Автор: Рамазанова Саймат Магомедовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№6" им. генерала Омарова М.О.
Населённый пункт: город Каспийск, Республика Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: "СИСТЕМА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование
Выступление на педагогическом совете
«СИСТЕМА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
Каждый раз, набирая новый класс, думаешь, что эти детки будут ещё лучше и
интереснее, с высоким качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворение в
работе, видишь результаты собственного труда. Комфортно и уверенно чувствуют
себя и сами дети, успевающие в учебе, получающие грамоты на линейках…
Но
по
каким-то
своим,
особым
законам
природы,
не
всегда
понятным
человеку, живут рядом другие дети – дети с низкими учебными возможностями,
плохо или совсем необучаемые школьники.
О них не пишут в школьной газете, их не снимают на камеру, без гордости в
голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого
ученика. И оказывается, что детей таких гораздо больше, чем успешных в обучении.
Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного
славы, и похвалы, и чувства уверенности. Но в их жизни, скорее всего, происходит
всё наоборот.
Слабоуспевающие - это те, кто имеет слабые умственные способности; те, кто
имеет слабые учебные умения; у кого низкие навыки устной и письменной речи; кто
не владеет нормой чтения текста; кто не владеет техникой устного счета; у кого
низкий уровень памяти; у кого не сформировались навыки исполнительного труда;
у кого не сформировалось прилежание, сознательно низкая мотивация к учению; у
кого
слабая
техника
письма.
Какие
же
категории
учащихся
относятся
к
слабоуспевающим:
1. Дети с ЗПР– это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от
возрастных норм. Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка.
Такие дети чаще других получают замечания от учителя. С ними не хотят дружить,
сидеть за одной партой. Состояние неудовлетворённости своим положением в школе
толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины.
2 . Функционально не созревшие дети. Они прилежно и добросовестно учатся, у
них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы
обучения
их
поведение
и
самочувствие
меняются.
Некоторые
становятся
беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную
боль, плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо: ведь происходит
приспособление
ребёнка
к
новым
условиям,
а
это
не
проходит
бесследно.
Но
проходит один – два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится
понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока
не
по
силам.
Появляются
отстающие,
слабоуспевающие
ученики,
а
некоторые
совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в
результате начинают отставать.
3.
Соматически
ослабленные
дети.
Ни
для
кого
не
секрет,
что
среди
детей,
поступающих в первый класс, практически здоровы только 20-30%. Эти дети с
трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли
напрягаться, их развитие отстаёт от нормы. Есть и другая категория ослабленных
детей. К ним относятся дети, которым дома было всё дозволено, воспитание по типу
«кумир
семьи».
Они
расторможены,
неуправляемы,
быстро
утомляются,
не
способны
сосредоточиться,
преодолеть
даже
малейшие
трудности,
длительно
работать.
В
каждом
классе
таких
детей
около
30-40%.
Обучение
их
нелёгкая
педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а так же
духовных и профессиональных умений и навыков.
4.
Системно-отстающие
дети.
Чрезмерные
эмоции,
умственные,
физические
нагрузки,
связанные
с
систематическим
обучением,
могут
явиться
причиной
существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у
него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Трудности
обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в
развитии и поведении. На первый взгляд, все функции в отдельности развиты как
будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно-
отстающих.
5.
«Нестандартные»
дети.
Среди
них
все
те,
кто
«выпадает»
по
различным
причинам
из
образовательного
процесса:
высокоодарённые,
талантливые,
вундеркинды – и безнадёжно отсталые, исключительные в умственном развитии.
2
Есть ещё одна группа детей; это так называемые «медленные» или торпидные дети.
Это
может
быть
связано
с
особенностями
высшей
нервной
системы,
с
преобладанием
процесса
торможения
над
процессом
возбуждения,
характера,
темперамента.
Дети
эти
здоровы,
часто
весьма
одарённые.
Они
отличаются
от
сверстников только медленным темпом деятельности.
6 . Дети, подверженные социальной депривации со стороны семьи или школы.
Значительная
часть
школьников
воспитывается
в
неблагоприятных
микро
социальных
условиях.
Это
социальная
запущенность:
алкоголизм
родителей,
атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям,
наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой.
Иногда
школа
ещё
больше
усугубляет
трудности
их
жизни,
безжалостно
выталкивает их в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности
добавляется педагогическая.
На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня всегда
интересовала проблема неуспеваемости обучающихся, так как в каждом классе у
меня были дети, которые требовали особого внимания в процессе обучения.
Набор
обучающихся
с
которыми
я
сейчас
работаю
есть
дети
из
неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем
подготовленности к школе.
У детей не были сформированы речевые навыки, навык письма, навык учебной
деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый учитель и т. д.
Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить
ответ,
допускают
множество
ошибок,
забывают
буквы,
цифры.
Как
учить
этих
детей?!
Школьные программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе часто сидят
разные
дети,
с
разной
подготовкой
к
учебной
деятельности,
с
разными
возможностями и способностями к обучению. Слабоуспевающие
ученики,
как
правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей.
3
Необходимо
создавать
на
уроке
ситуации
успеха.
Это
позволяет
сильному
ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности,
а слабому – выполнить посильный объем работы.
Чтобы материал был интересен и доступен для детей с разным развитием я
стала больше включать в урок различные упражнения на развитие психических
процессов (память, внимание, речь). (СЛАЙД 2)
Упражнение
1.
Тренировка
скорости
распределения
внимания,
его
объема
и
переключения. Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25.
Упражнение 2 . (СЛАЙД 3)
Развитие концентрации внимания и его устойчивости: На бланке напечатаны
буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их:
ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВТРПМДЫММЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖОКВИАИ
ПШУБАЫВАННАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШОТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИООДЫРАМЕТЛ
АКАИОГУАВТОБУСШЫГИК
Большую роль в развитии речи играют экскурсии, прогулки на свежем воздухе.
Вне школьной обстановки, когда учитель не оценивает и не является источником
тревоги и опасений, дети пробуют себя в общении: рассказывают о своих домашних
животных, о любимых играх, о телевизионных передачах – обо всем сразу и при
этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на разные темы.
Использую
разнообразные дидактические
игры, связанные
с
активным
движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., которые вызывает у
всех
детей
неподдельный
интерес,
воспитывает
положительное
эмоциональное
отношение к уроку. Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и упражнениями,
чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень
слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать,
решать задачи, получают новые знания.
Игра №1. «Не пропусти профессию» (ВИДЕО)
Дети встают в круг , когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на
месте:
лампа,
водитель,
ножницы,
липа,
токарь,
сталяр,
болтун,
архитектор,
карандаш, строитель, гроза, обруч, мельница, попугай, пекарь, листок, экскурсовод,
учитель.
Игра №2. «Назови соседей» Дети садятся в кружок, ведущий бросает мяч, называя
числа от 0 до 30 . Поймавший называет соседей числа.
4
Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады,
ребусы.
Упражнение №3. «Четыре стихии»
Дети садятся в кружок. Ведущий говорит слово «земля» - все опускают руки
вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух»- руки вверх, «огонь»- вращение
руками. Кто ошибается , выбывает из игры.
Среди
интеллектуально
развивающих
игр
особой
популярностью
у
детей
пользуются игры в загадки.
Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого
своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей,
знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные
связи, развивают и обогащают речь, способствуют развитию логического мышления.
(СЛАЙД
4)
Загадка,
по
словам
К.Д.Ушинского
«доставляет
уму
ребёнка
полезные упражнения». Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой,
мобилизирующей и тренирующей умственные силы учащегося.
В свою работу на уроках русского языка я включаю разные типы загадок.
Отгадывание
их
процесс
творческий.
Форма
загадок
может
быть
различной:
фронтальной, групповой, индивидуальной.
Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут
быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде
викторины, лотереи.
В свои уроки я включаю различные игры на превращение слов. Они помогают
мне
развить
у
учеников
орфографическую
зоркость,
позволяют
предупредить
некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь.
Безударные гласные (СЛАЙД 5)
Отгадай загадку, проверь написание , запиши отгадку.
Парные звонкие и глухие согласные (СЛАЙД 6)
Отгадай загадку. Напиши проверочное
слово.
Детям
очень
трудно
даётся
навык
чтения,
поэтому
на
уроках
чтения
при
изучении букв и звуков я использую слоговые таблицы.(СЛАЙД 7)
Формирование
речевой
деятельности
у
неуспевающих
детей
идёт
очень
медленно, традиционная методика здесь не поможет.
5
Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках, в том
числе
и
на
уроках
математики.
А
также
необходимо
придерживаться
твёрдых
принципов: дети как можно больше должны говорить.
Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как
удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения,
сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи.
Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к
отставанию
по
всем
предметам,
тормозит
развитие
восприятия,
понимания,
воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в
тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить
сюжетную линию. Поэтому я использую следующий приём – необходимо научить
выделять главное, а потом второстепенное:
О чём, о ком говорится? Что об этом говорится дальше?
Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них отвечает. В течение недели дети
приобретают навык выделять главное в тексте. Вопросов должно быть не более
пяти.
Проблема
развития
математических
способностей
детей
–
одна
из
наисложнейших. Тут уж или есть, или нет. Но элементарным навыкам мы должны
научить всех и каждого. Вот и приходится применять разные дидактические игры,
обучающие карточки
,
задания с выбором ответа, карточки с образцами решения,
деформированные задания и мн. др.
(СЛАЙД 8)
Игры на выявление величины и формы предметов. Игра «Дома зверей»
Много аналогичных подсказок есть у каждого учителя.
(СЛАЙД 9)В своей работе я использую опыт Софьи Николаевны Лысенковой.
Она предлагает методику, которая является реальным средством для того, чтобы
избавиться от самого большого школьного горя: от неуспевающих. Она предлагает,
кроме
прошлого
и
сегодняшнего
материала,
небольшими
порциями
давать
труднейший
материал,
который
будут
проходить
через
пятьдесят,
сто
или
сто
пятьдесят уроков. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы,
испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных
6
повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к
сроку, не отставая от класса.
Лысенкова
предлагает
использовать комментированное
обучение.
Она
говорит, что если приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие
сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль.
На своих уроках я также применяю комментированное письмо.
Комментированное управление экономит время урока, а ещё развивает речь.
Ученик ведёт решение примера, задачи, разбор предложения – это и есть опрос. При
этом ребёнок чувствует: весь класс подчиняется его воле. Он – учитель, от него
зависит работа всех, а значит, старается говорить громко, чётко. Отсюда хорошая
дикция, выразительная речь.
Работая
по
методике
С.
Н.
Лысенковой
можно
предупредить
и
провести
коррекцию неуспеваемости в классе.
Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в
учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный
интерес. К примеру, вместо стандартной фразы: “Мы начинаем новую тему” –
учитель
может
предложить
учащимся
разгадать
кроссворд
ключевым
словом,
которое является название темы урока, загадать загадку, включить песню, видео. Я
стараюсь обогатить и разнообразить учебное содержание урока. Примером могут
служить проведения на уроках-обобщения игр – путешествий, урока-КВНа и др.
Хороший результат на уроках дает:
групповая работа (СЛАЙД10)
уроки юного педагога когда часть урока проводят сами ученики
взаимопроверка
Современному
учителю
в
своей
практике
необходимо
использовать
технологии,
отвечающие
потребностям
общества.
Одной
из
таких
технологий
является
проектное
обучение.
Метод
проектов
рассматривается
как
способ
актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так
необходимо
в
работе
с
неуспевающими
и
слабоуспевающими
учащимися.
При
7
работе
над
проектом
у
учащихся
не
только
систематизируются
и
обобщаются
полученные знания на уроках, но и развивается внимание (Видео 1)
Комплексный
подход
к
решению
проблем
неуспеваемости
это
совместная
работа
педагога,
психолога,
логопеда,
социального
педагога,
и,
конечно
же,
родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем
успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь акцентировать
внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по
преодолению трудностей, которые испытывают их дети.
Всем
известно,
что
слабоуспевающие
учащиеся
очень
часто
испытывают
тревожность,
беспокойство,
внутреннее
напряжение.
У
этих
детей
занижена
самооценка.
Для
того
чтобы
снять
все
эти
тревоги
я
очень
часть
использую
различные арт терапии. («Рисунок по кругу», «Манкатерапия», «Сказкатерапия»…)
(ВИДЕО 2, 3)
Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися
Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил
работы с неуспевающими школьниками:
1.
Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
2.
Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
3.
Не торопите его, научитесь ждать.
4.
Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в
изучаемую тему.
5.
Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте
им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем,
третье – каждый индивидуально.
6.
Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно
добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
7.
Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать
главное, изложить его, повторить, закрепить.
8.
Обобщение – главная составляющая любой методики.
8
9.
Научитесь
управлять
классом,
сочетать
фронтальную
работу
на
уроке
с
индивидуальной.
10.
Помните,
что
через
некоторое
время
группа
слабоуспевающих,
в
свою
очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
В заключение хочу сказать, что неуспеваемость учащихся – это постоянная
головная боль учителей. И наша задача, независимо от причины, по которой ученик
является отстающим, помочь ему, прежде всего, на уроке.
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но
каждый
ребенок
должен
самореализироваться.
И
я
нам
этого
искренне
желаю!
Подготовила: учитель начальных классов
Рамазанова С.М.
9