Автор: Сорокина Татьяна Тимофеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Кудинская СОШ"
Населённый пункт: д. Куда, Иркутский район
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок окружающего мира во 2 классе "Какой бывает транспорт?", УМК "Школа России"
Раздел: начальное образование
Тема урока: «Какой бывает транспорт?»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока: создать условия для формирования у детей представления о видах
транспорта и его назначении.
Задачи:
Предметные: расширить и систематизировать знания учащихся о видах транс-
портных средств и их назначении, использовании человеком; познакомить детей с
профессиями людей, работа которых связана с транспортными средствами, пока-
зать значение транспорта в жизни человека; учить пользоваться телефонами экс-
тренного вызова; совершенствовать умение детей работать самостоятельно, в па-
рах и коллективно.
Метапредметные: активизировать познавательный интерес детей, развивать на-
блюдательность, внимание, логическое мышление. Развивать информационную
компетентность. Продолжить формировать умения соблюдать правила уличного
движения и правила поведения пассажиров; развивать у учащихся кругозор и по-
знавательный интерес.
Коммуникативные: воспитывать в себе умение оценивать собственную деятель-
ность и деятельность своих одноклассников; способствовать развитию познава-
тельного интереса к данной теме; владеть навыками совместной деятельности,
соблюдать нормы поведения в транспорте.
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать транспортные
средства по их видам и назначению, дети запомнят номера телефонов экстрен-
ных служб; запомнят правила поведения в различных видах транспорта и на доро-
ге; узнают историю автомобиля.
Оборудование: мультимедийный проектор; презентация PowerPoint; выставка
транспортных средств; заголовки к музейным витринам; номера телефонов экс-
тренных служб; кроссворд, загадки.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Организа-
ционный
этап
Учитель: Здравствуйте, ребята! Про-
ходите, пожалуйста! Какие вы все
красивые! Мы вас очень долго жда-
ли. Проходите, пожалуйста, садитесь
на стульчики!
Давайте ещё раз поприветствуем
друг друга! Посмотрите на соседа и
подарите ему свою улыбку. Молод-
Дети входят в кабинет.
Дети садятся на стулья в
центре кабинета
Ребята друг на друга
смотрят и улыбаются
друг другу.
цы!
Я теперь с хорошим настроением я
рада всех приветствовать в нашем
красивом музее, по которому мы со-
вершим экскурсию, а я буду вашим
экскурсоводом.
2.
Актуа
лизация
знаний
Словарная
работа
Учитель: Ребята, поднимите руки,
кто из вас уже бывал в музее? А что
такое музей? (ответы детей). Кого
называют экскурсоводом?
(Музей – это учреждение, которое
занимается собиранием, хранением
и выставкой предметов, а также
музеем называется здание, в кото-
ром эти предметы хранятся;
Экскурсия – это коллективное посе-
щение музея. Или какой-то выстав-
ки;
Экскурсовод – это тот, кто руково-
дит экскурсией, показывает посе-
тителям предметы, которые вы-
ставлены в музее.
Дети отвечают на вопро-
сы учителя (кто был в
музее? Что такое музей?
Кто такой экскурсовод?)
3.
Самоопре
деление
к
деятельно
сти:
Ребята, а сейчас, чтобы узнать тему
нашей экскурсии давайте отгадаем
загадки.( Я загадываю загадки о
транспорте).
1.
Быстро он по рельсам мчит
И колесами стучит.
Не газует, не дымит,
Просто весело звенит.
Ездит в нем и стар, и млад
На работу, в детский сад.
Остановка. Не зевай,
Поскорей садись в ...
(трамвай)
2.
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдёт он, станет гладко,
Будет ровная площадка.
(Бульдозер)
3.
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет.
(Корабль)
4.
Для этого коня еда
Бензин, масло и вода
(дети отгадывают загад-
ки
На лугу он не пасется
По дороге он несётся (маши-
на)
5.
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
6.
Я зашёл в зелёный дом
Больше суток пробыл в нём
Оказался этот дам
В дальнем городе другом. (поезд)
7.
Летит птица-небылица
А внутри народ сидит
Меж собою говорит (самолёт)
8.
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй (мет-
ро)
9. Несётся и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(мотоцикл)
Посмотрите внимательно на экран
(кроссворд).
Какое слово высветилось красным
огоньком?
Тогда скажите, пожалуйста, как вы
думаете, какова же будет тема нашей
с вами экскурсии?
А что мы с вами узнаем нового и ин-
тересного? Какие задачи перед со-
бой поставим? (ответы детей)
(дети отвечают на вопро-
сы учителя)
(Мы узнаем, какие быва-
ет виды транспорта,
для чего нужны автомо-
били, узнаем правила по-
ведения в транспорте,
познакомимся с истори-
ей автомобиля)
4.
Первично
е усвоение
новых
Молодцы! А вы знаете, когда по-
явился первый автомобиль? А как он
выглядел?
(дети отвечают)
знаний.
А давайте я вам расскажу и покажу!
(Я рассказываю историю автомо-
билей). История современного авто-
мобиля началась120 лет назад. Са-
мый первый автомобиль в мире был
с паровым двигателем. Конечно, он
мало напоминает современный авто-
мобиль. У него впереди был огром-
ный паровой котёл, этот автомобиль
был неудобным и даже пугал многих
людей своим шумом, дымом и пы-
лью. Огромный шаг в истории раз-
вития автомобилей был сделан с
изобретением двигателя внутреннего
сгорания, работавшего на бензине. В
Германии Карл Бенц сконструировал
свою первую трёхколёсную «повоз-
ку с бензиновым двигателем. А три
года спустя Бенц выпустил первые
четырёхколёсные автомобили.
В 1908 году появился и первый рус-
ский автомобиль, который уже очень
сильно напоминал вид автомобилей
середины 20 века. Теперь такие ста-
ринные машины мы можем увидеть
в музеях или в старых фильмах.
Об автомобилях в истории известно
очень много интересных фактов:
Первым автомобилям запрещалось
двигаться со скоростьюбольше3-х
км в час. Впереди такой машины
шёл человек с флажком и предупре-
ждал, что ехала машина. А ещё в
мире есть автомобиль, у которого 26
колёс и в нём есть место для малень-
кого бассейна.
Ребята, шли годы, автомобили меня-
лись: росла скорость, мощность, ме-
нялся внешний вид и машина из неу-
клюжего экипажа превратилась в
удобный, красивый и надёжный ав-
томобиль.
Ребята, теперь скажите мне, какие
(дети смотрят на экран и
слушают учителя)
Физ. минутка
Словарная ра-
бота
виды транспорта вы знаете?
Молодцы! Очень много видов транс-
порта назвали!
И совсем скоро мы с вами узнаем о
нём много интересного.
Но, прежде, чем мы это сделаем, да-
вайте встанем и немного отдохнём.
(физминутка)
А сейчас давайте узнаем о транспор-
те больше и я предлагаю перейти к
первым экспонатам нашей экскур-
сии.
Что такое экспонат?
(Экспонат – это предмет, выстав-
ляемый напоказ в музее или на вы-
ставке).
Экспонатами в нашем музее являют-
ся, как вы уже догадались, автомоби-
ли.
А провести экскурсию мне помогут
мои помощники. И я прошу пройти
их к первой витрине.
(дети отвечают)
Дети выполняют физми-
нутку.
Ребята подготовили в
группах (по 2-3 челове-
ка) сообщения о различ-
ных видах транспорта.
На первой витрине - лег-
ковой транспорт, вторая
витрина с грузовым
транспортом. Далее
переходим к витрине с
общественным транс-
портом. Потом мальчики
рассказывают о специ-
альных машинах, под-
земном транспорте. Сле-
дующая витрина - воз-
душный транспорт, за-
вершается экскурсия
витриной с водным
транспортом. Дети
рассказывают особенно-
сти и назначение каждо-
го вида транспорта.
5.
Физ. ми-
нутка
Ребята! Наша экскурсия подошла к
концу! А сейчас давайте ещё раз
немного с вами отдохнём!
Дети совместно с учи-
телем проводят физ. ми-
нутку
6.
Первично
е
закреплен
ие
.
Ребята, понравилась ли вам экскур-
сия? Что больше всего понравилось?
(дети отвечают)
А сейчас давайте ещё раз повторим
то, о чём мы с вами сейчас узнали из
нашей экскурсии.
О каких видах транспорта мы с вами
сегодня говорили?
Для чего используются разные авто-
мобили?
О каких правилах поведения в
транспорте вы узнали?
Какие номера телефонов нужно
знать, чтобы вызвать специальные
машины?
А как нужно вести себя на дороге?
(дети подводят итоги, от-
вечают на вопросы учи-
теля)
(дети вспоминают прави-
ла поведения на дороге)
7.
Рефлексия
,
подведени
е
и т о го в
экскурсии
-Какова была тема нашей экскур-
сии?
-Какие задачи мы перед собой по-
ставили в начале урока? (позна-
комиться с видами транспорта и
его назначением, узнать историю
автомобиля)
Ребята, мы об этом с вами узнали?
На все вопросы ответили?
- Что было особенно интересным
для вас на уроке? (ответы детей)
- Какие полученные знания вам при-
годятся в жизни?
-С каким настроением вы сегодня
работали?
А я хочу, в свою очередь, сказать,
что мне тоже очень понравилась
наша экскурсия в транспортный му-
зей, я вместе с вами тоже узнала
много нового и интересного и хочу
вас поблагодарить за интересную ра-
боту.
Всем большое спасибо!
(Дети отвечают на во-
просы, подводят итог
урока)