Автор: Золотникова Алла Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ города Астрахани "СОШ №49"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Развитие профессиональной компетентности классного руководителя в системе воспитательной работы школы
Раздел: среднее образование
Развитие профессиональной компетентности классного
руководителя в системе воспитательной работы школы
Золотникова А.И., учитель русского языка и литературы МОУ <СОШ №49>
В материалах модернизации российского образования компетентности подвох
провозглашается как одно из важных концептуальных положений деятельности
образовательного учреждения.
Реализация компетентностного подхода нам видится:
в осознанном создании имитирующих жизненных ситуаций, позволяющих осваивать
обучающимися и педагогами разные виды деятельности (учебную, познавательную, трудовую,
проектную и др.), что содействует формированию ключевых компетентностей, а также приобретению
социального опыта;
во введении технологий компетентностного обучения и воспитания, требующих
демонстрации уровней ключевых компетентностей;
в обеспечении общественно-государственного управления образовательным учреждением с
целью реализации запросов потребителей образовательных услуг и возрастанием ответственности
учреждения за результаты деятельности;
в обеспечении социального партнерства образовательного учреждения;
о внедрении новой системы оплаты труда педагогам за <точки прироста>, а не абсолютные
показатели;
в привлечении общественной экспертизы для оценки качества работы образовательного
учреждения.
Это позволило нам сформулировать цели воспитательного процесса для различных возрастных
групп на основе ключевых социокультурных компетенций учащихся. Коллективом школы на
педагогическом совете была принята компетентностная модель выпускника школы №49. Для
каждой ступени обучения эти цели были конкретизированы в локальных целях и задачах.
Перевод основных требований программы развития воспитательной системы образовательного
учреждения в реальное школьное пространство осуществляет, прежде всего, классный
руководитель (1:86-87). От <классного руководителя нового качества> зависит как качество
воспитательного процесса образовательного учреждения, так и эффективность воспитательной
системы школы. Классный руководитель (воспитатель)- самая важная категория организаторов
воспитание в образовательных учреждениях. Он является формальным и фактическим лидером
группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности
детей, помощников. При этом он должен учитывать конкретные условия жизнедеятельности
вверенного ему коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их
достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности
школьника (2:54-55).
Именно поэтому нам необходим классный руководитель, который работает не в рамках
рецептурной педагогики, а в пространстве концептуальной педагогики, Потребность школы в
новом педагоге, который не только <учит и воспитывает>, а в первую очередь создает условия для
эффективных процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих воспитанников;
который не паникует от каждого изменения в социальной общественной ситуации, в
воспитательных программах и т.д., поскольку владеет навыками профессиональной управленческой
деятельности; классном руководителе-методологе и руководителе-управленце четко определена и в
государственных документах, определяющих приоритеты образовательной политики сегодня(3:5-
22).
Учитывая все вышесказанное, именно классный руководитель и его система
профессиональных компетентностей были определены как та инновационная область, развитие
которой должно привести к ожидаемым изменениям всего воспитательного пространство школы.
Развитие профессиональной компетентности классных руководителей нашей школы
осуществляется посредством 100% участия в исследовательской деятельности по проблеме
<Формирование эстетической среды в контексте социокультурной доминанты воспитательной
системы школы (на основе взаимодействия педагогического коллектива, семьи, учащихся)>.
В этой связи для реализации основной миссии школы-подготовки ребенка к жизни -
необходимо:
1.
Принципиальное изменение отношений школы с внешней средой, обеспечивающее:
открытость школы; ориентацию школы на потребности местного сообщества; адекватность и
своевременность реакции школы на изменения внешней среды; активный поиск социальных
партнеров и источников дополнительного ресурсного обеспечения (финансового, информационного
и т.п.).
2.
Качественное изменение <внутренней среды> школы (современные образовательные
технологии, уровень профессионализма учителей, организационная культура), обеспечивающее:
адаптивность, комфортность и успешность обучения учащихся; освоение педагогами
продуктивных образовательных технологий; оптимальное соотношение различных видов
деятельности учащихся, их интеллектуальной, эмоциональной и физической активности; развитие
толерантности и реализации субъектной позиции всех участников образовательного процесса.
3.
Формирование ключевых компетенции у учащихся и педагогов, необходимых для
обеспечения качества образования.
Для совершенствования структуры управления образовательным учреждением с учетом
провозглашенных приоритетных направлений в образовательной политике мы выделяем
следующие основные направления работы с классными руководителями:
1.
Профессиональная и личностная диагностика классных руководителей.
2.
Управление развитием методического объединения классных руководителей.
3.
Методическая учеба классных руководителей.
4.
Психолого-педагогическое сопровождение и консультирование.
Именно классный руководитель и его профессиональная компетентность являются
системообразующим элементом воспитательной системы образовательного учреждения,
развитие которой должно привести к ожидаемым изменениям всего воспитательного пространства
школы. А положительная динамика мастерства воспитателей безошибочно свидетельствует об
эффективности воспитательного процесса в учебном заведении, являясь важным показателем его
качества {4:12-13}.
Администрация школы использует различные стимулы успешной деятельности классных
руководителей.
Учитывая, что эмоциональный комфорт повышает эффективность педагогической
деятельности, в школе делается все, чтобы она была успешной. Для классных руководителей и
учителей проводятся методические учебы, научно-практические семинары, круглые столы. Они
участвуют в работе конференций, проведении семинаров различных уровней, обмениваются
опытом, получают новую информацию, а также совместно разрабатывают новые воспитательные
технологии {5:45-49}. Например, при проведении педсовета по применению новых форм работы с
детьми была проведена деловая игра <Учитель, родитель, ученик>, которая позволила примерить и
оценить разные подходы к одному и тому же вопросу воспитания ребенка. При проведении
семинара - практикума по проблеме психологического сопровождения педагогического процесса
была предложена игра <Корзина грецких орехов>, очень популярна среди педагогов методическая
учеба в форме анонимного психологического консультирования.
Таким образом, мы можем сказать, что созданная и реализуемая в школе система развития
профессиональной компетентности классных руководителей является, во-первых, субъект-
развивающей, а, во-вторых, гарантирует не только повышение качества воспитательного процесса,
но и обеспечивает условия для его устойчивого полноценного развития.
Литература:
1.
Васильева Е.В. Формы и технологии организации деятельности классных руководителей,
стимулирующие повышение их успешности. // Классный руководитель. - 2008. №5 - C. 86-88.
2.
Ильчишина Р.М. Мысли о воспитании: Воспитательная работа. Классное руководство //
Классный руководитель. 2008. №5. - С. 54-56.
3.
Колодкина С.И. Папка <В помощь классному руководителю> // Классный руководитель. -
2008. №3 - С. 5-22.
4.
Сластенин В.А., Браже Т.Г. Профессиональная компетентность классного руководителя. -
2008.- С. 12-13.
5.
Нечаев Н.А. Классный руководитель и воспитательная работа школы. - 2006. - С. 45-49