Напоминание

"Конфликт с учителем: как быть?"


Автор: Черкашина Ольга Егоровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: Белгородской области, Ивнянского района
Наименование материала: статья
Тема: "Конфликт с учителем: как быть?"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конфликт с учителем: выход есть!

В школе ребёнок проводит большую часть своего времени. Поэтому все конфликты,

которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень

серьёзными. Многие родители считают, что школьник сам должен решать свои проблемы

и уметь налаживать отношения с людьми. Психологи придерживаются другой точки

зрения: иногда помощь взрослых бывает совсем не лишней.

Воспитание самостоятельности – дело хорошее, особенно когда речь идёт о

подростках. Однако школьники младшего и среднего возраста пока ещё не обладают

дипломатическими способностями. Стоит ли ожидать, что в конфликтной ситуации они

смогут сохранить хладнокровие, найти адекватное решение проблемы, не усугубляя её и

не нанося ущерб своему здоровью?

Если вы знаете, что у ребёнка не складываются отношения с учителем, вмешаться

необходимо.

Конечно, роль родителей состоит не в том, чтобы отвечать за все проступки

ребёнка и ограждать его от любых проявлений недовольства со стороны педагогов. Задача

папы

и

мамы

помочь

школьнику

разобраться

в

нюансах

проблемы

и

показать

возможность

конструктивного

диалога

с

учителем.

Кроме

того,

активное

поведение

родителей уравнивает силы конфликтующих сторон.

Причины конфликтов между учителем и учениками

отсутствие единства в требованиях учителей

чрезмерное количество требований к ученику

непостоянство требований учителя

невыполнение требований самим учителем

ученик считает себя недооцененным

учитель не может примириться с недостатками ученика

личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность,

грубость)

Авторитарные педагоги, учителя «старой закалки», обычно недолюбливают

творческих, раскрепощённых детей, воспитывающихся в атмосфере любви, доверия и

свободы. Если такой ребёнок высказывает собственное мнение, преподаватель

усматривает в этом недостатки воспитания, а когда школьник решает задачу необычным

способом, его обвиняют в плохом усвоении материала.

Педантичные

учителя,

уделяющие

много

внимания

оформлению

тетрадей

и

внешнему виду учеников, как правило, предъявляют претензии к большей части класса.

Как известно, младшие школьники не отличаются аккуратностью, поэтому подобные

конфликты обычно заканчиваются, как только дети переходят в среднюю школу.

В переходном возрасте конфронтация учителей и учеников переходит с острую

стадию. Подростки уже не способны спокойно реагировать на замечания учителей. Они

отстаивают свои права, даже если на них никто не посягает. А самые развязные ребята

стремятся завоевать уважение одноклассников и самоутвердиться, грубя преподавателю.

Недостаточная

квалификация

учителя,

скучные

уроки,

неумение

взаимодействовать

с детьми

всё

это

вызывает

у

школьников

реакцию

протеста.

Издеваясь над преподавателем, который из-за мягкости характера не способен поддержать

дисциплину в классе, они проявляют редкую изобретательность. И если такой учитель

решается на отрытый конфликт, значит, дело серьёзное.

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого

можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются

аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение

конфликта.

Поэтому

правильным

действием

со

стороны

учителя

будет

спокойный,

доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок

«заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников,

недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в

учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание

и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой

атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать

определенные

вещи.

Стоит

подготовиться

к

нему

заранее,

чтобы

знать,

что

сказать

ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие

негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный

тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь

слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким

образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Конфликт

это

всегда

неприятно.

Но

из

любой

ситуации

есть

выход.

Воспользуйтесь нашими советами.

1. Оценка ситуации.

Не допускайте, чтобы противостояние ребёнка и учителя затянулось. Вот несколько

признаков, по которым уже на ранней стадии можно определить, что у ребёнка сложились

напряжённые отношения с учителем:

-

школьник

пренебрегает

учёбой

или

каким-то

одним

предметом:

отказывается

выполнять домашние задания, портит учебник, ведёт тетрадь неряшливее, чем обычно;

- ребёнок рисует на учителя карикатуры, пренебрежительно или агрессивно отзывается о

нём, раздражается, когда вы задаёте вопросы о его уроках.

2. Беседа с ребёнком

Чтобы понять причины конфликта, оценить его остроту и принять какие-либо

меры, необходимо выяснить точки зрения противоборствующих сторон. Будьте готовы к

тому, что две эти версии могут сильно отличаться друг от друга.

Главная цель вашего разговора с ребёнком – дать ему возможность выразить свои

негативные эмоции. Только после этого сын или дочь смогут принять от вас помощь в

конструктивном решении проблемы. В ходе беседы обратите внимание на несколько

важных моментов:

- когда ребёнок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может заплакать,

повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища учителя. Не прерывайте

эту пламенную речь;

- после того, как ребёнок выплеснет свои переживания, попросите его остановиться на

нюансах конфликта. Например, предложите школьнику вспомнить, когда учитель впервые

выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и т.

д.;

- в ходе беседы демонстрируйте ребёнку своё сочувствие, не выражая при этом агрессии

в адрес учителя. Ваша задача – убедить школьника в том, что ни у него, ни у учителя нет

стремления причинить зло противнику. Просто им трудно понять друг друга.

-

в

конце

разговора

разработайте

совместный

план

действий.

Прекрасно,

если

предложения будут исходить от ребёнка. Допустим, он может пообещать воздерживаться

от действий, которые раздражают педагога, более старательно готовить домашние задания

и т. д. В то же время родителю не стоит ограничивать себя ролью слушателя. Постарайтесь

убедить

ребёнка

в

необходимости

вашего

разговора

с

учителем,

пообещав

при

этом

прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чём не узнали.

3. Разговор с учителем

Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании

конкретных

фактов,

а

не

его

личных

впечатлений.

Не

стесняйтесь

уточнять

и

переспрашивать,

почему

учитель

сделал

именно

такие

выводы

насчёт

поведения

школьника.

Учитывая не только особенности действий ребёнка, но и нюансы атмосферы учебного

заведения:

отношения

в

классе,

стиль

преподавания

учителя.

Не

заискивайте

перед

преподавателем, не преувеличивайте вину своего ребёнка, чтобы снизить накал страстей.

Не бойтесь, что учитель «испортит жизнь» вашему сыну или дочери. Вы защищаете права

ребёнка,

стремясь

к

тому,

чтобы

он

комфортно

чувствовал

себя

в

школе.

Если

преподаватель злоупотребляет властью, на него всегда можно найти управу через завуча,

директора или представителей департамента образования. Посмотрите на конфликт с

высоты своего жизненного опыта. Разве из-за того, что у вас когда-то была тройка по

письму, вы не можете устроиться на хорошую работу или не имеете друзей?

Не забывайте, что за возникновение, ход или результат конфликта отвечает педагог – как

человек, профессионально занимающийся воспитанием детей. Если разговор с учителем

зашёл в тупик, спросите прямо: каким он видит благополучный выход из сложившейся

ситуации?

Профилактические меры.

1. Участие мам и пап в жизни школы.

2. Регулярное посещение родительских собраний.

3.Помощь учителю в подготовке учебных материалов и т.д.

4. Интересное хобби ребёнка.

Всё это поможет менее остро переживать конфликты с учителями и одноклассниками.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

Второй момент — анализ ситуации без превратности.

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими

сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на

проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление

общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок

общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в

способе решения напряженных ситуаций.

Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать

их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения

и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в

тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути

разрешения конфликтных ситуаций.



В раздел образования