Напоминание

Проектная деятельность учащихся в формате подготовки к ЕГЭ по русскому языку в условиях ФГОС


Автор: Березина Наталья Львовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "Гимназия № 4"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность учащихся в формате подготовки к ЕГЭ по русскому языку в условиях ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ И

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Современный музей - не только хранитель прошлого. Безусловно,

собирание, хранение, изучение и экспонирование предметов-памятников

материальной и духовной культуры - основное в работе музея, но сегодня не

менее важны и другие его функции - просветительская и популяризаторская.

Особенность музея как учреждения культуры заключается в том, что

«действуя в настоящем, он одновременно обращен и в прошлое, и в будущее.

В прошлое - поскольку сохраняет культурное наследие, в будущее - ибо

участвует в формировании ценностных ориентаций».

Современный музей должен уметь откликаться на общественно

значимые вопросы, быть открытым к диалогу, стремиться к расширению

молодежной аудитории, что невозможно без постоянного поиска новых форм

взаимодействия с другими учреждениями культуры и образования, без новых

событий, позволяющих привлечь молодежь к изучению мирового

художественно-культурного наследия.

Отдел зарубежного искусства картинной галереи имени П.М. Догадина

считает одним из приоритетных направлений своей деятельности оказание

консультационной помощи педагогам и школьникам города в процессе

подготовки к научно-практической деятельности. Предметы искусства,

представленные в экспозиции отдела, становятся не только объектами

внимания и исследования в рамках школьных, муниципальных и

региональных НПК, они вполне заслуженно вызывают желание продолжить

знакомство с ними в расширенном формате.

С 2014 года сотрудники отдела зарубежного искусства начали

целенаправленное и адресное сотрудничество с образовательными

учреждениями города и области не только плане социокультурного

взаимодействия, но и в рамках содействия в организации проектной

деятельности учащихся.

Работа ведётся по направлениям 2 направлениям

1. Консультационная помощь и методическое сопровождение учащихся

при подготовке в проектной деятельности:

- в школе (младшие школьники, учащиеся средней и старшей школы)

- на муниципальном и региональном уровне (учащиеся средней и старшей

школы)

- на Всероссийском и международном уровне (учащиеся старшей школы,

студенты ВУЗов и колледжей)

2. Консультационная и методическая помощь учителям города и области

при организации проектной деятельности учащихся, проведении

культурно-образовательных мероприятий и в текущей работе

Следует отметить, в последнее время в практику современного

образования возвращаются методы, использовавшиеся в середине XX века, и

отошедшие на второй план позднее. Прежде всего, речь идёт о методе

проектов.

В системе взаимодействия и активного сотрудничества

образовательного учреждений и музея имеет этот метод большой потенциал.

Во-первых, он предполагает постановку проблемы, имеющую не только

научную ценность, но и предполагающую развитие личностных качеств,

умений, навыков, культурного развития. При работе над проектом на первый

план выдвигается личная заинтересованность автора проекта в поставленной

проблеме. Участник проекта получает не только новые знания и умения, но и

раскрывает свои творческие способности.

Во-вторых, возможность прямого взаимодействия с музеем позволяет

найти применение своим способностям, больше возможностей для выбора

темы проекта.

Опыт работы показал, что отдел зарубежного искусства- одна из

наиболее перспективных базовых площадок для проектной деятельности уже

потому, что привлекает многообразием тем для проектных и

исследовательских работ.

Занимаясь проектной деятельностью, можно

получить новые знания не только по исследуемой проблеме, но в целом

расширить кругозор, повысить свой интеллектуальный уровень.

На наш взгляд, проектная деятельность в этом направлении должна

быть связана с музейным собранием непосредственно: объектами внимания

юных исследователей должны выступать собственно музейные предметы,

коллекции, собрания. И данное направление является весьма перспективным

для применения метода проектов. Проект в первую очередь ориентирован на

получение практического результата, так называемого продукта. Продукт в

свою очередь должен отвечать потребностям любого человека,

столкнувшегося с проблемой, на которую был направлен проект.

Остановимся на некоторых примерах проектной деятельности на базе

музея и видах готового продукта (итоговой деятельности, практического

результата).

Консультационная помощь и методическое сопровождение учащихся при

подготовке в проектной деятельности

-

в школе (младшие школьники, учащиеся средней и старшей школы)

В рамках сотрудничества с образовательными учреждениями города и

области, отдел зарубежного искусства поддерживает тесные связи с МБОУ

«Гимназия № 4», учащиеся которой получают первый опыт проектной

деятельности ещё в начальной школе. В прошлом (2014 г.), спустя около года

после проведения экскурсионных мероприятий на базе ОЗИ, а также

выездных МПЗ на базе гимназии, учителя 4 классов обратились с просьбой

об оказании консультационной помощи при подготовке к ежегодной внутри

школьной НПК «Понарошкин мир», которая проводится для учащихся

начальной школы уже в течение 10 лет. По результатам предыдущей

совместной деятельности (экскурсии в ОЗИ, выездные МПЗ) появилась

потребность в организации работы над проектом на базе экспозиции ОЗИ и с

учётом возможностей «Гравюрного кабинета».

Безусловно, в первую очередь, при планировании сотрудничества во

внимание был принят возраст будущих участников проектной деятельности

(10 лет) и то, что это их первый опыт подобной работы. Т.е. информация по

теме проекта была представлена для его участников в популярной форме, с

привлечением возможностей экспозиции ОЗИ, а также с использованием

мульти и медиа ресурсов, подобранных или созданных сотрудниками отдела.

Так на основе уже существующей экспозиционно и информационной

базы ОЗИ, а также дополнительно привлечённых ресурсов родился проект

«Союз земли, воды и пламени». История тонкой керамики в Европе XVIII-

XIX вв.

Следует отметить, что жюри НПК «Понарошкин мир» не только обратило

внимание на оригинальность идеи проекта, замысел и его воплощение, но и

отметило серьёзные задатки будущей научно-исследовательской работы,

которые открылись перед младшими школьниками в процессе

взаимодействия с сотрудниками музея.

Работа в этом направлении, её результативность открывают перспективы для

дальнейшей деятельности в этом направлении.

Консультационная помощь и методическое сопровождение проектной

деятельности учащихся при подготовке в проектной деятельности

- на муниципальном и региональном уровне (учащиеся средней и

старшей школы)

- на Всероссийском и международном уровне (учащиеся старшей

школы, студенты ВУЗов и колледжей)

Не меньший интерес вызвала возможность сотрудничества с музеем в

проектной деятельности среди учащихся среднего звена и старшей школы, а

также учителей предметников гимназии, которые также уже имели

возможность посетить залы ОЗИ и познакомиться с их экспозицией.

Проекты, осуществляющие взаимодействие науки и искусства, особенно

популярны в последние годы.

Обратимся к конкретному примеру. Учитель физики МБОУ «Гимназия

№ 4» побывав месте с учениками 9 классов на экскурсии по залам искусства

Западной Европы, обратила их внимание на то, что пейзажи, которыми

располагает экспозиция ОЗИ, могли бы послужить наглядной иллюстрацией

к одной теме уроков физики - «Тепловые явления». Итогом этого наблюдения

стал проект «Тепловые явления и образы климатических изменений в физике

и искусстве (на картинах художников XIX- XX века из экспозиции отдела

зарубежного искусства АГКГ им. П.М. Догадина)».

Цели и задачи проекта:

- формирование умений применения знаний в новых условиях и

предполагаемых обстоятельствах (культурологический аспект при изучении

физики); обобщение и систематизация знаний по теме “Тепловые явления”;

-выявление умения распознавать физические явления в природе и

художественных описаниях; показывать, что физические процессы,

протекающие в природе, могут быть объяснены не только научным методом,

но и переложены на язык живописи и художественной речи;

развитие способностей правильно формулировать свои мысли в процессе

обобщения изученного материала, умения вести исследовательскую работу,

самостоятельный сбор материалов, применяя изученные термины и понятия;

воспитание культуры речи, коммуникативных навыков, эстетического

вкуса; расширение кругозора.

Гипотеза: Физические процессы, протекающие в природе, могут быть

объяснены не только научным методом.

Предполагаемый итоговый продукт проекта: Альбом-презентация по теме

проектной деятельности «Тепловые явления и образы климатических

изменений в физике и искусстве (на картинах художников XIX- XX века из

экспозиции отдела зарубежного искусства АГКГ им. П.М. Догадина)» – с

возможностью использования материалов исследования на уроках физики и

искусства в школе.

Ещё один проект в это же время был подготовлен при сотрудничестве

сотрудников ОЗИ с музеем Б.М. Кустодиева, Краеведческим музеем,

областной научной библиотекой и Музеем истории города.

Это

интегрированный культурно - образовательный проект «История

возникновения традиции чаепития в Астрахани». В процессе работы над ним

участниками проектной деятельности были рассмотрены следующие

вопросы:

1. Изучение истории появления чая в Астрахани

2. История русского самовара

3. Фарфоровая и фаянсовая посуда как обязательная часть традиции чаепития

4. Отражение традиций чаепития в живописи.

5. Потребительские предпочтения на современном рынке чая города

Астрахани.

Формой представления итогов совместной проектной деятельности

стали прошедшие 13 апреля 2015 г. на базе Астраханской государственной

картинной галереи им. П.М. Догадина V (юбилейные) Догадинские чтения,

которые были учреждены по инициативе АГКГ при поддержке Министерства

культуры Астраханской области и в сотрудничестве с Астраханским

государственным университетом.

В этом году мероприятие предстало в новом, расширенном формате

-международная научно-практическая конференция обучающихся средних

общеобразовательных учреждений и учреждений среднего и высшего

профессионального образования. Работа четырёх секций предусматривала

широкий спектр исследовательской и творческой деятельности её участников.

Отрадно отметить, что работы участников, созданные при непосредственном

содействии, консультационной помощи и методической поддержке

сотрудников отдела зарубежного искусства были не только высоко отмечены

членами жюри НПК, но и получили призовые места, что позволило им в

дальнейшем принять участие в разнообразных НПК как всероссийского, так

и международного уровня и также одержать там убедительную победу

1.

Секция № 1 - «Произведение искусства (музейный предмет) из

собрания АГКГ и ее филиалов (история создания и бытования,

основные характеристики)»

2.

Секция № 4 - «Эссе «Союз пера и кисти: взаимодействие

литературы и изобразительного искусства» (посвящается Году

литературы)»

Кроме того, особый интерес жюри вызвали работы участников из стран

Европы и Азии, которые позволили расширить рамки конференции не только

в географическом, но и толерантном пространстве современного научного

мира школьников.

Это такие работы, как «Магия сливы мэй» (Онищенко

Анна, Хайнаньский университет, Китай); «Вековая дружба пера и кисти»

(Никитина Ольга, Адриатический колледж, Черногория). Привлечение

авторов этих работ к участию в ПНК, а также оказание консультационной

помощи- также сфера деятельности сотрудников ОЗИ.

V (юбилейные) Догадинские чтения завершили свою работу, научно-

практическая конференция подвела итоги, но это событие не стало финалом

длительной работы, оно открыло новые просторы деятельности, перспективы

для сотрудничества культурных и образовательных учреждений города и

области. Первые шаги в науку для многих её участников станут, несомненно,

важной вехой на пути становления всесторонне развитой личности,

востребованной современным обществом.

Упомянутые выше проекты приняли самое активное участие в

Международной научно-практической конференции ассоциированных школ

ЮНЕСКО «Мир вокруг нас», которая прошла 13-14 марта в МБОУ г.

Астрахани «Гимназия № 4». Участниками конференции стали учащиеся

ассоциированных школ ЮНЕСКО Российской Федерации, Белоруссии и

Казахстана. Опыт проектного взаимодействия образовательного учреждения

и учреждения культуры был должным образом оценен

высокопрофессиональным жюри ПНК и получил высокую оценку- оба

проекта стали победителями в своих номинациях.

Результативность первого опыта совместной проектной деятельности

положила начало работе над новыми проектами (на данном этапе- на уровне

формулировки темы, проблемы и актуальности). В первую очередь, это

завершившаяся сравнительно недавно в ОЗИ выставка отреставрированных

произведений графики из собрания АГКГ им. П.М. Догадина «Времени

вопреки».

Интерес к подобному сотрудничеству не ослабевает со временем, он

представляет особую ценность для тех, кто стремится изучать и сохранят

культурное наследие. Возможность поделиться опытом в данном направление

расширяет перспективы сотрудничества. Так, конце сентября 2015 года в

формате ставшего уже доброй традицией «Педагогического десанта» город

Астрахань посетила многочисленная делегация педагогов и директоров школ

Самарской области. В рамках дружеского визита они посетили МБОУ

«Гимназия № 4» города Астрахани, где вниманию гостей была представлена

презентация совместной культурно- образовательной деятельности гимназии

и АГКГ им. П.М. Догадина, а также наглядно продемонстрированы

результаты этого плодотворного сотрудничества.

Перед собравшимися выступила заведующая отделом зарубежного

искусства АГКГ Березина Н.Л., которая рассказала о приоритетных

направлениях культурно-образовательной деятельности АГКГ им. Догадина

и её филиалов, об опыте работы галереи по подготовке и проведению НПК

«Догадинские чтения», о дальнейших планах сотрудничества с

образовательными учреждениями города и области. Наглядным примером

подобной систематичной работы явилось выступление учащихся МБОУ

«Гимназия № 4», которые представили вниманию участников

«Педагогического десанта» свои проекты, созданные при активном

содействии и консультациях научных сотрудников галереи.

Гости города в дальнейшем отметили, что они не только с пользой

провели отведённое для встречи время, но и получили яркие впечатления,

помогающие понять, что взаимосвязь науки, образования и искусства в наши

дни – важная составляющая жизни общества, без которой немыслимо

гармоничное развитие и формирование личности современного человека.

Ещё один из аспектов сотрудничества…

Консультационная и методическая помощь учителям города и области

при организации проектной деятельности учащихся, проведении культурно-

образовательных мероприятий и в текущей работе.

Показателем развития любого государства, народности и нации

является культура. Мы живем в XXI веке. В веке инноваций и интеллекта.

Именно интеллект является движущей силой развития общества, является

залогом – модернизации. Поэтому связь современной культуры и

инновационного российского образования является требованием времени. И

вот здесь необходимо поставить вопрос, а можно ли считать современное

образование частью современной российской культуры? Опыт работы АГКГ

им П.М. Догадина с образовательными учреждениями города и области

является несомненным и весьма успешным подтверждением этой гипотезы.

В марте 2015 года по инициативе АГКГ был разработан совместный

педагогико-культурологический проект ГАОУ АО ДПО «Институт развития

образования» и АГКГ им. П.М. Догадина "Подготовка к проведению

государственной итоговой аттестации. Методические и практические аспекты

с использованием информационной базы АГКГ". Активное участие в

апробации проекта приняли сотрудники галереи (куратор проекта-

заместитель директора по экспозиционно-выставочной и научной работе

М.В. Емелина, заведующая отделом зарубежного искусства АГКГ Н.Л.

Березина и заведующая домом-музеем Б.М. Кустодиева А.В. Егорова), а

также сотрудники ГАОУ АО ДПО «Институт развития образования» (куратор

проекта – Н.Г. Макаренко, старший преподаватель кафедры гуманитарных и

общественных дисциплин).

Первыми активно откликнулись на предложение о сотрудничестве в

формате проекта коллективы школ Енотаевского района. И уже 18 марта 2015

года на базе Енотаевской СОШ прошли выездные мероприятия по теме

проекта. Емелина М.В (Формы организации проектной деятельности в

соответствии с требованиями ФГОС. Культурно-образовательные проекты.

«Мультимедийный проект в литературном музее «Голод пространства», или

Комната Велимира» в доме-музее В. Хлебникова»), Березина Н.Л.

(Культурно-образовательная проектная деятельность школьников на базе

экспозиционного и информационного пространства отдела зарубежного

искусства АГКГ) и Егорова А.В. (Подготовка к проведению государственной

итоговой аттестации. Методические и практические аспекты с

использованием информационной базы дома-музея Б.М. Кустодиева)

выступили перед учительскими коллективами района. В это же время

молодые сотрудники галереи организовали для школьников Енотаевской

СОШ виртуальный 3D тур по Астраханской государственной картинной

галерее им. П.М. Догадина, а также творческие мастер-классы, посвящённые

юбилею победы в ВОВ.

С течением времени востребованность проекта доказала -

взаимодействие образования и культуры есть фактор социальной жизни, её

норма, заданная и самим определением культуры, и современным подходом к

образованию.

Работа продолжается. На данном

этапе мероприятия в образовательных

учреждениях города и области организуются не только в формате

совместного проекта АГКГ и ГАОУ АО ДПО «Институт развития

образования», но и при участии лаборатории инновационного

педагогического опыта, а также Ассоциации творческих педагогов

Астраханской области.

Итоги проведённой на данный момент работы наглядно подтверждают -

подобный вид сотрудничества является весьма продуктивным,

востребованным и перспективным.



В раздел образования