Напоминание

Значение матиматических игор в интелектуальном развитии дошкольников


Автор: Псарева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: мдоу№127
Населённый пункт: Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Значение матиматических игор в интелектуальном развитии дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР

В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

Псарева Татьяна Александровна

Воспитатель МБДОУ г.Астразань»Д/с№127»

Астрахань

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1. ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ

РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

5

1.1. Индивидуально-возрастные особенности детей среднего и старше-

го дошкольного возраста.........................................................................................5

1.2. Игра, как средство развития интеллектуальных способностей.........7

1.3. Роль математических игр в интеллектуальном развитии дошкольни-

ка............................................................................................................................. 11

2. ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕД-

СТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 21

3

ВВЕДЕНИЕ

"В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже

остаются в нем, чем следы действительной жизни,

в которую он не мог еще войти по сложности ее яв-

лений и интересов. В действительной жизни дитя

не более как дитя, существо, не имеющее еще ника-

кой самостоятельности, слепо и беззаботно увле-

каемое течением жизни; в игре же дитя, уже зрею-

щий человек, пробует свои силы и самостоятельно

распоряжается своими же созданиями".

К.Д. Ушинский

Научный подход к проблеме детской игры обнаруживает сложность

психологических механизмов игры, ее побудительных сил и мотивов, меха-

низмов взаимовлияния игры и развития ребенка. Важность игровой деятель-

ности для психического развития показана в многочисленных и обширных

исследованиях по проблеме детской игры в работах как отечественных так и

зарубежных ученых.

В работах Л. С.Выготского, А. В. Запорожца, Г.Г. Кравцова, Д. Б. Элько-

нина, М. Кляйна, Ж.Пиаже, Э. Эриксон, L. Nicolich, K. Garvey,

I. Bretherton,

O.

Saracho достаточно детально описаны многие аспекты формирования и

развития символической функции детской игры.

В среде психологов интерес к игре является уже традиционным. Доста-

точно назвать только некоторых авторов классиков психологии, – занимав-

шихся проблемами игры: К. Бюллер, А. Валлон, Л. С. Выготский, К. Гросс, А.

В. Запорожец, К. Коффка, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, З.

Фрейд, В. Штерн, Д. Б. Эльконин, Ф.Бойтен-Дайка, Й. Хейзинга и др.

Основу

современной

классификации

детских

игр,

заложил

П.Ф.Ле-

сгафт. Он создал систему подвижных игр, показал психологическое отличие

игр с правилами от имитационных, раскрыл воспитательное значение правил

игры

Большое

влияние

на

исследователей

детской

игры

оказали

работы

А.П.Усовой. Ее исследования легли в основу многих методических докумен-

тов по дошкольному воспитанию.

Существенный вклад в разработку дидактических игр и включения их

в систему обучения дошкольников началам математики внесли Т.В. Василье-

ва, Т.А. Мусейибова, А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова и др. На-

чиная с 50-х гг. в обучении детей всё чаще используют практические методы

(А.М. Леушина). Она рассматривала практические методы в системе других

(словесных и наглядных) методов. Именно с практических действий с пред-

метными множествами начинается знакомство детей с элементарной мате-

матикой.

4

Теория и практика обучения накопила определённый опыт использова-

ния игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Однако

в

настоящее

время

проблема

связи

различных

параметров

игры

с

особенностями

психического

развития

ребенка

представляется

недостаточно

изученной,

не

разработаны

стандартизованные

параметры,

позволяющие использовать игру как инструмент интеллектуального разви-

тия дошкольников.

Настоящая работа посвящена анализу воздействия игры на развитие

интеллектуальных способностей дошкольников.

Объектом исследования является процесс формирования интеллекту-

альных способностей у детей 4-7 лет.

Предмет исследования – игровые технологии (в первую очередь – ма-

тематическая

игра),

влияющие

на

развитие

интеллектуальных

способно-

стей дошкольников.

Цель работы – показать эффективность применения математических

средств при развитии интеллектуальных способностей детей, описать эле-

менты

процессуальной

части

педагогической

технологии

при

работе

с

детьми старшего и среднего дошкольного возраста.

5

1. ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

1.1. Индивидуально-возрастные особенности

детей среднего и старшего дошкольного возраста

На протяжении дошкольного возраста характер деятельности и психи-

ческие особенности дошкольников существенно изменяются.

В среднем дошкольном возрасте круг знаний ребёнка об

окружающем мире продолжает расширяться. Разнообразнее ста-

новится

детская деятельность.

Развиваются

творческие

игры,

рисование конструирование. Сложнее становятся трудовые обя-

занности, выполняемые ребёнком, большее значение приобрета-

ют занятия учебного типа.

В связи с расширением опыта и усложнением деятельности происходит

дальнейшее развитие психики дошкольника. Он начинает глубже познавать

окружающую

действительность,

выделять

простейшие

причинные

связи

между явлениями. Обобщения его становятся шире и охватывают более ха-

рактерные, более существенные особенности предметов.

Значительные изменения происходят в области развития воли. Ребёнок

постепенно приучается выполнять свои обязанности, подчинять свои интере-

сы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед собой простые

цели и действовать в соответствии с этими целями. В старшем дошкольном

возрасте происходит дальнейшее расширение опыта и усложнение детской

деятельности.

Обогащается словарь ребёнка, приобретается умение связно, граммати-

чески правильно излагать свои мысли в устной речи. У ребёнка углубляется

познание окружающего. Развивается способность к обобщению. У него фор-

мируется умение сопоставлять друг с другом не только отдельные предметы,

но и понятия о целых группах предметов. Возникают простейшие формы по-

следовательного, логически правильного рассуждения.

Для старших дошкольников характерны живой интерес к

окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчи-

вость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Они

очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы.

В этом возрасте происходят изменения в коре головного мозга.

Возрастает ее роль в регуляции поведения старших дошкольников. Развивает-

ся умение следовать образцу, выполнять задания и указания взрослых, а так-

же придерживаться, существующих правил поведения, взаимоотношений.

У детей этого возраста заметно повышается произвольность психиче-

ских процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, вообра-

жения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок

способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать;

мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила ухода за

птичкой, последовательность действий при конструировании игрушки и т. п.

6

Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значи-

тельной мере произвольным, лишенным принуждения.

Отмечается большая выносливость головного мозга, его коры при воз-

действии внешних раздражителей. В связи с этим более выраженной стано-

вится способность к торможению эмоциональных порывов, уже легче при

необходимости ограничить свои желания, быть сдержаннее.

Заметно повышается умственная и физическая работоспособность до-

школьника, степень которой тесно связана, во-первых, с интересом к делу, а

во-вторых, с чередованием игры, труда, занятий. Это необходимо учитывать

при организации деятельности ребенка.

Однако следует помнить, что даже очень развитому, умному и до-

брому ребенку пяти-шести лет далеко не просто реализовывать в

действиях, играх, труде, повседневном поведении имеющиеся пред-

ставления и знания. Слишком мал его жизненный опыт, его могут

захлестнуть эмоции управлять которыми он только еще учится.

Таким образом, знание индивидуально-возрастных психофизиологиче-

ских особенностей развития детей среднего и старшего дошкольного возрас-

та и умелое использование этих знаний в учебно-воспитательной (в том чис-

ле игровой) деятельности помогает решать сложные воспитательные задачи –

развивать познавательный интерес, повышать интеллектуальный потенциал

дошкольника, способность преодолевать трудности, самостоятельно, добро-

совестно выполнять поручения и свои обязанности.

Анализ литературных источников на предмет выявления требова-

ний к организации игровой деятельности дошкольников среднего и

старшего возраста показывает:

Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на срав-

нение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу,

функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей ("Тан-

грам", пазлы), на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Важно,

чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр

должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена при-

мерно 1 раз в 2 месяца).

Для развития воображения будет лучше, если вместо некоторых ре-

альных предметов предложить предметы – заместители, имеющие определен-

ное сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры –

"овощи", брусок – "утюг", палочка – "градусник", коробка – "телевизор".

Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать про-

стейшие связи и отношения между объектами побуждают у него интерес к

окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже

есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С

этой целью в группе организуется "сенсорный центр" - место, где подобраны

предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных ор-

ганов чувств (шумовые предметы, баночки с запахом и т.д.)

7

Средний и отчасти старший дошкольный возраст – начало сензитив-

ного периода развития знаково-символической функции сознания, это важ-

ный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к

школьному обучению. В среде группы надо использовать символику, модели

для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумы-

вать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию

того, что обозначать все можно не только словами, но и графически.

К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными.

Главное в этих играх – имитация определенных действий и отношений, вы-

деление правил игры и следование им.

В старшем возрасте конструкторская игра начинает превращаться в

трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что – полезное, нуж-

ное в быту. В игре ребенок учится пользоваться предметами домашнего оби-

хода, учится планировать свои действия. Именно в игре совершенствуются

ручные движения и умственные операции.

1.2. Игра, как средство развития интеллектуальных способностей

Важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии

дошкольника имеет игра. Она является ведущим видом деятельно-

сти ребенка.

Советский

психолог Л. С. Выготский считал, что игра вырастает из

противоречия между социальными потребностями и практическими возмож-

ностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания.

Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме позна-

комиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно

воспроизвести их в своих действиях.

Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответству-

ющим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой ре-

гуляции поведения.

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста ока-

зывает воздействие на развитие. Начинает формироваться произвольность

психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприя-

тие, внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает

ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и

целенаправленности. Развитие мышления – осуществляется переход от мыс-

ли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заме-

стителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете. Для развития вооб-

ражения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельно-

сти ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя

различные роли, образы и действия.

8

Содержание игры в процессе обучения и воспитания обогащается опы-

том, приобретаемым ребенком в ходе занятий. Под влиянием обучения у де-

тей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобрете-

нию новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обу-

чение детей на занятиях расширяет знания детей об окружающем, позволяет

успешно овладевать языком, простейшими счётными операциями, навыками

изобразительной деятельности и т. д.

Учебные занятия, проводимые с применением игровых технологий,

оказывают влияние на развитие наблюдательности, смыслового запоминания,

простейших

форм

последовательного,

логически

правильного

мышления.

Вместе с тем они приучают ребёнка к определённой дисциплине, вырабаты-

вают умение действовать и сосредоточить своё внимание в соответствии с

требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые качества до-

школьника.

Следует отметить, что игра является величайшей школой социального

опыта. В игре усилие ребенка всегда ограничивается и регулируется множе-

ством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непре-

менное ее условие умение координировать свое поведение с поведением дру-

гих, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться,

вредить и помогать, рассчитывать наперед результат своего хода в общей со-

вокупности всех играющих. Такая игра есть живой социальный, коллектив-

ный опыт ребенка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно

незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.

Анализируя литературные источники по дошкольной педагогике можно

сформировать следующую обобщенную классификацию детских игр.

По методам проведения

9

Дидактические игры – это вид учебных занятий, ор-

ганизуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принци-

пов игрового, активного обучения и отличающихся наличием

правил, фиксированной структуры игровой деятельности и

системы оценивания. Это – игры на сравнение предметов по

разным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), группировку

предметов на основе общих признаков (это – посуда, это – обувь и др.). Со-

ставление целого изображения из частей, "рядов" из одинаковых предметов

по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине,

высоте и др.)

Развивающие игры имеют несколько уровней сложности, они много-

образны в применении. Примерами таких игр могут служить "Блоки Дьене-

ша", "палочки Кюизера" и др.

Блоки Дьенеша состоят из 48 объемных геометрических фигур, разли-

чающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных

действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определен-

ным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслитель-

ными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и

с точки зрения общего интеллектуального развития.

К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения,

классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логиче-

ские операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упраж-

нениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритми-

ческой культуры мышления, способность производить действия в уме. С по-

мощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Палочки

Кюизенера

это

универсальный

дидактический

материал.

Основные его особенности – абстрактность, высокая эффективность. Велика

их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных аб-

страктных математических понятий в доступной малышам форме. Работа с

палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутрен-

ний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами.

Игры могут носить соревновательный характер. Достаточно эффективным

оказывается использование палочек в индивидуально – коррекционной рабо-

те с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для вы-

полнения диагностических заданий. Операции: сравнение, анализ, синтез,

обобщение, классификация и сериация выступают не только как познаватель-

По форме организации

10

ные процессы, операции, умственные действия, но и как методические прие-

мы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполне-

нии упражнений.

Игры

на

развитие

пространственного

воображения, например

"строительный материал". Эти игры развивают пространственное воображе-

ние, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже – действовать

по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логиче-

ские операции – сравнение, синтез (воссоздание объекта).

Примерные схемы:

И так

далее…

1-й этап

2-й этап

3-й этап

Загадки. Детям среднего и старшего школьного возраста

предлагается широкая тематика загадок: о домашних и диких

животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, яв-

лениях природы, о средствах передвижения. Характеристика

предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать

как рассказ о предмете:

На спине иголки

Длинные и колкие,

А свернется он в клубок

Нет ни головы, ни ног. (Еж)

Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и

четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать

своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки.

Условия отгадывания. Обучение детей умению отгадывать загадки начи-

нают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспри-

нимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных

связях и зависимостях. Развитие общей сенсорной культуры, развитие внима-

ния, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной

работы, которую он совершает при отгадывании загадок. Главные условия,

обеспечивающие правильное понимание загадок и правильное их отгадыва-

ние:

1.

предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о

которых пойдет речь в загадке (через наблюдение)

2.

дополнительные знания, специально подводящие ребят к отгадыванию,

3.

знание языка, умение понимать переносное значение слов,

4.

чтение художественной литературы.

Найти приемы отгадывания и воспользоваться ими – значит понять ло-

гический механизм загадки и овладеть им.

Чтобы отгадать загадку, нужно провести следующие операции в такой

последовательности:

выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е.

произвести анализ;

сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные

связи между ними, т.е. произвести синтез;

на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать

вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.

Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей

начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, целе-

сообразно предлагать детям задания на обобщение, например: "А как одним

словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (звери) и т.д.

Пальчиковые игры:

Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают

мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творче-

ской деятельности. "Пальчиковые игры" - это инсценировка

каких

либо

рифмованных

историй,

сказок

при

помощи

пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает

возможность

детям

ориентироваться

в

понятиях

"вправо",

"вверх", "вниз" и т.д. Если ребенок усвоит какую – нибудь

одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую

инсценировку для других стишков и песенок.

Для успешного усвоения детьми логических операций необходима ра-

бота в системе, как на занятиях, так и вне их.

13

1.3. Роль математических игр в

интеллектуальном развитии дошкольника

В основе интеллекта лежит развитое мышление. Про-

цесс развития мышления методически состоит в формирова-

нии и развитии обобщенных приемов умственных действий

(сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, классифи-

кация, абстрагирование, аналогия и др.), что является об-

щим

условием

функционирования

самого

мышления

как

процесса в любой - области познания, в том числе и в мате-

матике. Безусловным является то, что сформированности умственных дей-

ствий является абсолютной необходимостью для развития математического

мышления, не случайно эти умственные действия именуются также приема-

ми логических умственных действий. Их формирование стимулирует разви-

тие математических способностей ребенка. Одним из самых значительных

исследований в этой области явилась работа швейцарского психолога Ж. Пи-

аже "Генезис числа у ребенка", в которой автор; достаточно убедительно до-

казывает, что формирование понятия числа (а также и арифметических опера-

ций) у ребенка коррелятивно развитию самой логики: формированию логиче-

ских структур, в частности формированию иерархии логических классов, т.е.

классификации, и формированию асимметричных отношений, т.е. качествен-

ных сериаций. Классификация, сериация являются приемами умственных

действий, формирование которых невозможно без предварительного развития

у ребенка операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза, абстрагирова-

ния, аналогии и систематизации.

Математическое содержание оптимально для развития всех позна-

вательных способностей (как сенсорных, так и интеллектуальных),

приводит к активному развитию математических способностей ре-

бенка

1

.

Развитие интеллекта идет через формирование представлений о количе-

стве. К 2 годам ребенок наверняка знает, что у него есть "одна ручка и вторая

ручка", а нос только один, что у него ладошки маленькие, а у мамы большие,

что бывает много и мало игрушек, что можно взять (налить, принести) "еще",

"еще немного", "еще больше". Можно взять (забрать) все, а можно только

часть (не все), и т. д. Дайте ему набор геометрических фигур, вырезанных из

картона, и спросите, из чего лучше сделать кузов, а из чего кабину, и малыш,

скорее, всего в первом случае выберет прямоугольник, а во втором - квадрат

(хотя возможны варианты). Если вы попросите его положить в один конверт

1

Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. –

М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 352 с.,

стр. 118.

14

треугольники, а в другой - крути, то, скорее всего, он справится и с этим.

Если же нет, он наверняка сумеет разложить по разным кучкам ботинки и

перчатки, шапки и шарфики и т.д. А если вы поручите ему помочь вам на-

крыть на стол, он быстро поймет, что значит "чашек столько же, сколько блю-

дец", "ложек столько же, сколько тарелок", "одно блюдце лишнее", "одной

ложки не хватает".

Таким образом, занятия математикой с детьми среднего и старшего

школьного возраста в значительной мере способствуют интеллектуальному

развитию ребенка. Математические способности (способность сравнивать,

оценивать,

обобщать,

анализировать,

синтезировать,

классифицировать)

напрямую

взаимосвязаны

с

интеллектуальными

способностями

ребенка,

точнее являются их неотъемлемой частью.

Как было показано в пункте 1.2. настоящей работы важнейшее значение

в психическом и интеллектуальном развитии дошкольника имеет игра. Она

является ведущим видом деятельности ребенка. В игре ребенок приобретает

новые знания, умения, навыки.

Игра, направленная на развитие математических представлений у ре-

бенка, в конечном итоге способствует его общеинтеллектуальному развитию,

влияет на умственное развитие дошкольника в целом.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и роди-

телей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. При-

общение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребен-

ку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

При

формировании

элементарных

математических

представлений

игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим

методам.

Широко используются разнообразные дидактические игры. Благодаря

обучающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой замысел), игровым

действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённую

"порцию" познавательного содержания. Все виды дидактических игр (пред-

метные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным сред-

ством и методом формирования элементарных математических представле-

ний у детей во всех возрастных группах. Предметные и словесные игры про-

водятся на занятиях по математике и вне их, настольно-печатные, как прави-

ло, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции

обучения - образовательную, воспитательную и развивающую

2

.

Все дидактические игры по формированию элементарных математиче-

ских представлений разделены на несколько групп:

1.

Игры с цифрами и числами.

2.

Игры – путешествия во времени.

3.

Игры на ориентировки в пространстве.

4.

Игры с геометрическими фигурами.

5.

Игры на логическое мышление.

2

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. Столяра

А.А. - М.: Просвещение, 1988. – стр. 117.

15

Знания в виде способов действий и соответствующих им представле-

ний ребёнок получает первоначально вне игры, в играх лишь создаются

благоприятные

условия

для

их

уточнения,

закрепления,

систематизации.

Структура большинства дидактических игр не позволяет сообщить детям но-

вые знания, однако это не означает что в принципе такое невозможно

3

.

В настоящее время разработана система так называемых обучающих

игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей прин-

ципиально новые знания, которые нельзя получить непосредственно из окру-

жающей действительности, так как их содержанием являются абстрактные

понятия математики. Основной их целью является подготовка мышления до-

школьника к восприятию фундаментальных математических понятий: "мно-

жество и операции над множествами", "функция", "алгоритм" и т. д. В этих

играх используется специфический дидактический материал, подобранный

по определённым признакам. Моделируя математические понятия, он позво-

ляет выполнять логические операции: разбиение множества на классы, отыс-

кание объектов по необходимым и достаточным критериям и т. д. Игры, со-

держание которых ориентировано на формирование математических понятий,

способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат опериро-

вать

обобщёнными

представлениями,

формируют

логические

структуры

мышления.

Дидактические игры выполняют обучающую функцию успешнее, если

они применяются в системе, предполагающей вариативность, постепенное

усложнение и по содержанию, и по структуре, связь с другими методами и

формами работы по формированию элементарных математических представ-

лений.

При подборе дидактических игр для занятий, индивидуальной работы с

детьми воспитатель обращается к разнообразным источникам, использует на-

родные и авторские игры, с предметами и без них.

Дидактические игры могут применяться в качестве одного из методов

проведения

занятий,

индивидуальной

работы,

быть

формой

организации

самостоятельной познавательной деятельности детей.

Игра как метод обучения и формирования элементарных математиче-

ских

представлений

предполагает

использование

отдельных

элементов

разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д.),

игровых приёмов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.), органи-

ческое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обу-

чающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и само-

стоятельности ребёнка.

Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей всё-таки

удаётся при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения.

Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физи-

чески. Постепенный переход от интереса детей к игре к интересу к учению

совершенно естествен.

3

Там же – стр. 118.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В КАЖДОМ ИЗ МЕТОДОВ

16

2. ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

В процессе формирования элементарных математических представле-

ний у дошкольников (в том числе с речевыми нарушениями) я использую раз-

нообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, на-

глядные, словесные, игровые.

Указанные методы рекомендуется применять комплексно, в разнооб-

разных комбинациях друг с другом, важно чтобы они позволяли достигать

наилучших результатов при обучении детей

4

.

Приемы математической игры присутствуют также в различных фор-

мах обучения: например, в интерактивных элементах бесед, математических

викторинах и т.д. В моей педагогической практике широко используется так-

же непосредственно игры, как отдельная форма обучения. Математический

блок составляет значительный процент.

Процессуальная часть моей педагогической технологии схематически

изображена на рисунке ниже (концептуальная часть технологии описана в 1-

м пункте работы).

4

Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представ-

лений у детей с речевыми нарушениями/ под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. - Ха-

баровск, 2003. – стр 24.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ

ИССЛЕДОВА-ТЕЛЬ-

СКИЙ

РАЗВИВАЮЩЕГО

ОБУЧЕНИЯ

РЕПРОДУКТИВНЫЙ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ

ПРОБЛЕМНОГО

ИЗЛОЖЕНИЯ

Указание и объяснение

Вопрос/ответ

ОБУЧЕНИЯ

Рассказ

Беседа

Описание

ИЗЛОЖЕНИЯ

Моделирование

Игры

Викторина, концерт

ИЗЛОЖЕНИЯ

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Математические

17

Учитывая обучающую функцию занятий, я предпочла тематическое

планирование. Каждая неделя несет информационный материал по каждой

теме ("одежда", "игрушки", "транспорт" и др.). Так детьми легче усваивается

операция классификации.

Работа на занятиях в первую неделю планируется следующим образом:

1.

Познавательное развитие – вносится:

или 1 объект для подробного изучения (рассказ, объяснение воспи-

тателя, рассматривание объекта, его внешних признаков, функций – подроб-

ный анализ);

или 2 объекта сразу, имеющих общие и отличительные признаки

(например

и

) – здесь будет проведена активная работа по обучению

детей операции сравнения.

(Используются стихи с описанием свойств предмета, см. приложение)

2.

На занятиях по развитию речи идет процесс синтеза – составле-

ния короткого рассказа об объекте на основании полученных знаний. Эффек-

тивно используются опорные схемы для облегчения рассказывания.

3.

На занятии по изодеятельности знания закрепляются на основе син-

теза – сначала мысленного, после – практического соединения частей в одно

целое.

То же происходит на занятии по конструированию. Здесь можно ис-

пользовать предварительный анализ постройки. Операция "упорядоченность

действий" берется перед самостоятельным выполнением задания (Воспита-

тель: "Что мы будем делать сначала? Что потом?..." Можно составить вместе

с детьми схему – опору последовательности их действий).

Далее для закрепления материала используются:

Загадки;

Использование игр "Что лишнее?", "Угадай по описанию";

Словесные игры, в том числе на развитие воображения.

В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический

и развивающий материал.

Занятия проводятся всей группой или по подгруппам. Очень эффектив-

на работа в парах.

Используется наглядный материал – картины, карточки с изображением

предметов, сами предметы.

На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки Дьенеша,

палочки Кюизенера, танграмы, счетные палочки.

Задачи

в стихах

Заниматель-

ные задачи

Задачи

на логику

Геометрия для

дошкольников

Цифры и счет

Танграм,

пазлы

Развивающие

Пальчиковые

18

На конструирование берутся строительные наборы – настольные, на-

польные. Вносятся простейшие схемы – чертежи построек. Ведется работа с

конструктором.

Из экспериментального уголка может быть заимствован материал для

проведения исследовательской деятельности. Например, для знакомства с

единицей измерения на математическом развитии детей подводят к выводу,

что измерить можно и воду и песок и ленточку, но только с помощью подхо-

дящей мерки – стаканчика, палочки и др. так же могут исследоваться свой-

ства предметов – на познавательном развитии, смешивание красок и получе-

ние оттенков – на рисовании.

В ходе занятий используются следующие игровые приемы:

1.

Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мысли-

тельной деятельности);

2.

Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кро-

ме того – являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю ра-

зучивается новая игра.

3.

Элементы драматизации – для повышения интереса детей к пода-

ваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.

Пример

:

В группе имеется набор резиновых игрушек – Хрюша, Сте-

пашка, Филя, Каркуша. Когда Хрюша "устраивает" со своими друзьями игру

в прядки, то дети охотно помогают ему:

Хрюша: Ребята, где же спрятался Филя?

Дети: Он в шкафу!

(Хрюша забирается на шкаф)

Дети: Да не на шкафу, а в шкафу!

(Хрюша исправляется)

Хрюша: Вот Каркушу мне точно не найти…

Дети (наперебой): Она под кроватью! А Степашка за шкафом стоит.

Итог: Хрюша – доволен. Дети – тоже. Воспитатель провел работу по

ориентации в пространстве и активизировал детский словарь (предлоги на,

за, под,…)

Включение детей в драматизацию очень эффективно. Они даже не заме-

чают, что с ними "проводится занятие".

Если ребенок неверно формулирует свои мысли (суждения), то тот же

герой (Хрюша) может попросить его объяснить все снова. Ребенок не обижа-

ется, а с радостью исправляет свою ошибку (здесь возможна помощь воспи-

тателя).

4.

Метод предварительной ошибки – так же эффективен, особенно

при закреплении материала.

Пример: Хрюше дается задание – построить квадрат. Он строит фигуру

из 3х палочек. Дети сразу же замечают ошибку (на предыдущем занятии они

сравнивали квадрат с треугольником).

Хрюша настаивает на том, что у него получился квадрат. Дети доказы-

вают обратное: "Здесь у фигуры 3 угла и 3 стороны. Значит это треугольник.

У квадрата должно быть не 3 стороны, а 4; не 3 угла, а 4." На вопрос Хрюши

"Что же теперь делать?", дети хором отвечают: "Возьми еще одну палочку!".

19

(Одному – двум детям предлагается помочь Хрюше). Воспитатель (обобща-

ет): "Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные

стороны 4 прямых угла".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе обобщены индивидуально-возрастные особенно-

сти детей среднего и старшего дошкольного возраста, выявлены требова-

ния к организации игровой деятельности дошкольников среднего и старше-

го возраста. Показано, что игра имеет Важнейшее значение в психическом и

интеллектуальном развитии дошкольника.

Проведена обобщенная классификация игр, применяемых в обучении

детей, проанализированы различные виды игр. Представлена концептуальная

и процессуальная части моей педагогической технологии.

В результате внедрения математических игр у детей отмечено развитие

наблюдательности, смыслового запоминания, простейших форм последова-

тельного, логически правильного мышления. Внедрение игровых методов

развития речи позволило повысить навыки речевого общения и уровень соци-

ализации детей в группе.

Игровые методы способствуют повышению дисциплины дошкольни-

ков, вырабатывают умение действовать и сосредоточить своё внимание в со-

ответствии с требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые

качества дошкольника.

20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способ-

ностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.

2.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду.

В.И. Логинова, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой и др. Изд. 2-е,

переработанное. - СПб.: Акцидент, 1996. - 224 с.

3.

Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. – М.Педагоги-

ка, 1985. – 318с.

4.

Ивлева И.А. и др. Консультирование родителей в детском саду. Воз-

растные особенности детей. Комплект практических материалов для психоло-

гов дошкольных учреждений. В помощь дошкольному психологу. – М.: Гене-

зис, 2008. – 154 с.

5.

Интеллектуальное

воспитание

детей

дошкольного

возраста.

Под

ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сокина. - М.: Педагогика, 1984. – 346с.

6.

Истоки: Базисная программа развития ребенка - дошкольника. Али-

ева Т.И. Научн. ред.: Л.А. Парамонова и др. - М.: Карапуз, 1997. - 288 с.

7.

Леушина Л.М. Формирование элементарных математических пред-

ставлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974.-368 с

8.

Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические

вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного

возраста.– Л., 1988. 198 с.

9.

Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учеб-

н.пособие/ Под ред. Островского Э.В./ Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. –

М.: Вузовский учебник, 2005. – 384с.

10. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе /

Под ред. А. М. Леушиной. - Минск, 1982 - 145 с.

21

11. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.

12. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию,

развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду. / Т.Н. Дронова, В.В.

Гербова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 1996.- 271 с.

13. Солодянкина О.П. Социальное развитие ребенка дошкольного воз-

раста: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. – 88 с.

14. Тихомирова

Л.Ф.

Формирование

и

развитие

интеллектуальных

способностей ребенка. Дошкольники. - М.: Рольф, 2000. - 142 с.

15. Узорова А.Н. Пальчиковая гимнастика // Дошкольное воспитание. –

2000. – № 10.

16. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение,

1981 - 159 с.

17. Формирование элементарных математических представлений у до-

школьников / Под ред. Столяра А.А. - М.: Просвещение, 1988. - 330 с.

18. Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элемен-

тарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями/

под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. - Хабаровск,

2003. - 155 с.

19. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития до-

школьников: Уч. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-соци-

ального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЕК", 2005.-392 с.

22

ПРИЛОЖЕНИЕ

Математические игры для детей

Знакомимся с цифрами

Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или

любые другие), фишки.

Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сло -

жите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточек с соот -

ветствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка.

Цифра убирается обратно в коробку.

Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так -

выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.

Угадайка

Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые

чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь иг -

рушку, которая поместится в чашку.

В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а

второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой

чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спря-

тана под чашкой с цифрой "5". Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".

Задачи для дошкольников в стихах

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

* * *

Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский сад.

Посчитать мы вас попросим,

Сколько малышей в саду?

* * *

Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

* * *

У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять?

* * *

Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

23

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

Занимательные задачи

- Сколько ушей у трёх мышей?

- Сколько лап у двух медвежат?

- У семи братьев по одной сестре. Сколь-

ко всего сестёр?

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пу-

шок и собака Дружок. Сколько всего вну-

ков у бабушки?

- Над рекой летели птицы: голубь, щука,

2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько

птиц? Ответь скорей!

- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили.

Сколько свечей осталось?

(Остались 2 свечи – те, которые

погасли, остальные сгорели)

Задачки на логику

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.

Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.

В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.

Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.

Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем.

На каком этаже живет каждый из мальчиков?

Антон и Денис решили поиграть.

Один с кубиками, а другой машинками.

Антон машинку не взял.

Чем играли Антон и Денис?

Вика и Катя решили рисовать.

Одна девочка рисовала красками,

а другая карандашами.

Чем стала рисовать Катя?

Геометрия для дошкольников

Прямая

Эта дама очень упряма,

Она всегда идет прямо

И от точки и до точки,

Несмотря на мох и кочки,

Безо всякой проволочки,

Остановки и отсрочки,

Как ни думай, ни крути, –

По кратчайшему пути.

Отрезок

Здесь ты видишь отрезок,

Этот парень резок.

С ним играй осторожно:

Уколоться можно.

Параллельные прямые

Запомнить надо на всю жизнь,

Словами не бросаются:

Параллельные прямые не пересекаются.

И не по щучьему велению, а по определению.

Счет от одного до десяти

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Полюбyйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

24

А за двойкой - посмотри-

Выстyпает цифра три.

Тройка - третий из значков -

Состоит из двyх крючков.

За тремя идyт четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бyмаге цифра пять.

Рyкy вправо протянyла,

Ножкy крyто изогнyла.

Цифра шесть - дверной замочек:

Сверхy крюк, внизy крyжочек.

Вот семерка - кочерга.

У нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка,

Цирковая акробатка:

Если на головy встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде бyквы О -

Это ноль, иль ничего.

Крyглый ноль, такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Если ж слева, рядом с ним

Единицy примостим,

Он побольше станет весить,

Потомy что это – десять.



В раздел образования