Автор: Псарева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: мдоу№127
Населённый пункт: Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Значение матиматических игор в интелектуальном развитии дошкольников
Раздел: дошкольное образование
ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР
В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
Псарева Татьяна Александровна
Воспитатель МБДОУ г.Астразань»Д/с№127»
Астрахань
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ
РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
5
1.1. Индивидуально-возрастные особенности детей среднего и старше-
го дошкольного возраста.........................................................................................5
1.2. Игра, как средство развития интеллектуальных способностей.........7
1.3. Роль математических игр в интеллектуальном развитии дошкольни-
ка............................................................................................................................. 11
2. ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕД-
СТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 21
3
ВВЕДЕНИЕ
"В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже
остаются в нем, чем следы действительной жизни,
в которую он не мог еще войти по сложности ее яв-
лений и интересов. В действительной жизни дитя
не более как дитя, существо, не имеющее еще ника-
кой самостоятельности, слепо и беззаботно увле-
каемое течением жизни; в игре же дитя, уже зрею-
щий человек, пробует свои силы и самостоятельно
распоряжается своими же созданиями".
К.Д. Ушинский
Научный подход к проблеме детской игры обнаруживает сложность
психологических механизмов игры, ее побудительных сил и мотивов, меха-
низмов взаимовлияния игры и развития ребенка. Важность игровой деятель-
ности для психического развития показана в многочисленных и обширных
исследованиях по проблеме детской игры в работах как отечественных так и
зарубежных ученых.
В работах Л. С.Выготского, А. В. Запорожца, Г.Г. Кравцова, Д. Б. Элько-
нина, М. Кляйна, Ж.Пиаже, Э. Эриксон, L. Nicolich, K. Garvey,
I. Bretherton,
O.
Saracho достаточно детально описаны многие аспекты формирования и
развития символической функции детской игры.
В среде психологов интерес к игре является уже традиционным. Доста-
точно назвать только некоторых авторов классиков психологии, – занимав-
шихся проблемами игры: К. Бюллер, А. Валлон, Л. С. Выготский, К. Гросс, А.
В. Запорожец, К. Коффка, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, З.
Фрейд, В. Штерн, Д. Б. Эльконин, Ф.Бойтен-Дайка, Й. Хейзинга и др.
Основу
современной
классификации
детских
игр,
заложил
П.Ф.Ле-
сгафт. Он создал систему подвижных игр, показал психологическое отличие
игр с правилами от имитационных, раскрыл воспитательное значение правил
игры
Большое
влияние
на
исследователей
детской
игры
оказали
работы
А.П.Усовой. Ее исследования легли в основу многих методических докумен-
тов по дошкольному воспитанию.
Существенный вклад в разработку дидактических игр и включения их
в систему обучения дошкольников началам математики внесли Т.В. Василье-
ва, Т.А. Мусейибова, А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова и др. На-
чиная с 50-х гг. в обучении детей всё чаще используют практические методы
(А.М. Леушина). Она рассматривала практические методы в системе других
(словесных и наглядных) методов. Именно с практических действий с пред-
метными множествами начинается знакомство детей с элементарной мате-
матикой.
4
Теория и практика обучения накопила определённый опыт использова-
ния игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Однако
в
настоящее
время
проблема
связи
различных
параметров
игры
с
особенностями
психического
развития
ребенка
представляется
недостаточно
изученной,
не
разработаны
стандартизованные
параметры,
позволяющие использовать игру как инструмент интеллектуального разви-
тия дошкольников.
Настоящая работа посвящена анализу воздействия игры на развитие
интеллектуальных способностей дошкольников.
Объектом исследования является процесс формирования интеллекту-
альных способностей у детей 4-7 лет.
Предмет исследования – игровые технологии (в первую очередь – ма-
тематическая
игра),
влияющие
на
развитие
интеллектуальных
способно-
стей дошкольников.
Цель работы – показать эффективность применения математических
средств при развитии интеллектуальных способностей детей, описать эле-
менты
процессуальной
части
педагогической
технологии
при
работе
с
детьми старшего и среднего дошкольного возраста.
5
1. ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Индивидуально-возрастные особенности
детей среднего и старшего дошкольного возраста
На протяжении дошкольного возраста характер деятельности и психи-
ческие особенности дошкольников существенно изменяются.
В среднем дошкольном возрасте круг знаний ребёнка об
окружающем мире продолжает расширяться. Разнообразнее ста-
новится
детская деятельность.
Развиваются
творческие
игры,
рисование конструирование. Сложнее становятся трудовые обя-
занности, выполняемые ребёнком, большее значение приобрета-
ют занятия учебного типа.
В связи с расширением опыта и усложнением деятельности происходит
дальнейшее развитие психики дошкольника. Он начинает глубже познавать
окружающую
действительность,
выделять
простейшие
причинные
связи
между явлениями. Обобщения его становятся шире и охватывают более ха-
рактерные, более существенные особенности предметов.
Значительные изменения происходят в области развития воли. Ребёнок
постепенно приучается выполнять свои обязанности, подчинять свои интере-
сы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед собой простые
цели и действовать в соответствии с этими целями. В старшем дошкольном
возрасте происходит дальнейшее расширение опыта и усложнение детской
деятельности.
Обогащается словарь ребёнка, приобретается умение связно, граммати-
чески правильно излагать свои мысли в устной речи. У ребёнка углубляется
познание окружающего. Развивается способность к обобщению. У него фор-
мируется умение сопоставлять друг с другом не только отдельные предметы,
но и понятия о целых группах предметов. Возникают простейшие формы по-
следовательного, логически правильного рассуждения.
Для старших дошкольников характерны живой интерес к
окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчи-
вость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Они
очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы.
В этом возрасте происходят изменения в коре головного мозга.
Возрастает ее роль в регуляции поведения старших дошкольников. Развивает-
ся умение следовать образцу, выполнять задания и указания взрослых, а так-
же придерживаться, существующих правил поведения, взаимоотношений.
У детей этого возраста заметно повышается произвольность психиче-
ских процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, вообра-
жения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок
способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать;
мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила ухода за
птичкой, последовательность действий при конструировании игрушки и т. п.
6
Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значи-
тельной мере произвольным, лишенным принуждения.
Отмечается большая выносливость головного мозга, его коры при воз-
действии внешних раздражителей. В связи с этим более выраженной стано-
вится способность к торможению эмоциональных порывов, уже легче при
необходимости ограничить свои желания, быть сдержаннее.
Заметно повышается умственная и физическая работоспособность до-
школьника, степень которой тесно связана, во-первых, с интересом к делу, а
во-вторых, с чередованием игры, труда, занятий. Это необходимо учитывать
при организации деятельности ребенка.
Однако следует помнить, что даже очень развитому, умному и до-
брому ребенку пяти-шести лет далеко не просто реализовывать в
действиях, играх, труде, повседневном поведении имеющиеся пред-
ставления и знания. Слишком мал его жизненный опыт, его могут
захлестнуть эмоции управлять которыми он только еще учится.
Таким образом, знание индивидуально-возрастных психофизиологиче-
ских особенностей развития детей среднего и старшего дошкольного возрас-
та и умелое использование этих знаний в учебно-воспитательной (в том чис-
ле игровой) деятельности помогает решать сложные воспитательные задачи –
развивать познавательный интерес, повышать интеллектуальный потенциал
дошкольника, способность преодолевать трудности, самостоятельно, добро-
совестно выполнять поручения и свои обязанности.
Анализ литературных источников на предмет выявления требова-
ний к организации игровой деятельности дошкольников среднего и
старшего возраста показывает:
Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на срав-
нение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу,
функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей ("Тан-
грам", пазлы), на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Важно,
чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр
должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена при-
мерно 1 раз в 2 месяца).
Для развития воображения будет лучше, если вместо некоторых ре-
альных предметов предложить предметы – заместители, имеющие определен-
ное сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры –
"овощи", брусок – "утюг", палочка – "градусник", коробка – "телевизор".
Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать про-
стейшие связи и отношения между объектами побуждают у него интерес к
окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже
есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С
этой целью в группе организуется "сенсорный центр" - место, где подобраны
предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных ор-
ганов чувств (шумовые предметы, баночки с запахом и т.д.)
7
Средний и отчасти старший дошкольный возраст – начало сензитив-
ного периода развития знаково-символической функции сознания, это важ-
ный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к
школьному обучению. В среде группы надо использовать символику, модели
для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумы-
вать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию
того, что обозначать все можно не только словами, но и графически.
К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными.
Главное в этих играх – имитация определенных действий и отношений, вы-
деление правил игры и следование им.
В старшем возрасте конструкторская игра начинает превращаться в
трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что – полезное, нуж-
ное в быту. В игре ребенок учится пользоваться предметами домашнего оби-
хода, учится планировать свои действия. Именно в игре совершенствуются
ручные движения и умственные операции.
1.2. Игра, как средство развития интеллектуальных способностей
Важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии
дошкольника имеет игра. Она является ведущим видом деятельно-
сти ребенка.
Советский
психолог Л. С. Выготский считал, что игра вырастает из
противоречия между социальными потребностями и практическими возмож-
ностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания.
Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме позна-
комиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно
воспроизвести их в своих действиях.
Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответству-
ющим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой ре-
гуляции поведения.
Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста ока-
зывает воздействие на развитие. Начинает формироваться произвольность
психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприя-
тие, внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает
ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и
целенаправленности. Развитие мышления – осуществляется переход от мыс-
ли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заме-
стителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете. Для развития вооб-
ражения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельно-
сти ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя
различные роли, образы и действия.
8
Содержание игры в процессе обучения и воспитания обогащается опы-
том, приобретаемым ребенком в ходе занятий. Под влиянием обучения у де-
тей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобрете-
нию новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обу-
чение детей на занятиях расширяет знания детей об окружающем, позволяет
успешно овладевать языком, простейшими счётными операциями, навыками
изобразительной деятельности и т. д.
Учебные занятия, проводимые с применением игровых технологий,
оказывают влияние на развитие наблюдательности, смыслового запоминания,
простейших
форм
последовательного,
логически
правильного
мышления.
Вместе с тем они приучают ребёнка к определённой дисциплине, вырабаты-
вают умение действовать и сосредоточить своё внимание в соответствии с
требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые качества до-
школьника.
Следует отметить, что игра является величайшей школой социального
опыта. В игре усилие ребенка всегда ограничивается и регулируется множе-
ством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непре-
менное ее условие умение координировать свое поведение с поведением дру-
гих, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться,
вредить и помогать, рассчитывать наперед результат своего хода в общей со-
вокупности всех играющих. Такая игра есть живой социальный, коллектив-
ный опыт ребенка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно
незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.
Анализируя литературные источники по дошкольной педагогике можно
сформировать следующую обобщенную классификацию детских игр.
По методам проведения
9
Дидактические игры – это вид учебных занятий, ор-
ганизуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принци-
пов игрового, активного обучения и отличающихся наличием
правил, фиксированной структуры игровой деятельности и
системы оценивания. Это – игры на сравнение предметов по
разным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), группировку
предметов на основе общих признаков (это – посуда, это – обувь и др.). Со-
ставление целого изображения из частей, "рядов" из одинаковых предметов
по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине,
высоте и др.)
Развивающие игры имеют несколько уровней сложности, они много-
образны в применении. Примерами таких игр могут служить "Блоки Дьене-
ша", "палочки Кюизера" и др.
Блоки Дьенеша состоят из 48 объемных геометрических фигур, разли-
чающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных
действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определен-
ным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслитель-
ными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и
с точки зрения общего интеллектуального развития.
К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения,
классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логиче-
ские операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упраж-
нениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритми-
ческой культуры мышления, способность производить действия в уме. С по-
мощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Палочки
Кюизенера
–
это
универсальный
дидактический
материал.
Основные его особенности – абстрактность, высокая эффективность. Велика
их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных аб-
страктных математических понятий в доступной малышам форме. Работа с
палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутрен-
ний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами.
Игры могут носить соревновательный характер. Достаточно эффективным
оказывается использование палочек в индивидуально – коррекционной рабо-
те с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для вы-
полнения диагностических заданий. Операции: сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификация и сериация выступают не только как познаватель-
По форме организации
10
ные процессы, операции, умственные действия, но и как методические прие-
мы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполне-
нии упражнений.
Игры
на
развитие
пространственного
воображения, например
"строительный материал". Эти игры развивают пространственное воображе-
ние, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже – действовать
по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логиче-
ские операции – сравнение, синтез (воссоздание объекта).
Примерные схемы:
И так
далее…
1-й этап
2-й этап
3-й этап
Загадки. Детям среднего и старшего школьного возраста
предлагается широкая тематика загадок: о домашних и диких
животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, яв-
лениях природы, о средствах передвижения. Характеристика
предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать
как рассказ о предмете:
На спине иголки
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок
Нет ни головы, ни ног. (Еж)
Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и
четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать
своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки.
Условия отгадывания. Обучение детей умению отгадывать загадки начи-
нают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспри-
нимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных
связях и зависимостях. Развитие общей сенсорной культуры, развитие внима-
ния, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной
работы, которую он совершает при отгадывании загадок. Главные условия,
обеспечивающие правильное понимание загадок и правильное их отгадыва-
ние:
1.
предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о
которых пойдет речь в загадке (через наблюдение)
2.
дополнительные знания, специально подводящие ребят к отгадыванию,
3.
знание языка, умение понимать переносное значение слов,
4.
чтение художественной литературы.
Найти приемы отгадывания и воспользоваться ими – значит понять ло-
гический механизм загадки и овладеть им.
Чтобы отгадать загадку, нужно провести следующие операции в такой
последовательности:
выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е.
произвести анализ;
сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные
связи между ними, т.е. произвести синтез;
на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать
вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.
Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей
начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, целе-
сообразно предлагать детям задания на обобщение, например: "А как одним
словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (звери) и т.д.
Пальчиковые игры:
Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают
мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творче-
ской деятельности. "Пальчиковые игры" - это инсценировка
каких
–
либо
рифмованных
историй,
сказок
при
помощи
пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает
возможность
детям
ориентироваться
в
понятиях
"вправо",
"вверх", "вниз" и т.д. Если ребенок усвоит какую – нибудь
одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую
инсценировку для других стишков и песенок.
Для успешного усвоения детьми логических операций необходима ра-
бота в системе, как на занятиях, так и вне их.
13
1.3. Роль математических игр в
интеллектуальном развитии дошкольника
В основе интеллекта лежит развитое мышление. Про-
цесс развития мышления методически состоит в формирова-
нии и развитии обобщенных приемов умственных действий
(сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, классифи-
кация, абстрагирование, аналогия и др.), что является об-
щим
условием
функционирования
самого
мышления
как
процесса в любой - области познания, в том числе и в мате-
матике. Безусловным является то, что сформированности умственных дей-
ствий является абсолютной необходимостью для развития математического
мышления, не случайно эти умственные действия именуются также приема-
ми логических умственных действий. Их формирование стимулирует разви-
тие математических способностей ребенка. Одним из самых значительных
исследований в этой области явилась работа швейцарского психолога Ж. Пи-
аже "Генезис числа у ребенка", в которой автор; достаточно убедительно до-
казывает, что формирование понятия числа (а также и арифметических опера-
ций) у ребенка коррелятивно развитию самой логики: формированию логиче-
ских структур, в частности формированию иерархии логических классов, т.е.
классификации, и формированию асимметричных отношений, т.е. качествен-
ных сериаций. Классификация, сериация являются приемами умственных
действий, формирование которых невозможно без предварительного развития
у ребенка операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза, абстрагирова-
ния, аналогии и систематизации.
Математическое содержание оптимально для развития всех позна-
вательных способностей (как сенсорных, так и интеллектуальных),
приводит к активному развитию математических способностей ре-
бенка
1
.
Развитие интеллекта идет через формирование представлений о количе-
стве. К 2 годам ребенок наверняка знает, что у него есть "одна ручка и вторая
ручка", а нос только один, что у него ладошки маленькие, а у мамы большие,
что бывает много и мало игрушек, что можно взять (налить, принести) "еще",
"еще немного", "еще больше". Можно взять (забрать) все, а можно только
часть (не все), и т. д. Дайте ему набор геометрических фигур, вырезанных из
картона, и спросите, из чего лучше сделать кузов, а из чего кабину, и малыш,
скорее, всего в первом случае выберет прямоугольник, а во втором - квадрат
(хотя возможны варианты). Если вы попросите его положить в один конверт
1
Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. –
М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 352 с.,
стр. 118.
14
треугольники, а в другой - крути, то, скорее всего, он справится и с этим.
Если же нет, он наверняка сумеет разложить по разным кучкам ботинки и
перчатки, шапки и шарфики и т.д. А если вы поручите ему помочь вам на-
крыть на стол, он быстро поймет, что значит "чашек столько же, сколько блю-
дец", "ложек столько же, сколько тарелок", "одно блюдце лишнее", "одной
ложки не хватает".
Таким образом, занятия математикой с детьми среднего и старшего
школьного возраста в значительной мере способствуют интеллектуальному
развитию ребенка. Математические способности (способность сравнивать,
оценивать,
обобщать,
анализировать,
синтезировать,
классифицировать)
напрямую
взаимосвязаны
с
интеллектуальными
способностями
ребенка,
точнее являются их неотъемлемой частью.
Как было показано в пункте 1.2. настоящей работы важнейшее значение
в психическом и интеллектуальном развитии дошкольника имеет игра. Она
является ведущим видом деятельности ребенка. В игре ребенок приобретает
новые знания, умения, навыки.
Игра, направленная на развитие математических представлений у ре-
бенка, в конечном итоге способствует его общеинтеллектуальному развитию,
влияет на умственное развитие дошкольника в целом.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и роди-
телей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. При-
общение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребен-
ку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
При
формировании
элементарных
математических
представлений
игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим
методам.
Широко используются разнообразные дидактические игры. Благодаря
обучающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой замысел), игровым
действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённую
"порцию" познавательного содержания. Все виды дидактических игр (пред-
метные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным сред-
ством и методом формирования элементарных математических представле-
ний у детей во всех возрастных группах. Предметные и словесные игры про-
водятся на занятиях по математике и вне их, настольно-печатные, как прави-
ло, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции
обучения - образовательную, воспитательную и развивающую
2
.
Все дидактические игры по формированию элементарных математиче-
ских представлений разделены на несколько групп:
1.
Игры с цифрами и числами.
2.
Игры – путешествия во времени.
3.
Игры на ориентировки в пространстве.
4.
Игры с геометрическими фигурами.
5.
Игры на логическое мышление.
2
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. Столяра
А.А. - М.: Просвещение, 1988. – стр. 117.
15
Знания в виде способов действий и соответствующих им представле-
ний ребёнок получает первоначально вне игры, в играх лишь создаются
благоприятные
условия
для
их
уточнения,
закрепления,
систематизации.
Структура большинства дидактических игр не позволяет сообщить детям но-
вые знания, однако это не означает что в принципе такое невозможно
3
.
В настоящее время разработана система так называемых обучающих
игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей прин-
ципиально новые знания, которые нельзя получить непосредственно из окру-
жающей действительности, так как их содержанием являются абстрактные
понятия математики. Основной их целью является подготовка мышления до-
школьника к восприятию фундаментальных математических понятий: "мно-
жество и операции над множествами", "функция", "алгоритм" и т. д. В этих
играх используется специфический дидактический материал, подобранный
по определённым признакам. Моделируя математические понятия, он позво-
ляет выполнять логические операции: разбиение множества на классы, отыс-
кание объектов по необходимым и достаточным критериям и т. д. Игры, со-
держание которых ориентировано на формирование математических понятий,
способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат опериро-
вать
обобщёнными
представлениями,
формируют
логические
структуры
мышления.
Дидактические игры выполняют обучающую функцию успешнее, если
они применяются в системе, предполагающей вариативность, постепенное
усложнение и по содержанию, и по структуре, связь с другими методами и
формами работы по формированию элементарных математических представ-
лений.
При подборе дидактических игр для занятий, индивидуальной работы с
детьми воспитатель обращается к разнообразным источникам, использует на-
родные и авторские игры, с предметами и без них.
Дидактические игры могут применяться в качестве одного из методов
проведения
занятий,
индивидуальной
работы,
быть
формой
организации
самостоятельной познавательной деятельности детей.
Игра как метод обучения и формирования элементарных математиче-
ских
представлений
предполагает
использование
отдельных
элементов
разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д.),
игровых приёмов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.), органи-
ческое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обу-
чающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и само-
стоятельности ребёнка.
Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей всё-таки
удаётся при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения.
Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физи-
чески. Постепенный переход от интереса детей к игре к интересу к учению
совершенно естествен.
3
Там же – стр. 118.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В КАЖДОМ ИЗ МЕТОДОВ
16
2. ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
В процессе формирования элементарных математических представле-
ний у дошкольников (в том числе с речевыми нарушениями) я использую раз-
нообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, на-
глядные, словесные, игровые.
Указанные методы рекомендуется применять комплексно, в разнооб-
разных комбинациях друг с другом, важно чтобы они позволяли достигать
наилучших результатов при обучении детей
4
.
Приемы математической игры присутствуют также в различных фор-
мах обучения: например, в интерактивных элементах бесед, математических
викторинах и т.д. В моей педагогической практике широко используется так-
же непосредственно игры, как отдельная форма обучения. Математический
блок составляет значительный процент.
Процессуальная часть моей педагогической технологии схематически
изображена на рисунке ниже (концептуальная часть технологии описана в 1-
м пункте работы).
4
Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представ-
лений у детей с речевыми нарушениями/ под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. - Ха-
баровск, 2003. – стр 24.
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ
ИССЛЕДОВА-ТЕЛЬ-
СКИЙ
РАЗВИВАЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ
РЕПРОДУКТИВНЫЙ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
ПРОБЛЕМНОГО
ИЗЛОЖЕНИЯ
Указание и объяснение
Вопрос/ответ
ОБУЧЕНИЯ
Рассказ
Беседа
Описание
ИЗЛОЖЕНИЯ
Моделирование
Игры
Викторина, концерт
ИЗЛОЖЕНИЯ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Математические
17
Учитывая обучающую функцию занятий, я предпочла тематическое
планирование. Каждая неделя несет информационный материал по каждой
теме ("одежда", "игрушки", "транспорт" и др.). Так детьми легче усваивается
операция классификации.
Работа на занятиях в первую неделю планируется следующим образом:
1.
Познавательное развитие – вносится:
или 1 объект для подробного изучения (рассказ, объяснение воспи-
тателя, рассматривание объекта, его внешних признаков, функций – подроб-
ный анализ);
или 2 объекта сразу, имеющих общие и отличительные признаки
(например
и
) – здесь будет проведена активная работа по обучению
детей операции сравнения.
(Используются стихи с описанием свойств предмета, см. приложение)
2.
На занятиях по развитию речи идет процесс синтеза – составле-
ния короткого рассказа об объекте на основании полученных знаний. Эффек-
тивно используются опорные схемы для облегчения рассказывания.
3.
На занятии по изодеятельности знания закрепляются на основе син-
теза – сначала мысленного, после – практического соединения частей в одно
целое.
То же происходит на занятии по конструированию. Здесь можно ис-
пользовать предварительный анализ постройки. Операция "упорядоченность
действий" берется перед самостоятельным выполнением задания (Воспита-
тель: "Что мы будем делать сначала? Что потом?..." Можно составить вместе
с детьми схему – опору последовательности их действий).
Далее для закрепления материала используются:
Загадки;
Использование игр "Что лишнее?", "Угадай по описанию";
Словесные игры, в том числе на развитие воображения.
В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический
и развивающий материал.
Занятия проводятся всей группой или по подгруппам. Очень эффектив-
на работа в парах.
Используется наглядный материал – картины, карточки с изображением
предметов, сами предметы.
На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки Дьенеша,
палочки Кюизенера, танграмы, счетные палочки.
Задачи
в стихах
Заниматель-
ные задачи
Задачи
на логику
Геометрия для
дошкольников
Цифры и счет
Танграм,
пазлы
Развивающие
Пальчиковые
18
На конструирование берутся строительные наборы – настольные, на-
польные. Вносятся простейшие схемы – чертежи построек. Ведется работа с
конструктором.
Из экспериментального уголка может быть заимствован материал для
проведения исследовательской деятельности. Например, для знакомства с
единицей измерения на математическом развитии детей подводят к выводу,
что измерить можно и воду и песок и ленточку, но только с помощью подхо-
дящей мерки – стаканчика, палочки и др. так же могут исследоваться свой-
ства предметов – на познавательном развитии, смешивание красок и получе-
ние оттенков – на рисовании.
В ходе занятий используются следующие игровые приемы:
1.
Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мысли-
тельной деятельности);
2.
Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кро-
ме того – являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю ра-
зучивается новая игра.
3.
Элементы драматизации – для повышения интереса детей к пода-
ваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.
Пример
:
В группе имеется набор резиновых игрушек – Хрюша, Сте-
пашка, Филя, Каркуша. Когда Хрюша "устраивает" со своими друзьями игру
в прядки, то дети охотно помогают ему:
Хрюша: Ребята, где же спрятался Филя?
Дети: Он в шкафу!
(Хрюша забирается на шкаф)
Дети: Да не на шкафу, а в шкафу!
(Хрюша исправляется)
Хрюша: Вот Каркушу мне точно не найти…
Дети (наперебой): Она под кроватью! А Степашка за шкафом стоит.
Итог: Хрюша – доволен. Дети – тоже. Воспитатель провел работу по
ориентации в пространстве и активизировал детский словарь (предлоги на,
за, под,…)
Включение детей в драматизацию очень эффективно. Они даже не заме-
чают, что с ними "проводится занятие".
Если ребенок неверно формулирует свои мысли (суждения), то тот же
герой (Хрюша) может попросить его объяснить все снова. Ребенок не обижа-
ется, а с радостью исправляет свою ошибку (здесь возможна помощь воспи-
тателя).
4.
Метод предварительной ошибки – так же эффективен, особенно
при закреплении материала.
Пример: Хрюше дается задание – построить квадрат. Он строит фигуру
из 3х палочек. Дети сразу же замечают ошибку (на предыдущем занятии они
сравнивали квадрат с треугольником).
Хрюша настаивает на том, что у него получился квадрат. Дети доказы-
вают обратное: "Здесь у фигуры 3 угла и 3 стороны. Значит это треугольник.
У квадрата должно быть не 3 стороны, а 4; не 3 угла, а 4." На вопрос Хрюши
"Что же теперь делать?", дети хором отвечают: "Возьми еще одну палочку!".
19
(Одному – двум детям предлагается помочь Хрюше). Воспитатель (обобща-
ет): "Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные
стороны 4 прямых угла".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе обобщены индивидуально-возрастные особенно-
сти детей среднего и старшего дошкольного возраста, выявлены требова-
ния к организации игровой деятельности дошкольников среднего и старше-
го возраста. Показано, что игра имеет Важнейшее значение в психическом и
интеллектуальном развитии дошкольника.
Проведена обобщенная классификация игр, применяемых в обучении
детей, проанализированы различные виды игр. Представлена концептуальная
и процессуальная части моей педагогической технологии.
В результате внедрения математических игр у детей отмечено развитие
наблюдательности, смыслового запоминания, простейших форм последова-
тельного, логически правильного мышления. Внедрение игровых методов
развития речи позволило повысить навыки речевого общения и уровень соци-
ализации детей в группе.
Игровые методы способствуют повышению дисциплины дошкольни-
ков, вырабатывают умение действовать и сосредоточить своё внимание в со-
ответствии с требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые
качества дошкольника.
20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способ-
ностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
2.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду.
В.И. Логинова, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой и др. Изд. 2-е,
переработанное. - СПб.: Акцидент, 1996. - 224 с.
3.
Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. – М.Педагоги-
ка, 1985. – 318с.
4.
Ивлева И.А. и др. Консультирование родителей в детском саду. Воз-
растные особенности детей. Комплект практических материалов для психоло-
гов дошкольных учреждений. В помощь дошкольному психологу. – М.: Гене-
зис, 2008. – 154 с.
5.
Интеллектуальное
воспитание
детей
дошкольного
возраста.
Под
ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сокина. - М.: Педагогика, 1984. – 346с.
6.
Истоки: Базисная программа развития ребенка - дошкольника. Али-
ева Т.И. Научн. ред.: Л.А. Парамонова и др. - М.: Карапуз, 1997. - 288 с.
7.
Леушина Л.М. Формирование элементарных математических пред-
ставлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974.-368 с
8.
Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические
вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного
возраста.– Л., 1988. 198 с.
9.
Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учеб-
н.пособие/ Под ред. Островского Э.В./ Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. –
М.: Вузовский учебник, 2005. – 384с.
10. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе /
Под ред. А. М. Леушиной. - Минск, 1982 - 145 с.
21
11. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
12. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию,
развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду. / Т.Н. Дронова, В.В.
Гербова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 1996.- 271 с.
13. Солодянкина О.П. Социальное развитие ребенка дошкольного воз-
раста: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. – 88 с.
14. Тихомирова
Л.Ф.
Формирование
и
развитие
интеллектуальных
способностей ребенка. Дошкольники. - М.: Рольф, 2000. - 142 с.
15. Узорова А.Н. Пальчиковая гимнастика // Дошкольное воспитание. –
2000. – № 10.
16. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение,
1981 - 159 с.
17. Формирование элементарных математических представлений у до-
школьников / Под ред. Столяра А.А. - М.: Просвещение, 1988. - 330 с.
18. Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элемен-
тарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями/
под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. - Хабаровск,
2003. - 155 с.
19. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития до-
школьников: Уч. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-соци-
ального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЕК", 2005.-392 с.
22
ПРИЛОЖЕНИЕ
Математические игры для детей
Знакомимся с цифрами
Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или
любые другие), фишки.
Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сло -
жите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточек с соот -
ветствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка.
Цифра убирается обратно в коробку.
Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так -
выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.
Угадайка
Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые
чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь иг -
рушку, которая поместится в чашку.
В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а
второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой
чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спря-
тана под чашкой с цифрой "5". Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".
Задачи для дошкольников в стихах
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
* * *
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
* * *
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
* * *
У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?
* * *
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
23
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
Занимательные задачи
- Сколько ушей у трёх мышей?
- Сколько лап у двух медвежат?
- У семи братьев по одной сестре. Сколь-
ко всего сестёр?
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пу-
шок и собака Дружок. Сколько всего вну-
ков у бабушки?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука,
2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько
птиц? Ответь скорей!
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили.
Сколько свечей осталось?
(Остались 2 свечи – те, которые
погасли, остальные сгорели)
Задачки на логику
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.
Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.
В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.
Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.
Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем.
На каком этаже живет каждый из мальчиков?
Антон и Денис решили поиграть.
Один с кубиками, а другой машинками.
Антон машинку не взял.
Чем играли Антон и Денис?
Вика и Катя решили рисовать.
Одна девочка рисовала красками,
а другая карандашами.
Чем стала рисовать Катя?
Геометрия для дошкольников
Прямая
Эта дама очень упряма,
Она всегда идет прямо
И от точки и до точки,
Несмотря на мох и кочки,
Безо всякой проволочки,
Остановки и отсрочки,
Как ни думай, ни крути, –
По кратчайшему пути.
Отрезок
Здесь ты видишь отрезок,
Этот парень резок.
С ним играй осторожно:
Уколоться можно.
Параллельные прямые
Запомнить надо на всю жизнь,
Словами не бросаются:
Параллельные прямые не пересекаются.
И не по щучьему велению, а по определению.
Счет от одного до десяти
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбyйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
24
А за двойкой - посмотри-
Выстyпает цифра три.
Тройка - третий из значков -
Состоит из двyх крючков.
За тремя идyт четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бyмаге цифра пять.
Рyкy вправо протянyла,
Ножкy крyто изогнyла.
Цифра шесть - дверной замочек:
Сверхy крюк, внизy крyжочек.
Вот семерка - кочерга.
У нее одна нога.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять иль девятка,
Цирковая акробатка:
Если на головy встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде бyквы О -
Это ноль, иль ничего.
Крyглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Если ж слева, рядом с ним
Единицy примостим,
Он побольше станет весить,
Потомy что это – десять.