Автор: Березина Наталья Львовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "Гимназия № 4"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность учащихся в формате подготовки к ЕГЭ по русскому языку в условиях ФГОС
Раздел: полное образование
СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ И
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Современный музей - не только хранитель прошлого. Безусловно,
собирание, хранение, изучение и экспонирование предметов-памятников
материальной и духовной культуры - основное в работе музея, но сегодня не
менее важны и другие его функции - просветительская и популяризаторская.
Особенность музея как учреждения культуры заключается в том, что
«действуя в настоящем, он одновременно обращен и в прошлое, и в будущее.
В прошлое - поскольку сохраняет культурное наследие, в будущее - ибо
участвует в формировании ценностных ориентаций».
Современный музей должен уметь откликаться на общественно
значимые вопросы, быть открытым к диалогу, стремиться к расширению
молодежной аудитории, что невозможно без постоянного поиска новых форм
взаимодействия с другими учреждениями культуры и образования, без новых
событий, позволяющих привлечь молодежь к изучению мирового
художественно-культурного наследия.
Отдел зарубежного искусства картинной галереи имени П.М. Догадина
считает одним из приоритетных направлений своей деятельности оказание
консультационной помощи педагогам и школьникам города в процессе
подготовки к научно-практической деятельности. Предметы искусства,
представленные в экспозиции отдела, становятся не только объектами
внимания и исследования в рамках школьных, муниципальных и
региональных НПК, они вполне заслуженно вызывают желание продолжить
знакомство с ними в расширенном формате.
С 2014 года сотрудники отдела зарубежного искусства начали
целенаправленное и адресное сотрудничество с образовательными
учреждениями города и области не только плане социокультурного
взаимодействия, но и в рамках содействия в организации проектной
деятельности учащихся.
Работа ведётся по направлениям 2 направлениям
1. Консультационная помощь и методическое сопровождение учащихся
при подготовке в проектной деятельности:
- в школе (младшие школьники, учащиеся средней и старшей школы)
- на муниципальном и региональном уровне (учащиеся средней и старшей
школы)
- на Всероссийском и международном уровне (учащиеся старшей школы,
студенты ВУЗов и колледжей)
2. Консультационная и методическая помощь учителям города и области
при организации проектной деятельности учащихся, проведении
культурно-образовательных мероприятий и в текущей работе
Следует отметить, в последнее время в практику современного
образования возвращаются методы, использовавшиеся в середине XX века, и
отошедшие на второй план позднее. Прежде всего, речь идёт о методе
проектов.
В системе взаимодействия и активного сотрудничества
образовательного учреждений и музея имеет этот метод большой потенциал.
Во-первых, он предполагает постановку проблемы, имеющую не только
научную ценность, но и предполагающую развитие личностных качеств,
умений, навыков, культурного развития. При работе над проектом на первый
план выдвигается личная заинтересованность автора проекта в поставленной
проблеме. Участник проекта получает не только новые знания и умения, но и
раскрывает свои творческие способности.
Во-вторых, возможность прямого взаимодействия с музеем позволяет
найти применение своим способностям, больше возможностей для выбора
темы проекта.
Опыт работы показал, что отдел зарубежного искусства- одна из
наиболее перспективных базовых площадок для проектной деятельности уже
потому, что привлекает многообразием тем для проектных и
исследовательских работ.
Занимаясь проектной деятельностью, можно
получить новые знания не только по исследуемой проблеме, но в целом
расширить кругозор, повысить свой интеллектуальный уровень.
На наш взгляд, проектная деятельность в этом направлении должна
быть связана с музейным собранием непосредственно: объектами внимания
юных исследователей должны выступать собственно музейные предметы,
коллекции, собрания. И данное направление является весьма перспективным
для применения метода проектов. Проект в первую очередь ориентирован на
получение практического результата, так называемого продукта. Продукт в
свою очередь должен отвечать потребностям любого человека,
столкнувшегося с проблемой, на которую был направлен проект.
Остановимся на некоторых примерах проектной деятельности на базе
музея и видах готового продукта (итоговой деятельности, практического
результата).
Консультационная помощь и методическое сопровождение учащихся при
подготовке в проектной деятельности
-
в школе (младшие школьники, учащиеся средней и старшей школы)
В рамках сотрудничества с образовательными учреждениями города и
области, отдел зарубежного искусства поддерживает тесные связи с МБОУ
«Гимназия № 4», учащиеся которой получают первый опыт проектной
деятельности ещё в начальной школе. В прошлом (2014 г.), спустя около года
после проведения экскурсионных мероприятий на базе ОЗИ, а также
выездных МПЗ на базе гимназии, учителя 4 классов обратились с просьбой
об оказании консультационной помощи при подготовке к ежегодной внутри
школьной НПК «Понарошкин мир», которая проводится для учащихся
начальной школы уже в течение 10 лет. По результатам предыдущей
совместной деятельности (экскурсии в ОЗИ, выездные МПЗ) появилась
потребность в организации работы над проектом на базе экспозиции ОЗИ и с
учётом возможностей «Гравюрного кабинета».
Безусловно, в первую очередь, при планировании сотрудничества во
внимание был принят возраст будущих участников проектной деятельности
(10 лет) и то, что это их первый опыт подобной работы. Т.е. информация по
теме проекта была представлена для его участников в популярной форме, с
привлечением возможностей экспозиции ОЗИ, а также с использованием
мульти и медиа ресурсов, подобранных или созданных сотрудниками отдела.
Так на основе уже существующей экспозиционно и информационной
базы ОЗИ, а также дополнительно привлечённых ресурсов родился проект
«Союз земли, воды и пламени». История тонкой керамики в Европе XVIII-
XIX вв.
Следует отметить, что жюри НПК «Понарошкин мир» не только обратило
внимание на оригинальность идеи проекта, замысел и его воплощение, но и
отметило серьёзные задатки будущей научно-исследовательской работы,
которые открылись перед младшими школьниками в процессе
взаимодействия с сотрудниками музея.
Работа в этом направлении, её результативность открывают перспективы для
дальнейшей деятельности в этом направлении.
Консультационная помощь и методическое сопровождение проектной
деятельности учащихся при подготовке в проектной деятельности
- на муниципальном и региональном уровне (учащиеся средней и
старшей школы)
- на Всероссийском и международном уровне (учащиеся старшей
школы, студенты ВУЗов и колледжей)
Не меньший интерес вызвала возможность сотрудничества с музеем в
проектной деятельности среди учащихся среднего звена и старшей школы, а
также учителей предметников гимназии, которые также уже имели
возможность посетить залы ОЗИ и познакомиться с их экспозицией.
Проекты, осуществляющие взаимодействие науки и искусства, особенно
популярны в последние годы.
Обратимся к конкретному примеру. Учитель физики МБОУ «Гимназия
№ 4» побывав месте с учениками 9 классов на экскурсии по залам искусства
Западной Европы, обратила их внимание на то, что пейзажи, которыми
располагает экспозиция ОЗИ, могли бы послужить наглядной иллюстрацией
к одной теме уроков физики - «Тепловые явления». Итогом этого наблюдения
стал проект «Тепловые явления и образы климатических изменений в физике
и искусстве (на картинах художников XIX- XX века из экспозиции отдела
зарубежного искусства АГКГ им. П.М. Догадина)».
Цели и задачи проекта:
- формирование умений применения знаний в новых условиях и
предполагаемых обстоятельствах (культурологический аспект при изучении
физики); обобщение и систематизация знаний по теме “Тепловые явления”;
-выявление умения распознавать физические явления в природе и
художественных описаниях; показывать, что физические процессы,
протекающие в природе, могут быть объяснены не только научным методом,
но и переложены на язык живописи и художественной речи;
– развитие способностей правильно формулировать свои мысли в процессе
обобщения изученного материала, умения вести исследовательскую работу,
самостоятельный сбор материалов, применяя изученные термины и понятия;
– воспитание культуры речи, коммуникативных навыков, эстетического
вкуса; расширение кругозора.
Гипотеза: Физические процессы, протекающие в природе, могут быть
объяснены не только научным методом.
Предполагаемый итоговый продукт проекта: Альбом-презентация по теме
проектной деятельности «Тепловые явления и образы климатических
изменений в физике и искусстве (на картинах художников XIX- XX века из
экспозиции отдела зарубежного искусства АГКГ им. П.М. Догадина)» – с
возможностью использования материалов исследования на уроках физики и
искусства в школе.
Ещё один проект в это же время был подготовлен при сотрудничестве
сотрудников ОЗИ с музеем Б.М. Кустодиева, Краеведческим музеем,
областной научной библиотекой и Музеем истории города.
Это
интегрированный культурно - образовательный проект «История
возникновения традиции чаепития в Астрахани». В процессе работы над ним
участниками проектной деятельности были рассмотрены следующие
вопросы:
1. Изучение истории появления чая в Астрахани
2. История русского самовара
3. Фарфоровая и фаянсовая посуда как обязательная часть традиции чаепития
4. Отражение традиций чаепития в живописи.
5. Потребительские предпочтения на современном рынке чая города
Астрахани.
Формой представления итогов совместной проектной деятельности
стали прошедшие 13 апреля 2015 г. на базе Астраханской государственной
картинной галереи им. П.М. Догадина V (юбилейные) Догадинские чтения,
которые были учреждены по инициативе АГКГ при поддержке Министерства
культуры Астраханской области и в сотрудничестве с Астраханским
государственным университетом.
В этом году мероприятие предстало в новом, расширенном формате
-международная научно-практическая конференция обучающихся средних
общеобразовательных учреждений и учреждений среднего и высшего
профессионального образования. Работа четырёх секций предусматривала
широкий спектр исследовательской и творческой деятельности её участников.
Отрадно отметить, что работы участников, созданные при непосредственном
содействии, консультационной помощи и методической поддержке
сотрудников отдела зарубежного искусства были не только высоко отмечены
членами жюри НПК, но и получили призовые места, что позволило им в
дальнейшем принять участие в разнообразных НПК как всероссийского, так
и международного уровня и также одержать там убедительную победу
1.
Секция № 1 - «Произведение искусства (музейный предмет) из
собрания АГКГ и ее филиалов (история создания и бытования,
основные характеристики)»
2.
Секция № 4 - «Эссе «Союз пера и кисти: взаимодействие
литературы и изобразительного искусства» (посвящается Году
литературы)»
Кроме того, особый интерес жюри вызвали работы участников из стран
Европы и Азии, которые позволили расширить рамки конференции не только
в географическом, но и толерантном пространстве современного научного
мира школьников.
Это такие работы, как «Магия сливы мэй» (Онищенко
Анна, Хайнаньский университет, Китай); «Вековая дружба пера и кисти»
(Никитина Ольга, Адриатический колледж, Черногория). Привлечение
авторов этих работ к участию в ПНК, а также оказание консультационной
помощи- также сфера деятельности сотрудников ОЗИ.
V (юбилейные) Догадинские чтения завершили свою работу, научно-
практическая конференция подвела итоги, но это событие не стало финалом
длительной работы, оно открыло новые просторы деятельности, перспективы
для сотрудничества культурных и образовательных учреждений города и
области. Первые шаги в науку для многих её участников станут, несомненно,
важной вехой на пути становления всесторонне развитой личности,
востребованной современным обществом.
Упомянутые выше проекты приняли самое активное участие в
Международной научно-практической конференции ассоциированных школ
ЮНЕСКО «Мир вокруг нас», которая прошла 13-14 марта в МБОУ г.
Астрахани «Гимназия № 4». Участниками конференции стали учащиеся
ассоциированных школ ЮНЕСКО Российской Федерации, Белоруссии и
Казахстана. Опыт проектного взаимодействия образовательного учреждения
и учреждения культуры был должным образом оценен
высокопрофессиональным жюри ПНК и получил высокую оценку- оба
проекта стали победителями в своих номинациях.
Результативность первого опыта совместной проектной деятельности
положила начало работе над новыми проектами (на данном этапе- на уровне
формулировки темы, проблемы и актуальности). В первую очередь, это
завершившаяся сравнительно недавно в ОЗИ выставка отреставрированных
произведений графики из собрания АГКГ им. П.М. Догадина «Времени
вопреки».
Интерес к подобному сотрудничеству не ослабевает со временем, он
представляет особую ценность для тех, кто стремится изучать и сохранят
культурное наследие. Возможность поделиться опытом в данном направление
расширяет перспективы сотрудничества. Так, конце сентября 2015 года в
формате ставшего уже доброй традицией «Педагогического десанта» город
Астрахань посетила многочисленная делегация педагогов и директоров школ
Самарской области. В рамках дружеского визита они посетили МБОУ
«Гимназия № 4» города Астрахани, где вниманию гостей была представлена
презентация совместной культурно- образовательной деятельности гимназии
и АГКГ им. П.М. Догадина, а также наглядно продемонстрированы
результаты этого плодотворного сотрудничества.
Перед собравшимися выступила заведующая отделом зарубежного
искусства АГКГ Березина Н.Л., которая рассказала о приоритетных
направлениях культурно-образовательной деятельности АГКГ им. Догадина
и её филиалов, об опыте работы галереи по подготовке и проведению НПК
«Догадинские чтения», о дальнейших планах сотрудничества с
образовательными учреждениями города и области. Наглядным примером
подобной систематичной работы явилось выступление учащихся МБОУ
«Гимназия № 4», которые представили вниманию участников
«Педагогического десанта» свои проекты, созданные при активном
содействии и консультациях научных сотрудников галереи.
Гости города в дальнейшем отметили, что они не только с пользой
провели отведённое для встречи время, но и получили яркие впечатления,
помогающие понять, что взаимосвязь науки, образования и искусства в наши
дни – важная составляющая жизни общества, без которой немыслимо
гармоничное развитие и формирование личности современного человека.
Ещё один из аспектов сотрудничества…
Консультационная и методическая помощь учителям города и области
при организации проектной деятельности учащихся, проведении культурно-
образовательных мероприятий и в текущей работе.
Показателем развития любого государства, народности и нации
является культура. Мы живем в XXI веке. В веке инноваций и интеллекта.
Именно интеллект является движущей силой развития общества, является
залогом – модернизации. Поэтому связь современной культуры и
инновационного российского образования является требованием времени. И
вот здесь необходимо поставить вопрос, а можно ли считать современное
образование частью современной российской культуры? Опыт работы АГКГ
им П.М. Догадина с образовательными учреждениями города и области
является несомненным и весьма успешным подтверждением этой гипотезы.
В марте 2015 года по инициативе АГКГ был разработан совместный
педагогико-культурологический проект ГАОУ АО ДПО «Институт развития
образования» и АГКГ им. П.М. Догадина "Подготовка к проведению
государственной итоговой аттестации. Методические и практические аспекты
с использованием информационной базы АГКГ". Активное участие в
апробации проекта приняли сотрудники галереи (куратор проекта-
заместитель директора по экспозиционно-выставочной и научной работе
М.В. Емелина, заведующая отделом зарубежного искусства АГКГ Н.Л.
Березина и заведующая домом-музеем Б.М. Кустодиева А.В. Егорова), а
также сотрудники ГАОУ АО ДПО «Институт развития образования» (куратор
проекта – Н.Г. Макаренко, старший преподаватель кафедры гуманитарных и
общественных дисциплин).
Первыми активно откликнулись на предложение о сотрудничестве в
формате проекта коллективы школ Енотаевского района. И уже 18 марта 2015
года на базе Енотаевской СОШ прошли выездные мероприятия по теме
проекта. Емелина М.В (Формы организации проектной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС. Культурно-образовательные проекты.
«Мультимедийный проект в литературном музее «Голод пространства», или
Комната Велимира» в доме-музее В. Хлебникова»), Березина Н.Л.
(Культурно-образовательная проектная деятельность школьников на базе
экспозиционного и информационного пространства отдела зарубежного
искусства АГКГ) и Егорова А.В. (Подготовка к проведению государственной
итоговой аттестации. Методические и практические аспекты с
использованием информационной базы дома-музея Б.М. Кустодиева)
выступили перед учительскими коллективами района. В это же время
молодые сотрудники галереи организовали для школьников Енотаевской
СОШ виртуальный 3D тур по Астраханской государственной картинной
галерее им. П.М. Догадина, а также творческие мастер-классы, посвящённые
юбилею победы в ВОВ.
С течением времени востребованность проекта доказала -
взаимодействие образования и культуры есть фактор социальной жизни, её
норма, заданная и самим определением культуры, и современным подходом к
образованию.
Работа продолжается. На данном
этапе мероприятия в образовательных
учреждениях города и области организуются не только в формате
совместного проекта АГКГ и ГАОУ АО ДПО «Институт развития
образования», но и при участии лаборатории инновационного
педагогического опыта, а также Ассоциации творческих педагогов
Астраханской области.
Итоги проведённой на данный момент работы наглядно подтверждают -
подобный вид сотрудничества является весьма продуктивным,
востребованным и перспективным.