Автор: Прокофьева Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед,
Учебное заведение: ГБОУ "Школа№2051"
Населённый пункт: г Москва
Наименование материала: педагогическая статья по логопедии
Тема: " Подготовка к индивидуальному коррекционному занятию с детьми учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование
Подготовка к индивидуальному коррекционному занятию с детьми учителя-
логопеда
Индивидуальные коррекционные занятия с детьми по постановке звуков, я начинаю с
тренировки и разминки общей пальчиковой моторики. Так, как ребенок только что вошел
в кабинет после занятий в группе ему сложно переключиться на артикуляционную
гимнастику, или постановку звука.
В своей работе я использую игольчатые массажные мячи. Движения пальцев и кистей рук
ребенка имеет особое развивающее воздействие. Благодаря которым дети развивают не
только мелкую моторику ,но и речевую память. Простые движения рук помогают убрать
напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они
способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а
речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение
подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую
активность ребёнка. Мы разучиваем с детьми из строчек действия, дети усваивают
понятия «выше», «ниже», «право», «лево», «вверх и вниз», дети учатся математическому
счету. Веселые стихи улучшают ребенку настроение и желание выполнять логопедические
упражнения.
« Веселый счет»
« Ёжик в руки надо взять,
(берем и катаем массажный мячик)
И иголки посчитать.
Раз ,два, три, четыре ,пять!
(пальчиками одной руки нажимать на шипики)
Начинаем счет опять.
(перекладываем мяч в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять!
(пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
« Мячик»
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю
Им поклажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.
(перекидываем мяч из руки в руку под счет до пяти –десяти)
( все действия выполняем по тексту).
« Веселый Ёж»
Ежик в руки мы возьмем
Покатаем и потрем,
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Пустим ежика на стол,
Ручкой ежика прижмем
И немножко покатаем
Потом ручку поменяем.
Ежика в руках кручу,
Поиграть .я с ним хочу.
( все действия выполняем по тексту)
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими
стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится
контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и
последовательность движений.
У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет
«рассказывать руками» целые истории ( дети придумывают историю как мячик-еж
заблудился среди игрушек, что ежика надо отправить в лес гулять и т.д.)
Пальчиковые игры и упражнения с массажным мячом – уникальное средство для развития
мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с
использованием «массажных мячей» стимулирует развитие речи, пространственного,
наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового
и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность,
способность сосредотачиваться. Помимо этого, массажные пальчиковые игры расширяют
кругозор и словарный запас детей, дают и экологические знания, обогащают знания детей
о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают
уверенность в себе.
В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы, ладони, приобретут силу,
хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение речевых навыков
.Благодаря этим упражнениям с мячами дети становятся более открытыми, хорошо идут
на контакт со взрослым.