Напоминание

"Работа над интонированием, как основой выразительного и эмоционального исполнения музыкального ппроизведения


Автор: Григорьева Ольга Валентиновна
Должность: преподаватель отделения "народные инструменты" по классу "аккордеона"
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: Г.Корсаков обл.Сахалинская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа над интонированием, как основой выразительного и эмоционального исполнения музыкального ппроизведения
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

КОРСАКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБУ ДО «ДШИ»)

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ

НА ОТДЕЛЕНИИ « НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

ПО ТЕМЕ

«РАБОТА НАД ИНТОНИРОВАНИЕМ, КАК ОСНОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО И

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

Составитель:

преподаватель народного отделения

Григорьева О.В.

2017 г.

«Музыку слушают многие, а слышат

немногие».

(Б.В.Асафьев. «Интонация»)

Цель: раскрыть значение работы над интонированием на аккордеоне, и развитие в

совокупности игровых навыков и слуховой культуры - как основы творческой работы

исполнителя.

Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении

всего периода обучения в музыкальной школе. Следовательно, начиная с первых шагов в

музыке, нужно уделять ей внимание. В решении этой серьёзной проблемы требуется

особый подход к методике работы с начинающими баянистами, используется опыт других

исполнительских школ, и их приемы переносятся на баян.

Прежде всего, нужно определить, что же такое интонация.

Долгое

время

в

истории

исполнительства

вниманием

не

пользовалось

развитие

музыкального слуха. И только вконце X IX века исполнительская педагогика пришла к

мысли, что активность, высокая культура слуха - основа творческой работы исполнителя.

Были определены следующие аспекты воспитания слуховой культуры: развитие внимания,

памяти, формирование

навыков

слухового

различения

звучания

в

высотном,

ритмическом,

тембровом,

динамическом, фактурно-пространственном отношениях. Велико значение внутреннего

слуха, слуховых представлений, воображения.

Отечественные музыканты много работали над изучением слуховой культуры.

• Б.В.Асафьев говорил: «Музыку слушают многие, а слышат немногие", «Музыка всегда

интонационна

и

иначе

не

мыслима».

Интонация

-

специфическая

форма

мышления

человека о действительности. Истинно слышать музыку - постигать ее

интонационный смысл.

• Б.М.Теплов писал: «Музыкальное переживание - это эмоциональное переживание, и

иначе, как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки». Таким образом - в

восприятии интонационного содержания музыки главную роль играют

интеллектуальная и эмоциональная стороны.

Важной стороной является слухо - интонационная работа, постижение выразительных

отношений

между

тонами.

Внутренний

слух

важная

составляющая

слухо

интонационной культуры музыканта. Очень важно для исполнителя услышать нотный

текст внутри себя, мысленно его озвучить.

Наиболее полная разработка теории интонации принадлежит Б.В.Асафьеву. В своей книге

«Музыкальная форма как процесс» он предложил определение музыки как «Искусства

интонируемого смысла», а интонация - это «состояние тонового напряжения». «Тонность»

Асафьев связывает с голосом, дыханием. «В процессе напевания раскрывается смысл

музыки

как

искусства.

Интонация

связывает

музыку

со

словесными

искусствами

(поэзией,

литературой),

уточняя,

раскрывая

смысл,

заложенный

в

словах.

Процесс

интонирования, чтобы стать музыкой, сливается с речевой интонацией и превращается в

единство, в ритмо-интонацию слова-тона... » (Б.Асафьев).

Развитие

музыкальных

способностей

ребенка,

занимающегося

в

классе

аккордеона,

является определяющим условием на всех этапах обучения.

Современная

методика

обучения

игре

на

аккордеоне

основывается

на

принципах

обучения,

при

которых

значительное

внимание

должно

быть

направлено

на

художественную

сторону

воспитания

начинающего

аккордеониста.

Согласно

этим

принципам,

надо

с

первых

уроков

приучать

ребенка

вслушиваться

внимательно

в

музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания.

Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и

интересном

материале.

Проблема

интонирования

очень

сложная

и

сопровождает

музыканта - исполнителя на протяжении всей жизни. Поэтому, начиная с первых шагов в

музыке, нужно уделять ей пристальное внимание. Музыка становится близкой и понятной

в силу сходства с интонацией человеческой речи. При работе над мелодией, ребенку важно

почувствовать характер основной интонации пьесы. Правильное ощущение характера

интонации придаст движение развитию мелодической линии, поможет более рельефно

показать

и

почувствовать

фразировку,

динамическое

развитие.

При

этих

условиях

исполнение пьесы становится более эмоциональным и выразительным.

Музыкальная интонация.

Понятие музыкальной интонации - одно из важнейших в музыке. Правильное понимание

интонации и умение с ней работать, является необходимым условием для достижения

профессионального исполнительского уровня. Музыканты учатся передавать заложенную

в интонации мысль. При разучивании музыкального произведения необходимо особое

внимание уделять работе над мелодией. Рахманинов - величайший мелодист XX столетия,

считал, что «мелодия - это музыка, главная основа всей музыки».

Если основа музыки - мелодия, то основа мелодии – пение. Еще Серов говорил, что

«всякая музыка… есть пение». В инструментальной музыке мелодия в большей степени

связана

с

принципами

вокального

искусства,

с

естественными

закономерностями

человеческого дыхания. Без этих связей музыка становится невыразительной, мертвой.

Певучесть при игре на инструменте включает в себя выразительность, эмоциональность,

тепло человеческого голоса, передает интонации, свойственные человеческому голосу.

Что

такое

интонация?

Интонация

происходит

от

лат.

(Intonatio,

intono)

произношу

нараспев, запеваю, пою первые слова).

1.

«Интонирование

в

музыке

как

проявление

человеческой

речи,

мысли»,

по

высказыванию Б. Асафьева. Интонация – стала рассматриваться как фундамент, который

лежит в основе музыкального образа произведения его содержания (в этом отличие

музыки, например, от речи, где смысловая нагрузка лежит на слове, а интонация играет

вспомогательную роль; вместе с тем очевидна общность происхождения музыкальной и

речевой интонации).

2. Музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков

(созвучий), а также степень акустической точности строя и тембра.

Музыкальная

интонация – это зерно музыкальной мысли и очень часто интонация

зарождается и наиболее полно выражается в мотиве. Вся музыка состоит из составных

элементов. Например, мотив – наиболее мелкая единица, и равен 1 такту, фраза - равна

1+1 (двум тактам). Мотив и интонация – важнейшие элементы музыкального языка, с

которых необходимо начинать обучать ребенка музыке, слышать музыку – постигать ее

интонационный

смысл.

Б.М.

Теплов

писал,

что:

«Музыкальное

переживание

-

это

эмоциональное

переживание,

и

иначе,

как

эмоциональным

путем

нельзя

понять

содержание музыки».

Интонация связывает музыку с поэзией, литературой, раскрывает смысл, заложенный в

словах.

В

решении

этой

проблемы

требуется

особый

подход

к

методике

работы

с

начинающими

аккордеонистами

и

баянистами,

используется

опыт

других

исполнительских

школ

(скрипичной,

фортепианной)

и

их

приемы

переносятся

на

аккордеон.

Первые уроки имеют главное значение. Важно не отбить охоту и желание у ребенка

заниматься музыкой, а заинтересовать, научить любить, понимать музыку, сделать ее

частью его жизни. Именно в период начального обучения закладываются необходимые

основы, связанные с формированием первоначальных слуховых представлений, навыков

звукоизвлечения, метроритмической организации, аппликатурной дисциплины, которые

имеют решающее значение для последующего развития музыкальных способностей и

исполнительской техники учащихся. Занятия музыкой вносят в жизнь ребенка серьезные

изменения, требующие выполнять большую работу в освоении инструмента, подчиняться

требованиям педагога, сохранять активное внимание на протяжении всей работы в классе

и при выполнении домашнего задания, уметь слушать учителя. Столкнувшись с большим

объёмом и потоком новой информации, дети начинают понимать, что это труд, требующий

от них большого терпения, внимания, умственных усилий и различных самоограничений.

У некоторых наступает разочарование, пропадает интерес к занятиям, и одна из причин –

однообразие

изучаемого

материала,

преобладание

инструктивных

упражнений

или

теоретических заданий, оторванных от практических занятий на инструменте, а также

завышение программы.

Возможности

инструмента

для

воплощения

художественного

образа

и

развития

музыкального слуха.

Каждый

музыкант

должен

знать

специфические

особенности

своего

инструмента.

Современный

баян

или

аккордеон

обладает

множеством

достоинств.

Говоря

о

положительных качествах баяна или аккордеона, в первую очередь, нужно отметить его

звуковые достоинства – красивый певучий звук, благодаря которому исполнитель передает

самые разнообразные оттенки музыкально - художественного образа. Здесь и грусть,

печаль, и радость, безудержное веселье. Динамические градации звука возможны от

тончайшего pianissimo до fortissimo, достигается это тем, что исполнитель может активно

управлять гибкостью динамики с помощью пластичных движений меха.

На начальном этапе обучения достаточно долгий период времени занимает

приспособление, адаптация ребенка к инструменту (это зависит от возраста, физических

данных ребенка), также трудности возникают при освоении навыков ведения меха и

извлечения звука. Именно на решение этих задач направлено внимание педагогов с первых

уроков.

Как

уже

выше

говорилось,

музыкальная

интонация

-

носитель

музыкальной

мысли.

Значит,

выразительное

интонирование

является

основой

исполнительства

и

должно

воспитываться с начала обучения игре на баяне или аккордеоне. Для исполнителя важно

понятие «дыхания». Баян и аккордеон - один из немногих инструментов, который имеет

возможность подражать вокалу благодаря тому, что у него есть своеобразные «легкие» -

мех.

Длительность,

динамика,

характер

звучания

регулируются

посредством

меха,

с

одновременным нажатием клавиш.

Поэтому важно начинать формирование первых навыков извлечения звука с упражнений,

которые помогут научить правильно вести мех.

Процесс интонирования очень сложный, и понять ученику его не возможно, да и не

нужно.

Достаточно

чтобы

педагог

понимал

этот

процесс.

Как

было

сказано

выше,

музыкальное интонирование связано с речевым интонированием. Как и в человеческой

речи,

смысл

и

эмоциональная

окраска

передаются

с

той

или

иной

интонацией

(вопросительная,

восклицательная,

повествовательная

и

так

далее).

С

определенной

интонацией произносятся слова, фраза, предложения. Интонацию имеет даже отдельный

звук например: (А! А? А…). Поэтому на начальном этапе обучения игре на баяне и

аккордеоне нужно связывать нотный материал со словом, используя доступные ребенку

тексты. На сегодняшний день в свет выходят сборники, предназначенные для детей,

начинающих освоение баяна. В них подобран музыкальный материал, состоящий из

легких пьес, детских песенок, народных попевок и так далее, которые понятны ученику и

не очень сложны в исполнении: Р.Н. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», В.В.Ушенин

«Школа игры на аккордеоне», Г.И. Бойцова «Юный аккордеонист». Многие песни в

сборниках даны со словами, так как сама природа инструмента (баяна) располагает к

пению,

аккомпанементу.

Пение

несомненно

влияет

на

понимание

музыки

и

ее

эмоциональное исполнение. Такая важная задача как пение с первых уроков способствует

развитию интонации и внутреннего слуха. В работе также можно использовать учебники,

применяемее на уроках сольфеджио.

Сама природа инструмента располагает к пению, аккомпанементу. Пение, несомненно,

влияет на понимание музыки и ее эмоциональное исполнение. Такая важная задача как

пение с первых уроков способствует развитию интонации и внутреннего слуха. Основным

в работе над интонированием в классе аккордеона является умение ученика определить во

фразе главное по смыслу слово, которое будет являться кульминацией, связывать все это с

музыкальным звучанием.

В процессе работы нужно воспитывать в ученике способность слышать все, что он играет

на инструменте.

Большую роль в развитии мелодии играет динамика. На этом этапе ребенку необходимо

объяснить, что («динамика» – это звук) и познакомить с градациями силы звука (громко,

тихо, постепенное усиление звука, постепенное ослабление звука). Надо научить ученика

пользоваться всей динамической амплитудой аккордеона от (pp) до (ff). Для этого можно

поиграть приближение и удаление поезда, то есть, постепенное усиление (приближение

звука), затем кульминацию, после чего постепенное ослабление звука.

Мех, является главным средством выразительности. Перед началом звучания необходимо

брать дыхание. В ведении меха заключается не только сам навык ведения, но и умение

найти момент смены направления в его движении. Что же определяет этот момент?

Не только строение фразы, но и характер мелодического движения.

Каждому

виду

искусства

присущи

свои

выразительные

средства.

Так,

например,

в

живописи,

одним

из

основных

средств

выражения

является

цвет.

В

музыкальном

искусстве важнейшее выразительное средство – звук, ее первооснова. Без звука нет

музыки, поэтому основные усилия музыканта - исполнителя должны быть направлены на

формирование

звуковой

выразительности.

Сопоставляя

между

собой

звуки,

мотивы,

фразы, исполнитель устанавливает между ними смысловую связь, оживляет их.

Тогда между исполнителем и слушателем возникает контакт, позволяющий слушателю

понимать исполняемую музыку. Поиск выразительных средств, нужно направлять на

решение главной задачи - осмысленное интонирование каждого мелодического оборота и

всей

мелодии

в

целом.

Для

решения

применяют

различные

выразительные

средства

исполнения – динамику, штрихи, агогику, артикуляцию, тембровое сопоставление, ведение

меха.

Заключение

«Основная задача педагога – сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Этому

должно способствовать всё, что будит воображение ребёнка: музыкальный материал и

рисунок, текст песенок – подтекстовок (желательно сочинённый самими детьми, рассказ,

сопровождающий игру)» (А.Д.Артоболевская).

В процессе работы над интонированием на любом этапе обучения следует закладывать у

ученика основы умения интонировать.

Нужно научить ребенка понимать и чувствовать исполняемую музыку. Добиваться этого

помогает

тщательно

подобранные

упражнения

и

репертуар,

который

учитывает

все

сложности обучения интонированию. Вся работа

над интонированием в произведении

направлена

на

то,

чтобы

оно

звучало

в

концертном

исполнении.

Удачное,

яркое,

эмоционально

наполненное

и

в

то

же

время

глубоко

продуманное

исполнение,

завершающее

работу

над

произведением,

всегда

будет

иметь

важное

значение

для

учащегося, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой

вехой на определенной ступени обучения.

Используемая литература

1. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М.,1982

2. Р.Н. Бажилин «Школа игры на аккордеоне» - М., 2013

3.Б.Асафьев «Музыкальная форма как процесс»,- М., 1971

4.Б.М. Теплов «Психология музыкальных способностей»,- М., 1947

5.Р.Н. Бажилин «Школа игры на аккордеоне» - М., 2013.



В раздел образования