Напоминание

Причины подростковых суицидов. Меры по их предупреждению.


Автор: Чернева Светлана Павловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Металлургического района г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Причины подростковых суицидов. Меры по их предупреждению.
Раздел: полное образование





Назад




Причины подростковых суицидов. Меры по их предупреждению

Автор Чернева С.П., педагог-психолог МБУ «ЦППМСП Металлургического района

г.Челябинска

В рамках психолого-педагогического сопровождения специалистами Центра (МБУ

«ЦППМСП Металлургического района г.Челябинска») на базе образовательных учреждений

осуществляется информационно-профилактическая и коррекционно-развивающая работа по

предупреждению суицидальных проявлений у детей и подростков.

По нашим наблюдениям и исследованиям к наиболее частым причинам попытки

суицида у детей и подростков относятся:

- неразделенная любовь;

- конфликты с родителями или сверстниками;

- наличие страха перед будущим;

- проблемы одиночества.

Кроме того, значительно усугубляют ситуацию многократное муссирование случаев

самоубийств в средствах массовой информации, а также — широкая доступность Интернет-

ресурсов, отражающих данную тематику.

К факторам риска суицидальных попыток относятся – алкоголизм, психические

расстройства

родителей,

неполная

семья,

запреты,

наказания,

жестокое

обращение,

психические травмы.

Признаки склонности к суицидальным проявлениям у подростков, на которые стоит

обратить внимание педагогам и родителям:

1. соматические жалобы,

2. агрессивное поведение (акцентуации характера),

3. повышенная внушаемость,

4. бескомпромиссность,

5. замкнутость, ранимость, неуверенность в себе,

6. низкая успеваемость, прогулы в школе.

Такие подростки еще неустойчивы к стрессам, практически не владеют навыком

самоконтроля. Истинной же причиной, которая выявляется при детальном знакомстве с

ситуацией, как правило, оказываются нарушенные взаимоотношения в семье - отсутствие

эмоциональной близости.

Направления работы педагога-психолога с семьей подростка с суицидальным риском

- психопрофилактика,

- психологическая диагностика суицидального риска,

- информирование семьи о риске суицида,

- непосредственная работа с семьей (при согласии семьи),

- экстренная психологическая помощь (на уровне ребенка, семьи, коллектива учителей,

сообщества психологов)

- Консилиум на уровне школы - с классным руководителем, социальным педагогом и т.д.

- Консилиум с ЦППМС района,

- координационная работа: направление семьи к другим специалистам вне ОУ (психиатр,

психотерапевт, другой психолог, кризисный центр и т.д.).

Эффективные методы работы, используемые специалистами Центра:

1.Соматическая терапия травмы.

2.Гештальт-терапия.

3.Арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия.

4.Песочная терапия.

5.Телесноориентированная терапия.

6.Когнитивно-поведенческая терапия.

Для членов семьи, а также – участников образовательного процесса, в Центре

функционирует «Комната психологической разгрузки», оборудованная всем необходимым:

фиброоптические волокна —тренажёр для усиления тактильных ощущений, восстановления

зрительного восприятия, снятия симптомов стресса и напряжения; воздушно-пузырьковые

трубки —тренажёр релаксационной направленности, расслабляющий органы восприятия и

позволяющий настроить на позитивное восприятие реального мира; световые проекторы,

источники

музыкальных

сопровождений,

светильники,

приборы

для

ароматерапии,

тактильное оборудование, зеркальные шары и проекторы, «мягкая» среда.

В своей деятельности психологи Центра используют действенную мульти модальную

модель

консультирования,

в

которой

сочетаются

три

основных

психотерапевтических

направления:

- работа с мыслями,

- работа с эмоциями,

- работа с поведением.

Эта модель реализуется в форме групповой интенсивной психотерапии – 5-7 встреч.

Основной

задачей

данной

формы

работы

с

подростками

является

не

только

помощь

в

преодолении

психологической

травмы,

но

и

формирование

у

них

жизненных

навыков,

соответствующих его возрасту.

В процессе групповой работы с подростками акцент делается на желание улучшить

себя, позитивные социальные ориентации. Задачи групповой работы:

1.снижение уровня аутоагрессии и внутренней тревоги;

2. повышение уровня самооценки;

3. развитие навыков эффективного взаимодействия;

4. формирование и принятие позитивных жизненных целей.

Наряду с краткосрочной интенсивной психотерапией, практикуются различные методы

индивидуальной и семейно-кризисной психотерапии.

С семьей проводятся терапевтические сессии, позволяющие выявить личные обиды,

признаки чувства вины, конфликты, провоцирующие суицид. «Семейный диагноз» позволяет

определить, можно ли в процессе терапии опереться на семью, либо, наоборот, необходимо

оградить суицидента от ее травмирующего влияния.



В раздел образования