Автор: Гордиенко Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 201 "Детский сад компенсирующего вида"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Социальное развитие ребёнка в ДОУ IV вида"
Раздел: дошкольное образование
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
В ДОУ IV ВИДА
Дети являются личностями, которые не способны к нормальному развитию в
условиях изоляции от общества. Социализация относится к двусторонним процессам: с
одной стороны дети усваивают социальный опыт группы, к которой они принадлежат, а с
другой - сами влияют на поведение участников своих же социальных групп. Цель
социального воспитания – помочь ребенку выжить и нормально существовать в обществе.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?:
Под социализацией или социальным развитием понимают процесс успешного
усвоения общественных традиций, формирования общечеловеческих ценностей, навыков
общения. Для успешности социального развития важно:
• уделять малышу достаточное количество внимания
• общаться
• читать
• играть
Важно! Семья – важнейшее звено на пути передачи детям накопленного опыта
предыдущих поколений. Крайне необходимо постоянно трудиться над созданием
благоприятного семейного микроклимата. Помните, основное чувство в отношениях между
родителями и малышами - любовь!
КОГДА НАЧИНАТЬ ПРОЦЕСС
СОЦИАЛИЗАЦИИ МАЛЫШЕЙ?:
Обучение к жизни в обществе у детей начинается с периода новорожденности, а
продолжает
развиваться
всю
жизнь.
В
течение
первых
лет
жизни
закладывается
фундамент успешной социализации, оказывающий влияние на дальнейшую адаптацию в
обществе.
Для успешной социализации важно активное взаимодействие ребенка и взрослого, а
также
старших детей, общение с ним, знакомство с окружающей действительностью.
Общение малыша с родителями играет большую роль. С трех лет ребенок начинает
задавать взрослым много вопросов. Необходимо серьезно относиться к этому, отвечать на
них грамотно и без упреков. В этом возрасте малыш поступает в детский сад, что является
огромным событием в его жизни. С этого момента родителям будет понятно, какого
у р о в н я
р а з в и т и я
д о с т и г л о
с о ц и а л ь н о е
р а з в и т и е
р е б е н к а .
Дошкольный
возраст
-
это
важный
этап
в
формировании
социализации
малыша.
В этот период семья сильно влияет на его воспитание и развитие. Отец и мать - это
яркие
примеры
для
формирования
духовности,
культуры,
навыков
общения
с
окружающими людьми. К шести годам дети полностью копируют поведение родителей:
мальчики – пап, а девочки – мам. Отношение взрослых к ребенку влияет на формирование
социальных навыков ребенка.
КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ УСПЕШНАЯ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ?:
Если процесс социального развития детей протекает успешно, тогда у них
происходит активное формирование таких понятий:
• дружба
• коллектив
• идея
• цель
В результате этого малыш развивается не только как личность, но и как частица
большого общества.
О СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРАХ, В КОТОРЫХ
РАЗВИВАЕТСЯ РЕБЕНОК:
Все малыши развиваются под влиянием важных факторов:
• микрофакторы: семья, детский сад, друзья, окружающие люди
• мезофакторы: условия развития малыша, средства массовой информации
• макрофакторы: состояние экологии, политики и экономики государства
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МАЛЫШЕЙ-
ДОШКОЛЬНИКОВ:
Под социальной адаптацией понимают своеобразный итог социального развития.
Социализация включает три фазы:
1. деятельность
2. общение
3. сознание
Социальное развитие всегда идет по двум направлениям:
1. социализация
2. индивидуализация
Если между индивидуализацией и социализацией установится оптимальный
баланс, тогда ребенок успешно входит в социум. Иными словами, малыш становится
адаптированным для жизни в социуме.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МАЛЫШЕЙ
ДО ТРЕХ ЛЕТ:
Источником социализации для ребенка является семья. Навыки культуры
поведения формируют родители. Социальное развитие всегда берет начало с общения.
Младенец в большей степени нуждается в общении с мамой. С трехмесячного возраста
дети
уже
ищут
контакт
с
другими
членами
семьи.
Если
в
этот
период
ребенок
воспитывается
в
спокойной,
доброжелательной
атмосфере,
тогда
он
будет
проявлять
п о л о ж и т е л ь н ы е
э м о ц и и .
С шести месяцев малыш нуждается в совместных играх с родителями, основой которых
является
речь
взрослых.
С
ребенком
необходимо
больше
разговаривать.
Когда
ему
исполнится
год,
главным
инструментом
социализации
станет
его
собственная
речь.
Ребенок повторяет то, что делают старшие, учится здороваться и слушать посторонних. В
трехлетнем возрасте желательно определить малыша в детское дошкольное учреждение с
целью развития и формирования полноценных навыков общения.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОСЛЕ ТРЕХ ЛЕТ:
Родители - это самые важные люди в процессе социализации. Ребенок задает
множество
вопросов,
на
которые
необходимо
терпеливо
и
доступно
отвечать.
С
трехлетнего
возраста
у
малыша
расширяется
словарный
запас.
Благодаря
речи,
он
общается,
высказывает
мысли,
получает
новые
знания.
Малыш
усваивает
нормы
н р а в с т в е н н о с т и
и
м о р а л и .
Важно!
Эталон
правильного
поведения
для
малыша
старше
трех
лет
-
родители.
Поэтому им необходимо контролировать свое поведение. Отношение внутри семьи – это
ф у н д а м е н т
с о ц и а л ь н о й
а д а п т а ц и и
д е т е й .
Главным способом социализации трехлетнего ребенка является речь. В шестилетнем
возрасте дети считают взрослого главным объектом для подражания. Ребенок - носитель и
отражение поведения членов его семьи. Особенность личности малыша будет зависеть от
опыта семейного общения.
КАК ДОЛЖНА ПРОИСХОДИТЬ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МАЛЫША?:
Социальное воспитание – это постоянный процесс формирования таких сторон
характера:
• позитивного отношения к окружающим
• способностей переживать нарушения общепринятых правил поведения
• умения жить в большом или маленьком коллективе
• уважительное отношение к другим людям
• соблюдение установленных правил поведения
Основной вид деятельности для детей-дошкольников - это игры. Развитие социальных
навыков также должно осуществляться в игровой форме. Для этого прекрасно подойдут
игры, моделирующие поведение окружающих. У детей до 6 лет на первый план выходят
межличностные взаимоотношения. В игровой непринужденной обстановке малыши
учатся подчинять собственные действия общечеловеческим нормам. Так, игра в
"больничку" способна передать взаимоотношения между пациентами и докторами в
клинике. В ролевых играх по типу «Семья» малыши передадут взаимоотношения между
членами их семьи. Подражание поведению старших доказывает важность родительского
примера в процессе социального воспитания.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ:
• Доверительно и открыто разговаривайте с малышом
• Будьте образцом во всем для своих детей: адекватно ведите себя в любых жизненных
ситуациях, следите за жестами, манерами, мимикой, умейте выслушать и услышать
окружающих
• Побуждайте ребенка знакомиться и общаться с ровесниками
• Учите дружить
• Учите ребенка быть инициативным в деятельности
• Устраивайте досуг ребенка: праздники, путешествия, походы, кино, музеи, театр,
выставки, концерты
• Учите занимать различные позиции в общении: лидирующую, подчиняющуюся,
наблюдательную
• Учите ребенка грамотно, четко и выразительно говорить, а также развивайте его
мимику
• Воспитывайте у ребенка терпение, умение слушать, быть целеустремленным
• Формируйте у малыша адекватную самооценку
• Старайтесь делиться с малышом личными радостями и поражениями, радуйтесь
вместе своим и его успехам
• Развивайте в ребенке умение отстаивать собственное мнение, а также уважение к
мнению окружающих
• Учите соблюдению правил этикета за столом и в общественных местах, принципов
поведения среди старших
Социальное развитие – это усвоение ценностей общества, умения взаимодействовать с
окружающими. Источником социализации дошкольников служит поведение окружающих
их взрослых.