Автор: Колбасова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 57 города Мурманска
Населённый пункт: город Мурманск, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ
/МЛАДШАЯ ГРУППА/
СОСТАВИЛА: КОЛБАСОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА, ВСПИТАТЕЛЬ
Блок задач в
соответствии с
ООП
Дидактические игры, упражнения
Части тела, органы
чувств, их значение
для жизни и здоровья
человека:
- Развивать умение
различать и называть
органы чувств (глаза,
рот, нос, уши), дать
представление об их
роли в организме и о
том, как их беречь и
ухаживать за ними
(«От рождения до
школы» Под ред. Н.Е.
Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.
Васильевой) +
«Я УЗНАЮ СЕБЯ»
«Части тела, органы чувств, их значение для жизни и здоровья человека»
«Умею – не умею»
Задачи: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего
организма; воспитывать чувство собственного достоинства.
Материал: мяч
Ход игры: Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч,
продолжает фразу, объяснив, почему он не умеет или умеет.
Например: «Я умею бегать, так как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет
крыльев».
«Угадай, кто позвал?»
Задачи: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Материал: нет
Ход игры: Ведущий, стоя спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае
правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.
- Учить понимать
значение каждой части
своего тела: рук, ног,
ушей, головы,
туловища (Зимонина
В.Н., «Воспитание
ребёнка-
дошкольника…Расту
здоровым»).
«Найди пару»
Задачи: подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям с завязанными глазами.
Материал: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.
Ход игры: Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки точно
такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определять на
ощупь разные материалы.
«Угадай по запаху»
З а д а ч и : формировать
представления
о
помощнике
человека
(нос),
развивать
навыки
исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств
Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
Ход игры: Воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:
- Что помогло вам почувствовать этот запах?
– Где можно почувствовать такой запах?
«Игра с микрофоном»
Задачи: Учить понимать значение каждой части своего тела (рук, ног, ушей, головы, туловища),
воспитывать умение слушать друг друга
Материал: микрофон
Ход игры: воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.
Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.
Я – нога, я умею … ходить, но не умею рисовать.
Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.
«Ты – моя частичка»
Задачи: систематизировать представления детей о частях тела, развивать умение различать и
называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том,
как их беречь и ухаживать за ними.
Материал: мяч
Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.
Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)
Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)
Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)
«Кто я такой?»
Задачи: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать
девочек и мальчиков.
Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.
Ход игры: воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и
кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную
часть тела и кладёт на картинку.
«Посылка от обезьянки»
Задачи: продолжать формировать представление о своем организме; закрепить знания о том, что
предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении
фруктов по вкусу и запаху.
Материал: посылка с овощами, фруктами
Ход игры: играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может
быть или овощ, или фрукт. Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке.
Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое.
Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по
запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт).
Выигрывает тот, кто угадает.
«Угадай по звуку»
З а д а ч и : формировать
представления
о
помощнике
человека
(уши),
развивать
навыки
исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств
Материал: музыкальные инструменты
Ход игры: воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети
угадывают их
- Что помогло вам услышать разные звуки? Можно проверить по очереди закрывать глаза, нос, рот
и уши и опытным путём прийти к тому, что уши помогают нам слышать.
Здоровый образ
жизни: физические
упражнения,
питание, сон,
движение,
закаливание, их
значение для
здоровья человека:
- Дать представления о
полезной и вредной
пище; об овощах и
фруктах, молочных
продуктах, полезных
для здоровья человека.
- Формировать
представление о том,
что утренняя зарядка,
игры, физические
упражнения вызывают
хорошее настроение; с
«Здоровый образ жизни»
«Азбука здоровья»
Задачи: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, знакомить
детей
с
упражнениями,
укрепляющими
различные
органы
и
системы
организма,
дать
представление о необходимости закаливания.
Материал: иллюстрации
Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку –
иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно
делать в данной ситуации.
«Разложи картинки по порядку»
Задачи:
систематизировать
представления
детей
о
здоровье
и
здоровом
образе
жизни;
формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают
хорошее настроение.
Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня
Ход игры: Воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка
дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
помощью сна
восстанавливаются
силы.
- Познакомить детей с
упражнениями,
укрепляющими
различные органы и
системы организма.
Дать представление о
необходимости
закаливания.
- Формировать умение
сообщать о своём
самочувствии
взрослым, осознавать
необходимость
лечения.
(«От рождения до
школы» Под ред. Н.Е.
Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.
Васильевой)
Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.
Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем
вместе выполнить его.
«Запомни движение»
Задачи: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения;
познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма; дать
представление о необходимости закаливания.
Материал: нет
Ход
игры:
воспитатель
или
ребёнок
показывает
движения.
Дети
должны
их
запомнить
и
воспроизвести.
«Если кто-то заболел»
Задачи: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой
помощи», позвонив по номеру «03» или «112», поупражнять в вызове врача; формировать умение
сообщать о своём самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.
Материал: телефон
Ход
игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую
помощь.
Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по
порядку:
фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы.
«Чудесный мешочек»
Задачи:
уточнить
названия
фруктов,
овощей,
формировать
умения
определять
их
на
ощупь,
называть и описывать; дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах,
молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов
Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и
предлагает
детям
узнать,
что
находится
в
«чудесном
мешочке».
Ребёнок
опускает
руку
в
«чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель
даёт образец описания овощей, фруктов.
- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: Какой формы?
Какого цвета? Какой на ощупь?
Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.
«Узнай и назови овощи»
Задачи: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию
воспитателя; дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных
продуктах, полезных для здоровья человека.
Материал: овощи и фрукты
Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ
(фрукт).
«Угадай на вкус»
Задачи: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть
и описывать; дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных
продуктах, полезных для здоровья человека.
Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям
попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?»,
«Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»
Примечание: для маленьких детей лучше использовать плоды одного вида (только фрукты
или только овощи) с ярко выраженным вкусом.
«Угадайка»
Задачи: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию
воспитателя; дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных
продуктах, полезных для здоровья человека.
Материал: изображения или муляжи плодов
Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт) или читает загадку, а дети должны
выбрать нужную картинку (муляж) и назвать этот овощ (фрукт).
«Полезные и вредные продукты»
Задачи: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в
умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье.
Материал: картинки с изображением различных продуктов, два обруча
Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно
ли вам, какие продукты полезны.
Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные
продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.
«Назови правильно»
Задачи: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах),
закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.
Материал: картинки с изображением овощей, фруктов
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.
- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого
цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?
Культурно-
гигиенические умения
и навыки
- Формировать
потребность в
соблюдении навыков
гигиены и опрятности
в повседневной жизни
«Культурно-гигиенические умения и навыки»
«Оденем куклу на прогулку»
Задачи:
закреплять
знания
детей
об
одежде,
формировать
умение
детей
одевать
куклу
соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас
зима и на улице очень холодно (различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
«Что такое хорошо, что такое плохо»
Задачи: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к
своему здоровью.
Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка,
картинки с различными ситуациями.
Ход игры:
1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная
картинка.
Детям
предлагается
поиграть
в
лото,
показывая
и
сопровождая
свои
действия
объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»
2-ой
вариант.
Показ
картинок
можно
сопровождать
двигательной
активностью
детей.
Например, на позитивной картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке
садятся на пол.
«Что сначала, что потом»
З а д а ч и : Учить
детей
располагать
картинки
в
порядке
развития
сюжета,
пользуясь
вспомогательным
средством;
формировать
потребность
в
соблюдении
навыков
гигиены
и
опрятности в повседневной жизни
Материал: серии сюжетных картинок по темам ЗОЖ
Ход
игры:
Детям
предлагают
несколько
картинок,
связанных
одним
сюжетом,
разложить
в
порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например, мальчик лежит в постели,
делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой
«Эстафета»
Задачи: формировать представления о предметах личной гигиены.
Материал: разные игрушки, музыкальные инструменты, одежда, предметы гигиены.
Ход игры: На столах лежат разные предметы. Дети делятся на две команды. Каждый участник
подбегает
к
столу,
выбирает
предмет,
необходимый
для
умывания,
кладёт
его
на
поднос,
возвращается к своей команде и передаёт эстафету следующему игроку. В конце игры дети
должны сказать, для чего нужен тот или иной предмет гигиены.
«Ровным кругом»
Задачи: уточнить знание детей о предметах личной гигиены.
Материал: шапочки – маски с изображением мыла, зубной щётки, шампуня, мочалки, полотенца,
зеркала, расчёски.
Ход игры: Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга стоит ребёнок, исполняющий
роль мыла (у него шапочка – маска с изображением мыла), дети двигаются хороводным шагом
вокруг него и поют.
Ровным кругом друг за другом
Будем весело шагать,
Что нам мыло здесь покажет,
То и будем выполнять.
Мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения. Затем соответствующее
движение показывают полотенце, расчёска, мочалка, шампунь.
«Вымоем куклу»
З а д а ч и : закреплять
знания
о
предметах
личной
гигиены
для
мытья
и
умывания,
последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход игры: играют 2 человека.
Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те,
которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно
отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
«Подбери картинки»
Задачи: уточнить
представления
детей
о
предметах
личной
гигиены,
формировать
навыки
здорового образа жизни.
Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены
Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих
ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)
«Сложи картинку»
Задачи:
уточнить
представления
детей
о
предметах
личной
гигиены,
формировать
навыки
здорового образа жизни.
Материал: разрезные картинки с предметами личной гигиены, спортивным инвентарём.
Ход игры: Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены
предметы,
способствующие
здоровому
образу
жизни.
Например:
кроссовки,
мяч,
гантели;
полотенце, зубная щетка и паста.
(Можно использовать цветные фотографии).
«Сделаем куклам разные прически»
Задачи: закреплять
навыки
ухода
за
волосами,
уточнить
названия
необходимых
для
этого
предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид»
Материал: куклы, расчёски, заколки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.
«Таня простудилась»
Задачи: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание
о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится
рядом, отворачиваться.
Материал: носовой платок
Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?
И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:
- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.
«Правила гигиены»
Задачи: закреплять
культурно-гигиенические
навыки
(умывание,
одевание,
чистка
зубов,
причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и
жеста и отгадывать по показу.
Материал: нет
Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются
(одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или
воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
«Поможем Мойдодыру»
Задачи: уточнить
представления
детей
о
предметах
личной
гигиены,
формировать
навыки
здорового образа жизни
Материал:
картинки
различных
предметов,
картинки
с
изображением
предметов
личной
гигиены, картинки с грязным и чистым ребёнком, картинка Мойдодыра.
Ход игры: Мойдодыр велел Пете чисто вымыться, а Петя не знает, что ему для этого нужно.
Воспитатель
просит
помочь
Пете
и
выбрать
только
картинки
с
изображением
предметов,
помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)