Напоминание

"Красавица картошка"


Автор: Иванова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №7 "Рябинушка"
Населённый пункт: город Стрежевой, Томской области
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Красавица картошка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Красавица картошка» (старшая группа)
Цель:
Обобщить и расширить знания детей о картофеле.
Задачи:

по познавательно-речевому направлению
:
«Познание»:
Познакомить детей с историей появления картофеля на Руси. Познакомить с основными компонентами в составе картофеля. Расширять кругозор детей, о пользе картофеля для человека.
«Коммуникация»:
Учить детей вступать в речевые контакты с педагогом: отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре. Продолжать учить говорить по очереди, не перебивая говорящего. Учить делать простые умозаключения, проговаривая каждое. Активизировать и расширять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
«Чтение художественной литературы»:
Закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию. Учить выделять основную мысль произведения.
по социально-личностному направлению:

«Социализация»:
Развивать умение работать в группе Учить обращать внимание на мнение партнёра; Развивать умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
«Труд»:
Закрепить умение приводить в порядок рабочее место.
«Безопасность»:
Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной. Закрепить умение работать с йодом, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
по художественно-эстетическому направлению:

«Музыка»
Воспитывать у детей интерес к музыке, желание её слушать, эмоционально на неё откликаться; Развивать у детей умение слушать музыку.
по физическому направлению:

«Здоровье»
Создать радостное настроение… Продолжать организовать рациональный двигательный режим детей, Способствовать предупреждению детского утомления.
Предварительная работа:
1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека. 2. Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля». 3. Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др. 4. Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая) 5. Наблюдение за ростом картофеля.
Материал для занятий.
Прозрачные, стеклянные сосуды. Пластмассовые формы для крахмала по количеству детей. Вещество (йод) для добавления в крахмал.
Пластиковые тарелки с разными овощами для опыта (редис, картофель, огурец) по количеству детей. Аудиозапись песни «Улыбка», «Ах, картошка» (музыка В. Шаинского). Половинки картофеля, зубочистки, гвоздика - для конструирования. Презентация «Откуда к нам пришла картошка». Ноутбук, проектор, экран.
Ход занятия
Дети заходят в группу под музыку: звучит песня «Улыбка. Воспитатель проводит психогимнастику (под музыку).
Воспитатель
: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Дети здороваются с гостями.
Воспитатель:
Гости улыбаются нам. И вы улыбнитесь им, подарите нашим гостям красивую улыбку. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. Присаживайтесь на ковер. (Напоминает об осанке). У нас сегодня необычное занятие.
Воспитатель:
Ребята, вы любите сказки?
Дети:
Да!
Воспитатель:
Отлично! Послушайте внимательно и скажите, о каком овоще мы будем сегодня говорить. В некотором царстве, В некотором государстве, Не на Марсе и не на Луне - Жила картошечка в земле. Свойство царское имела: Накормить народ сумела. Словом, наша речь о том, Как пришёл картофель в дом! Из чего он состоит и как болезни победит.
Воспитатель:
Вы уже догадались, о каком овоще пойдет речь?
Дети:
О картошке.
Воспитатель:
Ребята, вы знаете Родину картофеля, кто его привез к нам в Россию?
Дети:
ответы детей.
Воспитатель:
Тогда предлагаю вам посмотреть, что нам расскажет о картофеле моя помощница - виртуальная энциклопедия. (Показ презентации «Откуда к нам пришла картошка»)
Воспитатель:
Ребята, напомните, откуда к нам пришел картофель? Кто его в нашу страну привез? Для чего он нам нужен? Какие блюда из картофеля можно приготовить? Чем полезен картофель?
Дети:
ответы детей.
Воспитатель:
Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?
Дети:
ответы детей.
Воспитатель:
Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?
Дети:
проводят опыты.
Воспитатель:
Но сначала повторим правила поведения в лаборатории. Правила поведения в лаборатории. - аккуратно обращаться со стеклянными предметами; - не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;
- быть предельно аккуратным.
Воспитатель:
Приглашаю вас в лабораторию. (Дети садятся за столы)
Воспитатель:
Вот она душечка-голубушка.
Воспитатель:
Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля. Опытно- экспериментальная деятельность: 1) Натереть сырой картофель. Результат: жидкая кашица. Вывод: в картофеле есть вода. (Воспитатель вывешивает карточку со знаком вода на мольберт) 2) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться. Результат: образуется белый осадок. Вывод: В картофеле есть белое вещество. 3) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.
Воспитатель:
Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука. Повторите слово- крахмал. Вывод: в картофеле есть крахмал.
Воспитатель:
Для чего нам нужен крахмал?
Дети:
заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты. Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.
Воспитатель:
Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.
Воспитатель:
Сейчас у нас в лаборатории перерыв. Физкультминутка. На обед у нас сегодня горячая картошка? Вставайте в круг. Я предлагаю вам сыграть в игру «Горячая картошка». Пока звучит музыка, вы передаете друг другу мяч. На каком ребенке музыка остановилась, то говорит пословицу или поговорку про картофель.
Дети:
Пословицы и поговорки Картошка да каша – еда наша. Картошку копать, не руками махать. Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда. Без труда картошка не родится никогда. Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
Воспитатель:
Молодцы! Еще раз мы убедились в том, что «картофель- хлебу подспорье». Но мы еще не все узнали про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.
Воспитатель:
У вас на столе стоит форма с крахмалом.
Воспитатель:
Что можно сказать о цвете крахмала?
Дети:
Крахмал белого цвета. Вывод: Крахмал белого цвета.
Воспитатель:
Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал? Вывод: Крахмал хрустит.
Воспитатель:
Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Воспитатель показывает опыт: добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего цвета. Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.
Дети:
крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.
Воспитатель:
Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?
Дети:
при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал. (Воспитатель раздает детям тарелки с нарезанными овощами, баночками с йодом и пипеткой)
Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.
Воспитатель:
В каких овощах есть крахмал? (Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сравнить с реакцией йода на другие овощи. Там, где есть крахмал, йод меняет цвет)
Дети:
ответы детей.
Воспитатель:
Теперь, как настоящие исследователи, занесите ваши результаты опыта в карточки. (У детей карточки с изображением тех овощей, которые лежат на тарелках. Надо напротив овоща поставить кружок темно-синего цвета или коричневого, в зависимости от наличия крахмала в данном овоще.) . Вывод: крахмал есть только в картофеле.
Воспитатель:
Итак, мы сегодня с вами сделали открытия: - Картофель состоит из воды и крахмала, - Крахмал содержится только в картофеле, - Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.
Воспитатель:
Еще из картофеля можно изготовить вот такого смешного ежика. (Воспитатель показывает образец). Хотите сами смастерить такое чудо?
Дети:
Да. Ручной труд. Подведение итогов занятия:
Воспитатель:
Что вы нового узнали о картофеле сегодня на занятии?
Ответы детей.
Молодцы! Сегодня из вас получились отличные исследователи!


В раздел образования