Напоминание

"Социальное развитие ребёнка в ДОУ IV вида"


Автор: Гордиенко Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 201 "Детский сад компенсирующего вида"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Социальное развитие ребёнка в ДОУ IV вида"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

В ДОУ IV ВИДА

Дети являются личностями, которые не способны к нормальному развитию в

условиях изоляции от общества. Социализация относится к двусторонним процессам: с

одной стороны дети усваивают социальный опыт группы, к которой они принадлежат, а с

другой - сами влияют на поведение участников своих же социальных групп. Цель

социального воспитания – помочь ребенку выжить и нормально существовать в обществе.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?:

Под социализацией или социальным развитием понимают процесс успешного

усвоения общественных традиций, формирования общечеловеческих ценностей, навыков

общения. Для успешности социального развития важно:

• уделять малышу достаточное количество внимания

• общаться

• читать

• играть

Важно! Семья – важнейшее звено на пути передачи детям накопленного опыта

предыдущих поколений. Крайне необходимо постоянно трудиться над созданием

благоприятного семейного микроклимата. Помните, основное чувство в отношениях между

родителями и малышами - любовь!

КОГДА НАЧИНАТЬ ПРОЦЕСС

СОЦИАЛИЗАЦИИ МАЛЫШЕЙ?:

Обучение к жизни в обществе у детей начинается с периода новорожденности, а

продолжает

развиваться

всю

жизнь.

В

течение

первых

лет

жизни

закладывается

фундамент успешной социализации, оказывающий влияние на дальнейшую адаптацию в

обществе.

Для успешной социализации важно активное взаимодействие ребенка и взрослого, а

также

старших детей, общение с ним, знакомство с окружающей действительностью.

Общение малыша с родителями играет большую роль. С трех лет ребенок начинает

задавать взрослым много вопросов. Необходимо серьезно относиться к этому, отвечать на

них грамотно и без упреков. В этом возрасте малыш поступает в детский сад, что является

огромным событием в его жизни. С этого момента родителям будет понятно, какого

у р о в н я

р а з в и т и я

д о с т и г л о

с о ц и а л ь н о е

р а з в и т и е

р е б е н к а .

Дошкольный

возраст

-

это

важный

этап

в

формировании

социализации

малыша.

В этот период семья сильно влияет на его воспитание и развитие. Отец и мать - это

яркие

примеры

для

формирования

духовности,

культуры,

навыков

общения

с

окружающими людьми. К шести годам дети полностью копируют поведение родителей:

мальчики – пап, а девочки – мам. Отношение взрослых к ребенку влияет на формирование

социальных навыков ребенка.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ УСПЕШНАЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ?:

Если процесс социального развития детей протекает успешно, тогда у них

происходит активное формирование таких понятий:

• дружба

• коллектив

• идея

• цель

В результате этого малыш развивается не только как личность, но и как частица

большого общества.

О СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРАХ, В КОТОРЫХ

РАЗВИВАЕТСЯ РЕБЕНОК:

Все малыши развиваются под влиянием важных факторов:

• микрофакторы: семья, детский сад, друзья, окружающие люди

• мезофакторы: условия развития малыша, средства массовой информации

• макрофакторы: состояние экологии, политики и экономики государства

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МАЛЫШЕЙ-

ДОШКОЛЬНИКОВ:

Под социальной адаптацией понимают своеобразный итог социального развития.

Социализация включает три фазы:

1. деятельность

2. общение

3. сознание

Социальное развитие всегда идет по двум направлениям:

1. социализация

2. индивидуализация

Если между индивидуализацией и социализацией установится оптимальный

баланс, тогда ребенок успешно входит в социум. Иными словами, малыш становится

адаптированным для жизни в социуме.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МАЛЫШЕЙ

ДО ТРЕХ ЛЕТ:

Источником социализации для ребенка является семья. Навыки культуры

поведения формируют родители. Социальное развитие всегда берет начало с общения.

Младенец в большей степени нуждается в общении с мамой. С трехмесячного возраста

дети

уже

ищут

контакт

с

другими

членами

семьи.

Если

в

этот

период

ребенок

воспитывается

в

спокойной,

доброжелательной

атмосфере,

тогда

он

будет

проявлять

п о л о ж и т е л ь н ы е

э м о ц и и .

С шести месяцев малыш нуждается в совместных играх с родителями, основой которых

является

речь

взрослых.

С

ребенком

необходимо

больше

разговаривать.

Когда

ему

исполнится

год,

главным

инструментом

социализации

станет

его

собственная

речь.

Ребенок повторяет то, что делают старшие, учится здороваться и слушать посторонних. В

трехлетнем возрасте желательно определить малыша в детское дошкольное учреждение с

целью развития и формирования полноценных навыков общения.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОСЛЕ ТРЕХ ЛЕТ:

Родители - это самые важные люди в процессе социализации. Ребенок задает

множество

вопросов,

на

которые

необходимо

терпеливо

и

доступно

отвечать.

С

трехлетнего

возраста

у

малыша

расширяется

словарный

запас.

Благодаря

речи,

он

общается,

высказывает

мысли,

получает

новые

знания.

Малыш

усваивает

нормы

н р а в с т в е н н о с т и

и

м о р а л и .

Важно!

Эталон

правильного

поведения

для

малыша

старше

трех

лет

-

родители.

Поэтому им необходимо контролировать свое поведение. Отношение внутри семьи – это

ф у н д а м е н т

с о ц и а л ь н о й

а д а п т а ц и и

д е т е й .

Главным способом социализации трехлетнего ребенка является речь. В шестилетнем

возрасте дети считают взрослого главным объектом для подражания. Ребенок - носитель и

отражение поведения членов его семьи. Особенность личности малыша будет зависеть от

опыта семейного общения.

КАК ДОЛЖНА ПРОИСХОДИТЬ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МАЛЫША?:

Социальное воспитание – это постоянный процесс формирования таких сторон

характера:

• позитивного отношения к окружающим

• способностей переживать нарушения общепринятых правил поведения

• умения жить в большом или маленьком коллективе

• уважительное отношение к другим людям

• соблюдение установленных правил поведения

Основной вид деятельности для детей-дошкольников - это игры. Развитие социальных

навыков также должно осуществляться в игровой форме. Для этого прекрасно подойдут

игры, моделирующие поведение окружающих. У детей до 6 лет на первый план выходят

межличностные взаимоотношения. В игровой непринужденной обстановке малыши

учатся подчинять собственные действия общечеловеческим нормам. Так, игра в

"больничку" способна передать взаимоотношения между пациентами и докторами в

клинике. В ролевых играх по типу «Семья» малыши передадут взаимоотношения между

членами их семьи. Подражание поведению старших доказывает важность родительского

примера в процессе социального воспитания.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ:

• Доверительно и открыто разговаривайте с малышом

• Будьте образцом во всем для своих детей: адекватно ведите себя в любых жизненных

ситуациях, следите за жестами, манерами, мимикой, умейте выслушать и услышать

окружающих

• Побуждайте ребенка знакомиться и общаться с ровесниками

• Учите дружить

• Учите ребенка быть инициативным в деятельности

• Устраивайте досуг ребенка: праздники, путешествия, походы, кино, музеи, театр,

выставки, концерты

• Учите занимать различные позиции в общении: лидирующую, подчиняющуюся,

наблюдательную

• Учите ребенка грамотно, четко и выразительно говорить, а также развивайте его

мимику

• Воспитывайте у ребенка терпение, умение слушать, быть целеустремленным

• Формируйте у малыша адекватную самооценку

• Старайтесь делиться с малышом личными радостями и поражениями, радуйтесь

вместе своим и его успехам

• Развивайте в ребенке умение отстаивать собственное мнение, а также уважение к

мнению окружающих

• Учите соблюдению правил этикета за столом и в общественных местах, принципов

поведения среди старших

Социальное развитие – это усвоение ценностей общества, умения взаимодействовать с

окружающими. Источником социализации дошкольников служит поведение окружающих

их взрослых.



В раздел образования