Автор: Берсенева Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1530 "Школа Ломоносова"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Значение лепки в детском саду как условие для развития творческого воображения дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Значение лепки в детском саду как условие для
развития творческого воображения дошкольников
.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей
дошкольного возраста. Скульптор И.Я. Гинцбург говорил о значении лепки
следующее: «В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как
арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете.
Это первое чтение, изложение предмета». Еще одной специфической чертой
лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки
стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в
виде игры углубляет у детей интерес к лепке.
Занятия лепкой связаны с занятиями по ознакомлению с
окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной
литературы, с наблюдением за живыми объектами. Созданием ребенком даже
самых простых скульптур - творческий процесс.
Скульптура открывает большие возможности для обучения детей
композиций. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к
умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно
располагать их. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в
руки и по мере необходимости изменяет.
В своей лепке дошкольники всегда идут от образа, который они
наблюдали сами или под руководством взрослых, но при изображении
допускают неточности в передаче пропорций. Например, они могут вылепить
очень большую голову и тонкие ноги у фигуры человека или животного, так
как им еще трудно сопоставлять части между собой, но у них уже можно и
нужно вырабатывать потребность сравнивать длину ног, рук по отношению к
туловищу.
Из выразительных средств дети часто пользуются отделкой фактуры,
изображая ее стекой (углубленный рельеф) или накладыванием на
поверхность мелких кусочков пластилина. Подобное стремление ребят
определяет их изобразительную деятельность как образную, говорит об их
желании выполнить предмет таким, какой он есть. Дополняя создаваемый
образ мелкими деталями, дети часто увлекаются их объемным изображением.
Так, они лепят глаза в виде двух маленьких шариков, уши, рот, чешую у рыбы
- в виде расплющенных округлых форм.
В связи с тем, что ребята не стремятся тщательно отработать форму,
во время занятий у них остается время на лепку других или однородных
предметов. Особенностью работ, получающихся у дошкольников, является
недостаточная прочность в скреплении частей. Ребята забывают плотно
прикреплять голову, крылья и т. д., не придают этому значения; только после
специальных указаний воспитателя они делают это более тщательно.
Немалую роль в создании лепного образа играет накопление умений
пользоваться различными способами изображения, которым дети научились
во время занятий. Так, ребята конструируют предметы, составляя их из
частей. Кроме того, можно наблюдать, как они начинают вытягивать части из
целого куска, самостоятельно перенося этот способ на изображение
предметов, которые лепят по собственному замыслу. Пятилетние дети уже
могут лепить туловище и ноги животных из целого куска; при этом они
помогают себе в работе стекой, делая надрезы в нужных местах.
Таким образом, мы видим, что творческие возможности 4-5 летних
детей шире, чем у детей второй младшей группы. Они уже владеют многими
способами лепки, умением использовать такие выразительные средства, как
изображение формы, дополнение предмета деталями, усиливающими образ.
Все это открывает возможность проявления большей самостоятельности в
определении замысла и его решения, в использовании выразительных
средств.
Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое
представление о нем в пространственно - пластичных образах.
Занятия лепкой способствуют развитию таких психических процессов,
как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих
способностей. Лепка способствует развитию восприятия, пространственной
ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-
значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь
лепкой, у ребенка укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся
более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок
подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому
всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из
несомненных достоинств лепки с дошкольниками является интеграция
предметных областей знаний. Деятельность лепкой позволяет интегрировать
различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с
жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других
занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию
речи, и т.д.).
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания
дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти,
образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для
успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного
искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство
прекрасного. Таким образом, можно предположить, что лепка благотворно
сказывается на развитии ребенка как творческой личности.
Если этот вид деятельности правильно организован, то лепка может
стать любимым занятием детей. Перед воспитателями ставятся определенные
задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и
техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности.
«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей
— к красивой жизни и от красивой жизни — к абсолютной красоте».
(Платон)
Успешное развитие творческого воображения заключается в учете
индивидуальных особенностей ребенка, предоставлении ребенку большой
свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности
занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание
ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией
того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и
пойдет ребенку на пользу, но предоставление ребенку такой свободы не
исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную,
доброжелательную помощь взрослых. Самое главное здесь - не превращать
свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка
- распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только
вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.
Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Названные условия развития детского творческого воображения
прекрасно создаются в процессе занятий в клубах по интересам, организации
досуговой деятельности детей.
Давно известно, что для творческого воображения необходимо
комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени,
поэтому тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.
Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие
к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям
несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания
и осуждения. Следовательно, воспитание творческого воображения детей
будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой
целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных
педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.