Автор: Старикова Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №21 "Умка"
Населённый пункт: Республика Коми, город Воркута
Наименование материала: статья
Тема: "Художественное творчество детей"
Раздел: дошкольное образование
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад №21 «Умка» Республика Коми, г.Воркута,
Наименование материала: Статья
Тема: «Художественное творчество детей»
Автор: воспитатель I квалификационной категории
Старикова Анна Ивановна
Художественно-эстетическое образование дошкольников имеет
познавательную, эмоционально-мотивационную и деятельную, творческую
созидательную направленность. Результат этого образования – художественно-
эстетическое развитие дошкольников, которое не ограничивается только
созерцательной задачей, а формирует способность создавать прекрасное в
искусстве и жизни.
Дидактические
игры
–
это
одно
из
средств
художественно-эстетического
образования
старших
дошкольников.
Они
способствует
развитию
познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических
знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети
уточняют,
закрепляют,
расширяют
имеющиеся
у
них
представления
об
эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные
эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.
На
основании
анализа
образовательных
программ
ДОУ
определены
образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», в которых
в наибольшей степени организуется художественно-эстетическое образование
старших дошкольников и используются дидактические игры. Также программы
определяют формы работы с детьми при использовании дидактических игр: это
непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность детей
и
взрослых,
самостоятельная
деятельность
детей,
проведение
режимных
моментов.
Анализ
литературы
и
образовательных
программ
ДОУ
позволяет
выделить
следующие
три
критерия
для
оценки
уровня
художественно-эстетического
развития
детей
старшего
дошкольного
возраста:
художе ственно-
познавательный, эмоционально-оценочный и творческо-деятельностный.
Использование
дидактических
игр
в
образовательном
процессе
старших
дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который
включает
руководство
дидактическими
играми,
что
требует
от
педагога
большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это
обогащение
детей
соответствующими
знаниями,
подбор
дидактического
материала,
а
иногда
и
изготовление
его
вместе
с
воспитанниками
и
их
родителями, организация обстановки для игры, а также четкое определение
своей
роли
в
игре.
Роль
дидактических
игр
в
художественно-эстетическом
образовании старших дошкольников состоит в том, что они применяются как
средство
получения
художественных
знаний,
развития
художественного
восприятия, художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания,
памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических
умений.
На основе рекомендаций Н.А. Ветлугиной и А.Г. Гогоберидзе и в соответствии
со
структурой
художественно-эстетической
деятельности
были
определены
критерии
и
показатели
художественно-эстетического
развития
старших
дошкольников.
На основе критериев и показателей были определены уровни художественно-
эстетического
развития
детей
старшего
дошкольного
возраста
и
проведена
диагностика.
На
основе
выявленных
данных,
была
разработана
технология
по
художественно-эстетическому
развитию
детей
с
помощью
специально
подобранных и систематизированных дидактических игр.
Основная
цель
разработанной
технологии
–
художественно-эстетическое
развитие детей средствами дидактических игр.
Работа
по
художественно-эстетическому
развитию
детей
средствами
дидактических игр делится на 3 этапа.
Первый этап технологии – ознакомительный, включает 1ый тематический блок
«Путешествие
по
народным
промыслам».
Он
нацелен
на
развитие
художественно-познавательного интереса детей, их способности осмысливать
прекрасное и высказывать эстетические суждения.
В непосредственно образовательной деятельности воспитатель может провести
беседы с детьми, в ходе которых знакомит детей с хохломской и гжельской
росписью,
дымковской,
филимоновской,
и
каргапольской
игрушками,
семеновскими матрешками, павлово-посадскими платками и шалями. Хорошо
использовать иллюстрации, фотографии, слайд-презентации изделий и игрушек
русских
мастеров;
аудиокассеты
с
записью
русских
народных
мелодий
и
народных песен, стихотворения о декоративно-прикладных промыслах. Такая
работа
позволяет
расширить
представления
детей
о
многообразии
изделий
народного
декоративно-прикладного
искусства,
воспитывать
уважительное
отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство
русского
народа,
показать
взаимосвязь
устного,
изобразительного
и
музыкального народного искусства.
На первом этапе технологии можно использовать следующие дидактические
игры
по
ознакомлению
с
народными
промыслами,
которые
развивают
художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-
эстетических знаний, стимулировали способности детей к осмыслению чувства
прекрасного и развивали умение высказывать эстетические суждения: «Составь
хохломской узор», «Городецкие узоры», «Собери матрешек», «Найди домик
матрешки», домино «Игрушки».
Во
время
второго
этапа
реализуется
2-
ой
тематический
блок
«Творим
и
оцениваем».
В
совместной
художественно-эстетической
деятельности
детей
и
взрослых
используется
пять
дидактических
игр:
«Волшебные
стеклышки»,
«Рисунки
верёвочкой», «Мой любимый натюрморт», «Клоун», «Составь пейзаж».
После
каждой
дидактической
игры,
детские
работы
оцениваются
самими
детьми. Этим развивается умения детей давать эмоционально-эстетическую
оценку произведений искусства и работам, выполненным самими детьми (своей
собственной и других детей).
Дидактические игры, которые использовались на втором этапе технологии,
необходимы для того чтобы в ненавязчивой игровой форме подготовить детей к
практической
работе
в
процессе
ручного
творчества.
Эти
игры
многофункциональны,
их
использование
позволяет
решать
задачи,
направленные на формирование положительного эмоционального отношения к
художественно-эстетической
деятельности
и
развитие
умения
давать
эмоционально-эстетическую
оценку
произведений
искусства
и
работам,
выполненным самими детьми.
На
третьем
этапе
технологии
–
творческо-деятельностном
–
происходит
развитие у детей и потребность создавать продукты ручного творчества на
основе
овладения
техниками
ручного
труда,
техническими
умениями.
Реализовывался 3ий тематический блок «Чудо-мастера».
На этом этапе используются 2 группы дидактических игр:
1 группа: дидактические игры на закрепление сенсорные эталоны величины,
формы, цвета. Это дидактические игры «Построим дом», «Узоры на песке»;
2 группа: дидактические игры на развитие потребности создавать продукты
ручного
творчества
на
основе
овладения
техниками
ручного
труда.
Это
дидактические игры «Чудо-мастера», мини-игры «Путаница», «Что сначала, что
потом», дидактические игры «Распиши платок», «Собери гжельскую розу».
В этих дидактических играх учтены и отражены возможности художественно-
эстетического
развития
детей
путем
знакомства
с
народным
декоративно-
прикладным искусством. В результате использования дидактических игр дети
научатся выделять выразительные средства матрешки и дымковской игрушки,
городецкой росписи, хохломы и гжели. Дети украшают силуэты предметов
необходимыми элементами, фантазируют, проявляют творческую активность,
самостоятельно составляют различные композиции. Эти игры способствуют
обогащению сенсорно-чувственного опыта детей, развитию их эстетического
вкуса,
взаимосвязи
художественно-продуктивной
деятельности
с
другими
видами
детской
творческой
активности
(игра,
театр,
конструирование),
развитию
потребности
создавать
продукты
ручного
творчества
на
основе
овладения техническими умениями по лепке и рисованию.
Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей
средствами дидактических игр способствует активному участию детей в этих
играх. Это позволяет развить художественно-познавательный интерес детей к
приобретению
художественно-эстетических
знаний,
положительное
эмоциональное
отношение
к
художественно-эстетической
деятельности,
потребность создавать продукты ручного труда, стимулировало способность
каждого
ребенка
к
осмыслению
чувства
прекрасного.
Дети
научились
высказывать
эстетические
суждения
и
давать
эмоционально-эстетическую
оценку
произведений
искусства,
овладели
техниками
ручного
творчества
в
рисовании, лепке, конструировании.
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский.– М.: Академия,
2009. – 420 с.
2.
Венгер
Л.А.
Воспитание
сенсорной
культуры
ребенка
/
Л.А.Венгер,
Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1998. – 220 с
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко. – М.:
Просвещение, 1991. – 160 с.
4.
Доронова
Т.Н.
Изобразительная
деятельность
и
эстетическое
развитие
дошкольников / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2008. – 189 с.
5. Дубровская Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного
возраста / Е.А. Дубровская, С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 2009. – 237 с.