Напоминание

"Создание условий для использования и развития игровой деятельности в образовательном процессе ДОУ в группах компенсирующей и общеразвивающей направленности в условиях реализации и требований ФГОС ДО"


Автор: Говорова Антонина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 32
Населённый пункт: город Новочеркасск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для использования и развития игровой деятельности в образовательном процессе ДОУ в группах компенсирующей и общеразвивающей направленности в условиях реализации и требований ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Создание условий для использования и развития игровой деятельности в

образовательном процессе ДОУ в группах компенсирующей и

общеразвивающей направленности в условиях реализации и требований

ФГОС ДО»

Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и

творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. Поэтому одна из задач Стандарта:

создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого

потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми

и миром;

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается, как

важное средство социализации личности ребенка – дошкольника.

Согласно целевым ориентирам дошкольного образования (ч. IV Стандарта)

среди планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы детьми, можно

отметить следующие характеристики:

Ребёнок умеет содержательно и выразительно использовать диалогическую и монологическую

формы речи.

Ребёнок инициативен и самостоятелен в общении, игре, познавательно-исследовательской

деятельности.

В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые

технологии и как использовать их в образовательном процессе для достижения целевых

характеристик для каждого ребёнка?

К этим условиям, можно отнести:

обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;

привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы,

организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.);

активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

Взрослый ( педагог или родитель) может и должен создать для детей условия, необходимые для

развития детской игры и полноценного игрового общения, зная что в игре ребенок имеет

наибольшую возможность быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со

сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, логически связанные с

сюжетом игры и её правилами, учитывая при этом, что именно речь является основой общения.

Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой

работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС).

Известно четыре вида ситуаций:

ситуации-иллюстрации,

ситуации-упражнения,

ситуации-проблемы,

Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует овладению умениями

предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший

сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах

каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая

ценность. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение.

Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также

позволяет сформулировать самостоятельно задание, уметь договориться.

Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения.

Он может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-

путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают

включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных

упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в

таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет

основную нагрузку при решении коррекционных, практических и познавательных задач.

Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи: коммуникативное

развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребёнка, его языковых

игр, диалогов между детьми, т.е. детской языковой и коммуникативной самодеятельности.

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже

традиционными, например, для методики развития речи: обогащение и активизация словаря,

воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие

связной речи.

В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением

косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию.

сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации

выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных,

личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу.

Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она

раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в

дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью.

Если ребенок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются

социальные позиции. А это, в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных

способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в

игре, дошкольник способен преодолению трудности в учебе и общении.

Составляя сценарии активизирующего общения я пытаюсь:

использовать коррекцию психологического состояния в течение всего занятия,

разнообразить формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их

личного опыта относительно предложенной темы;

создавать атмосферу заинтересованности каждого ребенка, эмоциональной сопричастности к

процессу и результату собственной умственной деятельности и деятельности других;

стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни

ошибиться, получить неправильный ответ;

поощрять стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе игры разные

способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и

поддерживать оригинальные;

применять набор заданий, позволяющий ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала;

создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять

инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;

проводить с детьми рефлексию занятия.



В раздел образования