Напоминание

открытый урок : "Декоративный натюрморт"


Автор: Дегтянникова Наталья Владимировна
Должность: директор
Учебное заведение: МБУДО "ДХШ"
Населённый пункт: Владимр
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: " Декоративный натюрморт ", предмет "Живопись" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства "Живопись" ( 4 класс ДХШ, 14-15 лет )
Тема: открытый урок : "Декоративный натюрморт"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская художественная школа» города Владимира

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему: « Декоративный натюрморт »,

предмет «Живопись» дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области

изобразительного искусства «Живопись»

( 4 класс ДХШ, 14-15 лет )

Исполнитель:

Дегтянников Наталья

Владимировна,

преподаватель МБУДО «ДХШ»

Владимир 2016

Пояснительная записка

Декоративность в натюрморте

Слова «декоративность», «декорация» происходят от латинского слова

«decoro», что значит «украшать».

Декоративность

особое

качество

художественной

формы,

повышающее

ее

эмоциональную

выразительность. Также

декоративность

можно

рассматривать

как

форму

выражения

красоты,

свойство,

глубоко

заложенное в эстетическом сознании человека.

Не только декоративно – прикладное искусство занимается украшением

жизни. Живопись тоже берет на себя такую задачу. Проблема декоративности

для живописца состоит в том, что ему нельзя потерять содержательности,

глубины и чувства связи с природой, но в тоже время нельзя пренебречь

эстетическими требованиями, или,

проще

говоря,

красотой

живописи.

В

системе европейской эстетики нового времени полноценной считается такая

живопись, которая синтезирует содержательное и декоративное начало.

Декоративная живопись

Прикладное искусство в течение всей своей истории копило и вбирало,

обобщало и шлифовало орнаментальные законы и композицию. В лучших

образцах иконописи мы наблюдаем умение художника пользоваться

цветовыми контрастами, ограниченным количеством цвета, создавая

подлинные шедевры. Изучение этого опыта не только расширяет и обогащает

кругозор художника, но и развивает в нем собственный потенциал

творчества. Потому что сила настоящего мастерства заключается в том,

чтобы уметь органически соединять приемы традиционного народного

искусства с новым содержанием, с новыми эстетическими требованиями,

уметь расти и развиваться в ногу со временем. Умение создать

выразительный образ, тонкий вкус, чувство ритма, цветовой гармонии

является важным в произведении декоративного плана.

Декоративная живопись, как и другие виды искусства, является формой

отражения реального мира и обладает всеми качествами, характеризующими

понятие декоративности. Это и повышенная цветовая гармония, тональное и

контрастное решение, плоскость изображения, орнаментальность, условность

решения

темы и

ограниченность в подборе цветов,

то

есть все то,

что

неизменно присутствует в народном искусстве.

Живописный цвет принадлежит не только миру изображения, но и самой

картине – вещи, находящиеся вместе с ним, в нашем пространстве. Картина не

только показывает и рассказывает, она украшает наши комнаты. Украшает,

кроме

всего

прочего,

нарядностью

и

богатством

своего

колорита.

Декоративную

«украшательскую»

-

задачу

вполне

сознательно

может

ставить и решать живописец.

Для

этого

обычно

подчеркивает

в

картине

не

ее

сюжетную,

повествовательную

сторону,

не

пространство

с

его

глубиной,

не

материальную объемность вещей, а саму плоскость картины: бегущие по ней

узоры четко выделенных контуров, красивые контрасты красок. Цвет чаще

всего ложится на такую поверхность ковром, ровным и плотным слоем без

светотени и без воздушных расплывов. Обычно он сохраняет определенную

связь с цветом изображенных предметов и одежд, с красками природы. но все-

таки это уже не реальный предметный цвет, а декоративный – условный и

плоскостный, усиленный и измененный для того, чтобы сделать наиболее

нарядной, орнаментально красивой саму живописную поверхность.

Развитие

образного

мышления,

цветовая

культура,

смелость

композиционных

решений

все

эти

качества

необходимы

будущему

художнику. Занятия декоративной живописью помогут ему глубже понять и

тоньше почувствовать всю глубину и красоту русского народного искусства.

Колорит

Неотъемлемой

частью композиции

в декоративной

работе

является

колорит.

Колорит

в

живописи

представляет

собой

определенное

сочетание

цветов, гармонизирующих между собой и обладающих единством. В более

узком, профессиональном смысле под колоритом понимают красоту цветовых

сочетаний,

а

также

богатство

цветовых

оттенков.

В

зависимости

от

преобладания в нем цветовой гаммы он может быть холодным, теплым,

светлым, серебристым, голубоватым и т.п. Колорит воздействует на чувства

зрителя, создает настроение в картине и служит важным средством образной

и психологической характеристики.

Выбирая цвета для декоративного изделия, определяется настроение и

характер передаваемой атмосферы. Нужно совершенно осознанно выбрать

цвета

и

краски

для

работы

и

добиться

с

их

помощью

определенных

результатов согласно поставленной цели.

Чтобы это получилось именно так, как хочется, пригодятся несколько

советов по поводу выбора цветовой палитры деятелей науки и культуры

разных

времен,

физиологов,

психологов,

а

также

представления

людей

различных вероисповеданий об ассоциациях и символике цвета.

Зеленый – это свежесть. Для любителей природы совершенно очевидно,

что свежая зелень привносит в дом, особенно в холодное время года. Поэтому

зеленый цвет почти всегда приветствуется, так как наряду с излучением

свежести он обладает еще одним прекрасным свойством – подчеркивает

красоту других цветов, особенно дополнительного красного.

Одноцветная,

но

разная

по

тону,

зеленая

композиция

тоже

может

передать ощущение свежести. Работа будет казаться «зеленым чудом».

В средневековом христианстве зеленый ассоциировался с триумфом

жизни, надеждой на воскресение, духовным посвящением в тайну, знаком

воды и крещения, а в сочетании с золотистым и красным - с раем.

В древнерусской иконописи зеленый цвет был символом юности и

цветения.

Серый – цвет благородства. Для некоторых слово серый ассоциируется

в первую очередь не с цветом, а с состоянием – тусклым, беспросветно-

холодным, пасмурным. Однако все зависит от того, что мы можем выразить

этим цветом. В средневековом христианстве серый – это смирение, победа

духа над телом. Серый – нейтральный цвет, его можно комбинировать как с

теплыми, так и холодными тонами.

Белый цвет, как и серый, может выражать самые различные настроения.

По Кандинскому – это рождение, по представлениям людей Древнего мира –

это посвященность божеству, святость, чистота, невинность, божественный

свет. Белый цвет смотрится совершенно по-разному, в зависимости от того, с

каким цветом его комбинируют. Он может выглядеть холодно и просто, но

одновременно благородно

и

элегантно.

Очень нарядно будет

смотреться

работа, где белый цвет скомбинирован с пастельными тонами и множеством

серебра.

Желтый цвет – свет и радость. С желтым цветом у нас ассоциируются

солнечный

свет,

веселье,

жизненная

сила

и

радостная

суета.

И

это

действительно

так,

ибо

предвестниками

лета

являются

желтые

весенние

цветы: нарциссы, тюльпаны, примулы. Желтый цвет сопровождает нас в

течение

всего

года:

поздним

летом

мы

любуемся

огромными

цветами

подсолнечника, осенью листвой деревьев, а в конце зимы – букетами мимоз.

Красный цвет – это тепло огня. Красный наиболее сильный излучающий

свет

и

самый

импульсивный

из

всех

цветов.

Светящийся

красный

одновременно передает тепло и наряженность. Не напрасно красные розы

являются символом романтики, страсти и красоты. Красный цвет всегда будет

доминировать и бросаться в глаза. Именно поэтому он может стать слегка

навязчивым.

Рекомендуют

быть

осторожными

с

красным

цветом.

Чувственность и тепло красный цвет будет излучать в сочетании с блеклыми

розовыми оттенками, ощущение от тепла огня подчеркнут серый и зеленый

цвета.

Синий передает ощущение солидности. От самого светлого и нежного

сизо-голубого до насыщенного цвета стали – такова палитра синих тонов,

которую

вы

можете

выбрать.

Синий

цвет

может

быть

холодным,

напоминающим

о

темноте

ночи

и

теней,

а

иногда

очень

живым

и

вдохновляюще-творческим.

Синий

прекрасно

смотрится

в

комбинации

с

другими

цветами.

Гармония

его

оттенков

будет

создавать

атмосферу

солидности.

Контрастная комбинация синего с белым подкупает чистотой своих

красок и жизненностью. Более близкие по цвету варианты зеленого и синего

цвета, напротив могут образовать более стильное изделие.

Пастельные тона – нежная элегантность. Нежные и приглушенные

оттенки

розового,

сиреневого,

кремового

и

цвета

шампанского

противоположны

светящимся

первичным

цветам.

Но,

несмотря

на

свою

нежность, они не являются блеклыми и неприметными. В сочетании с белым

цветом они создают совершенно особенный налет элегантности. Эти мягкие

контрасты излучают нежную и спокойную ауру.

Приняв во внимание советы, можно решить – сделать ли работу тон в

тон, либо создать контрастную, будоражащую композицию.

Приступая к колористическому решению произведения, необходимо

также

учитывать,

что

каждый

цвет

в

произведении

существует

не

изолированно.

Он

действует

на

зрителя

одновременно

с

цветами,

его

окружающими.

Явление

изменения

светлоты

цвета

в

зависимости

от

светлоты

окружающего его фона носит название светлотного контраста.

Более сложные изменения происходят с цветами при хроматическом

(цветовом) контрасте. Хроматический контраст – это кажущееся изменение

цветового тона или насыщенности цвета в зависимости от окружающих его

других

цветов.

Хроматический

контраст

ярче

выражается

при

соприкосновении дополнительных или близких к ним цветов, причем он

усиливается при уменьшении насыщенности этих цветов.

Иногда

появляется

необходимость

в

выделении

и

подчеркивании

какого-либо цвета в общей спокойной и сдержанной гамме, включении в

композицию цветового «огонька». В этом случае необходимо расположить его

на

фоне

дополнительного

цвета.

Тогда

по

закону

одновременного

хроматического контраста он будет казаться ярким и насыщенным.

Выбор

основной

гаммы

и

подчинение

общего

колористического

решения этой гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового

решения

произведения.

Недостаточно

распределить

цвета

по

плоскости.

Нужно

научиться

управлять

возможностями,

которые

дают

краски.

Колористически

гармонично

решенная

работа

подобна

музыкальному

произведению,

в

котором

явно

слышится

основная

мелодия

на

фоне

музыкального

сопровождения,

не

заглушающего

эту

мелодию,

а

только

подчеркивающего и обогащающего ее.

Цветовая композиция

Если

отвлечься

от

содержания

произведения

искусства

(картины,

скульптуры), то можно сказать, что для нашего зрения оно представляет собой

некоторую совокупность (систему) цветовых пятен – на плоскости, объемном

теле

или

в

пространстве.

Расположение

этих

пятен,

их

цветовые

характеристики и размеры

подчиняются

определенной закономерности и

логике, связанной с содержанием и назначением вещи. Вот это и называется

цветовой композицией. Чтобы завершить определение цветовой композиции,

нужно добавить, что она непременно содержит то или иное эстетическое

качество или производит эстетическое впечатление, задуманное художником.

Теперь

можно

сформулировать

определение

цветовой

композиции

кратко

и

достаточно

близко

к

сути:

цветовой

композицией

называют

совокупность

цветовых

пятен

(на

плоскости,

объемной

фигуре

или

в

пространстве),

организованную

по

какой-либо

закономерности

и

рассчитанную на эстетическое впечатление.

Понятие

цветовой

композиции

более

формально

и

узкопрофессионально,

чем

понятие

колорита.

История

и

современная

практика искусства показывают, что существует сравнительно немного типов

цветовой композиции, среди которых можно выделить четыре основных типа

и две-три разновидности.

Первый тип – монохромия.

В композиции доминирует один цветовой тон или несколько соседних

цветов, воспринимаемых как оттенки основного. Монохромия встречается в

искусстве

всех

времен

и

народов.

При

помощи

композиции

этого

типа

достигаются разнообразные и сильные эффекты:

1.

Классическая

простота

и

ясность

художественного

языка.

(Древнегреческая

живопись,

краснофигурные

и

чернофигурные

вазы,

живопись барокко и реализма XVII в.).

2. Сильно направленное к определенной цели воздействие (русские

иконы «Владимирская Божья матерь», « Спас нерукотворный», «Архангел

Михаил», картины Рембрандта и др. на библейские сюжеты).

3. Сосредоточенность на внутреннем мире человека (средневековая

живопись

Китая

и

Японии,

«метафизическая»

живопись

XX

века

Д.

Моранди, А. Васнецов, И. Маркевич).

4.

Старость,

угасание

жизненных

сил,

трагизм

(поздний

Тициан,

Тинторетто, Ф. Хальс).

5. Простота, доходчивость, броскость (геральдика – знамена, гербы,

знаки отличия, изделия массовой культуры, реклама).

Второй тип – полярная цветовая композиция.

Доминантой служит пара контрастирующих цветов, противоположных

(полярных)

в

цветовом

круге.

Эти

цвета

могут

быть

дополнительными,

контрастными или близкими к ним. Полярную композицию могут составить

только два цвета, например красный и зелено-голубой; желтый и синий;

красный и синий и т.д. Эти цвета могут быть также взяты с оттенками, т.е.

каждый цвет может быть развернут в монохромный ряд или группу. Кроме

того, в полярной композиции, как и во всякой другой, могут участвовать

ахроматические цвета. У полярной композиции свои «функции» и задачи.

Чаще всего она применяется в следующих случаях:

1. Для выявления антиномий (противопоставлений), например фигура и

фон; большое и малое; верх и низ; добро и зло и т.д. Сама природа «выявляет»

красные и фиолетовые цветы на фоне зеленых листьев и травы, черные глаза

и брови на светлом лице, она окрашивает небо в синий, а землю - в желтый

цвет.

2.

Для

достижения

эффекта

декоративности,

основанного

на

физиологической

потребности

глаза

в

«уравновешивании»

впечатлений.

Красота полярных сопоставлений была замечена еще в глубокой древности..

В

критских

дворцах

украшают

стены

пурпурно-зелеными

и

оранжево-

голубыми фресками. С тех пор контрастные сопоставления возводятся в

непреложный закон гармонии и декоративности.

3. С конца XIX в. и позже полярная цветовая композиция используется

для передачи световых эффектов. При этом свет и тень окрашиваются в

контрастные или дополнительные цвета (А. Матисс, М. Вламинк, Л. Кирхнер,

Р. Дюфи, М. Аветисян, М. Сарьян).

4.

Сочетание

желтого

с

синим

или

оранжевого

с

голубым

(малой

насыщенности)

может

выражать

состояние

покоя,

неподвижности,

умиротворенности и даже беспроблемности. Поэтому так любил эту гамму П.

Кузнецов и так часто ею пользуются дети.

5. Если полярные цвета насыщены и приведены к гармонии, то такая

композиция используется для изображения конфликтности, напряженности,

драматизма или трагизма (живопись экспрессионистов, сюрреалистов).

Третий тип – трехцветная композиция.

Основу трехцветной композиции могут составлять: триада основных

цветов (красный, зеленый, синий), триада основных красок (красный, желтый,

синий),

а

также

любые

три

цвета

при

вершинах

равностороннего

треугольника, вписанного в цветовой круг.

Трехцветие – самый сложный тип цветовой композиции. Он занимает

промежуточное положение между лаконичными первым и вторым типами и

изобильным четвертым типом, его труднее гармонизировать, привести к

равновесию и к единству гаммы. Если два цвета триады стоят в круге дальше,

чем на 120 градусов, то они тяготеют к полярности; и третий цвет оказывается

как бы «лишним», его хочется вообще убрать. Некоторые триады, хотя и

построены правильно, т.е. в оптической смеси дают серый, все же производят

впечатление

чего-то

грубого,

неклассичного,

например

триада

желто-

оранжевый – голубой – фиолетово-пурпурный. Для восприятия зрителем

трехцветие труднее, чем другие типы композиции. В нем как бы заключена

сложная

мысль,

которую

не

всегда

можно

выразить

словами.

Поэтому

трехцветие мы видим в искусстве древности и средневековья, проникнутом

религиозными

идеями.

Часто

роль

желтых

и

оранжевых

членов

триады

выполняло золото.

В живописи Возрождения трехцветные сочетания встречаются очень

часто, но они обычно сосредоточены на одной фигуре или на группе фигур и

служат как бы акцентом в композиции.

Четвертый тип – многоцветие.

Многоцветием

называют

такую

цветовую

композицию,

в

которой

доминируют четыре и больше хроматических цвета. Обычно в многоцветии

используют две пары, или четыре основных хроматических цвета: красный,

желтый, зеленый, синий, а также их оттенки.

Помимо этих основных четырех типов цветовой композиции можно

выделить еще два производных, поскольку они часто встречаются в живописи,

прикладной графике и других жанрах искусства.

А. Многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону.

Такая

цветовая

композиция

представляет

собой

как

бы

синтез

монохромии и многоцветия. Она встречается главным образом в пейзажной

живописи,

когда

художник

стремиться

передать

солнечное

или

лунное

освещение.

Б. Ахроматическая цветовая композиция.

Такая композиция может состоять из белого и черного, а также всех

промежуточных серых

тонов.

В нее

включаться небольшие по площади

акценты хроматических цветов. Природа создала много образцов бело-черно-

серых гамм: зимний пейзаж, заснеженные вершины гор, дождь и туман, мех

животных, оперение птиц и т.д.

Декоративный натюрморт

Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись в целом – это

творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в

различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно

научиться средствами цвета, ритма объединять разные предметы, видеть не

только отдельную вещь на изолированном фоне, а предметы в их взаимосвязи.

Декоративный

натюрморт

это

путь

к

смелому

решению

колористических задач. Для создания наиболее выразительного образа можно

придумать своеобразную тему в натюрморте. Это может быть город, театр,

спорт или что-то другое, волнующее художника.

Существует несколько способов решения декоративного натюрморта:

1. Плоскостное, когда происходит обобщение воздушной и линейной

перспективы.

2 .Локальное решение цвета, обобщение цвета и тона.

3. Конструктивное, когда в любой форме необходимо увидеть прежде

всего структуру, формообразование.

4. Орнаментальное, когда предмет превращается в деталь орнамента,

кружево.

5.Образное,

когда

происходит

переработка

реалистического

изображения в образ.

При выполнении декоративного натюрморта можно отталкиваться от

натурного варианта постановки, стилизуя предметный мир, связывая его

форму не с собственно локальным предметным цветом, а соподчиняя с

правилами построения колорита. Не обязательно следовать академическим

канонам

живописи.

В

поле

зрения

остаются

конструктивное

начало,

расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения.

Технология выполнения декоративного натюрморта

Делаются

небольшие

предварительные

наброски

реалистичных

натюрмортов. Затем делим каждую крупную форму на мелкие, следующий

шаг – определение темных и светлых участков. Необходимо сделать рисунок

светлых, средних и темных тонов для привлечения взгляда зрителя внутрь,

наружу

и

вокруг

композиции.

После

выбора

наиболее

удачного

композиционного положения переходим к разработкам в цвете, здесь нужно

организовать ритм, противопоставляя светлые тона темным и средним. При

работе над набросками ставились следующие задачи: преобразить реальность,

постараться увидеть предметы с разных точек зрения, показать их «во времени

и пространстве». Выделить главное и соподчинить с ним второстепенное.

Использовать цвет, прежде всего как средство эмоционального воздействия,

способное передать «настроение» натюрморта при ограниченной цветовой

палитре. Реализовать цветовое пространство.

Окончательно определившись с эскизами, отобрав наиболее интересные

из них, переходим к выполнению картона. Для этого переносим изображение

на бумагу, увеличив его в несколько раз и выполняем в тоне. Затем делаем

эскиз.

Переходим

к

выполнению

работы,

используя

гуашь.

Живопись

начинаем с прокладок крупных участков, одновременно в полную силу тона

намечая темные и светлые места, потом более детальной прописке.

Обучение декоративному рисованию

Произведения

декоративно-прикладного

искусства

обладают

художественно-эстетическими

свойствами

и

имею

непосредственное

практическое назначение в быту, труде или специально предназначены для

украшения жилищ, архитектурных сооружений, площадей, парков и т.д.

В детской художественной школе с основами декоративно-прикладного

искусства

дети

знакомятся

на

уроках

декоративной

композиции.

Декоративное рисование в 1-3 классах основано на декоративной переработке

(стилизации) форм и цвета объектов растительного и животного мира и

составления из них узоров, орнаментов. Как правило, декоративные работы

представляют собой обобщение формы и цвета, изображаемых с натуры

объектов

листьев,

цветов,

бабочек,

жуков

и

т.п.

В

первом

полугодие

учащиеся в 1 классе выполняют декоративные рисунки с образца, далее

декоративные

работы

творчески

составляются

самими

детьми.

Особое

внимание обучающихся обращается на умелое, выразительное использование

ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесие форм и

цвета в декоративных работах. В 3 классе обучающиеся должны понимать

тесную,

неразрывную

связь

декоративного

оформления

предмета

и

его

практического

назначения,

должны

самостоятельно

отличать

удачное,

выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного.

Знакомство

учеников

с

произведениями

декоративно-прикладного

искусства

осуществляется

непосредственно

на

уроках

декоративного

рисования в тесной, органической связи с содержанием конкретного учебного

задания,

а

не

выделяется

в

специальные

уроки-беседы

о

декоративно-

прикладном искусстве. Это позволяет ученикам более глубоко понять связь

декоративного

украшения

вещи

с

ее

практическим

назначением,

глубже

осмыслить особенности декоративного узора и орнамента .

Методические пояснения для проведения урока

в 4 классе ДХШ

по теме: Декоративный натюрморт

Для

проведения

урока,

по

этой

теме,

я

обратился

к

примерной

программе для ДХШ и художественных отделений ДШИ «Декоративная

композиция». Составитель: Т.А.Миронова.

Художественная

деятельность

обучающихся

на

уроках

в

детской

художественной

школе

находит

разнообразные

формы

выражения:

изображение на плоскости и в форме (рисование с натуры, по памяти, по

представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений

действительности

и

произведений

искусства

(слайдов,

репродукций);

обсуждение работ одноклассников, результатов коллективного творчества и

индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия.

Одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое

внимание обращается на развитие его воображения, фантазии. В каждом

задании, на каждом уроке детям дается возможность для простора фантазии,

поощряется отход от шаблона, привнесение в каждую работу собственных

образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

План – конспект урока

Тема: декоративный натюрморт

Вид занятий: работа с натуры и по воображению

Цель урока: декоративное решение натюрморта

Задачи

Учебные: научить декоративному решению натюрморта

Развивающие:

развитие

абстрактного

мышления,

воображения,

фантазии, самостоятельной творческой деятельности

Воспитательные: художественно – эстетическое воспитание

Материалы: гуашь, кисти, бумага

Зрительный

ряд:

репродукции

натюрмортов

с

ярко

выраженным

настроением (А.Матисс, Н.Гончарова, М. Сарьян).

Важно,

чтобы

при

просмотре

примеров

живописных

натюрмортов

ребята увидели мир в изображении художника радостным и торжественным,

нежным и певучем и даже мрачным и тоскливым. Если ученики поймут, что

натюрморт говорит о жизни людей разных времен и народов, поймут, что даже

рисуя неодушевленные предметы, можно многое выразить, то воспитательные

задачи урока будут достигнуты.

Ход урока

Итак,

рассмотрим

декоративное

решение

натюрморта.

Ставим

натюрморт, драпировки и предметы которого без орнамента и декора, у

каждого конкретный, локальный цвет. Благодаря этому мы сможем наиболее

точно определить тональные и цветовые отношения в работе. Основным

является характер, силуэт предметов, их ритм, пропорции цветовых пятен,

колорит.

Выполнять работу будем гуашью. Именно эта краска обладает хорошей

кроющей способностью.

1 этап. Выбор наиболее интересного положения. Для этого необходимо

сделать несколько набросков в тоне и цвете. Тоновые наброски можно делать

любым мягким материалом или гуашью, используя два цвета: черный и белый

или коричневый и белый.

2 этап. Когда найдено наиболее выразительное положение, переходим к

построению

и

композиции

в

листе.

На

этом

этапе

происходят

поиски

декоративного решения, композиции, ритма, силуэта.

Надо помнить, что декоративное изображение на плоскости не имеет

третьего

измерения.

Пространство

мнимо,

условно.

При

построении

натюрморта карандашом можно не использовать законов перспективного

изображения. Важно добиться равновесия в листе, при необходимости можно

«двигаться» предметы в поисках наиболее удачной композиции.

Изображение

рисуется

без

перспективы,

плоскостно.

В

построении

каждого предмета необходимо увидеть силуэт.

Главное – ритмически организовать плоскость листа, следить за тем,

чтобы правая и левая части были равномерно заполнены.

3 этап. Определение главенствующего акцента, один - два насыщенных

цвета. Для этого нужно

решить,

какой один цвет

или два

контрастных

преобладают в постановке, являются наиболее выразительными и привлекают

к себе наибольшее внимание.

На

этом

этапе

важно

знать,

что

в

соседстве

с

темным

цветом

максимально

усиливается

интенсивность

ярких

и

светлых

цветов,

находящихся

рядом.

Подобранные

художником

цветовые

сочетания

в

живописной работе должны составлять выразительный аккорд, вызывающий

отклик в душе зрителя.

4 этап. Детальная проработка предметов натюрморта и их силуэта. Здесь

происходит

основное

решение

в

тоне

и

цвете.

Главное

сохранить

впечатление цельности, свежести и не увлечься излишней детализацией.

Основным на этом этапе является законченность, когда не хочется

ничего убавить, ни прибавить. Убедительность декоративного решения темы,

когда не возникает желания «подвинуть» тот или иной предмет, усилить или

приглушить какой-то цвет, когда все максимально гармонирует друг с другом.

Работа завершена. Просмотр работ и обсуждение.

Те знания, умения и навыки, которые были приобретены

обучающимися в процессе работы, несомненно, пригодятся в дальнейшем.

Список используемой литературы:

1.

Волков Н.Н. Цвет в живописи – М.: Искусство, 1984, 320с., ил.

2.

Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей,

3-е издание – Минск: Беларусь, 2005, 151с.,ил.

3.

Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись – М.: Искусство, 1986, 158с., ил.

4.

Яшухин А.П. Живопись – Издательство «Агар», 1999, 232с.

5.

Киплик Д.И. Техника живописи – М.: СВАРОГ и К, 2000, 503с.

6.

Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита – М.: Просвещение, 1980,

128с., ил.

7.

Миронова Т.А. Декоративная композиция. Примерная программа для

ДХШ и художественный отделений ДШИ– М.:, 2006, 22с.



В раздел образования