Напоминание

"Художественное творчество детей"


Автор: Старикова Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №21 "Умка"
Населённый пункт: Республика Коми, город Воркута
Наименование материала: статья
Тема: "Художественное творчество детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад №21 «Умка» Республика Коми, г.Воркута,

Наименование материала: Статья

Тема: «Художественное творчество детей»

Автор: воспитатель I квалификационной категории

Старикова Анна Ивановна

Художественно-эстетическое образование дошкольников имеет

познавательную, эмоционально-мотивационную и деятельную, творческую

созидательную направленность. Результат этого образования – художественно-

эстетическое развитие дошкольников, которое не ограничивается только

созерцательной задачей, а формирует способность создавать прекрасное в

искусстве и жизни.

Дидактические

игры

это

одно

из

средств

художественно-эстетического

образования

старших

дошкольников.

Они

способствует

развитию

познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических

знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети

уточняют,

закрепляют,

расширяют

имеющиеся

у

них

представления

об

эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные

эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.

На

основании

анализа

образовательных

программ

ДОУ

определены

образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», в которых

в наибольшей степени организуется художественно-эстетическое образование

старших дошкольников и используются дидактические игры. Также программы

определяют формы работы с детьми при использовании дидактических игр: это

непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность детей

и

взрослых,

самостоятельная

деятельность

детей,

проведение

режимных

моментов.

Анализ

литературы

и

образовательных

программ

ДОУ

позволяет

выделить

следующие

три

критерия

для

оценки

уровня

художественно-эстетического

развития

детей

старшего

дошкольного

возраста:

художе ственно-

познавательный, эмоционально-оценочный и творческо-деятельностный.

Использование

дидактических

игр

в

образовательном

процессе

старших

дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который

включает

руководство

дидактическими

играми,

что

требует

от

педагога

большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это

обогащение

детей

соответствующими

знаниями,

подбор

дидактического

материала,

а

иногда

и

изготовление

его

вместе

с

воспитанниками

и

их

родителями, организация обстановки для игры, а также четкое определение

своей

роли

в

игре.

Роль

дидактических

игр

в

художественно-эстетическом

образовании старших дошкольников состоит в том, что они применяются как

средство

получения

художественных

знаний,

развития

художественного

восприятия, художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания,

памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических

умений.

На основе рекомендаций Н.А. Ветлугиной и А.Г. Гогоберидзе и в соответствии

со

структурой

художественно-эстетической

деятельности

были

определены

критерии

и

показатели

художественно-эстетического

развития

старших

дошкольников.

На основе критериев и показателей были определены уровни художественно-

эстетического

развития

детей

старшего

дошкольного

возраста

и

проведена

диагностика.

На

основе

выявленных

данных,

была

разработана

технология

по

художественно-эстетическому

развитию

детей

с

помощью

специально

подобранных и систематизированных дидактических игр.

Основная

цель

разработанной

технологии

художественно-эстетическое

развитие детей средствами дидактических игр.

Работа

по

художественно-эстетическому

развитию

детей

средствами

дидактических игр делится на 3 этапа.

Первый этап технологии – ознакомительный, включает 1ый тематический блок

«Путешествие

по

народным

промыслам».

Он

нацелен

на

развитие

художественно-познавательного интереса детей, их способности осмысливать

прекрасное и высказывать эстетические суждения.

В непосредственно образовательной деятельности воспитатель может провести

беседы с детьми, в ходе которых знакомит детей с хохломской и гжельской

росписью,

дымковской,

филимоновской,

и

каргапольской

игрушками,

семеновскими матрешками, павлово-посадскими платками и шалями. Хорошо

использовать иллюстрации, фотографии, слайд-презентации изделий и игрушек

русских

мастеров;

аудиокассеты

с

записью

русских

народных

мелодий

и

народных песен, стихотворения о декоративно-прикладных промыслах. Такая

работа

позволяет

расширить

представления

детей

о

многообразии

изделий

народного

декоративно-прикладного

искусства,

воспитывать

уважительное

отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство

русского

народа,

показать

взаимосвязь

устного,

изобразительного

и

музыкального народного искусства.

На первом этапе технологии можно использовать следующие дидактические

игры

по

ознакомлению

с

народными

промыслами,

которые

развивают

художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-

эстетических знаний, стимулировали способности детей к осмыслению чувства

прекрасного и развивали умение высказывать эстетические суждения: «Составь

хохломской узор», «Городецкие узоры», «Собери матрешек», «Найди домик

матрешки», домино «Игрушки».

Во

время

второго

этапа

реализуется

2-

ой

тематический

блок

«Творим

и

оцениваем».

В

совместной

художественно-эстетической

деятельности

детей

и

взрослых

используется

пять

дидактических

игр:

«Волшебные

стеклышки»,

«Рисунки

верёвочкой», «Мой любимый натюрморт», «Клоун», «Составь пейзаж».

После

каждой

дидактической

игры,

детские

работы

оцениваются

самими

детьми. Этим развивается умения детей давать эмоционально-эстетическую

оценку произведений искусства и работам, выполненным самими детьми (своей

собственной и других детей).

Дидактические игры, которые использовались на втором этапе технологии,

необходимы для того чтобы в ненавязчивой игровой форме подготовить детей к

практической

работе

в

процессе

ручного

творчества.

Эти

игры

многофункциональны,

их

использование

позволяет

решать

задачи,

направленные на формирование положительного эмоционального отношения к

художественно-эстетической

деятельности

и

развитие

умения

давать

эмоционально-эстетическую

оценку

произведений

искусства

и

работам,

выполненным самими детьми.

На

третьем

этапе

технологии

творческо-деятельностном

происходит

развитие у детей и потребность создавать продукты ручного творчества на

основе

овладения

техниками

ручного

труда,

техническими

умениями.

Реализовывался 3ий тематический блок «Чудо-мастера».

На этом этапе используются 2 группы дидактических игр:

1 группа: дидактические игры на закрепление сенсорные эталоны величины,

формы, цвета. Это дидактические игры «Построим дом», «Узоры на песке»;

2 группа: дидактические игры на развитие потребности создавать продукты

ручного

творчества

на

основе

овладения

техниками

ручного

труда.

Это

дидактические игры «Чудо-мастера», мини-игры «Путаница», «Что сначала, что

потом», дидактические игры «Распиши платок», «Собери гжельскую розу».

В этих дидактических играх учтены и отражены возможности художественно-

эстетического

развития

детей

путем

знакомства

с

народным

декоративно-

прикладным искусством. В результате использования дидактических игр дети

научатся выделять выразительные средства матрешки и дымковской игрушки,

городецкой росписи, хохломы и гжели. Дети украшают силуэты предметов

необходимыми элементами, фантазируют, проявляют творческую активность,

самостоятельно составляют различные композиции. Эти игры способствуют

обогащению сенсорно-чувственного опыта детей, развитию их эстетического

вкуса,

взаимосвязи

художественно-продуктивной

деятельности

с

другими

видами

детской

творческой

активности

(игра,

театр,

конструирование),

развитию

потребности

создавать

продукты

ручного

творчества

на

основе

овладения техническими умениями по лепке и рисованию.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей

средствами дидактических игр способствует активному участию детей в этих

играх. Это позволяет развить художественно-познавательный интерес детей к

приобретению

художественно-эстетических

знаний,

положительное

эмоциональное

отношение

к

художественно-эстетической

деятельности,

потребность создавать продукты ручного труда, стимулировало способность

каждого

ребенка

к

осмыслению

чувства

прекрасного.

Дети

научились

высказывать

эстетические

суждения

и

давать

эмоционально-эстетическую

оценку

произведений

искусства,

овладели

техниками

ручного

творчества

в

рисовании, лепке, конструировании.

Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский.– М.: Академия,

2009. – 420 с.

2.

Венгер

Л.А.

Воспитание

сенсорной

культуры

ребенка

/

Л.А.Венгер,

Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1998. – 220 с

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко. – М.:

Просвещение, 1991. – 160 с.

4.

Доронова

Т.Н.

Изобразительная

деятельность

и

эстетическое

развитие

дошкольников / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2008. – 189 с.

5. Дубровская Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного

возраста / Е.А. Дубровская, С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 2009. – 237 с.



В раздел образования