Шапочка дальше , дорога подходит к концу, уже виднеется дом
бабушки, как увидела Красная Шапочка медведя и решила она разглядеть его
получше, чтобы прийти к бабушке и рассказать какого медведя она видела.
Давайте
с
вами
вместе
с
Красной
шапочкой
посмотрим
на
медведя
и
поможем ей составить рассказ. Поможем ей?
Д.: Да.
(Вывешивается картинка медведя)
В.: Скажите, кто нарисован на этой картинке?
Д.: На картинке нарисован медведь.
В.: Давайте составим рассказ об этом медведе, опишем его.
8) Составление рассказа – описания с использованием плана схемы.
В.: Ребята, но прежде чем начать, давайте составим план рассказа, которым
вы будите пользоваться при составлении своего рассказа.
(Дети вместе логопедом составляют план для рассказа)
В.: Посмотрите на доску, а я тоже для вас приготовила план составления
рассказа.
(На доску вывешивается опорная схема)
В.: Давайте озвучим, что на ней нарисовано?
( разбор схемы)
- Кто это?
- Цвет?
- Части тела.
- Чем покрыто?
- Как подаёт голос?
- Чем питается?
- Где живёт?
- Кто детёныш?
В.: всё ли мы с вами назвали?
Д.: Да.
В.: Давайте составим рассказ о медведе, используя план (опорную схему)
который мы с вами составили, а красная шапочка нас послушает и сама
потом сможет рассказать бабушке какого медведя она встретила.
(Рассказы детей)
IV.
Итог занятия.
Приходит Красная Шапочка к бабушке и рассказывает: где была, кого видела.
И рассказала Красная Шапочка бабушке, какого она медведя видела.
В.: Вот и закончилось путешествие Красной Шапочки. Скажите, интересное
путешествие было?
Д.: Да
В.: С кем мы повстречались в лесу? Почему эти животные называются
дикими? Каких диких животных вы запомнили?