Напоминание

"Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе"


Автор: Рыжинская Светлана Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 162"
Населённый пункт: Омская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе"
Раздел: среднее образование





Назад




СТАТЬЯ

«Использование современных педагогических

технологий в образовательном процессе».

Рыжинская Светлана Викторовна, учитель математики,

БОУ г. Омска «СОШ № 162»

Школы России перешли на новые образовательные стандарты. В

основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который

заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в

развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом

виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие

нового знания».

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь.

Древнекитайская мудрость.

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем

конкурентноспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не

просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие

качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и

находить нестандартные решения.

В формировании этих качеств большую роль играет школьная

дисциплина – математика.

Особое значение математики в умственном воспитании и развитии отметил

ещё в XVIII в. М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить следует, что

она ум в порядок приводит».

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики

заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к

изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед

трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для

приобретения знаний.

Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными

факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями

самого предмета, методикой его преподавания. Поэтому одной из главных

целей образования является повышение инновационной культуры и

педагогического мастерства преподавателя.

В педагогике всегда возникали вопросы: “чему учить?”, “зачем

учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить

результативно?”. Как повысить качество образования, развить

познавательный интерес учащихся, способствовать формированию основных

компетентностей?

По моему мнению, одним из вариантов решения данных вопросов является

использование современных педагогических технологий в образовательном

процессе.

Моя личная концепция, состоит в оптимальном сочетании

традиционных и активных методов и форм обучения.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках

математики я использую элементы следующих педагогических технологий.

Более подробно остановлюсь на технологии проблемного обучения.

Что же такое проблемное обучение? Вот так это описали И. Я. Лернер, и М.

Н. Скаткин

«Своеобразие проблемного обучения в том, что учащиеся систематически

включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для

них проблем, благодаря чему они учатся самостоятельно добывать знания,

применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности»

Примеры проблемных ситуаций, используемых на уроках математики.

Изучение темы “Площадь треугольника” (геометрия 8 класс)

Задача: «Три маляра должны покрасить фронтон дома в форме

прямоугольного треугольника со сторонами 3м и 4 м. Хватит ли им 1 банки

краски, если на ней написано: площадь покрытия 10г/кв.м.?»

Переведем задачу на математический язык:

«Найдите площадь S прямоугольного треугольника, если один из катетов

3 м, а другой – 4 м» Отдельные ученики догадались - зная формулу площади

прямоугольника, смогут решить эту задачу

Первая проблемная ситуация.

«Как вычислить площадь прямоугольного треугольника, зная формулу

для нахождения площади прямоугольника?»

Дети предлагают: достроить данный треугольник до прямоугольника.

(если прямоугольный треугольник достроим до прямоугольника, то мы

получим два равных треугольника, которые равны по двум катетам)

Вычисляют площадь прямоугольника, а затем находят площадь

прямоугольного треугольника.

Вторая проблемная ситуация: всегда ли можем использовать получившуюся

формулу, если треугольники не прямоугольный?

Задача: «Найти площадь любого остроугольного треугольника.»

При помощи наводящих вопросов ученики находят способ. Они

предлагают достроить остроугольный треугольник до параллелограмма.

Доказываем, что полученные 2 треугольника равны по 3-му признаку

равенства треугольников.

Вспоминаем формулу площади параллелограмма;

Выводим формулу площади любого остроугольного треугольника ;

Отвечаем на вопрос задачи: площадь любого остроугольного

треугольника равна половине произведения его основания на высоту.

Вопрос: «Чему равна площадь произвольного треугольника?»

Предполагаемый ответ учеников: «Площадь произвольного треугольника

равна половине произведения его основания на высоту.»

Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и

сравнение

Тема «Сумма углов треугольника» (7 класс):

1) Построить треугольник по трем заданным углам:

∟А=90°, ∟B=60°, ∟С=45°;

∟А=70°, ∟B=30°, ∟С=50°;

∟А=50°, ∟B=60°, ∟С=70°.

2) Два угла треугольника равны 118º и 62º. Найти величину третьего угла.

Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные

учителем ошибки

Тема «Линейные уравнения с одной переменной» (6 класс)

Решаю быстро уравнение:

(3х + 7) × 2 – 3 = 17

6х + 14 – 3 = 17

6х = 17 – 14 – 3

6х = 0

х = 0

При проверке ответ не сходится. Проблемная ситуация. Ищем ошибку.

Дети решают проблему.

Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий

На прошлом уроке, ребята, мы измеряли длину и ширину нашего класса и по

формуле, нашли его периметр. Р=( a+b)×2=(6+5)×2=22м. Помните!

Посмотрите, пожалуйста, на пол. Краска сносилась, много чёрных

полос. Вам нравится? Мне тоже не нравится. Я думаю, что летом нам нужно

обязательно покрасить пол.

Давайте с вами посчитаем, сколько денег нужно будет собрать с

каждого родителя на покраску пола в классе, если 1 банка краски стоит 120

рублей и её хватает, чтобы покрасить 35 кв.м.

Проблемная ситуация.

Для решения этой задачи нам нужно найти площадь пола (площадь

прямоугольника).

Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала

старому, уже известному

Тема «Формулы сокращённого умножения» (7 класс)

Вычисляем (2 × 5)²= 2² × 5² = 100

(3 × 4)²= 3² × 4² = 9 × 16 = 144

(5 : 6)² = 5² : 6² = 25 : 36

(3 + 4)² = 3² + 4² = 9 + 16 = 25

Попробуйте сосчитать по-другому.

( 3 + 4)² =7² = 49

Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты?

( 3 +4)² ≠ 3² + 4²

Тема «Сложение десятичных дробей» (5 класс)

(Просмотр отрывка видео-урока)

ВЫВОД: внедрение современных педагогических технологий на

уроках способствует

Повысить качество знаний учащихся

научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное,

рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения

задания;

повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;

повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении

материала;

развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении,

так и в сети Интернет);

развивать у учащихся такие мыслительные операции, как анализ,

сравнение и сопоставление фактов и явлений;

воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи;

развивать межпредметные связи.

Грамотно выстроить образовательную программу, применения новых

современных образовательных технологий, которая ведет учащихся к

высокому результату, может грамотный преподаватель, который постоянно

занимается своим самообразованием, овладевает новыми педагогическими

ценностями, способами профессионального взаимодействия в новых

условиях, новым уровнем участия в информационном обмене и новыми

возможностями профессионально-творческой самореализации.



В раздел образования