Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС"


Автор: Варварина Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Липецк, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Варварина Оксана Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Гимназия №1»,

Россия, г. Липецк

Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках в

начальной школе в условиях реализации ФГОС

«Одной из современных задач начального образования является сохранение и

укрепление

здоровья

детей.

Школа

должна

обеспечить

школьнику

возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать

у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

научить

использовать

эти

знания

в

повседневной

жизни».

ФГОС

НОО

определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой

задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной

среды.

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание

уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого

детства.

Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей,

приходящих

в

1-е

классы,

имеют

те

или

иные

отклонения

в

состоянии

здоровья.

За

период

обучения

детей

в

школе

число

здоровых

детей

уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к

выпускным с 3, 9% до 12, 3%, с нервно-психическими расстройствами - с

5,6% до 16, 4%, нарушением осанки с 1, 9% до 16, 8%.Одна из самых частых

патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде

регионов России до 30-40 %.

Почему

так

происходит?

Видимо,

дело

в

том,

что

мы,

взрослые,

ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А

можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм

ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно

поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень

низкой,

а

это

угрожает

физическому

и

психическому

здоровью

детей.

Учебный

день

школьника

насыщен

значительными

умственными

и

эмоциональными перегрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в

статистическом положении приводит к переутомлению учащихся, которое

можно

устранить,

если

оптимизировать

физическую

и

эмоциональную

активность. Для этого следует использовать различные виды деятельности и

всевозможные средства восстановления работоспособности. Поэтому одной

из приоритетных задач реформирования системы образования становится

сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них

ценности

здоровья,

здорового

образа

жизни,

выбора

образовательных

технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих

здоровье школьников.

Цель

здоровьесберегающих

технологий

обучения

обеспечить

школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,

сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому

образу

жизни,

научить

использовать

полученные

знания

в

повседневной

жизни.

Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к

необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения

этой

задачи

были

введены

следующие

спортивно-оздоровительные

мероприятия:

Утренняя

зарядка. В

начале

каждого

учебного

дня

перед

занятиями

проводится утренняя зарядка.

Игровые перемены. Снять утомление за несколько минут между уроками

помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней

подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных

классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры.

Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке.

Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях

здоровьесберегающей технологии.

Учебный

материал всех

предметов

начальной

школы

по

любой

программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать

у

учащихся

навыки

здорового

образа

жизни,

давать

детям

знания

об

организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Я

всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное

внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то

и укреплению здоровья детей.

Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового

образа

жизни

через

решение

текстовых

задач.

Их

содержание

позволяет

говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод. Я

рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем

свой

организм

необходимыми

витаминами

и

тем

самым

повышаем

его

способность

самостоятельно

бороться

с

некоторыми

заболеваниями.

Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном

воздействии физических упражнений на здоровье каждого. При решении

задач на движение, мы говорим о том, что пешие, лыжные, велосипедные

прогулки,

а

также

верховая

езда

закаляют

наш

организм

и

укрепляют

здоровье.

На уроках

русского

языка я

обращаю

внимание

детей

на

содержание

текстов

и

предложений,

которые

напоминают

о

пользе

чистого

воздуха,

правильного

питания

и

крепкого

сна,

указывают

на

то,

что

человеку

необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше

общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье.

Содержание учебного

предмета

«Окружающий

мир» обеспечивает

младших

школьников

полными

знаниями

о

правильном

питании

(темы

«Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Наше питание»), режиме

дня

(«Зачем

мы

спим

ночью?»,

«Режим

дня»),

об

организме

человека

«Строение

тела

человека»,

«Если

хочешь

быть

здоров»,

«Поговорим

о

болезнях. Охрана здоровья в разные времена года», «Организм человека»,

«Как мы воспринимаем окружающий мир», «Надёжная защита организма»,

«Опора тела и движение», «Наше питание», «О дыхании, о движении крови и

о том, как удаляются из организма вредные вещества», «Здоровый образ

жизни»), которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни.

На уроках информатики при составлении алгоритма «Приготовь салат»

говорим

с

ребятами

о

значении

рационального

питания,

витаминов

для

нашего организма. А при составлении алгоритма «Соберись в школу» мы

говорим о режиме дня школьника и о том, что его соблюдение необходимо

для

здоровья.

На

уроках

окружающего

мира

закладывается

фундамент

здоровых привычек и здорового образа жизни.

На уроках изобразительного искусства в соответствии с темой урока

предлагаю детям нарисовать режим дня в картинках и зимние виды спорта.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в

соответствии

с

современными

образовательными

технологиями

являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки

на уроке, которые позволяют расслабиться, прислушаться к себе и принести

своему организму пользу. Я применяю различные физкультминутки: это и

физминутки

в

стихах, пальчиковая

гимнастика,

гимнастика

для

глаз,

улучшения осанки, улучшения мозгового кровообращения.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и

воспитательном

процессе

позволяет

снизить

утомляемость,

повышает

работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует

сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.

Включая

в

урок

элементы

здоровьесберегающих

технологий,

делает

процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое,

рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного

материала, усиливает интерес детей к предмету.

Таким образом, применение здоровьеразвивающих технологии, дающих

не только повышение двигательной активности на занятиях, но и развитие

познавательных процессов, остроты зрения, мелкой моторики у детей. Кроме

того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются творческие

способности.

Список использованной литературы

Аносова М.В. Анализ уроков с позиции здоровьесбережения// Педагогика и

психология здоровья. – М.: Просвещение, 2013.

Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 2010.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4

классы. М.: «ВАКО», 2014, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2012.



В раздел образования