Напоминание

Роль Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в современных условиях


Автор: Храпач Юлия Владимировна
Должность: студентка факультета элитного образования и магистратуры
Учебное заведение: ОмГТУ
Населённый пункт: г Омск
Наименование материала: статья
Тема: Роль Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в современных условиях
Раздел: полное образование





Назад




Роль Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию)

доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в

современных условиях

Легализация

(отмывание)

доходов

представляет

собой

процесс,

при

котором

полученные

преступными

путями

доходы

попадают

в

законный

денежный

оборот,

истинные

источники,

а

также

пути

образования

таких

доходов довольно тщательно скрываются от постороннего внимания

1

.

Легализацией

обычно

занимаются

организованные

криминальные

структуры,

имеющие

налаженную

схему

деятельности.

В

дальнейшем

подобные структуры могут принимать участие в финансировании преступной

деятельности или в других незаконных целях. Незаконные источники доходов

часто могут прикрываться вполне законной деятельностью, что говорит об их

особой

опасности

для

полноценного

развития

«здорового»

общества.

Легализованные

деньги

в

ходе

отмывания

от

источника

криминального

происхождения

превращаются

в

«законную

экономику».

Очевидно,

что

легализация (отмывание) денежных средств опасна для развития экономики

любой страны мира, если они имеют место быть.

Не менее актуальной проблематикой является также и терроризм, который

в последние годы прослеживается особо ярким образом. Его распространению

активно способствует улучшение финансирования.

В

современных

условиях

терроризм

трансформировался

в

очень

масштабное

социально-политическое

явление,

обусловленное

разнородными

противоречиями, существующими в обществе и относящимися к основным

сферам

жизни

последнего.

Терроризм

имеет

сложнейшее

содержание,

разветвленную

систему

форм,

затрагивая

в

первую

очередь

область

политических отношений на разного рода уровнях – на групповом, классовом,

межнациональном,

межгосударственном

2

.

Международный

терроризм

в

1

Чеботарев В. С. Актуальные вопросы противодействия отмыванию криминальных фондов на рынке ценных

бумаг современной России / В. С. Чеботарев, А. И. Сапрыкин // Юридическая наука и практика: Вестник

Нижегородской академии МВД России. – 2010. - № 2 (13). – С. 114.

2

Жубрин

Р.

В.

Противодействие

легализации

преступных

доходов

(зарубежный

и

российский

опыт):

монография / Р. В. Жубрин. – М., 2010. – С. 50.

последние несколько лет унес множество жизней невинных людей. Это, как и

многое

другое,

вызывает

необходимость

активизации

не

только

отдельных

стран,

но

и

всего

мирового

общества

для

не

просто

ограничения

финансирования терроризма, но и его полного устранения.

Содействовать этому вопросу призван ряд нормативно-правовых актов,

принимаемых еще с начала 90-х годов, вплоть до сегодняшнего дня. Одним из

важных в этой сфере следует назвать Федеральный закон «О противодействии

легализации

(отмыванию)

доходов,

полученных

преступным

путем,

и

финансированию терроризма»

3

.

На правах общих положений данный нормативно-правовой акт направлен

на защиту прав и законных интересов граждан, государства и общества путем

создания правового механизма по противодействию легализации (отмыванию)

доходов, которые были получены преступным путем, а также финансированию

терроризма во всех его возможных проявлениях

4

. С более практической точки

зрения

нормы

закона

направлены

на

предупреждение,

выявление,

а

также

пресечение

деяний,

связанных

с

легализацией

(отмыванием)

доходов

и

финансированием терроризма.

Принятие

рассматриваемого

закона

стало

одним

из

важных

этапов

формирования

национальной

системы

противодействия

легализации

(отмыванию) и финансированию терроризма.

Сегодня национальная система призвана обеспечить проведение единой

государственной политики по вопросу противодействия легализации доходов,

которые

были

получены

преступным

путем,

а

также

финансированию

терроризма.

Однозначно можно сказать, что принятый еще в 2001 году закон стал

важным компонентом стратегии борьбы с терроризмом, преступностью, он

направлен

на

защиту

прав

и

свобод

человека

и

гражданина,

обеспечение

национальной безопасности, охрану экономических интересов нашей страны

5

.

3

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легализации (отмыванию)

доходов,

полученных

преступным

путем,

и

финансированию

терроризма»

//

Собрание

законодательства

Российской Федерации. – 2017. - №7. – Ст. 2897.

4

Там же. – Ст. 2897.

5

Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии

легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». – М.,

Что

еще

более

важно,

рассматриваемый

закон

заложил

основы

государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию)

доходов, полученных непосредственном преступным путем, и финансированию

терроризма, а именно, обозначил принципы данной деятельности:

сохранение

преемственности

в

развитии

национальной

системы,

эволюционного характера такого процесса;

обеспечение

неотвратимости

ответственности

за

рассматриваемые

правонарушения;

поступательное

повышение

эффективности

противодействия

правонарушениям в рассматриваемой сфере;

учет

международного

опыта,

положений

международных

договоров,

рекомендаций

и

стандартов

международных

организаций

при

противодействии обозначенным правонарушениям;

формирование,

а

также

непосредственное

развитие

нормативной

правовой

базы

в

данной

сфере

с

применением

положений

преимуще ственно

гражданского,

валютного

и

б а н ко в с ко го

законодательства;

единство нормативной правовой базы, методов и режима регулирования в

ходе

осуществления

противодействия

легализации

доходов,

что

были

получены преступным путем, как и финансированию терроризма

6

.

Со

стратегической

точки

зрения

анализируемый

федеральный

закон

призван

продолжать

сокращать

масштабы

незаконной

предпринимательской

деятельности

и

организованной

преступности;

устранить

условия,

которые

способствуют созданию и дальнейшему воспроизводство материальной базы

терроризма не только в России, но и на международном уровне, наркобизнеса,

организованной

преступности,

коррупции;

предотвращать

незаконное

выведение денежных средств за рубеж; создавать максимально благоприятные

условия для обеспечения репатриации денежных средств, а также доходов,

полученных

преступным

путем,

незаконно

выведенных

в

иностранные

государства;

обеспечивать

эффективность

реализации

организаций,

2011.

6

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легализации (отмыванию)

доходов,

полученных

преступным

путем,

и

финансированию

терроризма»

//

Собрание

законодательства

Российской Федерации. – 2017. - №7. – Ст. 2897.

государственных

органов,

принимающих

участие

в

противодействии

легализации

(отмыванию)

доходов,

финансированию

терроризма

и

многое

другое.

Нахождение России в когорте государств – мировых лидеров, которые

имеют значительный экономический и политический вес в международных

отношениях, остро ставило вопрос о необходимости создания полноценного и

эффективного

национального

правового

механизма

противодействия

отмыванию

преступных

доходов,

финансированию

терроризма.

Именно

поэтому была ратифицирована Страсбургская конвенция 1990 г.

7

, на основе

которой сам закон и был разработан. Финансовый контроль – это то, в чем наша

страна остро нуждается во многих сферах, а особенно в тех, которые имеют

криминальную направленность.

Несмотря

на

то,

что

мир

кардинально

изменился,

как

и

изменились

возможности легализации (отмывания) доходов, финансирования терроризма,

став более совершенными, можно с уверенностью сказать, что анализируемый

закон заложил прочный базис для дальнейшей борьбы с правонарушениями,

возникающими

в

рассмотренной

сфере

отношений.

Законодателю

важно

и

далее

принимать

все

необходимые

меры,

не

только

совершенствуя

существующие нормативно-правовые акты, но в том числе и принимая новые,

адаптируясь к складывающимся реалиям современного мира.

Список использованных источников и литературы

7

Конвенция

об

отмывании,

выявлении,

изъятии

и

конфискации

доходов

от

преступной

деятельности»

(заключена в г. Страсбурге 08.11.1990) // КонсультантПлюс.

1.

Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от

преступной

деятельности»

(заключена

в

г.

Страсбурге

08.11.1990)

//

КонсультантПлюс.

2.

Федеральный

закон

от

07.08.2001

N

115-ФЗ

(ред.

от

29.07.2017)

«О

противодействии

легализации

(отмыванию)

доходов,

полученных

преступным

путем,

и

финансированию

терроризма»

//

Собрание

законодательства Российской Федерации. – 2017. - №7. – Ст. 2897.

3.

Жубрин

Р.

В.

Противодействие

легализации

преступных

доходов

(зарубежный и российский опыт): монография / Р. В. Жубрин. – М., 2010. –

С. 80.

4.

Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N

115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путем, и финансированию терроризма». – М., 2011.

5.

Чеботарев

В.

С.

Актуальные

вопросы

противодействия

отмыванию

криминальных фондов на рынке ценных бумаг современной России / В. С.

Чеботарев, А. И. Сапрыкин // Юридическая наука и практика: Вестник

Нижегородской академии МВД России. – 2010. - № 2 (13). – С. 274.



В раздел образования