Автор: Куруева Рагимат Бозигитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС" ЛАДА"
Населённый пункт: ЯНАО г. Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Царство растений"
Раздел: дошкольное образование
Непосредственно образовательная деятельность «Царство растений»
Цель:
Через
познавательную
активность
детей
подвести
детей
к
пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений; ввести и
обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные, дать
понятие о плодородной почве, семенах, рассаде.
Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия
1.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».
2.Постановка темы и задач:
Воспитатель: ребята,
сегодня
мы
познакомимся
с
«Царством
растений».
Хотите отправиться в путешествие и побывать в «Царстве растений»?
-А что же такое растение? Это живое существо или нет? (дискуссия детей,
подвести к пониманию того, что растения это живые существа, они бывают
самыми разными: от крошечных водорослей до огромных деревьев. Помимо
того, растения отличаются от животных тем, что сами «делают» себе пищу из
воздуха и солнечного света).
-Где живут растения?
Ответы детей: в лесу, на полях, в водоемах.
Подвести к пониманию того, что на Земле очень много видов растений, и они
есть буквально повсюду: на полях и в лесах, в горах и пустынях. Кроме
воздуха, растениям необходим солнечный свет и вода, поэтому они не живут
в тех местах, где очень темно и сухо).
-Ребята,
попробуйте
представить
себе,
что
из
нашей
жизни
исчезли
все
растения, пропало целое царство-государство: и деревья, и кусты, и травы, и
цветы,… Что же будет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что
станет не только пусто и непривлекательно без растений, но и мы с вами не
сможем жить. А почему?
Ответы детей: потому-что не будет кислорода и мы не сможем дышать.
Воспитатель: так как растения вырабатывают кислород, и чем больше на
Земле лесов, садов, полей, лугов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем
легче человеку и всем животным дышать. Это одна из причин, почему надо
беречь каждый кустик, каждую травинку, где бы они не росли.
-А что нужно растениям для нормального роста и развития?
Ответы детей: вода, воздух, солнечный свет.
Воспитатель: Но не только это, а что же ещё?
Ответы детей: ещё нужна плодородная земля-почва.
Воспитатель: но почва везде разная. Там где она плодородная, то-есть богата
питательными
веществами-там
растут
здоровые
растения,
а
на
бедной,
скудной-чахлые, слабые!
Далее вспомнить, как сажать семена на грядки, как ухаживать за ростками
(поливать, рыхлить, окучивать, удалять сорняки ), и пока не собран урожай
люди ухаживают за посаженными растениями. Подвести детей к пониманию
того,
что
растения,
которые
живут
только
при
участии
человека,
называются Культурными растениями.
Показ картинок:
Воспитатель: «Где растёт это растение?»
Ответы детей: в огороде, в саду, в поле, комнатное растение, на клумбе.
Физкультминутка «Листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
(присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(присесть)
-А теперь подумайте и скажите, за всеми ли растениями луга, сада, поля
ухаживает человек? (дискуссия детей)
-Да, конечно, одни растения растут при помощи человека, а другие сами по
себе
и
называют
их Дикорастущими. Выживать им помогает «Матушка-
природа». Ветер разносит семена, а когда они попадают в благоприятную
почву-прорастают, растут и становятся деревьями до самого синего неба,
цветами, которые спорят своей красотой с бабочками, шелковистой травой.
Показ дикорастущих цветов (эти цветы без участия человека, т.е. сами
выросли на лугах, полях, лесу).
-Кто знает, как эти ягоды называются?
Ответы детей: клюква, черника, малина, земляника.
Воспитатель: а кто же их посадил?
Ответы детей: выросли сами
Воспитатель: да они тоже выросли сами и называются…(дикорастущие).
-А люди приезжают в лес: отдохнуть, набраться сил, набрать грибов, ягод.
Дикорастущие
растения
живут
по
своим
законам - им совсем не нужна
помощь человека. Они приспосабливаются к условиям дикой природы сами.
-А сейчас мы с вами будем решать непростые задачки. Ответьте на вопросы:
1.
Что любому растению нужно, чтобы оно хорошо росло?
Ответы детей:
свет, влага, плодородная почва.
2.
Долго ли проживёт растение, если оно проросло на неплодородной
почве?
Ответы детей:
нет.
Воспитатель:
можем ли мы помочь таким растениям? Как?
Ответы детей: пересадить в плодородную почву.
3)Игра «Дикорастущие и культурные растения»
-Назову дикорастущее растение-молчок, культурное-хлопок.
Заключительная часть.
Сегодня
мы
узнали,
что
в
«Царстве
растений»
есть
дикорастущие
и
культурные
растения.
Перед
вами
лежат
перевёрнутые
картинки
с
изображением
дикорастущих
и
культурных
растений.
Вам
надо
их
внимательно рассмотреть и определить, какое это растение, где оно растёт, в
лесу или в саду, посмотрю, научились ли вы отличать дикорастущие и
культурные растения в удивительном «Царстве растений» (Дети смотрят,
определяют, подходят и вставляют в кармашки свои карточки. 2-4 детей
спросить, почему положили именно сюда).
Итог: Какие растения живут в нашем «Царстве растений»?