Автор: Зубарева Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №123"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия по опытно-экспериментальной деятельности
Тема: "Удивительные свойства воздуха"
Раздел: дошкольное образование
Удивительные свойства воздуха.
Автор: Зубарева Ольга Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №123»
г. Рязань
Конспект интегрированного занятия
по опытно-экспериментальной
деятельности в старшей группе.
Цель:
Обучения: организовать исследовательскую (экспериментальную) деятельность,
направленную на систематизирование знания детей о свойствах воздуха.
Развития: создать условия для развития способностей детей к умозаключениям,
сравнениям, активизации речевой деятельности.
Воспитания: создать условия для формирования умения самостоятельно решать
поставленную задачу
Задачи:
1.
Организовать
познавательно-исследовательскую
деятельность
через
элементарное экспериментирование.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность,
формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ
предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах).
5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов
занятия, закреплять положительные эмоции.
Материалы и оборудование: ИКТ, презентация по воздуху, сундук с запиской,
карта, 2 таза с водой, по количеству детей: маленькие бутылочки, листы бумаги,
трафареты, выдувающие фломастеры, бумажные кораблики, салфетки, белые
халаты.
Ход занятия.
Воспитатель: Встаньте рядышком по кругу
Улыбнемся мы друг другу.
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется.
Воспитатель: Дети сегодня к нам на занятие пришли гости давайте с ними
поздороваемся и подарим свои улыбки.
Воспитатель: Дети вы любите играть?
Дети: Да
Воспитатель: А во что вы любите играть?
Ответы детей.
Воспитатель: Я тоже очень люблю играть. Я предлагаю вам поиграть в игру
«Найди клад» Хотите?
А что нам может помочь в поисках клада?
Дети: Карта
Воспитатель: Вот дети у меня есть карта, если мы будем следовать всем
указаниям на ней, мы легко отыщем клад.
Давайте внимательно рассмотрим карту. Что изображено на карте?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Как вы думаете, с какой фигуры нам нужно начать? почему?
Дети: С круга, потому что он под цифрой 1
Воспитатель: Как мы пойдем с вами дальше?
Дети: Прямо до овала.
Воспитатель: Что мы должны сделать дальше?
Дети: Повернуть налево и дойти до прямоугольника.
Воспитатель: Все готовы отправиться на поиски клада?
Дети: Тогда отправляемся в путь. Построились друг за другом:
На носочках мы идем 1-2, 1-2 и налево повернем,
Прямо мы пойдем, пойдем,
Клад найдем, найдем, найдем!
Воспитатель: На какой фигуре мы с вами оказались? Которая по счету была эта
фигура?
Дети: Третья или последняя.
Воспитатель: - А теперь посмотрите повнимательнее, кто видит где находится
клад?
Молодцы, вы нашли клад. А как вы думаете что там может
находиться?
Предположения детей
Воспитатель: А хотите узнать, что там на самом деле?
Дети: Да.
Воспитатель: - Ой, ребята здесь записка. Хотите узнать, что в ней написано?
Дети: Да.
Воспитатель читает записку.
Отгадайте, что я?
Узнайте, какой я?
Расскажите, для чего я?
Воспитатель:
- Дети как вы думаете, что это может быть. В сундуке что-то
должно быть, но я ничего не вижу, а вы? Может кто-то догадался, что там
находиться?
Если дети не догадались, загадывается загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Дети: Воздух.
Воспитатель: А какой бывает воздух?
Дети: Холодный, морозный, теплый, чистый.
Воспитатель:- А хотите больше узнать про воздух?
Дети :Да.
Воспитатель: А
где
мы
это
сможем
сделать?
Как
называется
место,
где
исследуют, проводят опыты?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель:
- Я вас приглашаю в лабораторию, где мы будем исследовать
воздух. Дети посмотрите, нас здесь кто-то встречает?
Всезнайкин: - Здравствуйте, дети, я профессор Всезнайкин. Я слышал вы уже
назвали какой бывает воздух, а хотите узнать другие свойства воздуха?
Дети: Да
Всезнайкин: Предлагаю одеть халаты. 1-2-3 вот и ученые мы! Прежде чем мы
начнем с вами экспериментировать, давайте вспомним как нужно вести себя в
лаборатории:
1. Соблюдай тишину.
2. Не толкай соседа во время работы.
3. Сначала посмотри, а потом повтори.
4. Убери за собой рабочее место.
Всезнайкин: Я предлагаю вам разделиться на две команды: мальчиков и девочек
Опыт №1. (тазы с водой, маленькие бутылочки)
Всезнайкин: Посмотрите, в этой бутылочке что-нибудь есть?
Дети: Нет
Всезнайкин: - Давайте проверим. Опустим бутылочку в воду так, чтобы в нее
попадала вода. Что мы видим?
Дети: Из горлышка побежали пузырьки.
Воспитатель: Откуда они взялись, что за невидимка сидит в бутылке?
Дети: Воздух.
Всезнайкин: А теперь вытрите руки и подойдите к доске.
Воспитатель: Дети, какой мы можем сделать вывод из первого опыта, воздух
какой?
Дети: Прозрачный, невидимый, бесцветный.
Воспитатель: (на доске появляется картинка) Дети посмотрите с помощью
таких символов можно обозначить свойства воздуха.
Опыт № 2. (дети стоят полукругом около доски)
Всезнайкин: - Мы с вами узнали, что воздух невидимый, а имеет ли он запах?
Это мы сейчас проверим. Закройте глаза.
Воспитатель выносит на подносе 3 банки (пустая, с апельсином, с чесноком)
1. пустая. Всезнайкин дает детям по очереди понюхать: Чувствуете ли вы какой-
то запах?
2. с апельсином: А теперь чувствуете какой-нибудь запах?
3. с чесноком. Какой запах?
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Дети: Воздух не имеет запаха
Воспитатель:
(показывает
картинку
на
экране)
-
Это
можно
обозначить
с
помощью такого символа.
Опыт №3. (2 таза с водой, кораблики из бумаги)
Всезнайкин: - А теперь возьмите кораблики опустите их в таз с водой, подуйте
на них. Что случилось с корабликами?
Дети: Они поплыли
Всезнайкин: - А почему они поплыли?
Дети: Появился ветер, а ветер это движение воздуха.
Воспитатель: - А теперь внимание на экран, какой вывод можно сделать?
Появляется картинка на экране
Дети: Воздух может передвигать предметы. Это можно обозначить с помощью
такого символа.
Всезнайкин:
-
А
теперь
мы
с
вами
немножко
отдохнем.
Я
предлагаю
вам
полетать
на
самолете.
Найдите
каждый
свой
домик
на
ковре.
Где
летает
самолет?
Дети: В небе по воздуху
Воспитатель включает на экране физминутку.
Опыт № 4. (листы бумаги, трафареты, фломастеры выдувающие)
Всезнайкин:
- А
теперь
я
предлагаю
вам
сесть
за
столы
и
продолжить
экспериментировать с воздухом. Возьмите фломастер и попробуйте подуть в
него над листом бумаги. Что вы замечаете?
Дети: Фломастер рисует
Воспитатель: - О каком свойстве воздуха мы узнали из этого опыта?
Дети: С помощью воздуха можно рисовать
Воспитатель:
- А теперь я предлагаю вам выйти из-за столов и подойти к
экрану. Внимание на экран (на экране появляется картинка). С помощью этого
символа мы можем обозначить это свойство.
Опыт №5.
Всезнайкин: - Хотите проверить можно ли хорошо себя чувствовать без воздуха?
Дети: Да.
Всезнайкин: - Глубоко вдохните и закройте ладонями себе рот и нос. Можете так
долго находиться без воздуха
Дети: Нет
Всезнайкин: Хотелось ли вам вдохнуть воздух? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Действительно,
человек
и
все
живые
существа
не
могут
обойтись без воздуха. Дети, а вы знаете, что делает наш воздух чище?
На экране появляются картинки.
Дети: Деревья, кустарники, комнатные цветы.
Воспитатель: А сейчас Ульяна прочитает стихотворение о природе:
-Давайте вместе землю украшать
Сажать сады, цветы сажать повсюду
Давайте вместе землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду.
Воспитатель: (на экране появляется картинка) - Какой вывод мы можем сделать
из последнего опыта?
Дети: Воздух нужен всему живому.
Всезнайкин: - Вот и пришла пора прощаться, а на прощание я хочу подарить вам
микроскоп, чтобы вы и дальше продолжали экспериментировать и узнавать
много нового. Дети снимают халаты. Раз-два-три вот и снова дети мы.
Всезнайкин: - До свидания!
Воспитатель: - А теперь, дети, давайте с вами вспомним, что нового мы узнали
сегодня про воздух? Проходите к экрану (встают полукругом)
На экране появляется сундук, дети нажимают на него указкой и по очереди
называют свойства воздуха.
Воспитатель: - На этом наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с
гостями. До свидания!