Напоминание

Методы повышения учебной мотивации у учащихся ДМШ и ДШИ


Автор: Фахретдинова Эльвира Мирзаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: Томская обл., Верхнекетский р-н, п. Белый Яр
Наименование материала: статья
Тема: Методы повышения учебной мотивации у учащихся ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методы повышения учебной мотивации у обучающихся

в ДМШ и ДШИ

Термин «мотивация» происходит от английского «movere» - «двигать».

Другими

словами, мотивация – это то, что изнутри вдохновляет человека

действовать

активно,

с

полной

отдачей

сил,

преодолевать

неизбежные

затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво

продвигаясь

к

намеченной

цели.

Все

это

имеет

прямое

отношение

и

к

учебной

деятельности

в

ДШИ,

которая

идет

более

успешно,

если

у

обучающихся сформировано положительное отношение к учению.

Но на практике нередко приходится встречать детей со сниженным

интересом к занятиям, которые или просто «отбывают» время на уроке, или

ищут причины, по которым можно пропустить очередное занятие.

Проблема

учебной мотивации актуальна для всех участников учебно-воспитательного

процесса: обучающихся, родителей и учителей.

Изучая

виды

мотивации,

психологи

определили

два

типа

мотивационного

поведения:

стремление

к

максимальному

успеху

и

стремление избежать неудачи.

По содержанию мотивы учения можно подразделить на:

1.

учебно-познавательные,

связанные

с

содержанием

(изучаемым

материалом) и процессом обучения;

2.

широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений

ученика (чувство долга, самосовершенствование, самоопределение, престиж,

благополучие, избегание неприятностей и т. п.).

Особое

значение

приобретает

выделение

внешних

и

внутренних

мотивов учебной деятельности. Внешне деятельность всех учеников похожа,

но

внутренне,

психологически

она

весьма

разная.

Это

различие

обусловливается,

прежде

всего,

мотивами,

которые

определяют

смысл

выполняемой деятельности для человека. Но не следует забывать и о том,

что

мотивационная

сфера

более

динамична,

чем

познавательная,

интеллектуальная.

Изменчивость мотивов таит в себе опасность: если не

управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут

потерять

действенность,

как

это

нередко

случается

там,

где

нет

целенаправленного контроля над этой стороной учения.

Характер учебных мотивов является решающим звеном, когда речь

идет

о

путях

повышения

эффективности

учебной

деятельности.

Задача

преподавателей ДШИ заключается в создании оптимальной образовательной

среды,

мотивирующей детей на учебную деятельность. Чтобы понять, как

сформировать у ребенка мотивацию к обучению, нужно выявить факторы,

мешающие пробуждению у него интереса к учебе. Среди

таких факторов

выделяются следующие:

- однообразие форм работы на уроке;

- объемность и сложность учебного материала, подлежащего усвоению и

запоминанию;

- необходимость ежедневных длительных занятий за инструментом;

-

загруженность

в

общеобразовательной

школе,

которая

негативно

отражается на обучении в ДШИ;

- усталость, лень;

- проблема обязательного публичного выступления (когда

ребенок психо-

логически не готов к нему или уже терпел неудачу на сцене);

-

необходимость

выполнения

той

или

иной

работы

к

жестко

фикси-

рованному сроку и постоянный надзор за ее выполнением;

-

преобладание

негативных

обратных

связей

(критические

ситуации

и

оценки,

свидетельствующие

о

неуспешности

и

некомпетентности

обучающихся);

- отсутствие баланса между требованиями к ученику и его способностями;

- непродуманность методики и организации учебного процесса;

- авторитарная позиция учителей и родителей;

- отсутствие реальной помощи от взрослых, когда возникает необходимость в

ней;

- неконтролируемое со стороны родителей количество затраченного детьми

времени в интернете, перед телевизором и т.д.

- проблемы в семье;

- отрицательное отношение к ДШИ и к преподавателям в семьях;

- сформированная в обществе

оценка о «непрестижности» музыкального

образования и т.д, и т.п.

В

процессе

обучения

важно

обеспечивать

возникновение

положительных

эмоций

по

отношению

к

учебной

деятельности,

к

ее

содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние

всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия,

радости,

гнева,

удивления.

Именно

поэтому

к

процессам

внимания,

запоминания,

осмысливания

в

таком

состоянии

подключаются

глубокие

внутренние

переживания

личности,

которые

делают

эти

процессы

интенсивно

протекающими

и

оттого

более

эффективными

в

смысле

достигаемых целей.

Вот перечень некоторых внешних стимулов, пробуждающих интерес у детей

к обучению:

1) Уютная, спокойная обстановка в учебном кабинете;

2) Создание чувства психологического комфорта у ребенка непосредственно

на уроке;

3) Доброжелательные отношения между преподавателем и учеником;

4)

Создание

благоприятных

условий

на

уроке,

где

ученики

могли

бы

почувствовать собственную компетентность;

5) Снятие психических напряжений в моменты кратковременного отдыха от

умственных занятий;

6) Уважение к личности ученика, признание его деловых качеств;

7) Формирование и поддержка у обучающегося веры в свои силы;

8) Формирование у обучающегося навыка самоконтроля;

9) Формирование умения у обучающегося ставить перед собой различные

учебные задачи и решать их без побуждения извне;

1 0 ) Проведение нетрадиционных уроков

(уроки-лекции; уроки-беседы;

уроки-исследования;

уроки-диалоги;

уроки-зачеты;

уроки-игры;

уроки-

сочинения);

11)

И с п о л ь з о в а н и е

н а

з а н я т и я х творческого

музицирования,

предоставляющего

возможность

заниматься

музыкой

«для

души»

и

способствующего

раскрытию детского творческого потенциала (основой

творческого

музицирования

в

младших

и

средних

классах

является

элементарное

музицирование

как

соединение

музыки,

движения,

речи

и

рисования, в старших классах можно добавить элементы теории, гармонии);

12) Необходимость совместного взаимодействия с родителями ребенка на

протяжении всех лет обучения;

13) Проявление родителями интереса к музыкальному образованию своего

ребенка;

14) Продумывание с родителями каких-либо дополнительных стимулов для

поощрения ребенка за стремление к знаниям.

Многое зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать

учебный

процесс,

от

его

творчества

и

постоянного

поиска

новых

форм

и

приемов

обучения. Каждый

заинтересованный

родитель

и

педагог,

поняв

механизмы

и

применив

на

практике

полученную

информацию,

сможет

сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к

обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком,

способным на ответственные решения.

Использованная литература:

1.

Кульневич С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Ростов н/Д.:

Учитель, 2002.;

2.

Гликман И.З. Как стимулировать учение школьника. Издание №4. 2012.;

3.

Соловейчик С. Учение с увлечением. – М.: «Детская литература», 1979.;

4.

Бабанский Ю. Педагогика М.: Просвещение, 1983.;

5.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших

школьников. - М.: Просвещение, 1988.



В раздел образования