Напоминание

"Банк заданий для формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5-х классах"


Автор: Ковалева Наталия Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 31
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Банк заданий для формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5-х классах"
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31

664078, г.Иркутск, м/р-н Зелёный; тел./факс: 37-16-24

Банк заданий

для формирования УУД

на уроках биологии

в 5 классе

Учитель: Ковалева Н. А.

Формирование познавательных УУД

Познавательные действия включают общеучебныеи логические

универсальные учебные действия.

Общеучебные универсальные действия включают:



самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;



поиск и выделение необходимой информации; применение методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;



структурирование знаний;



выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий;



рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;



смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости от цели; извлечение необходимой информации из

прослушанных текстов различных жанров; определение основной и

второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов

художественного, научного, публицистического и официально-делового

стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;



умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое

высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в

соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы

построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);



постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание

алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового

характера;



действие со знаково-символическими средствами (замещение,

кодирование, декодирование, моделирование).

Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и

направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В

рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается

способность и умение учащихся производить простые логические действия

(анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические

операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как

построение рассуждения с использованием различных логических схем -

индуктивной или дедуктивной). Номенклатура логических действий

включает:



сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения

тождеств различия, определения общих признаков и составления

классификации);



опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их

включения в тот или иной класс);



анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого

на части;



синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно

достраивая, восполняя недостающие компоненты;



классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного

признака;



обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или

класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;



доказательство - установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений, доказательство;



подведение под понятие – распознавание объектов, выделение

существенных признаков и их синтез;



вывод следствий;



установление аналогий.

Общеучебные универсальные действия

Работа с текстом

1. Найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на

рисунке 30

2. Прочитать

§.

Поставь вопросы к данному

§

3. Создай таблицу (сверни информацию) по …

1. Прочитайте текст «Жизненные формы растений»

Жизненные формы растений. Жизненная форма – это общий облик растения.

Среди цветковых растений различают несколько основных жизненных форм.

Деревья – ель, сосна, берѐза, дуб – имеют многолетние одревесневающие

ствол и крону, образованную ветвями. Основная форма ствола –

прямостоячая, что обеспечивает формирование из деревьев лесов. Однако в

холодной зоне встречаются деревья с полегающими, стелющимися стволом и

кроной, а в тропиках – древовидные лианы. Кустарники имеют несколько

многолетних одревесневших стволиков. Среди кустарников, как и среди

деревьев, встречаются прямостоячие (крушина, лещина), стелющиеся

(карликовая ива), лиановидные (лимонник) формы. В лесах кустарники

входят в состав подлеска. Однако встречаются и чистые кустарниковые

заросли. Травянистые растения (травы) бывают многолетними и

однолетними. Первые имеют отмирающие каждый год надземные части и

сохраняющиеся подземные – корни, корневища, клубни, луковицы. К

многолетним травам относят клевер, пырей, тюльпан. Однолетние травы не

имеют органов вегетативного возобновления и отмирают после цветения и

плодоношения целиком, вместе с корневой системой, оставляя только семена.

Однолетние травы – это пастушья сумка, фиалка, дикая редька. Травы входят

в состав луговых сообществ и травянистого яруса лесов. Много среди трав

сорняков, произрастающих на полях и огородах. 2. Заполните в таблице

«Сравнение жизненных форм растений» графы, обозначенные номерами 1, 2,

3.

Логические действия

Анализ.

1. Изучите теоретический материал по теме «Строение клетки». Заполните

таблицу.

Часть клетки

Описание

Функции

2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в

которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нель-

зя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются неко-

торые черты сходства с ними.

2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет

мицелий, или грибница.

3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотро-

фы, сапротрофы, хищники, паразиты.

4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из

целлюлозы.

5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

3. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера

предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без оши-

бок.

1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений.

2. Цветок представляет собой видоизменённый лист.

3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение.

4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.

5. В цветке имеются пестики и тычинки.

4. Установите последовательность расположения слоев на распиле дерева,

начиная с наружного.

1) луб

2) камбий

3) сердцевина

4) древесина

5) пробка

Сравнение

1. Сравните строение амебы мха и папоротника.

2. Заполните сравнительную таблицу.

Растения и животные.

Сходства

Различия

3. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых

на рисунке?

Классификация

1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для

растений класса однодольных и двудольных.

А – в семени две семядоли

Б – в семени одна семядоля

В – корневая система стержневая

Г – корневая система мочковатая

Д – жилкование листьев сетчатое

Е – жилкование листьев параллельное

Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в

эндосперме

З – запас питательных веществ у большинства растений находится в

семядолях.

2. Установите соответствие между признаком растений и его принадлеж-

ностью к отделу.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ

ОТДЕЛ

1) Папоротниковидные

2) Голосеменные

А) не выносят засушливых условий

Б) представлены только деревьями и кустарниками

В) имеют семязачаток

Г) образуют пыльцу

Д) для полового размножения необходима вода

3. Установите соответствие между признаками организмов и группами, для

которых они характерны: грибы (1) или лишайники (2)

А) выделяют в особое царство

Б) тело представляет собой слоевище

В) имеют плодовое тело

Г) по способу питания – авто-гетеротрофы

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей

Синтез

1.

О чем идет речь?

Фотосинтез, неподвижность, хлоропласты, автотрофы - ? (растения)

Производители, потребители, разрушители - ? (биоценоз)

Воздух, вода, свет, температура - ? (абиотические факторы)

2.

Рассмотрите рисунок, какой процесс жизнедеятельности растения

изображен на нем?

О

2

Опознание.

1.

Подпишите части растительной клетки.

Аналогия.

1.Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая

же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных

ниже понятий. Найдите это понятие.

Растение – лист = клетка - ?

А – корень Б – пестик В – стебель Г – ядро

2. Нахождение закономерности:

Ядро – информация, хлоропласт – фотосинтез, вакуоль -?

Выявление причинно-следственных связей

1. В 1771 году английским химиком Джозефом Пристли был осуществлён

опыт.

1.

Почему умерла мышка?

2.

Почему мышка, находящаяся под колпаком с растением жива?

3.

Что необходимо для горения свечи?

4.

Как растение помогло выжить мышке и гореть свече?

2. Почему в процессе фотосинтеза происходит выделение кислорода в

атмосферу?

3.Какими особенностями обладают растения засушливых мест обитания?

4.Закончите составление текста на тему «Царство Грибы», в котором

даны первое (1) и последнее (9) предложения. Расположите приведенные в

правой колонке таблицы 2 семь предложений в такой последовательности,

чтобы текст получился логически связным. В ответе запишите

соответствующую последовательность номеров предложений.

Обобщение

1. Что является лишним в данном перечне:

Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии.

Яблоко, яблоня, осина, береза.

Проведение аналогий

1. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая

же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных

ниже понятий. Найдите это понятие

Растение – лист = клетка - ?

a. А – корень В – пестик

b. Б – стебель Г – ядро

Формирование регулятивных УУД

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей

учебной деятельности. К ним относятся:



целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;



планирование – определение последовательности промежуточных целей

с учетом конечного результата; составление плана и последовательности

действий;



прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его

временных характеристик;



контроль в форме сличения способа действия и его результата с

заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;



коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и

способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его

продукта;



оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что

еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;



волевая саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии;

способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного

конфликта и к преодолению препятствий.

1. Рефлексивный полилог: обычно в конце урока подводятся его итоги,

обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает

свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою

активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность

выбранных форм работы.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из

рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…;

было интересно…;

было трудно…;

я выполнял задания…;

я понял, что…;

теперь я могу…;

я почувствовал, что…;

я приобрел…;

я научился…;

у меня получилось …;

я смог…;

я попробую…;

меня удивило…;

урок дал мне для жизни…;

мне захотелось…

2. Анкетирование

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают

организацию учащимся своей учебной деятельности. В психологии и

дидактике различаются приемы учебной работы и приемы учебной

деятельности. В приемах учебной работы объединяются мыслительные и

практические элементы действия: приемы грамматического разбора,

составление плана и т.д. Приемы умственной деятельности относятся лишь к

сфере мыслительной. Однако соотношение между этими приемами

подвижно: обычно в учебной деятельности ученика за приемами учебной

работы спрятаны приемы умственной деятельности. (В.Ф.Паламарчук.).

Правила запоминания

1. Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.

2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет

действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем

логическая.

3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая

последовательность его изложения.

4. Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который

запоминать не надо.

5. Произнеси несколько раз новые слова, даты.

6. Проговори вслух формулировки выводов, законов.

7. Воспроизведи весь материал по плану.

Учись правильно выражать свои мысли

1. Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.

2. Читая, не только вникай в смысл написанного, но и постарайся увидеть,

услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые

обороты.

3. Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведи

словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и

произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова,

употребляемые в переносном смысле.

4. Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы еѐ

построения.

5. Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускай

ненужных повторов – это обедняет речь.

6. Следи за построением предложений, избегай особенно сложных

конструкций.

7. Ежедневно читай вслух по 15-20 минут, вникай в смысл текста, определяй,

где нужно сделать ударение, паузу, какое оттенок придать речи.

Как делать выписки

1. Вчитайся в название статьи, осмысли его.

2. Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные

мысли.

3. Стремись к краткости записи.

4. Отделяй одну мысль от другой.

5. Закончив работу, выпиши все данные источника.

Как составить тезисы Тезис – положение, кратко излагающее какую-либо

идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

1. Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые

выделения, эта подсказка тебе поможет в работе.

2. Разбей текст на смысловые блоки.

3. Определи главную мысль каждой части (можно подчеркиванием).

4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди

подходящую формулировку в тексте.

5. Тезисы пронумеруй – это позволит сохранить логику авторских суждений.

6. Отделяй пробельной строкой один тезис от другого – это облегчит

последующую работу с ними.

Учись слушать

1. Приведи в порядок рабочее место – пусть ничто не отвлекает твое

внимание.

2. Настройся на восприятие нового материала, прими удобную позу. Помни:

когда расслаблено тело, расслабляется и внимание.

3. Вникни в формулировку темы лекции.

4. Осознай поставленную цель.

5. Изучи план лекции.

6. Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи

за повторами в его рассказе – таким образом учитель выделяет главные,

существенные мысли.

7. Старайся представить услышанное.

8. Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями.

9. Выдели в лекции основные мысли, положения, объедини их вокруг темы

лекции.

Учись вести записи с голоса

1. Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай

высказываемую мысль до конца и пойми еѐ.

2. Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение

одной мысли, начинает еѐ комментировать.

3. Не старайся записать материал дословно (при этом чаще теряется главная

мысль, такую запись трудно вести), отбрасывай второстепенные слова, те, без

которых не теряется главный смысл.

4. Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращений

оставляй место, чтобы закончить запись дома.

5. Старайся писать быстро (не менее 120 букв в минуту).

6. Если в лекции встречаются непонятные места – оставь место в тетради,

после урока уточни у учителя и запиши.

7. Используй общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай

выделения и т.д.)

8. В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь

знаки препинания, подчеркни главное и т.д.

Правила записи текста

1. Запись должна быть компактной, убористой, чтобы на странице

уместилось как можно больше текста – это улучшает его обозреваемость.

2. В тексте необходимо применять выделения и разграничения: -

подчеркивание и отчеркивание (для выделения заголовков и подзаголовков,

выводов, отделения одной темы от другой). В процессе первой записи

выделения лучше делать чернилами, которыми написан весь текст; вторичное

выделение можно делать другим цветом (при этом не следует превращать

текст в пестрые картинки);

- отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана);

- пробельные строки (для отделения одной мысли от другой);

- нумерацию;

- выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают

определения, формулы, правила, законы);

Со временем у вас выработается своя система выделений.

3. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.

Общий план изучения явлений

Явление – то, в чем сказывается, обнаруживается сущность, а также вообще

всякое проявление чего-либо.

1. Внешние признаки явления.

2. Условия, при которых оно обнаруживается.

3. Сущность явления и механизм протекания.

4. Связь с другими явлениями.

5. Количественная характеристика (может и не быть).

6. Использование в практике.

Учись разъяснять теорию

Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих

практический опыт и отражающих закономерности природы, общества,

мышления.

1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основой для формулирования

теории.

2. Назови основные понятия, положения теории.

3. Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.

4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить

доказательством правильности теории.

5. Назови области практического применения данной теории.

Научись разъяснять закон

Закон – связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной

действительности.

1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь

данный закон.

2. Опиши пути открытия закона.

3. Приведи формулировку закона.

4. Попытайся записать его в символической форме или через математическое

выражение.

5. Приведи доказательства в пользу существования закона.

6. Назови области практического применения данного закона.

Формирование коммуникативные УУД

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и

сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего,

партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в

диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в

группусверстников и строить продуктивное взаимодействие и

сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных

действий являются:



планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;



постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации;



разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и

оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения

и его реализация;



управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий

партнера;



умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение

монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ведущей формой работы на уроках биологии при формировании

коммуникативных УУД является групповая совместная деятельность во

время игры.

Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. В

процессе игры учащиеся учатся слышать, слушать и понимать друг друга,

планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,

распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,

договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли,

оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем,

так и со сверстниками, то есть происходит формирование коммуникативных

УУД.

1. Игра «Инопланетянин».

По теме при помощи текста учебника нужно составить как можно больше

вопросов, будто группа инопланетян, прилетевшая на землю. Вопросы

должны начинаться со слов

«Почему…», или «Зачем…»

2. Игра «Шляпная дискуссия».

По учебнику каждый из 1 группы составляет один вопрос по теме,

записывают его на листочек и складывает в шляпу. Из 2 группы один человек

вытаскивает бумажку с вопросом. Ответил правильно. Следующий достаёт

вопрос. При необходимости возникает обсуждение или комментарий учителя.

Такие вопросы помогают развить у ребят, вызвать интерес к работе с

учебником.

3. Игра «Крестики – нолики».

На доске задана форма для игры – это поле из девяти секторов. Класс делится

на «крестики» и «нолики». Один из «крестиков» выбирает сектор, но прежде,

чем поставить свой знак, надо ответить на вопрос по теме. В случае

затруднения можно просить помощь у своей команды. То же проделывают

«нолики». Игра ведётся до победы одной из команд.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

- 1 команда

- 2 команда

Формирование личностные УУД

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-

смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с

принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение

выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях

и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности

следует выделить два вида действий:



действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между

целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между

результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она

осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение,

смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.



Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,

исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее

личностный моральный выбор.

Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся

1. Прием новизны,который предполагает включение в содержание учебного

материала интересных сведений, фактов, исторических данных.

2. Прием семантизации,в основе которого лежит возбуждение интереса

благодаря раскрытию смыслового значения слова (семантика – наука,

изучающая смысловое значение слов и выражений).

3. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.

4. Прием создания проблемной ситуации.

В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных

особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной

ситуации.

1. Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого

- Как вы объясните высказывание К.А. Тимирязева о том, что растениям

принадлежит «космическая роль»?

- Бактерии могут питаться по-разному: автотрофно и гетеротрофно.

Установлено, что гетеротрофные бактерии «едят» почти все: нефть,

парафин, мыло, стиральный порошок многое другое. Как объяснить тот

факт, что у гетеротрофных бактерий отсутствует такой способ

питания, как фагоцитоз?

- Ученик взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался

увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме

темного зеленого поля он не увидел. Перед этим школьник рассматривал

готовый микропрепарат, где хорошо были видны хлоропласты. В чем

заключалась его ошибка?

-У деревьев умеренных широт за год образуется одно годичное кольцо, но у

известного растения среднеазиатских пустынь саксаула в некоторые годы

образуется 3, а то и более колец. У тропических растений они могут вообще

отсутствовать. Объясните, с чем это связано?

2. Сообщение парадоксального факта

Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение воды – массовое

размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы?»

3. Демонстрация опыта или сообщение о нем могут стать основой для

создания проблемной ситуации

В двух одинаковых сосудах находится культура хлореллы. В опытный сосуд

поместили планктонных ракообразных, питающихся хлореллой; через

некоторое время численность хлореллы в нем увеличилась по сравнению с

контрольным сосудом. Найдите объяснение полученным результатам.

4. Прием значимости, при котором создается установка на необходимость

изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной или

эстетической ценностью.



В раздел образования