Автор: Примук Вера Александровна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МАОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: Томская обл., Верхнекетский р-н, п. Белый Яр
Наименование материала: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ В ДМШ И ДШИ
Тема: использование ИКТ как средство для раскрытия творческого потенциала учащихся
Раздел: дополнительное образование
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
В ДМШ И ДШИ
Примук Вера Александровна
п.Белый Яр, Верхнекетский район, Томская область
МАОУ ДОД ДШИ, преподаватель по классу гитары, vprimuk@mail
В современном
быстро развивающем мире интернет-технологии активно
внедряются в сферу музыкального образования и оказывают значительную помощь
в творческой деятельности преподавателей и учащихся ДМШ и
ДШИ. Задача
преподавателей – раскрыть творческую индивидуальность каждого ученика с
помощью современных образовательных технологий.
Инновационные
педагогические
технологии;
интернет-ре сурсы;
музыкальное
образование;
личностно-ориентированное
обучение;
мотивация;
средства
арттерапии;
здоровьесберегающие
технологии;
ансамбль
русских
народных инструментов; творчество.
Обновление и развитие образования требует от преподавателей школ искусств и
детских музыкальных школ знания инновационных педагогических технологий и
владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения. Один
из показателей современных, творчески работающих педагогов - использование
информационно-коммуникативных
технологий
в
образовательном
процессе.В
нашем быстро развивающимся мире обычные, наиболее распространённые схемы
обучения часто уступают место более эффективным. В работе с учащимися ДШИ
и ДМШ используются цифровые и электронные ресурсы: аудио, видеоматериалы,
всевозможные
графические,
текстовые
и
др.
документы,
возможности
Интернет.Интернет-технологии активно внедряются и
в сферу музыкального
образования
и оказывают значительную помощь в творческой деятельности
преподавателей и учащихся. И-Т могутприменяться в работе для сбора, анализа
информации
учащимися,
знакомства
с
видео-
и
аудиоматериалами
и
др.
Эта
работа организуется и контролируется педагогом,- даются ссылки на конкретные,
изученные
сайты,-
создавая
тем
самым,
эффект
вовлечения
в
современные
мировые
процессы
и
стимулируя
интерес
учащихся
к
процессу
обучения
в
ДШИ.Личность
ученика,
ее
индивидуальность
является
основополагающим
в
обучении и развитии детей и находится в центре внимания педагога. Личностно-
ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход: учет
уровня
интеллектуального
развития
учащегося,
его
задатков
и
способностей,
особенностей
психического
склада,
характера
и
темперамента.
Сегодняшнее
поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с
младших классов, даются задания прослушать с помощью Интернет-ресурсов
изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также
ровесников - учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в
исполнении
на
других
музыкальных
инструментах,
с
последующей
беседой-
сравнением.
Важную
роль
играет
заинтересованность
со
стороны
родителей.
Пользуясь
Интернет-ресурсами,
учащиеся
могут
составлять
рефераты
по
музыкальной
литературе, находить интересные факты творчества композиторов. Важно лишь
компетентно
сформировать
мотивацию
творческой
деятельности,
начиная
с
малого. В
совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке
мероприятий
с
использованием
мультимедийной
техники,
-
подборка
видеоряда,соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к
живописным полотнам, взятым из Интернета, - можно проследить связь музыки с
другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия.
Задача
преподавателей
ДШИ
и
ДМШ
-
заглянуть
во
внутренний
мир
каждого
ученика
и
раскрыть
его
творческую
индивидуальность
с
помощью
современных образовательных технологий. Наша работа будет успешной, если к
безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся
добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими
партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них.
Большинство детей, которые посещают школу искусств, учатся с желанием.
Даже
если
они
не
делают
больших
успехов
в
концертной
и
конкурсной
деятельности,
то все равно любят музыкальное творчество, формирующее их
внутренний мир. Часто учащиеся старших классов интересуются современной
музыкой, поэтому во время занятий вместе с ними можно делать аранжировки
мелодий
из
фильмов,
компьютерных
игр,
отдавая
при
этом
предпочтение
инициативе детей. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию
умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы.
Кроме
знаний
и
умений,
юные
музыканты
получают
заряд
положительных
эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким
образом,
возникает
союз
рационального
мышления
и
эмоционального
восприятия, что очень важно для подготовки как к экзамену, классному или
общешкольному
концерту,
так
и
к
серьёзным
конкурсам.
Использование
интернет-
технологий
становится
мощным
фактором
повышения
учебной
мотивации.
При возникновении особого контакта между педагогом и учеником
ребёнок
раскрепощается,
уходят
психологическая
скованность
и
зажатость.
Ученик
осознает, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно к нему, к
его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот юный музыкант уже
готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над
музыкальным произведением.
Полезно
применять
в
работе
с
детьми
средства
а ртте р ап и и ,
здоровьесберегающие
технологии.
На
занятиях
можно
использовать
такие
упражнения как:
-
физические упражнения, снимающие мышечные зажимы;
-
импровизационные
упражнения
как
средство
отображения
настроения;
-
игры,
развивающие
интонационный
слух
детей,
фантазию,
повышающие самооценку;
-
упражнения
для
концентрации,
умения
сосредоточиться,
для
расслабления, снятия стресса.
Одним
из
приемов,
развивающих
коммуникативные
навыки
является
коллективное музицирование( оркестр, ансамбль). Ему принадлежит огромная
роль в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах. Вариантов
организации коллективов может быть множество: в классе одного педагога по
инструменту или в сотрудничестве с другими педагогами.
Наряду с традиционными однородными ансамблями, актуальными в последнее
время, появляются разнотембровые сочетания инструментов.
В нашей школе уже несколько лет существует детский ансамбль русских
народных инструментов. Благодар яинтернет-ресурсам, проблем с репертуаром
пока
нет.
Партии
для
каждого
инструмента
набираются
в
программе
Finale.Коллективная игра в ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях
обучения и развития учащихся. Известные педагоги всегда придавали большое
значение участию учеников в ансамблях.
Занятия в классе ансамбля отвечает современным задачам ДМШ и ДШИ:
-
формирование начальных умений и навыков, работа с музыкальным
текстом
с
целью
приобщения
учащихся
к
различным
жанрам
музыкальной
культуры.
-
подготовка одаренных детей к участию в концертах и конкурсах с целью
совершенствования
профессионального
мастерства,
сохранение
традиций
национальной музыкальной культуры.
В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:
-
умение слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными
группами, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;
- умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и
руководителя ансамбля;
- умение рассказать об исполняемом произведении;
- умение применять и совершенствовать исполнительские навыки;
-использовать
современные
технологии
для
прослушивания
и
анализа
произведений в исполнении выдающихся музыкантов.
Включение в занятия современных образовательных и информационных
технологий способствуетреализации этих задач.
Современные педагогические технологии позволяют не только проводить
исследовательскую работу, но и развивают творческое воображение, способствуют
росту исполнительского мастерства учащихся.
Ребенок развивается в деятельности: только 20% должен делать педагог, а
остальное
учащийся.
Важно
создать
среду
для
творчества.
Доверительность,
строгость, обаяние, требовательность являются основой отношений педагога и
ребенка. Ведь не зря Ф. А. Фрадкин в своей статье выражал надежду, что «школе
предстоит стать гуманной, «теплой» для ребенка и при этом открытой к диалогу и
сотрудничеству
со
всеми
социальными
институтами
общества;
она
научится
организовывать
педагогический
процесс
с
ориентацией
на
интересы
и
потребности как ребенка, так и общества, в котором он живет; она станет беречь
интимность
семейных
отношений
и
поймет,
что
педагог
может
объяснять,
рекомендовать,
советовать,
но
никогда
не
навязывать
родителям
готовых
решений...»
Литература:
1.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и
методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и
педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.
2.
Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов.-Педагогика.1995.