Автор: Васильева Ирина Юрьевна
Должность: учиттель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ООШ с. Стюхино муниципального района Похвистнеский Самарской области
Населённый пункт: Похвистневский район село Стюхино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок литературного чтения "Обобщение по теме "Люблю природу русскую.Зима."
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения
во 2 классе
на тему:
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
«ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА»
УМК «Школа России»
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
«ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА»
(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА)
Цели деятельности
педагога
Проверить и обобщить знания учащихся по теме раздела;
развивать речевые умения, творческие способности, воображение,
читательский результат.
Тип урока
Обобщение и систематизация изученного.
Планируемые результаты
образования
П р е д м е т н ы е : умение совершенствовать навык чтения вслух
и про себя, навык выразительного чтения.
Л и ч н о с т н ы е:
умение
использовать
свои
жизненные
впечатления
и
переживания
в
процессе
размышления
над
произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания.
М е т а п р е д м е т н ы е
(критерии
сформированности/оценки
компонентов
универсальных учебных
действий – УУД)
Познавательные: умение самостоятельно работать с учебником;
обогащать свои представления об окружающем мире, анализировать
и сравнивать произведения.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу,
правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку
учителя.
Коммуникативные:
у м е н и е
о б с у ж д ат ь
и
с р а в н и в а т ь
произведения в стихотворной форме, выслушивать мнение партнёра
и вырабатывать общую позицию.
Формы и методы обучения
фронтальная, индивидуальная; групповая.
Образовательные ресурсы
Печатные пособия: карточки с заданиями; рисунки учащихся о
зиме.
Технические средства обучения: классная доска с набором
приспособлений для крепления картинок; ноутбук учителя;
интерактивная доска; система контроля и мониторинга качества
знаний PROClass; документ-камера
Ход урока
I. Организационный момент
II. Формулирование темы и целей урока
- Тему, цели урока, я надеюсь, дорогие мои ученики, вы поможете мне
сформулировать после того задания, которое я вам предлагаю.
1. Игра
«Узнай название стихотворения и фамилию автора»
а) включаю электронное приложение к учебнику, звучат отрывки стихов;
б) к какому жанру относятся эти произведения?
в) в каком разделе встречаются эти произведения?
«Люблю природу русскую. Зима»
г) открыть учебник стр. 187
д) какие цели ставили перед изучением этого раздела?
o
Мы познакомимся….
o
Мы научимся…..
е) мы достигли этих целей?
- Тогда почему же в начале урока вы слышали те стихотворения, с которыми мы уже
познакомились?
- Попытайтесь сформулировать тему урока.
- Обообщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Зима».
ж) какие еще цели мы ставили перед изучением этого раздела?
з) какие же цели мы поставим на сегодняшнем уроке?
- Обобщить и систематизировать знания по теме раздела.
- У нас урок в форме «Творческая мастерская», значит важнейшая цель – развивать ваши
творческие способности, а работа в группах поможет вам развить свои коммуникативные
умения – т.е выслушивать мнение партнера и вырабатывать общую позицию.
- Кто же и как может создать картину зимы?
Поэт – словом
Художник – красками (используем документ-камеру)
Композитор - звуками
Поэт, художник, композитор мир воспринимают по-разному. Сегодня мы это докажем.
III. Актуализация знаний.
- Наш раздел называется «Люблю природу русскую. Зима».
Три вида искусства объединяются : - в художественном слове
- в красках
- и в звуках
и получается полная картина зимы.
- Звучит песня «Русская Зима».
IV. Физкультминутка
V. Систематизация и обобщение знаний
Работа в группах.
1 группа – стихотворение И. Бунина «Первый снег» Стр. 190
2 группа – стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою» стр. 194
3 группа – стихотворение С. Есенина «Поёт зима – аукает» стр. 195
4 группа – стихотворение «Берёза» стр. 196
Конкурс на выразительное чтение стихотворения (соблюдаем паузы, ставим
логические ударения).
1)
1) Свое стихотворение представляет группа №1
(выразительное чтение) И. Бунин «Первый снег»
2) Словесная картина к стихотворению «Первый снег».
3) Зима в музыке П.И. Чайковского «Зима»
2)
1)
Свое стихотворение представляет группа № 2 Ф. Тютчев «Чародейкою
Зимою»
2)
Словесная картина к стихотворению
3)
Композитор Анатолий Хоперский «Чародейкою Зимою»
3)
1) Свое стихотворение представляет группа №3 С. Есенин «Поёт зима –
аукает»
2)
Словесная картина к стихотворению
3)
Композитор Анатолий Хоперский «Поёт зима аукает»
VI. Физкультминутка
4)
1)
Свое стихотворение представляет группа № 4 С. Есенин «Береза»
2)
Словесная картина к стихотворению
3)
Композитор Анатолий Хоперский «Берёза»
ВЫВОД:
1) Выполняя это задание, мы развиваем память, внимание, наблюдательность.
2) Как можно увидеть красоту окружающего мира:
- в художественном слове
- в красках
- и в звуках
VII. Интеграция с уроком Изобразительного искусства.
Творческая работа в группах
- Представляя сейчас стихотворения, как мы показали картинку зимы:
– словом,
- звуком.
Как мы ещё можем рассказать о зиме?
(кистью, в живописи)
- Покажите в живописи то, о чём вы прочитали в своих стихотворениях.
(На больших листах под музыку «Снежинка» К. Бальмонта рисуют)
VIII. Релаксация
(закрыть глаза и под музыку «Снежинка» К. Бальмонта помечтать о прекрасном времени
года - зима)
IX. Работа по тестам.
(
Тестирование с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний
PROClass.)
Тест 6.
Вопрос № 1.
Отгадай загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Ветер гуляет.
Когда это бывает?.
•
А. Зима.
•
В. Весна.
•
С. Лето.
•
D. Осень.
Вопрос № 2.
Стихи – это просто рифмованные строки?
•
А. Да.
•
В. Нет.
Вопрос № 3.
Прочитай начало стихотворения о первом снеге И. Бунина:
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Что такое пурпур?
•
А. Синяя краска
•
В. Жёлтая краска
•
С. Красная краска
Вопрос № 4.
Какое настроение передал поэт Я. Аким в своем стихотворении о первом снеге?
Утром кот
Принёс на лапках
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах
Первый снег!
•
А. Грустное
•
В. Радостное
•
С. Спокойное
Вопрос № 5.
Метелица – метель, вьюга… Как еще можно называть это явление природы?
•
А. Позёмка
•
В. Буран
•
С. Пурга
Вопрос № 6.
Найди синоним словам:
кисти, кайма
•
А. Бахрома
•
В. Сетка
•
С. Нитка
Вопрос № 7.
Какие слова лучше всего выражают основную мысль сказки «Два мороза»?
•
А. Мороз не велик, да стоять не велит.
•
В. Где тепло, тут и добро.
•
С. Топор лучше шубы греет.
Вопрос № 8.
На какой фотографии изображена ель?
А.
В.
С.
Вопрос № 9.
В каком стихотворении какого поэта ты встречал эти слова: аукает, стелется, глубокую,
баюкает, далёкую?
•
А. «Чародейкою Зимою…» Ф. Тютчева
•
В. «Поёт зима - …» С. Есенина
•
С. «Зимним холодом пахнуло…» И. Бунина
Вопрос № 10.
Какое слово пропущено?
Улицей гуляет дедушка Мороз,
Иней рассыпает по ветвям …
•
А. берёз.
•
В. рогоз.
•
С. роз.
X. Рефлексия
– Оцените себя сами.
-На ваш взгляд, как вы усвоили этот раздел «Люблю природу русскую.Зима».
(используем документ-камеру)
XI. Итог урока
- Что объединяет произведения этого раздела?
- Что было нового на уроке?
- В начале урока мы поставили цели:
- обобщить и систематизировать знания по этому разделу,
- развивать свои творческие способности.
-Добились ли мы этих целей?
-Благодарю всех за внимание и старание.
XII. Домашнее задание
Учебник стр. 8-9
Проект «Рифма»