Автор: Храпач Юлия Владимировна
Должность: студентка факультета элитного образования и магистратуры
Учебное заведение: ОмГТУ
Населённый пункт: г Омск
Наименование материала: статья
Тема: Роль Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в современных условиях
Раздел: полное образование
Роль Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в
современных условиях
Легализация
(отмывание)
доходов
представляет
собой
процесс,
при
котором
полученные
преступными
путями
доходы
попадают
в
законный
денежный
оборот,
истинные
источники,
а
также
пути
образования
таких
доходов довольно тщательно скрываются от постороннего внимания
1
.
Легализацией
обычно
занимаются
организованные
криминальные
структуры,
имеющие
налаженную
схему
деятельности.
В
дальнейшем
подобные структуры могут принимать участие в финансировании преступной
деятельности или в других незаконных целях. Незаконные источники доходов
часто могут прикрываться вполне законной деятельностью, что говорит об их
особой
опасности
для
полноценного
развития
«здорового»
общества.
Легализованные
деньги
в
ходе
отмывания
от
источника
криминального
происхождения
превращаются
в
«законную
экономику».
Очевидно,
что
легализация (отмывание) денежных средств опасна для развития экономики
любой страны мира, если они имеют место быть.
Не менее актуальной проблематикой является также и терроризм, который
в последние годы прослеживается особо ярким образом. Его распространению
активно способствует улучшение финансирования.
В
современных
условиях
терроризм
трансформировался
в
очень
масштабное
социально-политическое
явление,
обусловленное
разнородными
противоречиями, существующими в обществе и относящимися к основным
сферам
жизни
последнего.
Терроризм
имеет
сложнейшее
содержание,
разветвленную
систему
форм,
затрагивая
в
первую
очередь
область
политических отношений на разного рода уровнях – на групповом, классовом,
межнациональном,
межгосударственном
2
.
Международный
терроризм
в
1
Чеботарев В. С. Актуальные вопросы противодействия отмыванию криминальных фондов на рынке ценных
бумаг современной России / В. С. Чеботарев, А. И. Сапрыкин // Юридическая наука и практика: Вестник
Нижегородской академии МВД России. – 2010. - № 2 (13). – С. 114.
2
Жубрин
Р.
В.
Противодействие
легализации
преступных
доходов
(зарубежный
и
российский
опыт):
монография / Р. В. Жубрин. – М., 2010. – С. 50.
последние несколько лет унес множество жизней невинных людей. Это, как и
многое
другое,
вызывает
необходимость
активизации
не
только
отдельных
стран,
но
и
всего
мирового
общества
для
не
просто
ограничения
финансирования терроризма, но и его полного устранения.
Содействовать этому вопросу призван ряд нормативно-правовых актов,
принимаемых еще с начала 90-х годов, вплоть до сегодняшнего дня. Одним из
важных в этой сфере следует назвать Федеральный закон «О противодействии
легализации
(отмыванию)
доходов,
полученных
преступным
путем,
и
финансированию терроризма»
3
.
На правах общих положений данный нормативно-правовой акт направлен
на защиту прав и законных интересов граждан, государства и общества путем
создания правового механизма по противодействию легализации (отмыванию)
доходов, которые были получены преступным путем, а также финансированию
терроризма во всех его возможных проявлениях
4
. С более практической точки
зрения
нормы
закона
направлены
на
предупреждение,
выявление,
а
также
пресечение
деяний,
связанных
с
легализацией
(отмыванием)
доходов
и
финансированием терроризма.
Принятие
рассматриваемого
закона
стало
одним
из
важных
этапов
формирования
национальной
системы
противодействия
легализации
(отмыванию) и финансированию терроризма.
Сегодня национальная система призвана обеспечить проведение единой
государственной политики по вопросу противодействия легализации доходов,
которые
были
получены
преступным
путем,
а
также
финансированию
терроризма.
Однозначно можно сказать, что принятый еще в 2001 году закон стал
важным компонентом стратегии борьбы с терроризмом, преступностью, он
направлен
на
защиту
прав
и
свобод
человека
и
гражданина,
обеспечение
национальной безопасности, охрану экономических интересов нашей страны
5
.
3
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легализации (отмыванию)
доходов,
полученных
преступным
путем,
и
финансированию
терроризма»
//
Собрание
законодательства
Российской Федерации. – 2017. - №7. – Ст. 2897.
4
Там же. – Ст. 2897.
5
Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». – М.,
Что
еще
более
важно,
рассматриваемый
закон
заложил
основы
государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных непосредственном преступным путем, и финансированию
терроризма, а именно, обозначил принципы данной деятельности:
сохранение
преемственности
в
развитии
национальной
системы,
эволюционного характера такого процесса;
обеспечение
неотвратимости
ответственности
за
рассматриваемые
правонарушения;
поступательное
повышение
эффективности
противодействия
правонарушениям в рассматриваемой сфере;
учет
международного
опыта,
положений
международных
договоров,
рекомендаций
и
стандартов
международных
организаций
при
противодействии обозначенным правонарушениям;
формирование,
а
также
непосредственное
развитие
нормативной
правовой
базы
в
данной
сфере
с
применением
положений
преимуще ственно
гражданского,
валютного
и
б а н ко в с ко го
законодательства;
единство нормативной правовой базы, методов и режима регулирования в
ходе
осуществления
противодействия
легализации
доходов,
что
были
получены преступным путем, как и финансированию терроризма
6
.
Со
стратегической
точки
зрения
анализируемый
федеральный
закон
призван
продолжать
сокращать
масштабы
незаконной
предпринимательской
деятельности
и
организованной
преступности;
устранить
условия,
которые
способствуют созданию и дальнейшему воспроизводство материальной базы
терроризма не только в России, но и на международном уровне, наркобизнеса,
организованной
преступности,
коррупции;
предотвращать
незаконное
выведение денежных средств за рубеж; создавать максимально благоприятные
условия для обеспечения репатриации денежных средств, а также доходов,
полученных
преступным
путем,
незаконно
выведенных
в
иностранные
государства;
обеспечивать
эффективность
реализации
организаций,
2011.
6
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легализации (отмыванию)
доходов,
полученных
преступным
путем,
и
финансированию
терроризма»
//
Собрание
законодательства
Российской Федерации. – 2017. - №7. – Ст. 2897.
государственных
органов,
принимающих
участие
в
противодействии
легализации
(отмыванию)
доходов,
финансированию
терроризма
и
многое
другое.
Нахождение России в когорте государств – мировых лидеров, которые
имеют значительный экономический и политический вес в международных
отношениях, остро ставило вопрос о необходимости создания полноценного и
эффективного
национального
правового
механизма
противодействия
отмыванию
преступных
доходов,
финансированию
терроризма.
Именно
поэтому была ратифицирована Страсбургская конвенция 1990 г.
7
, на основе
которой сам закон и был разработан. Финансовый контроль – это то, в чем наша
страна остро нуждается во многих сферах, а особенно в тех, которые имеют
криминальную направленность.
Несмотря
на
то,
что
мир
кардинально
изменился,
как
и
изменились
возможности легализации (отмывания) доходов, финансирования терроризма,
став более совершенными, можно с уверенностью сказать, что анализируемый
закон заложил прочный базис для дальнейшей борьбы с правонарушениями,
возникающими
в
рассмотренной
сфере
отношений.
Законодателю
важно
и
далее
принимать
все
необходимые
меры,
не
только
совершенствуя
существующие нормативно-правовые акты, но в том числе и принимая новые,
адаптируясь к складывающимся реалиям современного мира.
Список использованных источников и литературы
7
Конвенция
об
отмывании,
выявлении,
изъятии
и
конфискации
доходов
от
преступной
деятельности»
(заключена в г. Страсбурге 08.11.1990) // КонсультантПлюс.
1.
Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от
преступной
деятельности»
(заключена
в
г.
Страсбурге
08.11.1990)
//
КонсультантПлюс.
2.
Федеральный
закон
от
07.08.2001
N
115-ФЗ
(ред.
от
29.07.2017)
«О
противодействии
легализации
(отмыванию)
доходов,
полученных
преступным
путем,
и
финансированию
терроризма»
//
Собрание
законодательства Российской Федерации. – 2017. - №7. – Ст. 2897.
3.
Жубрин
Р.
В.
Противодействие
легализации
преступных
доходов
(зарубежный и российский опыт): монография / Р. В. Жубрин. – М., 2010. –
С. 80.
4.
Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N
115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма». – М., 2011.
5.
Чеботарев
В.
С.
Актуальные
вопросы
противодействия
отмыванию
криминальных фондов на рынке ценных бумаг современной России / В. С.
Чеботарев, А. И. Сапрыкин // Юридическая наука и практика: Вестник
Нижегородской академии МВД России. – 2010. - № 2 (13). – С. 274.