Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СПО"


Автор: Феоктистов Сергей Геннадьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПБОУ СПО "КМК"
Населённый пункт: ГОРОЛ КУЗНЕЦК ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СПО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Кобченко Ангелина Владимировна,

преподаватель ОГАПОУ

«Белгородский индустриальный колледж»

Образование в Российской Федерации – единый целенаправленный

процесс

воспитания

и

обучения

осуществляемый

в

интересах

человека,

семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний,

умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции

в

целях

интеллектуального,

духовно-нравственного,

творче ского,

физического и профессионального развития человека, удовлетворения его

образовательных потребностей и интересов. Получение образования является

обязательным требованием к формированию любой личности.

Чаще всего, в начальную школу ребенок приходит любознательным,

заинтересованным, с желанием получить новые знания и впечатления. С

годами эта увлеченность и любознательность угасает или приобретает узкую

направленность. В учреждения СПО обучающиеся попадают в подростковом

возрасте,

когда

получение

образования

становится

формальной

деятельностью.

Поэтому

проблема

мотивации

обучения

в

системе

образования является одной из центральных.

Мотивацию

принято

определять,

как

внутреннее

побуждение

к

действию,

обуславливающее

субъективно-личностную

заинтересованность

обучающегося в его свершении.

Мотивационными

процессами

в

обучении можно

и

нужно

управлять:

создавая

условия

для

развития

внутренних

мотивов

и

стимулирования

обучающихся.

Под

стимулированием

чаще

всего

подразумевают

побуждение

обучающихся

к

заинтересованности

в

результатах своего труда.

Если

мотивами

учебной

деятельности

младших

школьников

могут выступать

такие,

как

желание

хорошо

выглядеть

в

глазах

одноклассников, обожание своего учителя, получение от него похвалы, то для

обучающихся

СПО

ведущими

учебными

мотивами

я вл я ю т с я

«профессиональные»,

«личного

престижа»,

«прагматические»

и

менее

значимые «познавательные».

Положительная

устойчивая

мотивация

первокурсника

к

учебной

деятельности

является

залогом

дальнейшего

развития

обучающегося,

как

будущего специалиста. Под мотивом учебной деятельности понимаются все

факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности,

цели, установки, чувство долга, интересы и т. п.

Основной задачей учреждений СПО является обеспечение высокого

качества образования. Данную задачу можно реализовать только в случае,

успешной познавательной активности обучающихся, а это возможно при

создании

благоприятных

условий,

таких,

как

развитие

современных

материально-технических, информационных и кадровых ресурсов.

Дуальная система обучения так же создает высокую мотивацию

получения знаний и приобретения навыков в работе, так как качество их

выполнения напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на

рабочих местах.

На

базе

общей

мотивации

учебной

деятельности

появляется

определенное

отношение

к

разным

учебным

дисциплинам.

Оно

обусловливается важностью дисциплины для профессиональной подготовки;

интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету как ее

части; качеством преподавания; мерой трудности овладения этим предметом

исходя из собственных способностей; взаимоотношениями с преподавателем

данного

предмета.

Все

эти

мотивы

могут

взаимодействовать

или

конкурировать друг с другом и иметь различное влияние на учебу, поэтому

полное представление о мотивах учебной деятельности можно получить,

только

выявив

значимость

для

каждого

обучающегося

всех

этих

компонентов

сложной мотива.

Еще

одним

не

маловажным

стимулом

к

обучению

является

стипендия. К сожалению, на данный момент размер стипендии таков, что

студентам приходится устраиваться на работу во время учебы, что ведет к

ослаблению мотивации по отношению к учебе.

Познавательную активность стимулирует так же наличие связки

студент – преподаватель. Другими словами, если между обучающимся и

преподавателем

нет

никакого

контакта,

кроме

минимальных

начитанных

часов,

ни

о

какой

мотивации

студентов

говорить

не

приходится.

Обучающемуся очень важно, что бы педагог был его наставником, что бы к

нему можно было обратиться за помощью по любому вопросу.

Образовательное

учреждение

заинтересовано

в

стимулировании

интересов

к

обучению

таким

образом,

чтобы

целью

студентов

стало

не

просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и

стабильными знаниями.

Таким образом, к процессу мотивирования необходимо подходить с

разных сторон исходя из того, что обучающиеся в различном возрасте имеют

свои

особенности,

приоритеты и

индивидуальность.

Вместе

с

тем,

мотивация

к

учебной

деятельности

является

неотъемлемым

условием

формирования качественного специалиста.

Литература:

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

"Об образовании в Российской Федерации"

2.

Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: Учебник

для вузов. — СПб.: Питер, 2011.

3.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2011.

4.

Педагогическая психология: Учебное пособие. Под ред. Л.А.

Регуш, А.В. Орловой – СПб.: Питер, 2011.



В раздел образования