Автор: Феоктистов Сергей Геннадьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПБОУ СПО "КМК"
Населённый пункт: ГОРОЛ КУЗНЕЦК ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СПО"
Раздел: среднее профессиональное
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
Кобченко Ангелина Владимировна,
преподаватель ОГАПОУ
«Белгородский индустриальный колледж»
Образование в Российской Федерации – единый целенаправленный
процесс
воспитания
и
обучения
осуществляемый
в
интересах
человека,
семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний,
умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции
в
целях
интеллектуального,
духовно-нравственного,
творче ского,
физического и профессионального развития человека, удовлетворения его
образовательных потребностей и интересов. Получение образования является
обязательным требованием к формированию любой личности.
Чаще всего, в начальную школу ребенок приходит любознательным,
заинтересованным, с желанием получить новые знания и впечатления. С
годами эта увлеченность и любознательность угасает или приобретает узкую
направленность. В учреждения СПО обучающиеся попадают в подростковом
возрасте,
когда
получение
образования
становится
формальной
деятельностью.
Поэтому
проблема
мотивации
обучения
в
системе
образования является одной из центральных.
Мотивацию
принято
определять,
как
внутреннее
побуждение
к
действию,
обуславливающее
субъективно-личностную
заинтересованность
обучающегося в его свершении.
Мотивационными
процессами
в
обучении можно
и
нужно
управлять:
создавая
условия
для
развития
внутренних
мотивов
и
стимулирования
обучающихся.
Под
стимулированием
чаще
всего
подразумевают
побуждение
обучающихся
к
заинтересованности
в
результатах своего труда.
Если
мотивами
учебной
деятельности
младших
школьников
могут выступать
такие,
как
желание
хорошо
выглядеть
в
глазах
одноклассников, обожание своего учителя, получение от него похвалы, то для
обучающихся
СПО
ведущими
учебными
мотивами
я вл я ю т с я
«профессиональные»,
«личного
престижа»,
«прагматические»
и
менее
значимые «познавательные».
Положительная
устойчивая
мотивация
первокурсника
к
учебной
деятельности
является
залогом
дальнейшего
развития
обучающегося,
как
будущего специалиста. Под мотивом учебной деятельности понимаются все
факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности,
цели, установки, чувство долга, интересы и т. п.
Основной задачей учреждений СПО является обеспечение высокого
качества образования. Данную задачу можно реализовать только в случае,
успешной познавательной активности обучающихся, а это возможно при
создании
благоприятных
условий,
таких,
как
развитие
современных
материально-технических, информационных и кадровых ресурсов.
Дуальная система обучения так же создает высокую мотивацию
получения знаний и приобретения навыков в работе, так как качество их
выполнения напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на
рабочих местах.
На
базе
общей
мотивации
учебной
деятельности
появляется
определенное
отношение
к
разным
учебным
дисциплинам.
Оно
обусловливается важностью дисциплины для профессиональной подготовки;
интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету как ее
части; качеством преподавания; мерой трудности овладения этим предметом
исходя из собственных способностей; взаимоотношениями с преподавателем
данного
предмета.
Все
эти
мотивы
могут
взаимодействовать
или
конкурировать друг с другом и иметь различное влияние на учебу, поэтому
полное представление о мотивах учебной деятельности можно получить,
только
выявив
значимость
для
каждого
обучающегося
всех
этих
компонентов
сложной мотива.
Еще
одним
не
маловажным
стимулом
к
обучению
является
стипендия. К сожалению, на данный момент размер стипендии таков, что
студентам приходится устраиваться на работу во время учебы, что ведет к
ослаблению мотивации по отношению к учебе.
Познавательную активность стимулирует так же наличие связки
студент – преподаватель. Другими словами, если между обучающимся и
преподавателем
нет
никакого
контакта,
кроме
минимальных
начитанных
часов,
ни
о
какой
мотивации
студентов
говорить
не
приходится.
Обучающемуся очень важно, что бы педагог был его наставником, что бы к
нему можно было обратиться за помощью по любому вопросу.
Образовательное
учреждение
заинтересовано
в
стимулировании
интересов
к
обучению
таким
образом,
чтобы
целью
студентов
стало
не
просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и
стабильными знаниями.
Таким образом, к процессу мотивирования необходимо подходить с
разных сторон исходя из того, что обучающиеся в различном возрасте имеют
свои
особенности,
приоритеты и
индивидуальность.
Вместе
с
тем,
мотивация
к
учебной
деятельности
является
неотъемлемым
условием
формирования качественного специалиста.
Литература:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
"Об образовании в Российской Федерации"
2.
Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: Учебник
для вузов. — СПб.: Питер, 2011.
3.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2011.
4.
Педагогическая психология: Учебное пособие. Под ред. Л.А.
Регуш, А.В. Орловой – СПб.: Питер, 2011.