Автор: Пименова Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"Соловушка"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития в ДОУ в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития в ДОУ
в условиях реализации ФГОС
Дошкольное
детство
–
период
интенсивного
психического
развития,
становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования
тех качеств, которые необходимы человеку в последующей жизни. Необходимость
поддерживать
индивидуальность
каждого
ребенка
–
одна
из
главных
задач
дошкольного
воспитания.
Только
на
ее
основе
может
быть
достигнуто
полноценное
развитие
личности
дошкольника,
раскрыться
его
особенности,
уникальные способности.
Особенность
нашего
времени
–
успешная
активизация
инновационных
процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества
дошкольного
образования
является
реализация
ФГОС
в
ст руктуре
образовательной программы ДОУ.
На сегодняшний день коррекционная работа строится в рамках проектной
деятельности
с
учетом
индивидуальных
потребностей
каждого
ребенка.
Изменения
обуславливают
новое
содержание
и
способы
деятельности
специалиста. Эффективным средством формирования навыков самоопределения
являются
педагогические
ситуации
совместного
с
детьми
и
родителями
планирования
программы
собственного
развития
ребенка
в
процессе
игры,
общения, учения и т.д.
Индивидуальный
маршрут
коррекции
речевого
развития
можно
рассматривать
как
персональный
путь
компенсации
трудностей
в
речевом
развитии
ребенка
(развитие
речевых
способностей
в
играх,
в
выполнение
различных заданий, упражнений, проигрывании ситуации, в которых ребенок
должен комментировать свои действия), а затем и реализации интеллектуального,
эмоционально-волевого, деятельностного. личностного потенциала.
По результатам мониторинга осуществляется написание индивидуального
маршрута коррекции речевого развития ребенка. Выводы и рекомендации даются
в
процессе
и
по
окончании
сроков
реализации
коррекционных
направлений.
Обязательным
является
активное
привлечение
в
работу
родителей,
что
способствует повышению их психолого-педагогической компетенции.
Таким
образом,
благодаря
выстраиванию
индивидуальных
маршрутов
коррекции речевого развития мы обеспечиваем нашим воспитанникам полные и
равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Индивидуальный
маршрут
коррекции
речевого
развития
раскрывает
основные направления логопедической работы с ребенком старшего дошкольного
возраста,
имеющего
общее
недоразвитие
речи III
уровня
и
стертую
форму
дизартрии.
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития
на ___________ учебный год
ФИ ребенка: _____________________ Группа: подготовительная
Логопедическое заключение: ОНР III уровня, стертая дизартрия.
п/
п
Основные направления логопедической работы.
Цели и задачи, содержание работы
(использование программных технологий)
Сроки
реализации
коррекционных
направлений
Выводы
и
рекомен
дации
1
Развитие артикуляционной моторики:
— артикуляционные упражнения;
— самомассаж языка, губ;
– дыхательные упражнения.
Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,
обнажая верхние и нижние передние зубы;
- вырабатывать движение губ вперёд, укреплять
мышцы губ, их подвижность;
-
укреплять
мышцы
губ
и
тренировать
их
подвижность путём переключения позиций губ;
- развивать мышечную силу и подвижность губ;
- отрабатывать движения языка вниз, развивая его
подвижность;
- способствовать растяжке подъязычной связки;
-
развивать
произвольные
движения
языка,
укреплять мускулатуру языка и щёк;
-
укреплять
мускулатуру
щёк,
развивать
координацию движений;
- расслаблять мышцы языка путём самомассажа
(пошлёпывания
губами:
пя-пя-пя,
мя-мя-мя),
учить удерживать язык распластанным, широким;
-
способствовать
расслаблению
мышц
языка,
усилению кровоснабжения мышц языка;
- учить попеременно
напрягать и расслаблять
мышцы языка; «Сказка о веселом язычке»;
- вырабатывать умение дуть посередине языка,
спокойно лежащего на нижней губе; «Сказка об
озорном ветерке».
В течение года
2
Формирование правильного звукопроизношения:
Постановка,
автоматизация в
первом
полугодии,
дифференциация
– во втором
постановка
автоматизация
дифференциа
ция
Л, Л*; Р, Р*
Р Р*,Л,Л*
Р-Л
3
Развитие фонетико-фонематических процессов
- закрепить представления о гласных и согласных
з ву ка х ,
и х
отл и ч и т е л ь н ы х
п р и з н а к а х ;
«Звуковички»;
- закрепить представления о твердости-мягкости,
глухости-звонкости согласных звуков; «Веселые
гномики», «Раскрась квадрат»;
-
формировать
умения
подбирать
слова
на
заданный звук; «Веселый круг»;
- закреплять навык определения позиции звука в
слове; игры «Светофорчик», «Домики»;
-
закреплять
навык
определения
количества
и
последовательности звуков в слове; «Подумай и
разложи», «Разноцветные корзинки»;
-
закреплять
навык
подбора
слов
на
заданное
количество звуков; игра «Умный кубик»
- закреплять навык подбора слов на заданное
количество
слогов;
«Домики»,
«Вагончики»,
«Слоговое лото», «Слоговое домино»;
-
формировать
умения
выделять
слова
из
предложения; упражнение «Улица».
В течение года
4
Уточнение, обогащение словаря по лексическим
темам
Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью.
Лес осенью. Грибы и лесные ягоды.
Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах.
Сад. Фрукты.
Одежда. Головные уборы. Ателье. Обувь.
Наша Родина – Россия. День народного единства.
Мой организм.
Русская народная игрушка.
Поздняя осень. Изменения в природе.
Зима. Зимние забавы.
Птицы зимой.
Животные жарких и холодных стран. Читаем
С.Я.Маршака.
Новогодний праздник.
Домашние животные и их детёныши.
Дикие животные и их детеныши.
Наша пища. Труд повара. Посуда.
В течение года
Транспорт. Профессии на транспорте. Читаем
С.В.Михалкова.
День защитника Отечества.
Орудия труда. Инструменты. Профессии.
Весна. Мамин праздник. Читаем А.Л.Барто.
Птицы весной. Перелетные птицы.
Домашние птицы и их детеныши.
Стройка. Профессии на стройке..
Мебель и её изготовление..
День космонавтики.
Животный
мир
морей
и
океанов.
Читаем
А.С.Пушкина.
Полевые, садовые и комнатные цветы.
Насекомые. Читаем К.И.Чуковского.
День Победы.
Школа.
Формировать
глагольный
словарь:
активное
усвоение
инфинитива,
вопросительного
и
повелительного наклонения глаголов; игры «Что
делает?», «У кого больше фишек»;
- вводить в речь прилагательные, обозначающие
признаки и качества предметов; игра «Какие?»;
-
обогащать
активный
словарь
наречиями,
обозначающими местонахождение (там, тут, вот,
здесь), количество (мало, много, ничего), оценку
действия
(хорошо,
плохо,
громко,
тихо),
ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.);
- совершенствовать умение употреблять в речи
слова-синонимы, антонимы; упражнения «Скажи
наоборот», «Скажи по-другому»;
5
Работа над слоговой структурой
- заучивать чистоговорки;
-
формировать
умения
произносить
3-4х,
5-ти
сложные
слова
со
стечением
согласных
сопряжено,
отраженно
и
самостоятельно
по
предметным
картинкам;
игры
«Какое
слово
получилось?»,
«Добавь
последний
слог»,
упражнение «Справочное бюро».
Вторая половина
года
6
Совершенствование грамматического строя речи:
-
обучать
согласованию
имен
числительных
с
именами существительными; «Сосчитай-ка»;
- обучать согласованию сущ. с прилагательными в
роде, числе и падеже; упражнение «Лесенка»;
- обучать согласованию сущ. с притяжательными
местоимениями; «Дома»;
В течение года
-
обучать практическому усвоению образования
глаголов с помощью
приставок (приставочные
глаголы); упражнение «Кто что делает?»;
- обучать употреблению в речи предлогов; игры
«Найди место», «Кто откуда?»;
-
обучать распространению предложений путем
введения однородных членов; «Семейка слов»;
-
обучать
употреблению
в
речи
несклоняемых
существительных; игра «Упрямый ослик».
7
Развитие связной речи по лексическим темам:
- развивать умение вслушиваться в обращённую
речь, отвечать на вопросы полными ответами;
-
формировать
навык
составления
простых
предложений
по
вопросам,
по
демонстрации
действий,
по
серии
сюжетных
картин
,
по
сюжетной картине, по моделям, схемам;
- закреплять навык построения предложений из 3-
4 слов;
-
закреплять
навык
составления
короткого
рассказа
по
картине,
серии
сюжетных
картин,
рассказов-описаний, рассказов из личного опыта,
пересказов;
-
совершенствование
навыка
п е р е с к а з а
н е б о л ь ш и х
р а с с к а з о в
п о
ко л л е к т и в н о
составленному плану.
В течение года
8
Обучение грамоте:
-
закрепить
представление
о
том,
чем
звук
отличается от буквы;
-
закрепить
умение
трансформировать
буквы,
р а з л и ч а т ь
п р а в и л ь н о
и
н е п р а в и л ь н о
н а п е ч а т а н н ы е
б у к в ы ;
« Д о п е ч а т а й » ,
«Зашумленные буквы»;
- совершенствовать навык по слогового чтения
слов, предложений, небольших текстов;
-
научить
разгадывать
ребусы,
р е ш ат ь
кроссворды, читать изографы.
9
Совершенствование психологической базы речи:
-
расширять
объем
зрительной
и
слуховой
памяти;
«Составь
фигуры»,
«Узнай
картинку»,
«Слушаем
и
показываем»,
«Веселый
круг»,
упражнение «Сверху – снизу и справа – слева»;
- развивать невербальное мышление; «Изобрази
предмет», «Времена года», «Немое кино»;
-
развивать вербальное мышление; «Данетка»,
«Придумай загадку»;
В течение года
-
развивать логическое мышление; «»Кто кем
был?»,
«Кто
без
чего
не
обойдется»,
«Сложи
картинку»;
-
игры
и
упражнения
на
совершенствование
словесно-логического
мышления
«Четвёртый
лишний» (по лексическим темам);
- игры и упражнения на развитие зрительного
внимания «Что изменилось?», «Чего не стало?»;
- развитие творческого воображения.
10 Развитие мелкой моторики.
- совершенствовать динамическую и статическую
о р г а н и з а ц и ю
д в и ж е н и й ;
п а л ьч и ко в ы й
игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка;
-
развивать
навыки
выкладывания
букв
из
палочек, кубиков, мозаики, лепить из пластилина;
-
формировать
графомоторные
н а в ы к и .
«Пальчиковая гимнастика» Л.Яртовой, «Скоро в
школу» (штриховки, прописи, печатание букв).
Первая половина
года