Автор: Варварина Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Липецк, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование
Варварина Оксана Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия №1»,
Россия, г. Липецк
Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках в
начальной школе в условиях реализации ФГОС
«Одной из современных задач начального образования является сохранение и
укрепление
здоровья
детей.
Школа
должна
обеспечить
школьнику
возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать
у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научить
использовать
эти
знания
в
повседневной
жизни».
ФГОС
НОО
определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой
задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной
среды.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание
уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого
детства.
Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей,
приходящих
в
1-е
классы,
имеют
те
или
иные
отклонения
в
состоянии
здоровья.
За
период
обучения
детей
в
школе
число
здоровых
детей
уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к
выпускным с 3, 9% до 12, 3%, с нервно-психическими расстройствами - с
5,6% до 16, 4%, нарушением осанки с 1, 9% до 16, 8%.Одна из самых частых
патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде
регионов России до 30-40 %.
Почему
так
происходит?
Видимо,
дело
в
том,
что
мы,
взрослые,
ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А
можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм
ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно
поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень
низкой,
а
это
угрожает
физическому
и
психическому
здоровью
детей.
Учебный
день
школьника
насыщен
значительными
умственными
и
эмоциональными перегрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в
статистическом положении приводит к переутомлению учащихся, которое
можно
устранить,
если
оптимизировать
физическую
и
эмоциональную
активность. Для этого следует использовать различные виды деятельности и
всевозможные средства восстановления работоспособности. Поэтому одной
из приоритетных задач реформирования системы образования становится
сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них
ценности
здоровья,
здорового
образа
жизни,
выбора
образовательных
технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих
здоровье школьников.
Цель
здоровьесберегающих
технологий
обучения
–
обеспечить
школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу
жизни,
научить
использовать
полученные
знания
в
повседневной
жизни.
Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к
необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения
этой
задачи
были
введены
следующие
спортивно-оздоровительные
мероприятия:
Утренняя
зарядка. В
начале
каждого
учебного
дня
перед
занятиями
проводится утренняя зарядка.
Игровые перемены. Снять утомление за несколько минут между уроками
помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней
подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных
классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры.
Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке.
Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях
здоровьесберегающей технологии.
Учебный
материал всех
предметов
начальной
школы
по
любой
программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать
у
учащихся
навыки
здорового
образа
жизни,
давать
детям
знания
об
организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Я
всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное
внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то
и укреплению здоровья детей.
Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового
образа
жизни
через
решение
текстовых
задач.
Их
содержание
позволяет
говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод. Я
рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем
свой
организм
необходимыми
витаминами
и
тем
самым
повышаем
его
способность
самостоятельно
бороться
с
некоторыми
заболеваниями.
Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном
воздействии физических упражнений на здоровье каждого. При решении
задач на движение, мы говорим о том, что пешие, лыжные, велосипедные
прогулки,
а
также
верховая
езда
закаляют
наш
организм
и
укрепляют
здоровье.
На уроках
русского
языка я
обращаю
внимание
детей
на
содержание
текстов
и
предложений,
которые
напоминают
о
пользе
чистого
воздуха,
правильного
питания
и
крепкого
сна,
указывают
на
то,
что
человеку
необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше
общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье.
Содержание учебного
предмета
«Окружающий
мир» обеспечивает
младших
школьников
полными
знаниями
о
правильном
питании
(темы
«Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Наше питание»), режиме
дня
(«Зачем
мы
спим
ночью?»,
«Режим
дня»),
об
организме
человека
«Строение
тела
человека»,
«Если
хочешь
быть
здоров»,
«Поговорим
о
болезнях. Охрана здоровья в разные времена года», «Организм человека»,
«Как мы воспринимаем окружающий мир», «Надёжная защита организма»,
«Опора тела и движение», «Наше питание», «О дыхании, о движении крови и
о том, как удаляются из организма вредные вещества», «Здоровый образ
жизни»), которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни.
На уроках информатики при составлении алгоритма «Приготовь салат»
говорим
с
ребятами
о
значении
рационального
питания,
витаминов
для
нашего организма. А при составлении алгоритма «Соберись в школу» мы
говорим о режиме дня школьника и о том, что его соблюдение необходимо
для
здоровья.
На
уроках
окружающего
мира
закладывается
фундамент
здоровых привычек и здорового образа жизни.
На уроках изобразительного искусства в соответствии с темой урока
предлагаю детям нарисовать режим дня в картинках и зимние виды спорта.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в
соответствии
с
современными
образовательными
технологиями
являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки
на уроке, которые позволяют расслабиться, прислушаться к себе и принести
своему организму пользу. Я применяю различные физкультминутки: это и
физминутки
в
стихах, пальчиковая
гимнастика,
гимнастика
для
глаз,
улучшения осанки, улучшения мозгового кровообращения.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и
воспитательном
процессе
позволяет
снизить
утомляемость,
повышает
работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует
сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.
Включая
в
урок
элементы
здоровьесберегающих
технологий,
делает
процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое,
рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного
материала, усиливает интерес детей к предмету.
Таким образом, применение здоровьеразвивающих технологии, дающих
не только повышение двигательной активности на занятиях, но и развитие
познавательных процессов, остроты зрения, мелкой моторики у детей. Кроме
того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются творческие
способности.
Список использованной литературы
Аносова М.В. Анализ уроков с позиции здоровьесбережения// Педагогика и
психология здоровья. – М.: Просвещение, 2013.
Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 2010.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4
классы. М.: «ВАКО», 2014, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2012.