Автор: Визгалова Елена Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 346"
Населённый пункт: города Нижнего Новгорода
Наименование материала: методический материал
Тема: Использование ИКТ при построении индивидуального образовательного маршрута
Раздел: дошкольное образование
Индивидуальный образовательный маршрут
ребенка дошкольного возраста в
соответствии с ФГОС ДО
из опыта работы МАДОУ
«Детский сад № 346»
Индивидуальный
образовательный маршрут
(ИОМ) - это целенаправленно
проектируемая
дифференцированная
образовательная программа (С.В.
Воробьёва, Н.А. Лабунская, А.П.
Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и
др.). Индивидуальный
образовательный маршрут
определяется образовательными
потребностями, индивидуальными
способностями и возможностями
воспитанника (уровень готовности
к освоению программы).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
Принят
Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом
Федерации 26 декабря 2012 года.;
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N
1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
Зарегистрирован в Минюсте РФ 14
ноября 2013. г. Регистрационный N 30384.;
Комментарии к ФГОС дошкольного образования от
28.02.2014 № 08-249.
273-ФЗ, ст.64. Образовательные программы дошкольного образования
направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение
детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного
для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов
деятельности. (п. 2)
ФЗ-273, ст.34: обучающиеся имеют право на.. обучение по индивидуальному
учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой
образовательной программы, в порядке, установленном локальными
нормативными актами (3)
ФЗ-273,ст. 2: индивидуальный учебный план - учебный план,
обеспечивающий освоение образовательной программы на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося (23)
Согласно ФГОС ДО п.1.4. Основные принципы дошкольного образования:
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
(далее - индивидуализация дошкольного образования);
Индивидуальный
образовательный маршрут
Индивидуальная
карта развития
ребенка
Образовательная
программа ДОУ
Анализ (
Диагностика
)
достижений развития,
компетенций ребенка
Компетентность
педагога
ФГОС ДО 3.2.3. "При реализации Программы может проводиться оценка
индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе
их дальнейшего планирования).«
Комментарий к ФГОС дошкольного образования, Комментарии к п.3.2.3.
Оценка индивидуального развития детей является профессиональным
инструментом педагога, которым он может воспользоваться при
необходимости получения им информации об уровне актуального развития
ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.
(Степень достижения планируемых результатов образовательной
программы - один из показателей качества образования, 273-ФЗ, ст.2., 29;
ст.95 Независимая оценка качества образования)
Метод оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста и
эффективности педагогических действий - педагогическая диагностика.
Комментарий к ФГОС дошкольного образования, Комментарии к п.3.2.3.
педагогическая диагностика необходима педагогу, непосредственно
работающему с детьми, для получения "обратной связи" в процессе
взаимодействия с ребенком или группой детей.
ФГОС ДО, п.3.2.3
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для решения следующих
образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
273-ФЗ, ст.2. «образовательная программа - комплекс основных характеристик
образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-
педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным
законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного
учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Таким образом, оценочные материалы - компоненты образовательной
программы.
Оценивать индивидуальное развитие ребенка и эффективность
педагогических действий необходимо при реализации обеих частей ОП ДО:
обязательной части и вариативной части
Видом оценочных средств при реализации ОП ДО выступают
индивидуальные карты развития ребенка при освоении образовательной
программы (призваны обеспечить индивидуализацию).
На основе результатов педагогической диагностики выстраиваются
индивидуальные маршруты развития и заполняются индивидуальные
карты развития ребенка
Основание : вся нормативно-правовая база ,
перечисленная выше
+
Положение о системе оценки результатов освоения основной
образовательной программы и индивидуального развития детей соответствии
с ФГОС ДО в МАДОУ, утвержденное приказом заведующего
Таблицы мониторинга, составленные на основании задач развития ребенка по
возрастам ( из Образовательной Программы ДОО)
На основании таблиц заполняется Индивидуальная карта развития ребенка
(Сентябрь, май) и составляется
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка (в сентябре,
скорректированный: с учетом – в январе), для корректного заполнения
которого разработаны рекомендации в помощь воспитателям
Права родителей (законных представителей) ребенка
по ознакомлению с диагностикой
273-ФЗ, ст. 44
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют
право:
получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических,
психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких
обследований, отказаться от их проведения или участия в них, получать
информацию о результатах проведенных обследований обучающихся (п.3)
ФГОС ДО, п.3.2.3.
При необходимости используется психологическая диагностика развития
детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей),
которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи,
психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения
задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции
развития детей.
Комментарий к ФГОС дошкольного образования, Комментарии к п.3.2.3.
Обследования в случае инновационной, экспериментальной деятельности - согласие
родителей, фиксируется в Договоре об образовании.
Образовательная
программа
Педагогическая
диагностика
Индивидуальная карта
развития ребенка
Индивидуальный
образовательный маршрут
Педагогическая
диагностика
Педагогическая
диагностика –
профессиональный
педагогический инструмент
для разработки
индивидуальной
образовательной траектории
развития ребенка
(индивидуального маршрута)
сопровождения развития ребенка в освоении
образовательной программы.
Технология построения
индивидуальной
траектории развития
ребенка