Напоминание

"Шаги к успешности"


Автор: Лебедевич Алла Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Зырянская СОШ"
Населённый пункт: с. Зырянское, Зырянский р-н, Томская обл.
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Шаги к успешности"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Зырянская средняя общеобразовательная школа»

Зырянского района

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

для начальной школы

«Шаги к успешности»

Автор-составитель:

Лебедевич Алла Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Рабочая

программа разработана

в

соответствии

с

требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования, на основе программы по развитию познавательных процессов и

формированию универсальных учебных действий младших школьников «Шаги к

успешности» О.М. Алендеевой.

Курс

введён

в

часть

учебного

плана,

формируемого

образовательным

учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Реализация

возможностей

развития познавательных

процессов

и

формирования

универсальных

учебных

действий

у

младших

школьников

обеспечивается

апробированной

системой

занятий,

логикой

развёртывания

содержания,

его

структурой,

целенаправленностью

разработанных

заданий,

ориентацией

на

развитие

самостоятельности

и

ответственности

ученика

за

результаты своей деятельности.

Программа рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в

неделю), во 2-4 классах – по 34 ч. Программа реализована в рамках «Внеурочной

деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Цель

данного

курса: развитие у учащихся познавательных процессов,

внутреннего плана действий и формирование универсальных учебных действий,

обеспечивающих компетентность «умение учиться».

Основные задачи курса:

создание положительного эмоционального фона;

формирование у детей позитивного настроя к познавательной деятельности;

развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание,

память, мышление, речь;

формирование и совершенствование внутреннего плана действий;

формирование универсальных учебных действий.

2

Планируемые результаты освоения программы «Шаги к успешности»

1 класс

Личностные:

формирование положительной мотивации к познавательной деятельности;

развитие любознательности;

развитие настойчивости, целеустремлённости, дисциплинированности;

целостное восприятие окружающего мира;

формирование адекватной позитивной самооценки;

формирование мотивов достижения;

формирование

рефлексивной

самооценки,

умение

анализировать

свои

действия и управлять ими;

формирование

самостоятельности

суждений,

независимости

и

нестандартности мышления и умения преодолевать трудности.

Метапредметные:

регулятивные:

прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и

того, что ещё не известно;

принимать задачу, сохранять и выполнять её с интересом;

планировать

собственную

деятельность

в

соответствии

с

поставленной

задачей;

оценивать правильность выполнения своих действий;

оценивать правильность выполнения действий другого;

контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с

результатами своего труда;

развивать способность к рефлексии;

развивать внутренний план действий.

познавательные:

строить речевые высказывания в устной форме;

извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять

основную и второстепенную информацию для выполнения задания;

создавать алгоритмы своей деятельности при выполнении определённых

заданий;

использовать знако-символические средства;

строить логическую цепь рассуждений;

3

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей.

коммуникативные:

быть открытым и способным выражать собственные мысли;

высказывать и аргументировать своё предположение;

слушать своих сверстников, убеждать и уступать;

с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;

брать на себя инициативу, работая в группах;

сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации

взаимопроверки;

сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;

учиться принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

работать в парах и малых группах.

Содержание программы «Шаги к успешности»

1 класс

Основным содержанием занятий являются целенаправленно разработанные

занимательные упражнения и задания, направленные на:

- развитие познавательных процессов, которые формируют информационную

базу, ориентировочную основу психики;

-

формирование

психологических

предпосылок

овладения

учебной

деятельностью: умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя,

т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя, умение учитывать в своей

работе заданную систему требований и т.д.

Каждое

занятие

включает

задания,

в

процессе

выполнения

которых

развиваются познавательные процессы, но каждый раз акцент делается на одном

из них.

Развитие восприятия

Восприятие цвета, размера и формы предметов. Восприятие пространства,

времени.

Осмысленность

восприятия.

Зрительный

анализ.

Развитие

чувства

времени.

Развитие

зрительного

восприятия.

Развитие

восприятия

пространства,

времени.

Формирование

произвольности

зрительного

восприятия.

Развитие

осмысленности восприятия, совершенствование зрительного анализа. Развитие

слухового восприятия.

Развитие мелкой моторики зрительно-двигательной координации

Формирование графических навыков. Развитие мелкой моторики пальцев,

кистей

рук.

Развитие

точности

и

координации

движений

руки

и

глаза.

Совершенствование

зрительно-моторной

координации

в

системе

«глаз-рука»,

развитие навыков точного копирования образца.

4

Развитие пространственного и творческого воображения

Приобщение детей к зрительному и мысленному анализу образца. Развитие

умения

мысленно

представлять

необходимую

конфигурацию,

удерживать

в

зрительном поле сразу несколько объектов и оперировать ими.

Развитие комбинаторных способностей, пространственного мышления

Воссоздание фигур по контурным образцам. Развитие умения анализировать

форму плоской фигуры по её контурному изображению. Формирование умения

выполнять действие по заданному алгоритму. Решение комбинаторных задач.

Развитие внимания

Устойчивость

внимания.

Избирательность

внимания.

Концентрация

внимания.

Переключение

внимания.

Распределение

и

объём

внимания.

Распределение внимания во внутреннем плане.

Развитие устойчивости внимания. Тренировка избирательности внимания.

Развитие

концентрации

внимания.

Развитие

объёма

внимания.

Формирование

навыков произвольности.

Развитие памяти

Запоминание,

сохранение,

воспроизведение

информации.

Развитие

произвольности процессов запоминания и воспроизведения. Развитие различных

видов памяти: слуховой, зрительной, образной. Развитие объёма памяти. Развитие

смысловой памяти и наблюдательности, умение применять специальные приёмы,

облегчающие запоминание.

Развитие логического мышления. Определение закономерностей

Развитие

умения

находить

закономерности,

обобщать

и

делать

выводы.

Развитие способности анализировать простые закономерности.

Развитие речи и умения работать с информацией

Развитие

речи.

Воспринимать

и

осмысливать

полученную

информацию,

владеть способами обработки данной информации, определять учебную задачу.

Обогащение словаря учащихся. Совершенствование навыков чтения и понимания

прочитанного. Формирование умения ясно чётко излагать свои мысли, правильно

строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.

Формирование внутреннего плана действий

Формирование способности правильно и быстро преобразовывать в уме, без

всяких внешних опор, материал, состоящий из значительного числа отдельных

элементов.

Ориентировка

в

цифровом

и

словесном

материале.

Повышение

интереса к умственной деятельности и учёбе.

Развитие знаково-символических действий

Кодирование/замещение,

использование

знаков

и

символов

как

условных

заместителей реальных объектов и предметов.

5

Декодирование/считывание информации.

Задачи поискового характера

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода

Выполнение элементарных комбинаторных конфигураций в соответствии с

заданными правилами.

Тематическое планирование занятий программы «Шаги к успешности»

1 класс

Тема занятия

Кол-

во

часо

в

Цель занятия

Основные виды учебной деятельности

учащихся

Дата

1

Восприятие

цвета и формы.

1

Развитие

зрительного

восприятия.

- распознавать своё настроение, называть его и

адекватно выражать;

- узнавать буквы по их отдельным элементам;

- находить и дорисовывать элементы букв;

- нарисовать фигуру по образцу;

-

сравнивать

результат

своей

деятельности

с

образцом;

- сосчитать на рисунке все буквы «А»;

-

обводить

в

словах

буквы,

которыми

они

отличаются;

- рисовать одновременно обеими руками;

- находить в ряду лишнюю картинку.

2

Восприятие

ф о р м ы

и

величины.

Целостность

восприятия.

1

Развитие

способности

целостного

восприятия

знакомых

объектов.

Визуальное

сравнение

предметов

по

величине.

- запоминать у каждой фигуры значок;

-

вспоминать

цвет

фигур

и

пра в ил ь но

раскрашивать;

- находить и зачёркивать ложные цифры;

- обосновывать свой ответ;

-

мысленно

представлять

целую

картину,

дорисовывать её вторую половинку;

- выделять нерусские буквы;

- составлять предложения со словами;

-

сравнивать

результат

выполнения

работы

с

заданным эталоном;

- обнаруживать отклонения и отличия от эталона;

- устанавливать контакт со сверстниками.

3

Восприятие

пространства.

Пространствен

ные

отношения:

н а д ,

п о д ,

справа,

слева,

между,

рядом,

посередине,

внутри,

снаружи.

1

Развитие

пространствен

ного

восприятия.

Развитие

пространствен

ной

ориентации

в

расположении

предметов.

- расставлять точки по инструкции педагога;

- сравнивать результат с заданным эталоном;

- сосчитать количество правильных ответов;

- оценивать свой результат;

- проводить линию;

-

ориентироваться

в

про ст ранственны х

отношениях;

- распознавать и дорисовывать элементы букв;

- находить слова в таблице среди букв;

- рисовать одновременно обеими руками;

- находить закономерность;

- договариваться с одноклассниками в ходе игры.

4

Восприятие

и

умозаключение

1

Развитие

умения

-

запоминать

и

воспроизводить

увиденные

предметы;

6

.

анализировать

образец,

устанавливать

принцип

построения

ряда на основе

выделения

его

элементов.

- находить закономерность;

- переставлять буквы местами, составлять слова;

-

мысленно

представлять

целую

картину,

дорисовывать её вторую половинку;

- раскрашивать фигуры, не выходя за контур;

- рисовать одновременно обеими руками;

- находить в ряду лишнюю картинку;

- сравнивать результат с заданным эталоном;

- обнаруживать отклонения и отличия от эталона.

5

Зрительно-

пространствен

ный

анализ

и

синтез.

Внутренний

план действий.

1

Развитие

зрительно-

пространствен

ного

восприятия.

Развитие

способности

решать задания

в

умственном

плане.

-

воспринимать

и

чётко

выполнять

указания

педагога;

-

принимать

поставленную

задачу,

учитывать

заданную систему условий;

- находить среди напечатанных букв «ложные»;

-

мысленно

представлять

целую

картину,

дорисовывать её вторую половинку;

- мысленно поворачивать фигуру один раз по

часовой стрелке;

- выбирать правильный ответ из предложенных;

- размещать фигуры в клеточки;

- оформлять свои мысли в устной речи;

- соблюдать правила игры.

6

Восприятие

времени.

Ориентировка

в о

в р е м е н и .

Временные

отношения:

раньше, позже.

1

Развитие

ориентировки

во

в р е м е н и .

Формирование

понимания

отношений

временной

последователь

ности.

- по словесным инструкциям педагога;

- пронумеровать, что бывает раньше, что позже;

- рисовать и раскрашивать одновременно обеими

руками;

-

мысленно

представлять

целую

картину,

дорисовывать её вторую половинку;

- выбирать правильный ответ из предложенных;

- находить закономерность;

- находить и выделять слова среди напечатанных

букв;

- выполнять задания по развитию мыслительных

процессов;

- работать в команде.

7

Восприятие

направления

и

расстояния.

1

Формирование

зрительного

восприятия

пространствен

ных

отношений,

направлений

и

расстояний

между

объектами.

- продолжать узор;

- нарисовать предметы, соблюдая условия;

- нарисовать стрелки разной направленности;

- находить ложные буквы;

- раскрашивать по образцу;

- проставить значки;

- дорисовывать и раскрашивать;

- мысленно поворачивать фигуру один раз по

часовой стрелке;

-

представлять

как

будет

выглядеть

фигура,

нарисовать;

-

находить

части

целого,

раскрашивать

одинаково;

- находить нарушение закономерности.

8

Осмысленност

ь

и

обобщённость

восприятия.

1

Развитие

осмысленност

и

восприятия,

совершенствов

ание

зрительного

-

запоминать

у

каждой

фигуры

значок,

вспоминать, нарисовать;

- составлять и написать слова, используя шифр;

-

переставлять

буквы

местами

и

составлять

слова;

- называть обобщающее слово;

7

анализа.

-

мысленно

разворачивать

платок,

который

сложен пополам;

- дорисовывать и раскрашивать;

- находить две одинаковые картинки;

- находить в ряду лишнюю картинку;

- сравнивать результат с заданным эталоном;

- оценивать свой результат.

9

Устойчивость

образов

восприятия.

1

Развитие

устойчивости

зрительного

восприятия.

- распознавать своё настроение, называть его и

адекватно выражать;

-

запоминать

цвет

фигуры

и

вспоминать

и

правильно раскрашивать;

- находить и выделять слова;

- понимать условие задания;

- решать комбинаторные задачи;

-

мысленно

поворачивать

фигуру

два

раза

по

часовой стрелке;

- выбирать правильный ответ из предложенных;

-

находить

одинаковые

по

форме

и

размеру

фигуры;

- находить закономерность.

10

Слуховое

восприятие.

Внутренний

план действий.

1

Развитие

слухового

восприятия.

Развитие

внутреннего

плана

действий.

- слушать и записывать слова наоборот;

- продолжать узор;

- определять связи между словами;

- решать логическую задачу;

- выписывать из слов первые слоги, составлять

новые слова;

-

воспроизводить

сложные

комбинации

фигур,

учитывая их взаимное расположение, количество

элементов и размеры;

- выполнять действия в умственном плане;

- выбирать правильный ответ из предложенных;

- выделять свой лучший результат;

- размещать в клеточках фигуры.

11

Зрительное

восприятие,

зрительный

а н а л и з

и

синтез.

1

Р а з в и т и е

и

совершенствов

ание

зрительного

восприятия

и

зрительного

а н а л и з а

и

синтеза.

-

запоминать

цвет

фигур,

вспоминать

и

раскрашивать;

- добавлять к слогам буквы до целого слова;

- придумывать предложения со словами;

- находить среди напечатанных цифр ложные;

-

мысленно

разворачивать

платок,

который

сложен пополам, представлять, дорисовывать и

раскрашивать;

-

мысленно

поворачивать

фигуру

два

раза

по

часовой

стрелке,

представлять,

как

будет

выглядеть, нарисовать;

- раскрашивать, соблюдая несколько условий;

- находить закономерность.

12

Взаимоотноше

ние

целого

и

ч а с т и

в

восприятии.

Внутренний

план действий.

1

Развитие

умения

выделять

элементы

и з

ц е л о г о

и

составление

ц е л о г о

и з

частей.

Развитие

- узнавать буквы по их отдельным элементам;

- находить и дорисовывать элементы букв;

-

проводить

линию,

соблюдая

определённые

условия;

-

находить

закономерность,

дорисовывать

четвёртую фигуру;

- составлять слово из слогов;

- придумывать предложения;

-

мысленно

поворачивать

фигуру

три

раза

по

8

внутреннего

плана

действий.

часовой стрелке;

- выбирать правильный ответ из предложенных;

- находить одинаковые части фигуры;

- написать буквы в словах наоборот;

- находить нарушение закономерности.

13

Зрительно-

двигательная

координация.

Комбинаторны

е способности.

1

Развитие

зрительно-

двигательной

координации.

Формирование

мыслительных

о п е р а ц и й

в

процессе

решения

комбинаторны

х

з а д а ч

с

помощью

организованно

го перебора.

- оценивать и анализировать своё эмоциональное

состояние;

- слушать своих сверстников;

-нарисовать узор по точкам;

- решать комбинаторные задачи;

-

мысленно

поворачивать

фигуру

три

раза

по

часовой

стрелке,

представлять,

как

будет

выглядеть, нарисовать;

-

выписывать

из

слов

последние

слоги,

составлять новые слова;

- находить в ряду лишнюю картинку, написать

обобщающее слово.

14

Зрительное

восприятие.

Зрительно-

двигательная

координация.

1

Развитие

зрительного

восприятия,

зрительно-

двигательной

координации.

Изучение

умственной

работоспособн

о с т и

и

устойчивости

внимания.

- продолжать узор;

- нарисовать фигуры по образцу;

- выделять свой лучший результат;

-

мысленно

разворачивать

платок,

который

сложен пополам;

- зачёркивать фигуры по образцу;

- находить в ряду лишнюю картинку;

- написать обобщающее слово.

15

16

Произвольност

ь

восприятия,

произвольное

внимание.

Пространствен

ное

воображение,

комбинаторные

способности.

2

Развитие

умения

подчинять

свои

действия

определённому

правилу,

с л у ш а т ь

и

точно

выполнять

инструкцию

взрослого.

Развитие

пространствен

ного

воображения и

способности

к

комбинирован

ию.

- продолжать узор по образцу;

-

слушать

и

точно

выполнять

инструкцию

педагога;

-

воспроизводить

сложные

комбинации

фигур,

учитывая их взаимное расположение, количество

элементов и размеры;

- тренировать внимание: показывать и называть

числа в возрастающем порядке;

- выделять целое из части, составлять части из

целого;

- складывать силуэты из геометрических фигур;

- рисовать фигуру сначала левой, затем правой

рукой.

17

Зрительно-

двигательная

координация.

Восприятие

ф о р м ы

н а

плоскости:

1

Развитие

зрительно-

двигательной

координации.

Развитие

умения

- продолжать узор;

- нарисовать фигуры по образцу;

- выделять свой лучший результат;

- составлять слова из слогов;

-мысленно

разделить

фигуры

на

составные

части, выделить части из целого, нарисовать;

9

выделение

ч а с т и

и з

целого.

выделять

элементы

и з

целого.

- находить нарушение закономерности;

- отвечать письменно на вопросы;

- находить и раскрашивать фигуры по образцу;

- мысленно сложить целое из частей;

- решать логические задачи.

18

Внимание.

Устойчивость

внимания.

Восприятие

ф о р м ы

н а

плоскости:

разделение

целого

на

его

составные

части.

1

Развитие

распределения

в н и м а н и я

и

определение

его

устойчивости.

Формирование

представления

о

д е л е н и и

предметов

на

части.

Развитие

умения

делить

целое

на

его

отдельные

составные

части.

- распознавать своё настроение, называть его и

адекватно выражать;

- записывать свой результат в таблицу;

- находить и раскрашивать фигуры по образцу;

-

мысленно

разделять

фигуры

на

составные

части, нарисовать;

- письменно отвечать на вопросы;

- сосчитать количество правильных ответов;

- оценивать успешность выполнения задания.

19

20

Распределение

внимания.

Внутренний

план действий.

2

Развитие

распределения

внимания.

Определение

уровня

сформированн

ости

внутреннего

плана

действий.

- записывать слова наоборот;

-

написать

противоположные

п ри з н а к и

предметов;

- продолжать узор;

-

прочитать

секретное

послание,

использовать

ключ к расшифровке;

-

складывать

из

геометрических

фигур

силуэтные изображения;

-

мысленно

вращать

фигуру,

представлять,

нарисовать;

- складывать силуэты из геометрических фигур;

- придумывать названия к силуэтам;

- сосчитать количество правильных ответов;

- осуществлять взаимопроверку.

21

Умственная

работоспособн

о с т ь

и

устойчивость

внимания.

1

Развитие

умственной

работоспособн

ости,

устойчивости

внимания.

- выполнить задание по образцу;

- записывать результат в таблицу;

- сравнивать результат работы: в начале занятия,

в конце занятия;

- нарисовать части фигуры, которые получаются

при её разделении;

- находить нарушение закономерности;

- отвечать письменно на вопросы.

22

Произвольное

внимание.

1

Развитие

произвольного

внимания.

Развитие

умения

выполнять

последователь

ность действий

п о

р е ч е в о й

инструкции

педагога.

-

действовать

по

словесным

инструкциям

педагога;

- находить среди напечатанных букв «ложные»;

- находить закономерность;

-

мысленно

разворачивать

платок,

который

сложен вчетверо, представлять, дорисовывать и

раскрашивать;

-

м ы с л е н н о

р а з д е л и т ь

ф и г у р у

н а

соответствующие части;

-

строить

логические

цепи

рассуждений,

алгоритмы действий;

10

- решать логические задачи;

- сравнивать результат с образцом;

- обнаруживать, искать отклонения и отличия от

эталона;

-

прогнозировать,

контролировать

и

оценивать

свои действия.

23

Переключаемо

сть внимания.

1

Изучение

лабильности,

способности

переключения

внимания,

умения быстро

переходить

с

решения одних

з а д а ч

н а

выполнение

д р у г и х ,

н е

допуская

при

этом ошибок.

-

подчинять

свои

действия

определённому

правилу, слушать и точно выполнять указания

взрослого;

- решать комбинаторные задачи;

-

с т р о и т ь

п о н я т н ы е

д л я

с в е р с т н и ко в

высказывания;

- осуществлять зрительный анализ и синтез;

- нарисовать части фигуры, получаемые5 при её

разделении по линии разреза;

- выполнять задания по алгоритму;

- находить две одинаковые фигуры среди пяти;

- отвечать письменно на вопросы;

- высказывать своё мнение;

-

прогнозировать,

контролировать

и

оценивать

свои действия.

24

Объём

внимания.

1

Расширение

объёма,

т о ч н о с т и

и

полноты

зрительных

восприятий

и

зрительной

памяти.

- удерживать несколько заданных условий при

выполнении задания;

- запоминать расположение и количество точек,

вспоминать и расставлять;

-

критически

оценивать

результаты

своей

деятельности;

- выписывать из слов вторые слоги, составлять

слова;

-

м ы с л е н н о

р а з д е л и т ь

ф и г у р у

н а

соответствующие части;

- проводить линии разреза в исходной фигуре;

-

строить

логические

цепи

рассуждений,

алгоритмы действий;

- отвечать письменно на вопросы.

25

Концентрация

внимания.

Внутренний

план действий.

1

Развитие

концентрации

внимания.

Развитие

внутреннего

плана

действий.

- определять закономерность и продолжать узор;

- зачёркивать буквы разными способами;

- вышивать узор;

-

мысленно

разворачивать

платок,

который

сложен пополам;

- оценивать свои старания и свой результат;

-

оперировать

объектами

и

их

частями

во

внутреннем плане;

-

прогнозировать,

контролировать

и

оценивать

свои действия.

26

Тренировка

внимания.

Определение

устойчивости

внимания.

1

Тренировка

распределения

и

переключения

внимания.

Определение

устойчивости

в н и м а н и я

и

оценка

эффективности

- удерживать несколько заданных условий при

выполнении задания;

- находить сочетания цифр в ряду других;

- расширять оперативное поле зрения;

-

производить

умственные

арифметические

действия с числами;

- оперировать объектами во внутреннем плане;

-

т р е н и р о в а т ь

в н и м а н и е

и

с к о р о с т ь

ориентировочно-поисковых движений взора;

- показывать и называть числа в возрастающем

11

работы.

порядке;

- сохранять доброжелательное отношение друг к

другу в ситуации взаимопроверки;

-

прогнозировать,

контролировать

и

оценивать

свои действия.

27

Устойчивость

внимания.

Моделировани

е

п е р е в од

т е к с т а

н а

знаково-

символический

язык.

1

Развитие

концентрации

и

устойчивости

внимания.

Развитие

умения

моделировать

переводить

т е к с т

н а

знаково-

символический

язык.

-

р е ш а т ь

в

у м е

б ы с т р о

з а д а ч и

н а

сообразительность;

- записывать ответ цифрами;

- рисовать узор по образцу;

- раскрашивать картинки в определённый цвет, в

зависимости от их расположения;

- находить в таблице среди букв названия дней

недели и частей суток;

-

выполнять

в

умственном

плане

повороты

фигур;

- определять закономерности;

-

переводить

текст

на

знаково-символический

язык;

-

прогнозировать,

контролировать

и

оценивать

свои действия;

- участвовать в командных играх.

28

Произвольное

внимание.

1

Развитие

умения

подчинять

свои

действия

определённому

правилу,

с л у ш а т ь

и

точно

выполнять

инструкцию

взрослого.

Развитие

произвольного

внимания.

- выполнять словесную инструкцию;

- организовывать своё внимание, подчинять его

выполнению задания;

- находить сочетания цифр в ряду других;

- удерживать поставленную цель, выстроить в

соответствии с ней действия;

- написать слова, противоположные по значению;

- находить в таблице пропущенные числа;

-

выполнять

в

умственном

плане

повороты

фигур;

- определять границы своего знания и незнания;

-

выполнять

задания

на

развитие

образной

и

слуховой памяти;

-

изображать

слова

символами,

понимать

символы.

29

Опосредованна

я

п а м я т ь .

Творческое

мышление.

1

Развитие

зрительной

опосредованно

й

п а м я т и .

Развитие

творческого

мышления.

- удерживать несколько заданных условий при

выполнении задания;

- осознанно работать с условием задачи;

-

р а с суж д ат ь ,

у с т а н а в л и в ат ь

с в я з и

и

закономерности;

-

находить

среди

букв

словарные

слова

и

выделять их;

-

з а п о м и н а т ь

ф и г у р ы

и

и х

з н а ч к и ,

воспроизводить;

-

подбирать

слова

с

противоположным

значением;

- проявлять своё творчество;

-

придумать

и

нарисовать

как

можно

больше

разных

сказочных

героев,

которые

могли

бы

иметь форму круга, треугольника;

- разделить каждый квадрат на четыре равные

части разными способами;

- превратить фигуру в какое-нибудь интересное,

необычное изображение.

12

30

Память.

Зрительная

память.

Конструктивно

е мышление.

1

Развитие

зрительной

памяти.

Развитие

конструктивно

го

мышления,

пространствен

ных

представлений,

мыслительных

операций

зрительными

образами.

-

запоминать

фигуры

и

их

цвет,

вспоминать,

раскрашивать;

- находить сочетания цифр в ряду других;

-

производить

умственные

арифметические

действия с числами;

- выписывать из слов ударные слоги, составлять

новые слова;

- мысленно развернуть платок, который сложен

вчетверо;

-

складывать

из

геометрических

фигур

силуэтные изображения;

-

воспроизводить

сложные

комбинации

фигур,

учитывая их взаимное расположение, количество

элементов и размеры;

- сравнивать результат с заданным эталоном;

- обнаруживать отклонения и отличия от эталона.

31

Слуховая

память.

Логическая

задача.

1

Развитие

слуховой

памяти.

Решение

логических

задач.

Формирование

умения

анализировать

текст,

выстраивать

цепочку

суждений.

- запоминать слова;

- воспроизводить слова сразу после запоминания;

- находить слова среди напечатанных букв;

- «вышивать» узор по образцу;

-

находить

в

таблице

среди

букв

названия

зимних, весенних, осенних и летних месяцев;

-

выполнять

в

умственном

плане

повороты

фигур;

- решать логические задачи, строить модели;

-

переводить

текст

на

знаково-символический

язык.

32

Слуховая

память.

Внутренний

план действий.

1

Развитие

слуховой

памяти.

Развитие

внутреннего

плана

действий.

- слушать рассказ, понимать смысл, запоминать

содержание, слова;

- вспоминать слова и находить их среди других

слов;

-

написать

противоположные

п ри з н а к и

предметов;

-выявлять сходство и различие между объектами;

- находить лишнюю фигуру среди других;

-

выписывать

из

слов

по

одному

слогу,

составлять новые слова;

-

подчинять

свои

действия

определённому

правилу, слушать и точно выполнять инструкцию

взрослого;

-

выполнять

в

умственном

плане

повороты

фигур;

- находить в ряду лишнюю картинку;

- написать обобщающее слово.

33

Закономерност

и.

Внутренний

план действий.

1

Развитие

логического

мышления.

Развитие

внутреннего

плана

действий.

- оценивать и анализировать своё эмоциональное

состояние;

- слушать слова, записывать их наоборот;

- определять закономерность и продолжать узор;

-

устанавливать

логические

связи

между

словами;

-

самостоятельно

рассуждать,

делать

простые

выводы;

- находить закономерности в таблицах;

13

- сравнивать результат с заданным эталоном;

- переставлять буквы местами, составлять новые

слова;

-

мысленно

вращать

фигуру,

представлять,

нарисовать;

- расшифровать секретное письмо;

- искать необходимую информацию;

- использовать шифр;

- задавать вопросы при выполнении заданий;

- оценивать свою и чужую работу.

Критерии и методы оценки эффективности работы по программе

Форма оценивания:

прогностическая (оценка предстоящей работы);

ретроспективная (оценка выполненной работы);

самооценка;

взаимооценка.

Результаты

выполнения

определённых

заданий

оцениваются

по

шкале

(разработанной для конкретного задания) и фиксируются в рабочей тетради.

Формы контроля:

получение обратной связи от учащихся ан занятиях;

анализ работ учащихся в рабочей тетради;

практические работы;

сравнительный анализ уровня успешности выполнения заданий.

Общие критерии эффективности программы:

проявление

активности,

инициативности,

заинтересованности,

хорошего

эмоционального самочувствия ребёнка в школе;

повышение мотивации к учению, проявление повышенного интереса к

познавательной деятельности;

появление интереса к решению логических задач повышенного уровня,

требующих проявления настойчивости, терпения и силы воли;

овладение ребёнком навыками произвольной регуляции поведения;

формирование навыков произвольности и самоконтроля;

формирование рефлексивных навыков;

использование

ребёнком

приёмов

и

навыков

эф ф е кт и в н о го

межличностного общения со сверстниками;

удовлетворённость учащихся и родителей.

14



В раздел образования