Напоминание

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ


Автор: Колбасова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 57 города Мурманска
Населённый пункт: город Мурманск, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ

/МЛАДШАЯ ГРУППА/

СОСТАВИЛА: КОЛБАСОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА, ВСПИТАТЕЛЬ

Блок задач в

соответствии с

ООП

Дидактические игры, упражнения

Части тела, органы

чувств, их значение

для жизни и здоровья

человека:

- Развивать умение

различать и называть

органы чувств (глаза,

рот, нос, уши), дать

представление об их

роли в организме и о

том, как их беречь и

ухаживать за ними

(«От рождения до

школы» Под ред. Н.Е.

Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.

Васильевой) +

«Я УЗНАЮ СЕБЯ»

«Части тела, органы чувств, их значение для жизни и здоровья человека»

«Умею – не умею»

Задачи: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего

организма; воспитывать чувство собственного достоинства.

Материал: мяч

Ход игры: Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч,

продолжает фразу, объяснив, почему он не умеет или умеет.

Например: «Я умею бегать, так как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет

крыльев».

«Угадай, кто позвал?»

Задачи: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Материал: нет

Ход игры: Ведущий, стоя спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае

правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.

- Учить понимать

значение каждой части

своего тела: рук, ног,

ушей, головы,

туловища (Зимонина

В.Н., «Воспитание

ребёнка-

дошкольника…Расту

здоровым»).

«Найди пару»

Задачи: подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям с завязанными глазами.

Материал: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.

Ход игры: Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки точно

такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определять на

ощупь разные материалы.

«Угадай по запаху»

З а д а ч и : формировать

представления

о

помощнике

человека

(нос),

развивать

навыки

исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)

Ход игры: Воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

- Что помогло вам почувствовать этот запах?

– Где можно почувствовать такой запах?

«Игра с микрофоном»

Задачи: Учить понимать значение каждой части своего тела (рук, ног, ушей, головы, туловища),

воспитывать умение слушать друг друга

Материал: микрофон

Ход игры: воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.

Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

Я – нога, я умею … ходить, но не умею рисовать.

Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.

«Ты – моя частичка»

Задачи: систематизировать представления детей о частях тела, развивать умение различать и

называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том,

как их беречь и ухаживать за ними.

Материал: мяч

Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)

«Кто я такой?»

Задачи: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать

девочек и мальчиков.

Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.

Ход игры: воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и

кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную

часть тела и кладёт на картинку.

«Посылка от обезьянки»

Задачи: продолжать формировать представление о своем организме; закрепить знания о том, что

предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении

фруктов по вкусу и запаху.

Материал: посылка с овощами, фруктами

Ход игры: играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может

быть или овощ, или фрукт. Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке.

Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое.

Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по

запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт).

Выигрывает тот, кто угадает.

«Угадай по звуку»

З а д а ч и : формировать

представления

о

помощнике

человека

(уши),

развивать

навыки

исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

Материал: музыкальные инструменты

Ход игры: воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети

угадывают их

- Что помогло вам услышать разные звуки? Можно проверить по очереди закрывать глаза, нос, рот

и уши и опытным путём прийти к тому, что уши помогают нам слышать.

Здоровый образ

жизни: физические

упражнения,

питание, сон,

движение,

закаливание, их

значение для

здоровья человека:

- Дать представления о

полезной и вредной

пище; об овощах и

фруктах, молочных

продуктах, полезных

для здоровья человека.

- Формировать

представление о том,

что утренняя зарядка,

игры, физические

упражнения вызывают

хорошее настроение; с

«Здоровый образ жизни»

«Азбука здоровья»

Задачи: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, знакомить

детей

с

упражнениями,

укрепляющими

различные

органы

и

системы

организма,

дать

представление о необходимости закаливания.

Материал: иллюстрации

Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку –

иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно

делать в данной ситуации.

«Разложи картинки по порядку»

Задачи:

систематизировать

представления

детей

о

здоровье

и

здоровом

образе

жизни;

формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают

хорошее настроение.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры: Воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка

дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

помощью сна

восстанавливаются

силы.

- Познакомить детей с

упражнениями,

укрепляющими

различные органы и

системы организма.

Дать представление о

необходимости

закаливания.

- Формировать умение

сообщать о своём

самочувствии

взрослым, осознавать

необходимость

лечения.

(«От рождения до

школы» Под ред. Н.Е.

Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.

Васильевой)

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем

вместе выполнить его.

«Запомни движение»

Задачи: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения;

познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма; дать

представление о необходимости закаливания.

Материал: нет

Ход

игры:

воспитатель

или

ребёнок

показывает

движения.

Дети

должны

их

запомнить

и

воспроизвести.

«Если кто-то заболел»

Задачи: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой

помощи», позвонив по номеру «03» или «112», поупражнять в вызове врача; формировать умение

сообщать о своём самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.

Материал: телефон

Ход

игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую

помощь.

Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по

порядку:

фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы.

«Чудесный мешочек»

Задачи:

уточнить

названия

фруктов,

овощей,

формировать

умения

определять

их

на

ощупь,

называть и описывать; дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах,

молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и

предлагает

детям

узнать,

что

находится

в

«чудесном

мешочке».

Ребёнок

опускает

руку

в

«чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель

даёт образец описания овощей, фруктов.

- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: Какой формы?

Какого цвета? Какой на ощупь?

Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

«Узнай и назови овощи»

Задачи: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию

воспитателя; дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных

продуктах, полезных для здоровья человека.

Материал: овощи и фрукты

Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ

(фрукт).

«Угадай на вкус»

Задачи: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть

и описывать; дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных

продуктах, полезных для здоровья человека.

Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами

Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям

попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?»,

«Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»

Примечание: для маленьких детей лучше использовать плоды одного вида (только фрукты

или только овощи) с ярко выраженным вкусом.

«Угадайка»

Задачи: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию

воспитателя; дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных

продуктах, полезных для здоровья человека.

Материал: изображения или муляжи плодов

Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт) или читает загадку, а дети должны

выбрать нужную картинку (муляж) и назвать этот овощ (фрукт).

«Полезные и вредные продукты»

Задачи: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в

умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье.

Материал: картинки с изображением различных продуктов, два обруча

Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно

ли вам, какие продукты полезны.

Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные

продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

«Назови правильно»

Задачи: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах),

закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.

Материал: картинки с изображением овощей, фруктов

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.

- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого

цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?

Культурно-

гигиенические умения

и навыки

- Формировать

потребность в

соблюдении навыков

гигиены и опрятности

в повседневной жизни

«Культурно-гигиенические умения и навыки»

«Оденем куклу на прогулку»

Задачи:

закреплять

знания

детей

об

одежде,

формировать

умение

детей

одевать

куклу

соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры: Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас

зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

«Что такое хорошо, что такое плохо»

Задачи: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к

своему здоровью.

Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка,

картинки с различными ситуациями.

Ход игры:

1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная

картинка.

Детям

предлагается

поиграть

в

лото,

показывая

и

сопровождая

свои

действия

объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

2-ой

вариант.

Показ

картинок

можно

сопровождать

двигательной

активностью

детей.

Например, на позитивной картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке

садятся на пол.

«Что сначала, что потом»

З а д а ч и : Учить

детей

располагать

картинки

в

порядке

развития

сюжета,

пользуясь

вспомогательным

средством;

формировать

потребность

в

соблюдении

навыков

гигиены

и

опрятности в повседневной жизни

Материал: серии сюжетных картинок по темам ЗОЖ

Ход

игры:

Детям

предлагают

несколько

картинок,

связанных

одним

сюжетом,

разложить

в

порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например, мальчик лежит в постели,

делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой

«Эстафета»

Задачи: формировать представления о предметах личной гигиены.

Материал: разные игрушки, музыкальные инструменты, одежда, предметы гигиены.

Ход игры: На столах лежат разные предметы. Дети делятся на две команды. Каждый участник

подбегает

к

столу,

выбирает

предмет,

необходимый

для

умывания,

кладёт

его

на

поднос,

возвращается к своей команде и передаёт эстафету следующему игроку. В конце игры дети

должны сказать, для чего нужен тот или иной предмет гигиены.

«Ровным кругом»

Задачи: уточнить знание детей о предметах личной гигиены.

Материал: шапочки – маски с изображением мыла, зубной щётки, шампуня, мочалки, полотенца,

зеркала, расчёски.

Ход игры: Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга стоит ребёнок, исполняющий

роль мыла (у него шапочка – маска с изображением мыла), дети двигаются хороводным шагом

вокруг него и поют.

Ровным кругом друг за другом

Будем весело шагать,

Что нам мыло здесь покажет,

То и будем выполнять.

Мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения. Затем соответствующее

движение показывают полотенце, расчёска, мочалка, шампунь.

«Вымоем куклу»

З а д а ч и : закреплять

знания

о

предметах

личной

гигиены

для

мытья

и

умывания,

последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: играют 2 человека.

Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те,

которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно

отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

«Подбери картинки»

Задачи: уточнить

представления

детей

о

предметах

личной

гигиены,

формировать

навыки

здорового образа жизни.

Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих

ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

«Сложи картинку»

Задачи:

уточнить

представления

детей

о

предметах

личной

гигиены,

формировать

навыки

здорового образа жизни.

Материал: разрезные картинки с предметами личной гигиены, спортивным инвентарём.

Ход игры: Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены

предметы,

способствующие

здоровому

образу

жизни.

Например:

кроссовки,

мяч,

гантели;

полотенце, зубная щетка и паста.

(Можно использовать цветные фотографии).

«Сделаем куклам разные прически»

Задачи: закреплять

навыки

ухода

за

волосами,

уточнить

названия

необходимых

для

этого

предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид»

Материал: куклы, расчёски, заколки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

«Таня простудилась»

Задачи: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание

о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится

рядом, отворачиваться.

Материал: носовой платок

Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

«Правила гигиены»

Задачи: закреплять

культурно-гигиенические

навыки

(умывание,

одевание,

чистка

зубов,

причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и

жеста и отгадывать по показу.

Материал: нет

Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются

(одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или

воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

«Поможем Мойдодыру»

Задачи: уточнить

представления

детей

о

предметах

личной

гигиены,

формировать

навыки

здорового образа жизни

Материал:

картинки

различных

предметов,

картинки

с

изображением

предметов

личной

гигиены, картинки с грязным и чистым ребёнком, картинка Мойдодыра.

Ход игры: Мойдодыр велел Пете чисто вымыться, а Петя не знает, что ему для этого нужно.

Воспитатель

просит

помочь

Пете

и

выбрать

только

картинки

с

изображением

предметов,

помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)



В раздел образования