Автор: Говорова Антонина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 32
Населённый пункт: город Новочеркасск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для использования и развития игровой деятельности в образовательном процессе ДОУ в группах компенсирующей и общеразвивающей направленности в условиях реализации и требований ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
«Создание условий для использования и развития игровой деятельности в
образовательном процессе ДОУ в группах компенсирующей и
общеразвивающей направленности в условиях реализации и требований
ФГОС ДО»
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и
творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. Поэтому одна из задач Стандарта:
создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром;
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит.
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается, как
важное средство социализации личности ребенка – дошкольника.
Согласно целевым ориентирам дошкольного образования (ч. IV Стандарта)
среди планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы детьми, можно
отметить следующие характеристики:
Ребёнок умеет содержательно и выразительно использовать диалогическую и монологическую
формы речи.
Ребёнок инициативен и самостоятелен в общении, игре, познавательно-исследовательской
деятельности.
В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые
технологии и как использовать их в образовательном процессе для достижения целевых
характеристик для каждого ребёнка?
К этим условиям, можно отнести:
обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы,
организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.);
активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.
Взрослый ( педагог или родитель) может и должен создать для детей условия, необходимые для
развития детской игры и полноценного игрового общения, зная что в игре ребенок имеет
наибольшую возможность быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со
сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, логически связанные с
сюжетом игры и её правилами, учитывая при этом, что именно речь является основой общения.
Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой
работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС).
Известно четыре вида ситуаций:
ситуации-иллюстрации,
ситуации-упражнения,
ситуации-проблемы,
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует овладению умениями
предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший
сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах
каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая
ценность. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение.
Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также
позволяет сформулировать самостоятельно задание, уметь договориться.
Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения.
Он может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-
путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают
включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных
упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в
таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет
основную нагрузку при решении коррекционных, практических и познавательных задач.
Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи: коммуникативное
развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребёнка, его языковых
игр, диалогов между детьми, т.е. детской языковой и коммуникативной самодеятельности.
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже
традиционными, например, для методики развития речи: обогащение и активизация словаря,
воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие
связной речи.
В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением
косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию.
сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации
выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных,
личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу.
Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она
раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в
дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью.
Если ребенок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются
социальные позиции. А это, в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных
способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в
игре, дошкольник способен преодолению трудности в учебе и общении.
Составляя сценарии активизирующего общения я пытаюсь:
использовать коррекцию психологического состояния в течение всего занятия,
разнообразить формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их
личного опыта относительно предложенной темы;
создавать атмосферу заинтересованности каждого ребенка, эмоциональной сопричастности к
процессу и результату собственной умственной деятельности и деятельности других;
стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни
ошибиться, получить неправильный ответ;
поощрять стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе игры разные
способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и
поддерживать оригинальные;
применять набор заданий, позволяющий ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала;
создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять
инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;
проводить с детьми рефлексию занятия.