Автор: Чернева Светлана Павловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Металлургического района г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Причины подростковых суицидов. Меры по их предупреждению.
Раздел: полное образование
Причины подростковых суицидов. Меры по их предупреждению
Автор Чернева С.П., педагог-психолог МБУ «ЦППМСП Металлургического района
г.Челябинска
В рамках психолого-педагогического сопровождения специалистами Центра (МБУ
«ЦППМСП Металлургического района г.Челябинска») на базе образовательных учреждений
осуществляется информационно-профилактическая и коррекционно-развивающая работа по
предупреждению суицидальных проявлений у детей и подростков.
По нашим наблюдениям и исследованиям к наиболее частым причинам попытки
суицида у детей и подростков относятся:
- неразделенная любовь;
- конфликты с родителями или сверстниками;
- наличие страха перед будущим;
- проблемы одиночества.
Кроме того, значительно усугубляют ситуацию многократное муссирование случаев
самоубийств в средствах массовой информации, а также — широкая доступность Интернет-
ресурсов, отражающих данную тематику.
К факторам риска суицидальных попыток относятся – алкоголизм, психические
расстройства
родителей,
неполная
семья,
запреты,
наказания,
жестокое
обращение,
психические травмы.
Признаки склонности к суицидальным проявлениям у подростков, на которые стоит
обратить внимание педагогам и родителям:
1. соматические жалобы,
2. агрессивное поведение (акцентуации характера),
3. повышенная внушаемость,
4. бескомпромиссность,
5. замкнутость, ранимость, неуверенность в себе,
6. низкая успеваемость, прогулы в школе.
Такие подростки еще неустойчивы к стрессам, практически не владеют навыком
самоконтроля. Истинной же причиной, которая выявляется при детальном знакомстве с
ситуацией, как правило, оказываются нарушенные взаимоотношения в семье - отсутствие
эмоциональной близости.
Направления работы педагога-психолога с семьей подростка с суицидальным риском
- психопрофилактика,
- психологическая диагностика суицидального риска,
- информирование семьи о риске суицида,
- непосредственная работа с семьей (при согласии семьи),
- экстренная психологическая помощь (на уровне ребенка, семьи, коллектива учителей,
сообщества психологов)
- Консилиум на уровне школы - с классным руководителем, социальным педагогом и т.д.
- Консилиум с ЦППМС района,
- координационная работа: направление семьи к другим специалистам вне ОУ (психиатр,
психотерапевт, другой психолог, кризисный центр и т.д.).
Эффективные методы работы, используемые специалистами Центра:
1.Соматическая терапия травмы.
2.Гештальт-терапия.
3.Арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия.
4.Песочная терапия.
5.Телесноориентированная терапия.
6.Когнитивно-поведенческая терапия.
Для членов семьи, а также – участников образовательного процесса, в Центре
функционирует «Комната психологической разгрузки», оборудованная всем необходимым:
фиброоптические волокна —тренажёр для усиления тактильных ощущений, восстановления
зрительного восприятия, снятия симптомов стресса и напряжения; воздушно-пузырьковые
трубки —тренажёр релаксационной направленности, расслабляющий органы восприятия и
позволяющий настроить на позитивное восприятие реального мира; световые проекторы,
источники
музыкальных
сопровождений,
светильники,
приборы
для
ароматерапии,
тактильное оборудование, зеркальные шары и проекторы, «мягкая» среда.
В своей деятельности психологи Центра используют действенную мульти модальную
модель
консультирования,
в
которой
сочетаются
три
основных
психотерапевтических
направления:
- работа с мыслями,
- работа с эмоциями,
- работа с поведением.
Эта модель реализуется в форме групповой интенсивной психотерапии – 5-7 встреч.
Основной
задачей
данной
формы
работы
с
подростками
является
не
только
помощь
в
преодолении
психологической
травмы,
но
и
формирование
у
них
жизненных
навыков,
соответствующих его возрасту.
В процессе групповой работы с подростками акцент делается на желание улучшить
себя, позитивные социальные ориентации. Задачи групповой работы:
1.снижение уровня аутоагрессии и внутренней тревоги;
2. повышение уровня самооценки;
3. развитие навыков эффективного взаимодействия;
4. формирование и принятие позитивных жизненных целей.
Наряду с краткосрочной интенсивной психотерапией, практикуются различные методы
индивидуальной и семейно-кризисной психотерапии.
С семьей проводятся терапевтические сессии, позволяющие выявить личные обиды,
признаки чувства вины, конфликты, провоцирующие суицид. «Семейный диагноз» позволяет
определить, можно ли в процессе терапии опереться на семью, либо, наоборот, необходимо
оградить суицидента от ее травмирующего влияния.