Автор: Сычугова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОО - Елгозинская ООШ
Населённый пункт: д. Елгозино, Клинский район, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Прощай, Азбука"
Раздел: начальное образование
Сценарий праздника «Прощай, Азбука!»
Цель: в игровой форме закрепить изученные буквы, полученные знания, умения, навыки.
Задачи: повторить изученные звуки и буквы; формировать у учащихся самооценку своих
достижений. Развивать положительную мотивацию, как к отдельным предметам, так и
процессу обучения в целом. воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к
книгам. Воспитывать желание учиться; осознание важности процесса учения и познания
для самосовершенствования и развития своего «я”. Создавать условия для формирования
доверительных отношений между родителями, учителями и детьми.
Действующие лица: Азбука, Русский язык, Литературное чтение.
Ход праздника
Учитель.
Дорогие ребята! Уважаемые родители! В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка –
хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого
человека – Азбуки.
Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для нас
с сентября по сегодняшний день, кто всё это время молчал, но каждый миг учил нас
доброму, справедливому и хорошему. Своим умением читать и писать мы благодарны этой
книге – книге, с которой начинают учиться все: инженеры и академики, врачи и
президенты, лётчики и повара.
Вы закончили первую школьную книгу - «Азбуку». За это время вы очень выросли,
повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и
научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая
ступенька на лесенке знаний - это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей.
Поздравляю вас с первой серьезной победой!
1 ученик
Мы сегодня очень рады,
Всем ребятам, папам, мамам.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
2 ученик
Всех знакомых, незнакомых —
И серьезных, и веселых.
Первый класс, первый класс,
Пригласил на праздник вас.
3 ученик
Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.
4 ученик
А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
5 ученик
Буквы потом сложились в слова.
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
6 ученик
Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Первоклассники поют песню «Чему учат в школе»
Входит Азбука.
Азбука.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучите на «пять»
И сможете тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Буквы, слоги и загадки,
В доброй Азбуке живут,
По ступенькам постепенно
В царство сказок вас ведут.
Ведущий.
- Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты – самый желанный гость на нашем празднике. А
первоклассники приготовили тебе стихотворения.
Ученик 1:
Буквы строго встали в ряд, будто по линейке.
Каждый знает своё место и уйти не смеет.
Вот стоят они красиво, по порядку, посмотри.
Здесь их ровно 33.
Ты эти буквы заучи –
Их три десятка с лишним,
И для тебя они ключи
Ко всем чудесным книжкам.
Ученик 2:
Так чудесно буквы эти
Могут слоги составлять.
И про всё на белом свете
Нам словами рассказать!
Знаем мы не понаслышке:
Чудеса и вправду есть.
Мы теперь любые книжки
Можем запросто прочесть!
Ученик 3:
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
Ученик 4:
Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Первоклассники поют песню «33 родных сестрицы»
Ведущий.
- Ребята 3 класса приготовили сюрприз для первоклассников. Они покажут «Сценку про
букву Я»
Сценка про букву Я
Рассказчик. Жили в азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз всё дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я»…
В строку не встала.
Взбунтовалась буква «Я»!
Буква «Я». Я, – сказала буква «Я», –
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква «Ф». «Фу-ты, ну-ты!» – фыркнул «эф»,
От обиды покраснев.
Буква «С». «Срам!» – сердито «эс» сказало.
Буква «В». «Вэ» кричит: «Воображала!»
Буква «П». Проворчало «пэ»: – Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Рассказчик. «Я» затопала ногами.
Буква «Я». Не хочу водиться с вами!
Буду делать всё сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик. Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором). Хорошо! Идём на спор.
Буква «А». Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку –
Правда, стало быть, твоя!
Буква «Я». Чтобы я – да не сумела?
Я ж не кто-нибудь, а «Я»!
Рассказчик. Буква «Я» взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела,
Написать она сумела
Только: «Я-я-я-я-я!»
Буква «Х». Как зальётся буква «ха»:
«Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»
Буква «О». «О» от смеха покатилось!
Буква «А». «А» за голову схватилась!
Буква «Б». «Б» схватилась за живот…
Рассказчик. Буква «Я» сперва крепилась,
А потом как заревёт:
Буква «Я». Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы «Ю».
Буква «Ю». Что ж, – решил весь алфавит, –
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик. Буква «Я» всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы «Я»!
Азбука.
– Для ребят я приготовила задание «Соберите пословицы о книге и о чтении». (раздаёт
детям карточки со словами)
Задание «Собери пословицу»
Кто много читает, тот много знает.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Чтение – вот лучшее учение.
Азбука:
Ах! Забыла я, друзья, Что
представить вам должна,
Кто на смену мне придет,
Дальше вас учить начнет.
«Азбука» вводит учеников, изображающих учебник «Русский язык» и учебник
«Литературное чтение».
Русский язык:
Я люблю учить детей,
С вами жить мне веселей.
Будем крепко мы дружить,
Мои правила учить.
Очень важно, скажем, знать,
Где поставить мягкий знак,
Как вам написать МОЕ,
Через А иль через О?
Ничего от вас не скрою,
Все секреты вам открою.
Книга для чтения:
Я — «Книга для чтения».
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Пушкин. Лермонтов, Толстой...
Да, учебник непростой.
Я от «Азбуки» слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
Книга для чтения и Русский язык:
- Отгадайте наши загадки.
Угадай загадку и составь ответ (раздать буквы детям).
1) Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём,
Там пишут и считают,
Рисуют и играют. Школа
2) Чёрные, кривые,
От рождения немые,
А как встанут в ряд-
Сразу все заговорят. Буквы
3) Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? Линейка
4) До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься.
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог.
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я школьный Ранец
5) Карандаш, линейку, ластик
Сохранит коробка-пластик.
Не беда, что очень мал,-
Всё вместит цветной … Пенал
6) Зовёт ребят ко мне звонок.
Вы догадались? Я - Урок
7) Не в новинку ей трудиться,
На уроке не ленится.
Ей лежать в пенале скучно.
Пишет, пишет, пишет … Ручка
8) В чёрном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? Мел
9) Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится… Ластик
10) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. Книга
11) Не зевать и не лениться
В школу ходим мы учиться!
К дисциплине кто привык-
В школе первый… Ученик
Ведущий.
- От ребят 2 класса сценка «Как Кирилл заговорил».
Ученик Петров Кирилл
Всех сегодня уморил.
Стал животным подражать
Кукарекать и визжать.
Вот пришёл учитель в класс
- Кто к доске пойдёт сейчас?
А Кирилл Петров:
- Ку-ку, гав-гав-гав, кукареку!
-Кто кричит там не пойму?
А Кирилл на это:
- Му-у-у.
- Это ты, Кирилл Петров?
Ты сегодня не здоров?
Может, нужен врач тебе?
А Кирилл на это:
- Бе – е - е!
- Подавай-ка свой дневник
А Кирилл:
- Чирик - чирик! Мяу-мяу! Ква-ква-ква!
- Всё!- сказал учитель, - два!
- Ой! За что? – вскричал Кирилл,
Снова он заговорил.
Ведущий.
- Снова на сцене наши первоклассники.
1. Нам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Нужных знаний нам дала немало!
И теперь мы лучшие друзья.
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
2. Смех и слезы, радость и печаль,
Довелось нам испытать,
Но стараний наших нам не жаль
Книги нам легко теперь читать!
Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
3.Теперь мы знаем буквы, слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Все мы сегодня говорим:
«За все тебя, Азбука, благодарим!»
4.Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила, Мы
будем помнить о тебе.
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт.
Учитель.
К нам в окно весна стучит,
Солнце веселится.
А вам сегодня предстоит
С Азбукой проститься.
Позади нелегкий труд
Слогового чтения,
Вам сегодня выдаются
У-до-сто-ве-ре-ни-я.
Детям вручаются удостоверения «Азбуку прочёл» и книги.
Слово родителям для поздравления
- Для всех первоклассники исполнят песню «Азбука».
Первоклассники исполняют песня «Азбука»
Азбука:
- Вот и пришла пора проститься,
И я хочу Вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
Учитель.
Всем спасибо за вниманье,
За задор, за звонкий смех.
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»