Напоминание

"Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития в ДОУ в условиях реализации ФГОС"


Автор: Пименова Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"Соловушка"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития в ДОУ в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития в ДОУ

в условиях реализации ФГОС

Дошкольное

детство

период

интенсивного

психического

развития,

становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования

тех качеств, которые необходимы человеку в последующей жизни. Необходимость

поддерживать

индивидуальность

каждого

ребенка

одна

из

главных

задач

дошкольного

воспитания.

Только

на

ее

основе

может

быть

достигнуто

полноценное

развитие

личности

дошкольника,

раскрыться

его

особенности,

уникальные способности.

Особенность

нашего

времени

успешная

активизация

инновационных

процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества

дошкольного

образования

является

реализация

ФГОС

в

ст руктуре

образовательной программы ДОУ.

На сегодняшний день коррекционная работа строится в рамках проектной

деятельности

с

учетом

индивидуальных

потребностей

каждого

ребенка.

Изменения

обуславливают

новое

содержание

и

способы

деятельности

специалиста. Эффективным средством формирования навыков самоопределения

являются

педагогические

ситуации

совместного

с

детьми

и

родителями

планирования

программы

собственного

развития

ребенка

в

процессе

игры,

общения, учения и т.д.

Индивидуальный

маршрут

коррекции

речевого

развития

можно

рассматривать

как

персональный

путь

компенсации

трудностей

в

речевом

развитии

ребенка

(развитие

речевых

способностей

в

играх,

в

выполнение

различных заданий, упражнений, проигрывании ситуации, в которых ребенок

должен комментировать свои действия), а затем и реализации интеллектуального,

эмоционально-волевого, деятельностного. личностного потенциала.

По результатам мониторинга осуществляется написание индивидуального

маршрута коррекции речевого развития ребенка. Выводы и рекомендации даются

в

процессе

и

по

окончании

сроков

реализации

коррекционных

направлений.

Обязательным

является

активное

привлечение

в

работу

родителей,

что

способствует повышению их психолого-педагогической компетенции.

Таким

образом,

благодаря

выстраиванию

индивидуальных

маршрутов

коррекции речевого развития мы обеспечиваем нашим воспитанникам полные и

равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Индивидуальный

маршрут

коррекции

речевого

развития

раскрывает

основные направления логопедической работы с ребенком старшего дошкольного

возраста,

имеющего

общее

недоразвитие

речи III

уровня

и

стертую

форму

дизартрии.

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

на ___________ учебный год

ФИ ребенка: _____________________ Группа: подготовительная

Логопедическое заключение: ОНР III уровня, стертая дизартрия.

п/

п

Основные направления логопедической работы.

Цели и задачи, содержание работы

(использование программных технологий)

Сроки

реализации

коррекционных

направлений

Выводы

и

рекомен

дации

1

Развитие артикуляционной моторики:

— артикуляционные упражнения;

— самомассаж языка, губ;

– дыхательные упражнения.

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,

обнажая верхние и нижние передние зубы;

- вырабатывать движение губ вперёд, укреплять

мышцы губ, их подвижность;

-

укреплять

мышцы

губ

и

тренировать

их

подвижность путём переключения позиций губ;

- развивать мышечную силу и подвижность губ;

- отрабатывать движения языка вниз, развивая его

подвижность;

- способствовать растяжке подъязычной связки;

-

развивать

произвольные

движения

языка,

укреплять мускулатуру языка и щёк;

-

укреплять

мускулатуру

щёк,

развивать

координацию движений;

- расслаблять мышцы языка путём самомассажа

(пошлёпывания

губами:

пя-пя-пя,

мя-мя-мя),

учить удерживать язык распластанным, широким;

-

способствовать

расслаблению

мышц

языка,

усилению кровоснабжения мышц языка;

- учить попеременно

напрягать и расслаблять

мышцы языка; «Сказка о веселом язычке»;

- вырабатывать умение дуть посередине языка,

спокойно лежащего на нижней губе; «Сказка об

озорном ветерке».

В течение года

2

Формирование правильного звукопроизношения:

Постановка,

автоматизация в

первом

полугодии,

дифференциация

– во втором

постановка

автоматизация

дифференциа

ция

Л, Л*; Р, Р*

Р Р*,Л,Л*

Р-Л

3

Развитие фонетико-фонематических процессов

- закрепить представления о гласных и согласных

з ву ка х ,

и х

отл и ч и т е л ь н ы х

п р и з н а к а х ;

«Звуковички»;

- закрепить представления о твердости-мягкости,

глухости-звонкости согласных звуков; «Веселые

гномики», «Раскрась квадрат»;

-

формировать

умения

подбирать

слова

на

заданный звук; «Веселый круг»;

- закреплять навык определения позиции звука в

слове; игры «Светофорчик», «Домики»;

-

закреплять

навык

определения

количества

и

последовательности звуков в слове; «Подумай и

разложи», «Разноцветные корзинки»;

-

закреплять

навык

подбора

слов

на

заданное

количество звуков; игра «Умный кубик»

- закреплять навык подбора слов на заданное

количество

слогов;

«Домики»,

«Вагончики»,

«Слоговое лото», «Слоговое домино»;

-

формировать

умения

выделять

слова

из

предложения; упражнение «Улица».

В течение года

4

Уточнение, обогащение словаря по лексическим

темам

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью.

Лес осенью. Грибы и лесные ягоды.

Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах.

Сад. Фрукты.

Одежда. Головные уборы. Ателье. Обувь.

Наша Родина – Россия. День народного единства.

Мой организм.

Русская народная игрушка.

Поздняя осень. Изменения в природе.

Зима. Зимние забавы.

Птицы зимой.

Животные жарких и холодных стран. Читаем

С.Я.Маршака.

Новогодний праздник.

Домашние животные и их детёныши.

Дикие животные и их детеныши.

Наша пища. Труд повара. Посуда.

В течение года

Транспорт. Профессии на транспорте. Читаем

С.В.Михалкова.

День защитника Отечества.

Орудия труда. Инструменты. Профессии.

Весна. Мамин праздник. Читаем А.Л.Барто.

Птицы весной. Перелетные птицы.

Домашние птицы и их детеныши.

Стройка. Профессии на стройке..

Мебель и её изготовление..

День космонавтики.

Животный

мир

морей

и

океанов.

Читаем

А.С.Пушкина.

Полевые, садовые и комнатные цветы.

Насекомые. Читаем К.И.Чуковского.

День Победы.

Школа.

Формировать

глагольный

словарь:

активное

усвоение

инфинитива,

вопросительного

и

повелительного наклонения глаголов; игры «Что

делает?», «У кого больше фишек»;

- вводить в речь прилагательные, обозначающие

признаки и качества предметов; игра «Какие?»;

-

обогащать

активный

словарь

наречиями,

обозначающими местонахождение (там, тут, вот,

здесь), количество (мало, много, ничего), оценку

действия

(хорошо,

плохо,

громко,

тихо),

ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.);

- совершенствовать умение употреблять в речи

слова-синонимы, антонимы; упражнения «Скажи

наоборот», «Скажи по-другому»;

5

Работа над слоговой структурой

- заучивать чистоговорки;

-

формировать

умения

произносить

3-4х,

5-ти

сложные

слова

со

стечением

согласных

сопряжено,

отраженно

и

самостоятельно

по

предметным

картинкам;

игры

«Какое

слово

получилось?»,

«Добавь

последний

слог»,

упражнение «Справочное бюро».

Вторая половина

года

6

Совершенствование грамматического строя речи:

-

обучать

согласованию

имен

числительных

с

именами существительными; «Сосчитай-ка»;

- обучать согласованию сущ. с прилагательными в

роде, числе и падеже; упражнение «Лесенка»;

- обучать согласованию сущ. с притяжательными

местоимениями; «Дома»;

В течение года

-

обучать практическому усвоению образования

глаголов с помощью

приставок (приставочные

глаголы); упражнение «Кто что делает?»;

- обучать употреблению в речи предлогов; игры

«Найди место», «Кто откуда?»;

-

обучать распространению предложений путем

введения однородных членов; «Семейка слов»;

-

обучать

употреблению

в

речи

несклоняемых

существительных; игра «Упрямый ослик».

7

Развитие связной речи по лексическим темам:

- развивать умение вслушиваться в обращённую

речь, отвечать на вопросы полными ответами;

-

формировать

навык

составления

простых

предложений

по

вопросам,

по

демонстрации

действий,

по

серии

сюжетных

картин

,

по

сюжетной картине, по моделям, схемам;

- закреплять навык построения предложений из 3-

4 слов;

-

закреплять

навык

составления

короткого

рассказа

по

картине,

серии

сюжетных

картин,

рассказов-описаний, рассказов из личного опыта,

пересказов;

-

совершенствование

навыка

п е р е с к а з а

н е б о л ь ш и х

р а с с к а з о в

п о

ко л л е к т и в н о

составленному плану.

В течение года

8

Обучение грамоте:

-

закрепить

представление

о

том,

чем

звук

отличается от буквы;

-

закрепить

умение

трансформировать

буквы,

р а з л и ч а т ь

п р а в и л ь н о

и

н е п р а в и л ь н о

н а п е ч а т а н н ы е

б у к в ы ;

« Д о п е ч а т а й » ,

«Зашумленные буквы»;

- совершенствовать навык по слогового чтения

слов, предложений, небольших текстов;

-

научить

разгадывать

ребусы,

р е ш ат ь

кроссворды, читать изографы.

9

Совершенствование психологической базы речи:

-

расширять

объем

зрительной

и

слуховой

памяти;

«Составь

фигуры»,

«Узнай

картинку»,

«Слушаем

и

показываем»,

«Веселый

круг»,

упражнение «Сверху – снизу и справа – слева»;

- развивать невербальное мышление; «Изобрази

предмет», «Времена года», «Немое кино»;

-

развивать вербальное мышление; «Данетка»,

«Придумай загадку»;

В течение года

-

развивать логическое мышление; «»Кто кем

был?»,

«Кто

без

чего

не

обойдется»,

«Сложи

картинку»;

-

игры

и

упражнения

на

совершенствование

словесно-логического

мышления

«Четвёртый

лишний» (по лексическим темам);

- игры и упражнения на развитие зрительного

внимания «Что изменилось?», «Чего не стало?»;

- развитие творческого воображения.

10 Развитие мелкой моторики.

- совершенствовать динамическую и статическую

о р г а н и з а ц и ю

д в и ж е н и й ;

п а л ьч и ко в ы й

игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка;

-

развивать

навыки

выкладывания

букв

из

палочек, кубиков, мозаики, лепить из пластилина;

-

формировать

графомоторные

н а в ы к и .

«Пальчиковая гимнастика» Л.Яртовой, «Скоро в

школу» (штриховки, прописи, печатание букв).

Первая половина

года



В раздел образования