Напоминание

Использование педагогических технологий для формирования ключевых компетенций у студентов ССУЗа


Автор: Арцыбашева Ольга Александровна
Должность: преподаватель спец.дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ МГКЭИТ
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Использование педагогических технологий для формирования ключевых компетенций у студентов ССУЗа
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование педагогических технологий для формирования

ключевых компетенций у студентов ССУЗа

Арцыбашева Ольга Александровна, преподаватель спец.дисциплин

Московский колледж электромеханики и информационных технологий,

Москва

В настоящее время произошли изменения в системе среднего профессионального

образования. Требования

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

профессионального

образования,

в

части

результатов

освоения

основных

образовательных программ профессионального образования, указывают на необходимость

применения

компетентностного

подхода

для

подготовки

специалиста.

Новые

образовательные результаты – это

профессиональные компетенции, предусмотренные

ФГОС в соответствии со специальностью. Определим факторы, влияющие на качество

подготовки выпускника.

Социальная значимость педагогической деятельности диктует особые требования

к личности

педагога,

его

интеллектуальному

потенциалу

и

моральному

облику.

Для

современного этапа образования характерно не только и не столько научить известному

(определенному) количеству знаний, сколько воспитать желание и умение получать эти

знания,

пользоваться

ими.

Педагог

должен

стать

организатором

познавательной

активности учащихся, их самостоятельной работы, научного творчества.

Предполагая

что

педагогический

процесс

это

прежде

всего

взаимодействие

личностей,

то

и

основным

средством

воздействия

педагога

становится

он

сам

как

личность,

а

не

только

как

специалист,

обладающий

требуемыми

компетенциями.

Моральные

качества

педагога,

требовательность

к

себе

и

окружающим

определяют

решающую роль в его профессиональной деятельности и деловых качествах.

Психологический

портрет

педагога

любой

учебной

дисциплины

включает

следующие структурные компоненты: индивидуальные качества, личностные качества,

коммуникативные

(интерактивные)

качества;

статусно-позиционные,

деятельностные

(профессионально-предметные).

Личностные качества педагога, требовательность преподавателя, направленная по

отношению к себе и окружающим определяют решающую роль в его деятельности и

профессиональных

качествах.

Данное

обстоятельство

является

важным

условием

подготовки нового

содержания

специальных

дисциплин,

формирования

всей

методической системы обучения, высокой эффективности процесса обучения.

Кроме

этого

особую

важность

приобретают

применяемые

педагогом

технологии

обучения.

В

педагогических

технологиях

кроется

значительный

потенциал

для

профессионального обучения и формирования ключевых компетентностей у студентов.

В

преподавании

применяются

следующие

педагогические

технологии,

обеспечивающие реализацию профессионального образования:

технологии личностно-ориентированного образования;

технологии проблемного обучения; проектные технологии;

учебно-социальные практики; технологии критического мышления;

технологии эффективной речевой деятельности;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Рассмотрим

некоторые

характеристики

вышеприведённых

педагогических

технологий и методы, используемые в технологии.

Технология личностно-ориентированного образования имеет системный характер.

Процесс обучения здесь направлен на

развитие индивидуальных особенностей каждого

студента, выстраиванием, обучающимся собственной индивидуальной образовательной

программы

(возможность

самообучения

и

самореализации),

индивидуальное

планирование и выбор студентом предпочтительных модулей, интересных и полезных для

него дисциплин; междисциплинарный подход.

Данная

технология

развивает

личностные

качества

студента,

способствующих

адаптации, проявлению

самостоятельности,

планированию

и

контролю

своей

деятельности, проявлению творчества при выполнении учебных заданий. В технологии

применяются методы учебных проектов и исследовательской деятельности, реализующие

практический подход в обучении; научный метод познания и обучения.

Технология

проблемного

обучения

базируется

на

принципе

создания

в

учебной

деятельности проблемных ситуаций и организации процесса активной самостоятельной

деятельности

обучающихся

по

их

разрешению.

Результатом

применения

данной

образовательной

технологии

является

формирование

общих

и

профессиональных

компетенций,

творческое

овладение

знаниями,

умениями,

развитие

мыслительных

способностей.

Особенно

актуально

применение

принципа

проблемного

обучения

в

средних

специальных учебных заведениях. Стандарт

среднего специального образования по

большинству предметов ориентирован на практическое обучение, а проблемное обучение

является одной из самых удобных педагогических технологий, мотивируя студентов к

проявлению

своей

интеллектуальной

активности

к

получению

новых

знаний

и

приобретения должных компетенций. В процессе проблемного обучения преподаватель не

сообщает учащимся готовых знаний, а организует студентов на их поиск. Функцией

преподавателя

в

данном

процессе

является

организация

обеспечения

оптимального

сочетания самостоятельной поисковой деятельности учащихся в комплексе с усвоением

готовых выводов науки.

При проблемном обучении используются следующие методы:

проблемная задача, проблемный вопрос, проблемное задание.

Проектная технология является одной из ведущих технологий

образования в

рамках

СПО.

Образовательный

процесс

при

этом

основывается

не

на

изучении

непосредственно самого учебного предмета, а в выполнении деятельности по данному

предмету, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его стремление к

обучению. Процесс обучения состоит в создании ситуации самостоятельности учащихся в

принятии

проектных

решений,

восполнении

студентами

недостающих

знаний

из

различных

источников.

При

надлежащем

подходе

в

ходе

разработки

проекта

формируется индивидуальный продукт. При применении такой технологии преподаватель

является руководителем, консультантом, «человеком, задающим вопросы». При таком

подходе происходит саморазвитие и самоактуализация личности студента.

Информационно-коммуникационные

технологии

обучения

включают

следующие

формы

учебной

деятельности:

регистрация,

сбор,

накопление,

хранение,

обработка

информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших

объемов информации, представленных в различной форме.

Современный преподаватель должен уметь работать с современными средствами

обучения,

для

обеспечения

одного

из

главнейших

прав

обучающихся

-

права

на

качественное образование. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в

образовательный

процесс

требует

от

преподавателя

умения

работы

с

компьютером.

Использование преподавателем информационных технологий в своей деятельности дает

возможно сть

студент ам

приобре сти

навыки

п р и м е н е н и я информационно-

коммуникационных

технологий.

Внедрение

информационно-коммуникационных

технологий в процесс обучения предполагает изменение и значительное обогащение

возможностей

образования,

предполагающее

использование

интегрированных

курсов

ходе обучения, а также возможностей Интернет.

С

целью

формирования

профессионализма

будущих

выпускников

применяется

технология развития критического мышления. Данная технология представляет собой

систему

решений,

обучающих

студентов

навыкам

продуктивного

мышления,

позволяющим эффективно работать с потоком информации, принимать осмысленные

решения в области профессиональной деятельности. В ходе реализации обучения по

данной

технологии

преподаватель

выступает

в

роли

наставника.

Технология

предполагает сотрудничество преподавателя и обучающегося, активнее участие самого

студента.

Важным

условием

успешного

применения

данной

технологии

является

создание

преподавателем

психологического

комфорта,

снимающего

напряжение

учащегося. Реализация преподавателем технологии «Критическое мышление» позволяет

обучить

учащегося

самостоятельному

решению

проблем,

возникающих

в

процессе

производственной деятельности, а также способам оценки эффективности принятых

решений. В процессе обучения студент вспоминает, что ему известно по изучаемому

вопросу, делает предположения, ставит проблемные вопросы. Преподаватель должен

уважительно

и

толерантно

относится

к

любым

высказанным

мнениям,

пусть

даже

абсолютно

неверным.

Целью

применения

такой

технологии

является

развитие

критического

мышления

учащихся

посредством

интерактивного

включения

в

образовательный

процесс.

Использование

данной

технологии

позволяет

студентам

использовать свои знания в ситуациях с высоким уровнем неопределенности, создавать

базу для новых видов человеческой деятельности.

Следующая

образовательная

технология

Кейс-технология,

является

методом

анализа

ситуаций.

Суть

данного

метода

состоит

в

организации

процесса

обучения

посредством

описания

конкретных

ситуаций. Перед

студентами

ставится

задача

-

осмыслить и проанализировать реальную ситуацию. Непосредственная цель метода кейс-

стадии

совместными

усилиями

группы

обучающихся

провести

анализ

ситуации,

возникающей

при

конкретном

положении

дел,

выработать

практическое

решение.

Конечным результатом деятельности группы является оценка предложенных алгоритмов

решения поставленной проблемы и выбор лучшего алгоритма. Кейс-технология относится

к неигровым имитационным активным методам обучения. Метод кейс - стадии является

инструментом,

позволяющим

применить

теоретические

знания

студентов

к

решению

практических задач. Метод способствует развитию у обучающихся самостоятельности

мышления, умений выслушать и учесть альтернативную точку зрения, аргументировано

высказать

свою.

Применяя

данный

метод,

студенты

имеют

возможность

проявить

и

усовершенствовать

свои

аналитические

и

оценочные

навыки,

научиться

работать

в

команде, искать и находить оптимальное решение поставленной проблемы.

Одновременно метод кейс - стадии выступает и как образ мышления преподавателя,

его способность по-иному думать и действовать, повышать свой творческий потенциал.

Деятельность преподавателя в кейс - технологии основывается на принципе партнерства,

сотрудничества;

принципе

смещения

роли

преподавателя

с

объяснения

учебного

материала к процессу организации добывания знаний, снижение роли преподавателя как

единственного «знатока» и возрастание его роли как эксперта, консультанта, помогающего

студенту ориентироваться в мире профессиональной информации.

Применение здоровьесберегающих технологий, позволяют преподавателю во время

занятия равномерно распределять различные виды заданий, определять время подачи

сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ,

нормативно

применять

ТСО,

что

дает

положительные

результаты

в

обучении.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе колледжа

позволяет студентам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном

пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Технология эффективной речевой деятельности, направлена на повышение качества

речи педагога и учащихся. Достигается через активизацию устной речевой деятельности

учащихся, работу с разными видами текстов, разнообразие видов речевой деятельности

педагога, мониторинг качества речи.

В

основе

каждой

педагогической

технологии

лежит

методологическая

позиция

преподавателя,

использующего

ее

в

своей

профессиональной

деятельности.

Каждая

технология

-

это

определенный

алгоритм

педагогических

действий,

операций.

Обязательной частью любой технологии является рефлексия, а в основе процесса -

взаимодействие преподавателя и студента. Дифференцированное применение технологий

способствует формированию у будущих выпускников колледжа ключевых компетенций,

обеспечивающих их востребованность на рынке труда.

Список литературы:

1.

Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. –

СПб.: Питер, 2006. – 304 с.

2.

Уревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С.

Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

3.

Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб.

заведений / В. В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.



В раздел образования