Автор: Корчикова Нина Васильевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ-детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Новосибирская область р.п.Краснообск
Наименование материала: сценарий образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Тема: Знаменитые люди Новосибирского района
Раздел: дошкольное образование
Сценарий образовательной деятельности
(Подготовительная к школе группа)
Блок Программы «Знаменитые люди»
Тема: «Знаменитые люди посёлка Краснообска»
Интеграция видов деятельности (игровая, познавательно – исследовательская деятельность, музыкальная,
коммуникативная, восприятие художественной литературы).
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление детей о профессии «учёный», «учёные сельскохозяйственной науки».
Закрепить представления детей о знаменитых людях п.Краснообска (И.И.Синягин, П.Л.Гончаров).
Формировать навыки простейшего экспериментирования.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов, закреплять умение работать с оборудованием, закреплять при
этом необходимые меры безопасности.
Активировать и обогащать словарь детей на основе углубления знаний о великих людях.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Прививать любовь к родному посёлку, природе родного края.
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой посёлок, уважение к знаменитым людям.
Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая
удовольствие от совместной деятельности.
1
Планируемый результат: предпосылки УУД (универсальные учебные действия): умение слушать, выполнять по
заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих качеств, самооценка и пр.
Средства, оборудование, материалы:
наглядные (демонстрационный материал):
технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы:
раздаточные материалы:
Предварительная работа: экскурсии, наблюдение, чтение произведений о природе, загадки, рассматривание картинок,
схем, плакатов, карты, глобуса, посев гороха.
Технологическая карта образовательной деятельности
№
Этап образовательной
деятельности
Ход образовательной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1
Организационный
момент
Восп.: Добрый день, дорогие друзья,
Новой встрече рада я!
А чтобы занятие пошло каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Проблемная ситуация
(или мотивация) и
постановка и принятие
детьми цели
образовательной
деятельности
Восп.: Сегодня у нас необычное занятие, сегодня у нас заседание
учёного совета. Кто такие учёные?
Дети: Люди, которые проводят опыты, эксперименты, что-то
изучают, делают открытия.
- Хотите превратиться в учёных?
Беседа
2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2
Проектирование
решений, проблемной
ситуации, актуализация
знаний, или начало
выполнения действий
по задачам
образовательной
деятельности
Восп.: Сегодня на заседании учёного совета перед вами выступят
молодые учёные, которые расскажут вам о своих учителях-учёных
старшего поколения – академиках Синягине И.И. и Гончарове П.Л.
Доклад №1
Синягин Ираклий Иванович родился в Москве в многодетной
семье. Отец его был агрономом, а мама занималась воспитанием
детей, так как у Ираклия было ещё 3 сестры. Семья была большая
и дружная. К ним приезжало много родственников, всегда было
шумно, но интересно. Жили скромно, голода не было, но белый
хлеб и сладости на столе были не каждый день.
В школе Ираклий учился очень хорошо, читал много книг,
интересовался разными науками. После окончания школы он
работал на химическом заводе, а затем поступил учиться в институт
агрохимии и почвоведения. Во время учёбы его направили в
Казахстан, где он занимался изучением почвы, проводил опыты.
Работал в Германии, Москве, затем защитил диссертацию и стал
академиком.
Когда было принято решение построить в Сибири научный городок,
он переехал в Новосибирск, где и возглавил это строительство. За 9
лет его работы были построены институты, детские сады, школы,
жилые дома.
Ираклия Ивановича уже давно нет, но память о нём жива в сердцах
тех людей, которые его знали, как умного, справедливого, честного
и скромного человека. За свою жизнь Ираклий Иванович написал
много научных статей, книг, словарей. У него много учеников-
учёных, которые продолжают его дело.
В нашем поселке несколько лет назад был открыт бюст Ираклия
Ивановича перед зданием Президиума СО РАСХН (фото)
Доклад № 2
Гончаров Пётр Лазаревич родился в Красноярском крае в
крестьянской семье. Во время ВОВ, когда ему было 14 лет, он на
летних каникулах работал в тракторной бригаде учётчиком-
заправщиком.
Доклад ребенка о Синягине И.И.
Рассматривание фотографий.
Дети слушают.
Доклад ребёнка о Гончарове П.Л.
Дети слушают.
3
После окончания школы он поступил учиться в Новосибирский
сельскохозяйственный институт на агронома.
Всю жизнь занимался научной работой, выводил новые сорта
пшеницы, кормовых культур, трав. Под его руководством и
непосредственном участии созданы 42 сорта кормовых культур и
пшеницы.
Написал много научных книг, статей, помогал молодым учёным.
Имеет государственные награды.
Звучит запись песни «Не крутите пёстрый глобус».
Восп.: Почему глобус называют пёстрым?
Дети: Потому что на глобусе есть голубой, зелёный, жёлтый и
др.цвета.
Восп.: Что изображено зелёным цветом на глобусе?
Дети: Растения.
Восп.: А везде ли растут растения?
Дети: Нет.
Восп.: А где растения не растут?
Дети: Там, где нет земли.
Восп.: Ребята, как вы понимаете слово «земля»?
- Да, Земля – это название нашей планеты, на которой мы живём.
Но у слова «земля» есть ещё и другой смысл. Есть на свете
чудесная кладовая, положили в неё весной мешок зерна, а осенью,
смотришь, вместо одного мешка, в кладовой - двадцать. Ведро
картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горсточка
семян делается большой грудой огурцов, помидоров, морковок.
Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле.
Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?
Дети: Земля, почва.
Восп.: Сегодня мы продолжим опытно-экспериментальную работу
и узнаем ещё много интересного о свойствах и составе почвы. А
сейчас мы превратимся в учёных-почвоведов, наденьте белые
халаты. А для того, чтобы работа была плодотворной, давайте
отдохнём.
Психогимнастика «Лучик»
Прослушивание аудиозаписи «Не
крутите пёстрый глобус»
Рассматривание глобуса
Беседа по вопросам
Надевают белые халаты
Выполняют гимнастику
4
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки,
К солнышку мы потянулись,
Лучик взяли, к сердцу прижали, друг другу отдали.
Восп.: Теперь все вместе проходим в лабораторию для опытов.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3
Итог образовательной
деятельности.
Систематизация
знаний. Рефлексия
Опыт № 1.
Цель: определение цвета и состава почвы.
1. Положи мерную ложку почвы на белый лист бумаги.
2. Разровняй слой почвы на бумаге мерной ложечкой.
3. Рассмотри, какого цвета почва; каков её состав (под лупой).
4. Сделай вывод.
Восп: Давайте рассмотрим почву, какого он цвета? Что вы еще
увидели в почве?
Дети: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки,
веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.
Опыт № 2.
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
1. Возьми комочек почвы.
2. Брось её в стакан с водой
3. Наблюдай, что происходит.
4. Сделай вывод.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух.
Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону. Вернемся
к этому стакану чуть позже. Продолжим изучение почвы.
Опыт № 3.
Дети ставят опыты с помощью
воспитателя
5
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воды.
1. Возьми лист бумаги.
2. Насыпь на неё немного почвы.
3. Придави её плотно к бумаге.
4. Стряхни почву. 5. Наблюдай, что произошло.
6. Сделай вывод.
Воспитатель: Что вы увидели на бумаге?
Дети: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
Воспитатель: Делаем вывод.
Дети: В почве есть вода.
Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы
детей) Дети: Вода попадает в почву, когда идет
дождь Воспитатель: Мы узнали, что в почве есть вода, воздух –
значит там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных
обитателей вы знаете? Кто живет под землей? Дети: червяки,
муравьи , крот, полевая мышь.
Опыт № 4.
Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.
1. Зачерпни мерную ложку почвы.
2. Брось её в стакан с водой.
3. Размешай палочкой.
4. Дай отстояться.
5. Наблюдай за осадком
6. Сделай вывод.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите?
Дети: На поверхности воды плавают мусор, иголочки, остатки
листьев. На дне стакане муть.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно эту муть. Что видите?
Дети: В почве есть песок и глина.
Воспитатель: Спасибо, вам ребята за хорошую работу в
лаборатории.
6
7