Автор: Войценко Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Задонская СОШ
Населённый пункт: х.Победа Азовский район
Наименование материала: Внеурочная деятельность
Тема: "Волшебные пальчики 2 класс"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗАДОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
АЗОВСКОГО РАЙОНА
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
______________________ А.А.Бойко.
«Утверждено»
Директор МБОУ Задонской СОШ
_____________М.П.Бессмертная
Приказ № ___ от «___»____2017 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу внеурочной деятельности
«
ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ
».
Второго года обучения
Возраст учащихся – 8-9 лет.
Педагога:
Войценко Елены Викторовны
Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению на заседании
МО классных руководителей
протокол № ____
от «_____»____________2017 г.
х. Победа
2017-2018 г.
ПОЯСНИТЕНЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Содержание программы « Волшебные пальчики » является продолжением изучения смежных
предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и
техник искусства. Программа готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с
различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся
складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Программа « Волшебные пальчики » является составной частью художественно-эстетического
направления внеурочной деятельности в образовании внеурочной учебной деятельности федеральных
образовательных стандартов второго поколения.
Изучение курса способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает
широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами предметных областях.
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется
творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы
композиции, цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни -формированию понятия о
роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи
художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с
учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной
работы;
-знакомству с историей вещей и предметов быта.
Цель программы:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов
декоративно - прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры,
традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно -
прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию,
воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических
особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа « Волшебные пальчики » разработана на четыре года занятий с детьми младшего
школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной
деятельности.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие
формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием
компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую
последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке
изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые
разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Ожидаемые результаты:
Освоение детьми программы « Волшебные пальчики » направлено на достижение комплекса результатов в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно - прикладному творчеству, как одному из видов
изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной
современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность,
добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим,
уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Ученики 2 класса получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу
человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой
деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих
ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих
работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах
действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных
технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере
сделанных ошибок.
Ученики 2 класса получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия,
актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в
исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно - прикладного искусства, художественного
конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые
образы средствами декоративно - прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или
предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни
человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в
декоративно - прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и
жанров искусства;
- художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к
различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства;
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
· название и назначение материалов - бумага, ткань, текстильный материал, тесто, соломка
,природный и бросовый материал;
· название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла,
наперсток;
· правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно
изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать
бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать
стежками "вперед иголка".
Оценка планируемых результатов
освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в
выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
В
портфолио
ученика
включаются
фото
и
видеоизображения
продуктов
исполнительской
деятельности,
продукты
собственного
творчества,
материала
самоанализа,
схемы,
иллюстрации,
эскизы и т.п.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
« ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ».
34
часа ( 1 час в неделю)
№
п/п
Тема занятия
Используемая техника
Кол-во
часов
1
Знакомство с темами занятий, правилами
техники безопасности при работе с
ножницами, клеем, пластилином,
чертёжными инструментами, бумагой.
1 час
2
3
Работа с различными
материалами.
« Цветущая ветка»
Склеивание различных
материалов.
2 час
4
5
Панно « Осень».
Аппликация из рваной
бумаги.
2 час
6
-8
Работа с солёным тестом.
Дымковская игрушка.
Лепка.
Грунтовка. Роспись.
3 часа
9-
10
Кашпо для
цветочного горшка
Папье Маше.
Лепка, грунтовка, роспись.
2 часа
11
12
Волшебные листья.
Аппликация из
засушенных листьев.
2 часа
13
14
Деревья, Цветы.
Объёмная работа с
использованием
природного материала.
2 часа
15
16
Ажурные цветы.
Техника
квилинг.
2 часа
17
18
Аппликация из кругов.
Плоская аппликация из
бумаги.
2часа
19
20
« Мягкая» игрушка из бумаги.
Конструирование из
бумаги.
2 час
21
22
23
« Волшебный сундучок»
Поделки из старых газет.
3 часа
24
25
Рисунок «Косичкой»
Плетение из прядей ниток.
2 часа
26
27
28
«Цветочный горшок».
Мозаика из семян
растений.
3 часа
29
30
Калейдоскоп.
Лоскутная аппликация
2 часа
31
32
33
Художественное складывание.
Оригами.
3 часа
34
Выставка работ детей.
Портфолио.
1 час
ИТОГО:
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
З.А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги».
Н. В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины».
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
Н.В. Зимина «Шедевры из солёного теста».
.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
Т.Н.Проснякова «Художественное творчество»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВУД « ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ».
№
п/п
Тема раздела
программы,
тема урока
К-во часов
Дата
Формируемые универсальные
учебные действия
(ууд)
Характеристика
деятельности обучающихся
Диагностический
инструментарий
оценки
достижений
учащихся
план
факт
план
факт
1
Знакомство с темами
занятий, правилами
техники безопасности при
работе с ножницами,
клеем, пластилином,
чертёжными
инструментами, бумагой.
.
1
1
01.09
Правила техники безопасности при
работе с ножницами, клеем,
пластилином, чертёжными
инструментами, бумагой
2-3
Работа с различными
материалами.
« Цветущая ветка»
2
2
08.09
15.09
Мысленное составление композиции;
Развивать умение работать с
ножницами, клеем.
Правильно подбирать цветовую
гамму.
Склеивание различных
материалов.
Аппликация из рваной бумаги.
ТБ при работе с ножницами и
клеем.
Выставка работ
4-5
Панно « Осень».
2
2
22.09
29.09
6-
7-
8
Работа с солёным
тестом.
Дымковская игрушка.
3
3
06.10
13.10
20.10
Уметь самостоятельно готовить тесто
для работы.
Знакомство с новой техникой работы.
Лепка.
Грунтовка. Роспись.
ТБ при работе с тестом.
Выставка работ
9-
10
Кашпо для
цветочного горшка
2
2
27.10
03.11
Уметь готовить папье-маше и работать
с ним.
Использовать пластичность материала
при выборе формы поделки.
Учиться подбирать цветовую
гамму ниток;Мысленно
прогнозировать предстоящую
работу и её конечный
результат.
11-
12
Волшебные листья.
2
2
17.11
24.11
Учиться подбирать листья
необходимой формы и размера для
предстоящей работы.
Аппликация из засушенных
листьев. ТБ при работе с клеем,
ножницами, хрупким
материалом.
Выставка работ
13-
14
Деревья, Цветы.
Работа с природным
материалом.
2
2
01.12
08.12
Составление композиции с
использованием различных предметов
по цвету, размеру, форме.
Учиться работать в группе.
Групповая работас природным
материалом.
ТБ работы с ножницами,
клеем.
Выставка работ
15-
16
Ажурные цветы.
Техника квилинг.
2
2
15.12
22.12
Знакомство с новой техникой
КВИЛИНГ.
Развивать умение работать с
ножницами, и скручивание деталей
листьев.
Аппликация из бумаги.
ТБ при работе с ножницами,
клеем, бумагой.
17-
18
Аппликация из кругов.
2
2
19.01
26.01
Учиться резанию кругов из бумаги с
использованием шаблонов;
Соединять детали приёмом
склеивания.
Аппликация из бумаги.
ТБ при работе с ножницами,
клеем, бумагой.
Выставка работ
19-
20
« Мягкая» игрушка из
бумаги.
2
2
02.02
09.02
Учиться конструированию из бумаги
Проявлять творчество при выполнении
работы.
Мозаика.Аппликация из
бумаги.ТБ при работе с
ножницами, клеем, бумагой.
Выставка работ
21-
22-
23
« Волшебный сундучок»
3
3
16.02
23.02
02.03
Осваивать правила скручивания
трубочек из старых газет, плетение из
них предметов разной
формы.Индивидуальный выбор формы
будущего изделия.
Соблюдение правил ТБ при
работе с ножницами, клеем,
шилом.
24-
25
Рисунок «Косичкой»
2
2
09.03
16.03
Учиться плетению косичек из
текстильных нитей. Осваивать новую
технику работы Развивать умение
работать с ножницами, клеем
текстилем.
Мысленное составление
композиции Правильно
подбирать цветовую гамму.
Выставка работ
26-
27-
28
«Цветочный горшок».
3
3
23.03
06.04
13.04
Учиться декорировать цветочный
горшок семенами растений. Осваивать
технику соединения деталей различных
материалов.
Подготовка, декорирование,
закрепление декора.ТБ при
работе с различными
материалами и
инструментами.
выставка работ
29-
30
«Калейдоскоп»
2
2
20.04
27.04
Лоскутная аппликация.Осваивание
техники «горячей аппликации».
Учиться подбирать цветовую гамму и
соединять различный материал в
работе.
ТБ при работе с утюгом,
горячим клеем, ножницами,
иглой.
Выставка работ
31-
32-
33
Художественное
складывание.
3
3
04.05
11.05
Оригами. Отработка навыков сгибания
бумаги;
Учиться работать с технологической
картой.
ТБ работы с бумагой.
Изготовление сувенира.
Выставка работ
18.05
Осваивание сложных форм
складывания фигур.
34
Выставка работ детей.
1
1
25.05
Уметь презентовать работы своих
одноклассников;
Выбор работ для личного портфолио.
Портфолио.
Выставка работ.
ИТОГО:
34
34