Напоминание

"СИСТЕМА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"


Автор: Рамазанова Саймат Магомедовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№6" им. генерала Омарова М.О.
Населённый пункт: город Каспийск, Республика Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: "СИСТЕМА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование





Назад




Выступление на педагогическом совете

«СИСТЕМА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

Каждый раз, набирая новый класс, думаешь, что эти детки будут ещё лучше и

интереснее, с высоким качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворение в

работе, видишь результаты собственного труда. Комфортно и уверенно чувствуют

себя и сами дети, успевающие в учебе, получающие грамоты на линейках…

Но

по

каким-то

своим,

особым

законам

природы,

не

всегда

понятным

человеку, живут рядом другие дети – дети с низкими учебными возможностями,

плохо или совсем необучаемые школьники.

О них не пишут в школьной газете, их не снимают на камеру, без гордости в

голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого

ученика. И оказывается, что детей таких гораздо больше, чем успешных в обучении.

Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного

славы, и похвалы, и чувства уверенности. Но в их жизни, скорее всего, происходит

всё наоборот.

Слабоуспевающие - это те, кто имеет слабые умственные способности; те, кто

имеет слабые учебные умения; у кого низкие навыки устной и письменной речи; кто

не владеет нормой чтения текста; кто не владеет техникой устного счета; у кого

низкий уровень памяти; у кого не сформировались навыки исполнительного труда;

у кого не сформировалось прилежание, сознательно низкая мотивация к учению; у

кого

слабая

техника

письма.

Какие

же

категории

учащихся

относятся

к

слабоуспевающим:

1. Дети с ЗПР– это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от

возрастных норм. Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка.

Такие дети чаще других получают замечания от учителя. С ними не хотят дружить,

сидеть за одной партой. Состояние неудовлетворённости своим положением в школе

толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины.

2 . Функционально не созревшие дети. Они прилежно и добросовестно учатся, у

них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы

обучения

их

поведение

и

самочувствие

меняются.

Некоторые

становятся

беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную

боль, плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо: ведь происходит

приспособление

ребёнка

к

новым

условиям,

а

это

не

проходит

бесследно.

Но

проходит один – два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится

понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока

не

по

силам.

Появляются

отстающие,

слабоуспевающие

ученики,

а

некоторые

совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в

результате начинают отставать.

3.

Соматически

ослабленные

дети.

Ни

для

кого

не

секрет,

что

среди

детей,

поступающих в первый класс, практически здоровы только 20-30%. Эти дети с

трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли

напрягаться, их развитие отстаёт от нормы. Есть и другая категория ослабленных

детей. К ним относятся дети, которым дома было всё дозволено, воспитание по типу

«кумир

семьи».

Они

расторможены,

неуправляемы,

быстро

утомляются,

не

способны

сосредоточиться,

преодолеть

даже

малейшие

трудности,

длительно

работать.

В

каждом

классе

таких

детей

около

30-40%.

Обучение

их

нелёгкая

педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а так же

духовных и профессиональных умений и навыков.

4.

Системно-отстающие

дети.

Чрезмерные

эмоции,

умственные,

физические

нагрузки,

связанные

с

систематическим

обучением,

могут

явиться

причиной

существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у

него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Трудности

обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в

развитии и поведении. На первый взгляд, все функции в отдельности развиты как

будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно-

отстающих.

5.

«Нестандартные»

дети.

Среди

них

все

те,

кто

«выпадает»

по

различным

причинам

из

образовательного

процесса:

высокоодарённые,

талантливые,

вундеркинды – и безнадёжно отсталые, исключительные в умственном развитии.

2

Есть ещё одна группа детей; это так называемые «медленные» или торпидные дети.

Это

может

быть

связано

с

особенностями

высшей

нервной

системы,

с

преобладанием

процесса

торможения

над

процессом

возбуждения,

характера,

темперамента.

Дети

эти

здоровы,

часто

весьма

одарённые.

Они

отличаются

от

сверстников только медленным темпом деятельности.

6 . Дети, подверженные социальной депривации со стороны семьи или школы.

Значительная

часть

школьников

воспитывается

в

неблагоприятных

микро

социальных

условиях.

Это

социальная

запущенность:

алкоголизм

родителей,

атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям,

наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой.

Иногда

школа

ещё

больше

усугубляет

трудности

их

жизни,

безжалостно

выталкивает их в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности

добавляется педагогическая.

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня всегда

интересовала проблема неуспеваемости обучающихся, так как в каждом классе у

меня были дети, которые требовали особого внимания в процессе обучения.

Набор

обучающихся

с

которыми

я

сейчас

работаю

есть

дети

из

неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем

подготовленности к школе.

У детей не были сформированы речевые навыки, навык письма, навык учебной

деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый учитель и т. д.

Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить

ответ,

допускают

множество

ошибок,

забывают

буквы,

цифры.

Как

учить

этих

детей?!

Школьные программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе часто сидят

разные

дети,

с

разной

подготовкой

к

учебной

деятельности,

с

разными

возможностями и способностями к обучению. Слабоуспевающие

ученики,

как

правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей.

3

Необходимо

создавать

на

уроке

ситуации

успеха.

Это

позволяет

сильному

ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности,

а слабому – выполнить посильный объем работы.

Чтобы материал был интересен и доступен для детей с разным развитием я

стала больше включать в урок различные упражнения на развитие психических

процессов (память, внимание, речь). (СЛАЙД 2)

Упражнение

1.

Тренировка

скорости

распределения

внимания,

его

объема

и

переключения. Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25.

Упражнение 2 . (СЛАЙД 3)

Развитие концентрации внимания и его устойчивости: На бланке напечатаны

буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их:

ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВТРПМДЫММЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖОКВИАИ

ПШУБАЫВАННАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШОТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИООДЫРАМЕТЛ

АКАИОГУАВТОБУСШЫГИК

Большую роль в развитии речи играют экскурсии, прогулки на свежем воздухе.

Вне школьной обстановки, когда учитель не оценивает и не является источником

тревоги и опасений, дети пробуют себя в общении: рассказывают о своих домашних

животных, о любимых играх, о телевизионных передачах – обо всем сразу и при

этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на разные темы.

Использую

разнообразные дидактические

игры, связанные

с

активным

движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., которые вызывает у

всех

детей

неподдельный

интерес,

воспитывает

положительное

эмоциональное

отношение к уроку. Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и упражнениями,

чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень

слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать,

решать задачи, получают новые знания.

Игра №1. «Не пропусти профессию» (ВИДЕО)

Дети встают в круг , когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на

месте:

лампа,

водитель,

ножницы,

липа,

токарь,

сталяр,

болтун,

архитектор,

карандаш, строитель, гроза, обруч, мельница, попугай, пекарь, листок, экскурсовод,

учитель.

Игра №2. «Назови соседей» Дети садятся в кружок, ведущий бросает мяч, называя

числа от 0 до 30 . Поймавший называет соседей числа.

4

Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады,

ребусы.

Упражнение №3. «Четыре стихии»

Дети садятся в кружок. Ведущий говорит слово «земля» - все опускают руки

вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух»- руки вверх, «огонь»- вращение

руками. Кто ошибается , выбывает из игры.

Среди

интеллектуально

развивающих

игр

особой

популярностью

у

детей

пользуются игры в загадки.

Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого

своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей,

знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные

связи, развивают и обогащают речь, способствуют развитию логического мышления.

(СЛАЙД

4)

Загадка,

по

словам

К.Д.Ушинского

«доставляет

уму

ребёнка

полезные упражнения». Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой,

мобилизирующей и тренирующей умственные силы учащегося.

В свою работу на уроках русского языка я включаю разные типы загадок.

Отгадывание

их

процесс

творческий.

Форма

загадок

может

быть

различной:

фронтальной, групповой, индивидуальной.

Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут

быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде

викторины, лотереи.

В свои уроки я включаю различные игры на превращение слов. Они помогают

мне

развить

у

учеников

орфографическую

зоркость,

позволяют

предупредить

некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь.

Безударные гласные (СЛАЙД 5)

Отгадай загадку, проверь написание , запиши отгадку.

Парные звонкие и глухие согласные (СЛАЙД 6)

Отгадай загадку. Напиши проверочное

слово.

Детям

очень

трудно

даётся

навык

чтения,

поэтому

на

уроках

чтения

при

изучении букв и звуков я использую слоговые таблицы.(СЛАЙД 7)

Формирование

речевой

деятельности

у

неуспевающих

детей

идёт

очень

медленно, традиционная методика здесь не поможет.

5

Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках, в том

числе

и

на

уроках

математики.

А

также

необходимо

придерживаться

твёрдых

принципов: дети как можно больше должны говорить.

Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как

удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения,

сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи.

Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к

отставанию

по

всем

предметам,

тормозит

развитие

восприятия,

понимания,

воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в

тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить

сюжетную линию. Поэтому я использую следующий приём – необходимо научить

выделять главное, а потом второстепенное:

О чём, о ком говорится? Что об этом говорится дальше?

Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них отвечает. В течение недели дети

приобретают навык выделять главное в тексте. Вопросов должно быть не более

пяти.

Проблема

развития

математических

способностей

детей

одна

из

наисложнейших. Тут уж или есть, или нет. Но элементарным навыкам мы должны

научить всех и каждого. Вот и приходится применять разные дидактические игры,

обучающие карточки

,

задания с выбором ответа, карточки с образцами решения,

деформированные задания и мн. др.

(СЛАЙД 8)

Игры на выявление величины и формы предметов. Игра «Дома зверей»

Много аналогичных подсказок есть у каждого учителя.

(СЛАЙД 9)В своей работе я использую опыт Софьи Николаевны Лысенковой.

Она предлагает методику, которая является реальным средством для того, чтобы

избавиться от самого большого школьного горя: от неуспевающих. Она предлагает,

кроме

прошлого

и

сегодняшнего

материала,

небольшими

порциями

давать

труднейший

материал,

который

будут

проходить

через

пятьдесят,

сто

или

сто

пятьдесят уроков. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы,

испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных

6

повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к

сроку, не отставая от класса.

Лысенкова

предлагает

использовать комментированное

обучение.

Она

говорит, что если приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие

сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль.

На своих уроках я также применяю комментированное письмо.

Комментированное управление экономит время урока, а ещё развивает речь.

Ученик ведёт решение примера, задачи, разбор предложения – это и есть опрос. При

этом ребёнок чувствует: весь класс подчиняется его воле. Он – учитель, от него

зависит работа всех, а значит, старается говорить громко, чётко. Отсюда хорошая

дикция, выразительная речь.

Работая

по

методике

С.

Н.

Лысенковой

можно

предупредить

и

провести

коррекцию неуспеваемости в классе.

Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в

учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный

интерес. К примеру, вместо стандартной фразы: “Мы начинаем новую тему” –

учитель

может

предложить

учащимся

разгадать

кроссворд

ключевым

словом,

которое является название темы урока, загадать загадку, включить песню, видео. Я

стараюсь обогатить и разнообразить учебное содержание урока. Примером могут

служить проведения на уроках-обобщения игр – путешествий, урока-КВНа и др.

Хороший результат на уроках дает:

групповая работа (СЛАЙД10)

уроки юного педагога когда часть урока проводят сами ученики

взаимопроверка

Современному

учителю

в

своей

практике

необходимо

использовать

технологии,

отвечающие

потребностям

общества.

Одной

из

таких

технологий

является

проектное

обучение.

Метод

проектов

рассматривается

как

способ

актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так

необходимо

в

работе

с

неуспевающими

и

слабоуспевающими

учащимися.

При

7

работе

над

проектом

у

учащихся

не

только

систематизируются

и

обобщаются

полученные знания на уроках, но и развивается внимание (Видео 1)

Комплексный

подход

к

решению

проблем

неуспеваемости

это

совместная

работа

педагога,

психолога,

логопеда,

социального

педагога,

и,

конечно

же,

родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем

успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь акцентировать

внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по

преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

Всем

известно,

что

слабоуспевающие

учащиеся

очень

часто

испытывают

тревожность,

беспокойство,

внутреннее

напряжение.

У

этих

детей

занижена

самооценка.

Для

того

чтобы

снять

все

эти

тревоги

я

очень

часть

использую

различные арт терапии. («Рисунок по кругу», «Манкатерапия», «Сказкатерапия»…)

(ВИДЕО 2, 3)

Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил

работы с неуспевающими школьниками:

1.

Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.

2.

Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.

3.

Не торопите его, научитесь ждать.

4.

Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в

изучаемую тему.

5.

Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте

им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем,

третье – каждый индивидуально.

6.

Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно

добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.

7.

Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать

главное, изложить его, повторить, закрепить.

8.

Обобщение – главная составляющая любой методики.

8

9.

Научитесь

управлять

классом,

сочетать

фронтальную

работу

на

уроке

с

индивидуальной.

10.

Помните,

что

через

некоторое

время

группа

слабоуспевающих,

в

свою

очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.

В заключение хочу сказать, что неуспеваемость учащихся – это постоянная

головная боль учителей. И наша задача, независимо от причины, по которой ученик

является отстающим, помочь ему, прежде всего, на уроке.

Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но

каждый

ребенок

должен

самореализироваться.

И

я

нам

этого

искренне

желаю!

Подготовила: учитель начальных классов

Рамазанова С.М.

9



В раздел образования