Автор: Михалченкова Инна Вадимовна
Должность: мастер п/о, преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Новоуральский технологический колледж"
Населённый пункт: г. Новоуральск Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование АМО в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное
Тезисы
В современном мире требования к выпускникам учебных учреждений на
рынке труда меняются: необходим переход от хорошего специалиста – к
хорошему сотруднику. Хороший сотрудник – это не только хороший
специалист, но и человек, который может работать в команде, способен к
инновациям, самостоятельно принимает решения, проявляя инициативу.
Ценностью становятся не знания, которыми обладает выпускник, а умение и
практический опыт их применения.
Новая нормативно – правовая база российского образования, а именно новое
поколение ФГОС, дали дополнительные свободы в решении задач по
формированию содержания профессионального образования, организации
учебного процесса, а также предоставили возможность построения
индивидуальных траекторий профессионального образования. Также в
настоящее время профессия «Повар, кондитер» претерпела коренные
изменения: из «серых» общепитовских стен она «выходит» в
привлекательные, комфортабельные кафе и рестораны с богатейшим
набором изысканных блюд.
Чтобы выпускники были успешными и востребованными на современном
рынке труда, я должна научить их учиться. Поэтому в своей педагогической
деятельности я использую элементы различных технологий:
дифференцированное обучение (задания различного уровня сложности),
личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативных
технологии (применение учебных электронных ресурсов по профессии,
ресурсов сети Интернет, разработка презентаций к урокам), интерактивные
уроки, технология игровых методов, технология проектного обучения
(исследовательские работы).
Я считаю, что на уроках теоретического цикла, очень важен личностно-
ориентированный подход, потому что к нам приходят обучающиеся, часто
выбравшие свою специальность еще не вполне осознанно. Влияет и возраст,
и не устоявшиеся взгляды на свое будущее. Одной из своих главных задач,
считаю заинтересовать их предметом, стремлюсь к тому, чтобы они
полюбили свою профессию
Для реализации программы ФГОС III поколения и подготовки
конкурентноспособных выпускников системы среднего профессионального
образования необходимо внедрение инновационных образовательных
технологий.
Поскольку результатом обучения в УСПО
должно быть формирование
комплекса компетенций, который бы позволял выпускникам гибко применять
знания
в
различных
социально-профессиональных
ситуациях,
то
становится
необходимостью использование таких педагогических технологий, которые бы
позволили приблизить учебный процесс к реальной производственной ситуации.
Одной из таких технологий являются имитационные технологии, которые
способствуют тому, что обучающийся из пассивного слушателя превращается
в активного участника образовательного процесса.
Технология имитационного обучения создает возможности для интеграции
знаний по теории и практики, преподавание которых трактуется в контексте
профессиональной
деятельности
с
использованием
всего
потенциала
обучающегося.
В
о с н о в е имитационных
технологий лежит
имитационное
или
имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение реальных явлений и
процессов профессиональной деятельности в условиях обучения.
Считаю, что через внедрение элементов имитационных технологий, у
обучающихся формируются профессиональные и общие компетенции:
-понимание сущности и социальной значимости своей будущей
профессии;
-организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее
достижения;
-осуществление поиска и использования информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач;
-умение работать в команде.
Результатом применения вышеперечисленных технологий является:
- повышение качества знаний обучающихся, развитие способностей
каждого обучающегося,
-приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную
деятельность,
-активизация познавательной деятельности и творческой активности
обучающихся,
-формирование личностных качеств обучающихся,
Уроки на основе групповой деятельности помогают обучать работать в
коллективе. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно
включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать
как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для
подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное
самоопределение в деятельности имеет большое значение. Опыт
показывает, что групповая работа особенно эффективна, если
преподавателем организован процесс распределения учебных заданий и
продумана технология обсуждения их в коллективе. Именно сам процесс
обсуждения учебных заданий воспринимается так, как будто бы взрослые
советуются с обучающимися, спрашивают об отношении к происходящему
и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает
обучающимся целенаправленно осуществлять процесс познания и
чувствовать себя более уверенно.
Мною
были
проведены
урок
по
МДК
«Технология
приготовления
желированных сладких блюд» с применением имитационных технологий.
Результат
урока
–
обучающиеся
должны
были
освоить
технологию
приготовления условных блюд
Сначала у обучающихся
проходит
проверка по закреплению знаний
пройденного материала. Здесь я использую различные методы АМО. При таком
подходе, все обучающиеся вовлечены в активную познавательную деятельность
Затем обучающимся
представляю
презентацию, а потом идёт устное
объяснение. Также использую рабочую тетрадь по кулинарии, где обучающиеся
отвечают на вопросы самостоятельно, демонстрируя своё умение работать с
профессионально-ориентированной информацией;
А на втором уроке обучающимся я предлагаю ролевые игры.
Необходимо создать такие условия,
чтобы они были приближенными к
реальному производству.
Для этого группа делится на 4 команды. В каждой команде должен быть
руководитель, зав. производством и менеджер по рекламе.
Задание может быть следующего характера:
1. Выбрать тип специализированного предприятия
2. Придумать названия предприятия
3. Разработать меню в соответствие с выбранным типом предприятия
4. Изучить разновидности каждой группы условных блюд
5. Подобрать ассортимент блюд из 5 наименований, по видам
6. Разработать технологическую карту на одно из блюд по выбору
7. Оформить меню
8. Презентовать меню своего предприятия
Командам выдаётся задание: При выполнении задания используется метод
«мозгового штурма»
На выполнение задания отводится 20 мин.
Правильность
оформления
технологической
карты
оценивается
обучающимися другой команды.
Материально-техническое оснащение урока:
1.
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий
2.
Бланк технологической карты
3.
Раздаточный материал
4.
Профессиональные журналы «Питание и общество»,«Метро»
5.
Канцтовары
На заключительном этапе было представление команд (презентация своего
предприятия). В зависимости от его типа. Оценивание правильности
заполнения технологической карты проводится другой командой.
Для правильности оформления технологической карты
разрабатываются оценивающие средства ( оценочный лист).
Затем обучающиеся озвучивают проблемы (трудности, встретившиеся во
время работы). В конце преподаватель объявляет оценку каждой команде.
Или задание, где обучающиеся самостоятельно разрабатывают фирменное
блюдо своего предприятия. Это задание более сложное, т.к. фирменное блюдо
приходится
искать
самостоятельно
в
профессиональной
литературе.
А
технологической карты в сборнике нет.
В технологии имитационного обучения содержание подготовки специалиста
включает
два
компонента:
предметное
содержание
(или
базовое),
которое
обеспечивает
профессиональную
компетентность
специалиста,
и
социальное
(фоновое),
обеспечивающее
способность
работать
в
коллективе,
быть
гражданином. Усвоение теоретических знаний и опыта осуществляется в ходе
разрешения
моделируемых
профессиональных
и
проблемных
ситуаций. Это
обеспечивает
трансформацию
процедуры
усвоения
знаний
в
практическую
деятельность будущего специалиста.
Таким образом, использование имитационных технологий позволяет
активизировать мышление, максимально включить в деятельность всех,
вне зависимости от наличия серьезных мотивов к обучению;
стимулировать
самостоятельную
выработку
решений
в
ситуациях,
приближенных к профессиональным проблемам;
изменить взаимоотношения педагога и учащегося;
развивать
умение
работать
с
профессионально-ориентированной
информацией;
строить коммуникации в различных ситуациях.
Заключение
Современное развитие общества, интенсивный поток разнообразной
информации, необходимость быстрого реагирования на рынке требуют от
современного
специалиста
и
руководителя
владения
навыками
работы
в
к о м а н д е , в
среде
современных
информационных
технологий,
самостоятельности в принятии решений, способности к саморазвитию.
Развитие общества изменяет требование и к современным педагогам,
которые
должны
не
только
быть
компетентными
в
области
своей
специальности,
но
и
готовы
поделиться
глубоким
знанием
изучаемой
дисциплины,
а
также
владеть
новыми
учебными
технологиями,
обеспечивающими
активное
вовлечение
студентов
в
учебную,
научно-
исследовательскую и самостоятельную работу.
Внедрение инновационных образовательных технологий приносит свои
изменения в потенциальное развитие личности преподавателя и студента,
способствует высокому развитию уровня образовательной деятельности