Напоминание

использование ИКТ как средство для раскрытия творческого потенциала учащихся


Автор: Примук Вера Александровна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МАОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: Томская обл., Верхнекетский р-н, п. Белый Яр
Наименование материала: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ В ДМШ И ДШИ
Тема: использование ИКТ как средство для раскрытия творческого потенциала учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

В ДМШ И ДШИ

Примук Вера Александровна

п.Белый Яр, Верхнекетский район, Томская область

МАОУ ДОД ДШИ, преподаватель по классу гитары, vprimuk@mail

В современном

быстро развивающем мире интернет-технологии активно

внедряются в сферу музыкального образования и оказывают значительную помощь

в творческой деятельности преподавателей и учащихся ДМШ и

ДШИ. Задача

преподавателей – раскрыть творческую индивидуальность каждого ученика с

помощью современных образовательных технологий.

Инновационные

педагогические

технологии;

интернет-ре сурсы;

музыкальное

образование;

личностно-ориентированное

обучение;

мотивация;

средства

арттерапии;

здоровьесберегающие

технологии;

ансамбль

русских

народных инструментов; творчество.

Обновление и развитие образования требует от преподавателей школ искусств и

детских музыкальных школ знания инновационных педагогических технологий и

владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения. Один

из показателей современных, творчески работающих педагогов - использование

информационно-коммуникативных

технологий

в

образовательном

процессе.В

нашем быстро развивающимся мире обычные, наиболее распространённые схемы

обучения часто уступают место более эффективным. В работе с учащимися ДШИ

и ДМШ используются цифровые и электронные ресурсы: аудио, видеоматериалы,

всевозможные

графические,

текстовые

и

др.

документы,

возможности

Интернет.Интернет-технологии активно внедряются и

в сферу музыкального

образования

и оказывают значительную помощь в творческой деятельности

преподавателей и учащихся. И-Т могутприменяться в работе для сбора, анализа

информации

учащимися,

знакомства

с

видео-

и

аудиоматериалами

и

др.

Эта

работа организуется и контролируется педагогом,- даются ссылки на конкретные,

изученные

сайты,-

создавая

тем

самым,

эффект

вовлечения

в

современные

мировые

процессы

и

стимулируя

интерес

учащихся

к

процессу

обучения

в

ДШИ.Личность

ученика,

ее

индивидуальность

является

основополагающим

в

обучении и развитии детей и находится в центре внимания педагога. Личностно-

ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход: учет

уровня

интеллектуального

развития

учащегося,

его

задатков

и

способностей,

особенностей

психического

склада,

характера

и

темперамента.

Сегодняшнее

поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с

младших классов, даются задания прослушать с помощью Интернет-ресурсов

изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также

ровесников - учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в

исполнении

на

других

музыкальных

инструментах,

с

последующей

беседой-

сравнением.

Важную

роль

играет

заинтересованность

со

стороны

родителей.

Пользуясь

Интернет-ресурсами,

учащиеся

могут

составлять

рефераты

по

музыкальной

литературе, находить интересные факты творчества композиторов. Важно лишь

компетентно

сформировать

мотивацию

творческой

деятельности,

начиная

с

малого. В

совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке

мероприятий

с

использованием

мультимедийной

техники,

-

подборка

видеоряда,соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к

живописным полотнам, взятым из Интернета, - можно проследить связь музыки с

другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия.

Задача

преподавателей

ДШИ

и

ДМШ

-

заглянуть

во

внутренний

мир

каждого

ученика

и

раскрыть

его

творческую

индивидуальность

с

помощью

современных образовательных технологий. Наша работа будет успешной, если к

безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся

добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими

партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них.

Большинство детей, которые посещают школу искусств, учатся с желанием.

Даже

если

они

не

делают

больших

успехов

в

концертной

и

конкурсной

деятельности,

то все равно любят музыкальное творчество, формирующее их

внутренний мир. Часто учащиеся старших классов интересуются современной

музыкой, поэтому во время занятий вместе с ними можно делать аранжировки

мелодий

из

фильмов,

компьютерных

игр,

отдавая

при

этом

предпочтение

инициативе детей. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию

умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы.

Кроме

знаний

и

умений,

юные

музыканты

получают

заряд

положительных

эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким

образом,

возникает

союз

рационального

мышления

и

эмоционального

восприятия, что очень важно для подготовки как к экзамену, классному или

общешкольному

концерту,

так

и

к

серьёзным

конкурсам.

Использование

интернет-

технологий

становится

мощным

фактором

повышения

учебной

мотивации.

При возникновении особого контакта между педагогом и учеником

ребёнок

раскрепощается,

уходят

психологическая

скованность

и

зажатость.

Ученик

осознает, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно к нему, к

его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот юный музыкант уже

готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над

музыкальным произведением.

Полезно

применять

в

работе

с

детьми

средства

а ртте р ап и и ,

здоровьесберегающие

технологии.

На

занятиях

можно

использовать

такие

упражнения как:

-

физические упражнения, снимающие мышечные зажимы;

-

импровизационные

упражнения

как

средство

отображения

настроения;

-

игры,

развивающие

интонационный

слух

детей,

фантазию,

повышающие самооценку;

-

упражнения

для

концентрации,

умения

сосредоточиться,

для

расслабления, снятия стресса.

Одним

из

приемов,

развивающих

коммуникативные

навыки

является

коллективное музицирование( оркестр, ансамбль). Ему принадлежит огромная

роль в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах. Вариантов

организации коллективов может быть множество: в классе одного педагога по

инструменту или в сотрудничестве с другими педагогами.

Наряду с традиционными однородными ансамблями, актуальными в последнее

время, появляются разнотембровые сочетания инструментов.

В нашей школе уже несколько лет существует детский ансамбль русских

народных инструментов. Благодар яинтернет-ресурсам, проблем с репертуаром

пока

нет.

Партии

для

каждого

инструмента

набираются

в

программе

Finale.Коллективная игра в ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях

обучения и развития учащихся. Известные педагоги всегда придавали большое

значение участию учеников в ансамблях.

Занятия в классе ансамбля отвечает современным задачам ДМШ и ДШИ:

-

формирование начальных умений и навыков, работа с музыкальным

текстом

с

целью

приобщения

учащихся

к

различным

жанрам

музыкальной

культуры.

-

подготовка одаренных детей к участию в концертах и конкурсах с целью

совершенствования

профессионального

мастерства,

сохранение

традиций

национальной музыкальной культуры.

В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:

-

умение слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными

группами, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;

- умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и

руководителя ансамбля;

- умение рассказать об исполняемом произведении;

- умение применять и совершенствовать исполнительские навыки;

-использовать

современные

технологии

для

прослушивания

и

анализа

произведений в исполнении выдающихся музыкантов.

Включение в занятия современных образовательных и информационных

технологий способствуетреализации этих задач.

Современные педагогические технологии позволяют не только проводить

исследовательскую работу, но и развивают творческое воображение, способствуют

росту исполнительского мастерства учащихся.

Ребенок развивается в деятельности: только 20% должен делать педагог, а

остальное

учащийся.

Важно

создать

среду

для

творчества.

Доверительность,

строгость, обаяние, требовательность являются основой отношений педагога и

ребенка. Ведь не зря Ф. А. Фрадкин в своей статье выражал надежду, что «школе

предстоит стать гуманной, «теплой» для ребенка и при этом открытой к диалогу и

сотрудничеству

со

всеми

социальными

институтами

общества;

она

научится

организовывать

педагогический

процесс

с

ориентацией

на

интересы

и

потребности как ребенка, так и общества, в котором он живет; она станет беречь

интимность

семейных

отношений

и

поймет,

что

педагог

может

объяснять,

рекомендовать,

советовать,

но

никогда

не

навязывать

родителям

готовых

решений...»

Литература:

1.

Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и

методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и

педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.

2.

Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов.-Педагогика.1995.



В раздел образования