Автор: Рябчикова Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ" №98
Населённый пункт: город Братск Иркутской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: родительское собрание "Готовим детей к школе"
Раздел: дошкольное образование
Конспект родительского собрания
Тема «Готовимся к школе - играя»
Цели: повышение
педагогической
компетенции
родителей
по
проблеме
активизации
игровой
деятельности
дошкольников
в
у с ло в и ях
семьи; обогащение воспитательного опыта родителей по вопросу готовности
ребёнка к школе.
Задачи:
показать родителям значение совместных игр для развития ребёнка в
подготовительной к школе группы;
обсудить вопросы организации игровой среды в условиях семьи;
развивать навыки общения со своим ребёнком в процессе игры.
Форма проведения – семейная гостиная .
Участники — воспитатели, родители .
План проведения:
Подготовительный этап:
подбор
материала
для
выставки:
настольные
развивающие
игры,
картотеки игр, методическая литература для родителей;
подготовка наглядного материала для оформления группы;
памятки и советы для родителей по игре.
Оформление помещения группы: столы стоят полукругом, разделены на три
группы,
в
центре
лежит
геометрическая
фигура.
Родители,
заходя
в
помещение, подходят к «волшебному мешочку» и тянут одну фигуру-фишку,
обозначающую, за какой стол нужно сесть; у доски- подборка картотек игр;
на
столе
представлены
настольные
развивающие
игры;
литература
для
воспитателей и родителей по теме собрания.
Воспитатель
Добрый вечер, мы рады видеть вас в нашем детском саду!О чём же мы с вами
будем
говорить?
Попробуйте
определить
сами.
Предлагаю
небольшое
игровое упражнение, которое называется «Ассоциации». Я назову слово, а вы
скажите, какие ассоциации оно у вас вызывает. Это слово – игра (ответы
родителей).
Да, важный вопрос — подготовка к школе, а говорить мы будем об игре, как
же объединить эти направления?
Итак,
тема
нашей
встречи «Игра
—
как
средство
подготовки
к
школе»
(листок с темой собрания прикрепить на доске).
В.Шекспир сказал: «Весь мир- театр, а люди в нём актёры. И каждый не одну
играет роль».
Мы, просыпаясь утром, начинаем играть свои роли — заботливой мамы,
любящей жены, коллеги, пассажира, покупателя и т.д. Это сейчас. А в какие
игры
вы
любили
играть
в
детстве
(воспоминания
родителей:
футбол,
к л а с с и к и ,
р е з и н о ч к а ,
р а з в е д ч и к и
и
д р у г и е ) .
А какие игры любят наши дети? (высказывания родителей — в основном
компьютерные).
Да,
к
сожалению,
прервалась
цепь
игровых
традиций,
которые переходили от одного поколения к другому. Где прыгалки, казаки-
разбойники ,волейбол, лапта? Играли всегда и везде. А зачем ребёнку нужна
игра? Вот что думают об этом педагоги и психологи (работа родителей по
группам).
У
вас на столе лежат листки с высказываниями . Предлагаю обсудить и
высказать
своё
мнение:
- «Игра-это
школа
произвольного
действия»Д.Б.Эльконин.
- « И г р а - ш к о л а
м о р а л и
в
д е й с т в и и »
А . Н . Л е о н т ь е в
- « И г р а - в е д у щ а я
д е я т е л ь н о с т ь
в
д о ш к о л ь н о м
в о з р а с т е » .
(родители в своей группе обсуждают одно из высказываний),
выводы делает воспитатель:
через игру ребёнок познаёт мир;
в игре он проявляет самостоятельность, активность, он общается;
игра
–
это
максимально
свободная
деятельность,
ограничения
возникают
только
в
пределах
той
роли,
которую
ребёнок
играет,
эти
ограничения он берёт добровольно и это доставляет ему удовольствие;
можно сколь угодно долго объяснять ребёнку, что такое хорошо и что
такое плохо, но лишь в игре , поставив себя на место героя ребёнок способен
понять это , и именно игра учит ребёнка многим добродетелям. В игре даже
недруги, оказавшись в одной команде, становятся друзьями;
игра — самая привлекательная деятельность для дошкольника.
Однако,
в
последнее
время
игра
вытесняется учебной
деятельностью.
-Как вы считаете, почему? (ответы родителей).
Психологи
предупреждают,
раннее
обучение
превращает
детей
в
уменьшенную копию взрослых. Дошкольник, так и не научившись играть,
останется
личностью
не
зрелой.
«Ненаигравшиеся»
дети,
по
мнению
психологов, характеризуются худшей успеваемостью и быстро утрачивают
интерес
к
школе.
Вместе
с
учителями
начальной
школы
они
составили портрет первоклассника, не готового к школе (приложение 1).
Итак, не торопите ребёнка, не нагружайте, пусть играет, лучше вместе с вами.
Какие же игры больше всего подходят для детей 6-7 лет?
Перед вами подборка различных игр, направленных на развитие мышления,
логики, речи, творческих способностей (обратить внимание на выставку игр:
дидактические,
подвижные,
театрализованные,
поз на ват е льно-
исследовательские, творческие, сюжетно-ролевые).
Все
они
нужны
и
по-своему
полезны,
хотя,
современные
родители
принижают значение игры для ребёнка. И если выдаётся время и выбор:
поиграть или позаниматься с ребёнком, то они скорее отдадут предпочтение
занятиям.
А
ведь,
по
словам Д.В.Менджерицкой,
игра
радует
детей,
делает
их
весёлыми и жизнерадостными; дети много двигаются, прыгают. Благодаря
этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей
сообразительность,
фантазию.
Играя
вместе,
дети
приучаются
дружить,
уступать
друг
другу,
заботиться
о
товарищах.
Игра
сплачивает
детский
коллектив, вовлекает в деятельность даже самых замкнутых и застенчивых,
воспитывает сознательную дисциплину.
Но всё таки не будем забывать , что наши дети уже являются старшими
дошкольниками и скоро обучение станет их основным видом деятельности .
Учителя начальных классов указывают на то, что отставание в учёбе у
первоклассников связано, в первую очередь, с низким уровнем
произвольности поведения и познавательных процессов, а так же: задержки
развития мелкой моторики рук, недостаточным развитием функций
внимания, слухового восприятия, слуховой памяти, связной речи.
Вот поэтому важно обучать ребёнка играм, вырабатывающим произвольные
процессы, умение следовать речевой инструкции, правилу, управлять своим
вниманием, памятью, мыслительными действиями.
Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому.
Поэтому давайте поиграем в некоторые игры, которые так необходимы
вашим детям,и которые не требуют специальной подготовки .Играть в них
можно везде , по дороге в сад, во время прогулки в парке .
Игры на развитие функций внимания
Игра «Правая - левая»
Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания,
слуховое восприятие, ориентирование в пространстве, речевые навыки и
активизацию взаимодействия полушарий мозга.
Условие игры:
Взрослый читает ряд слов с твёрдыми и мягкими согласными в конце слова.
В паузах между словами ребёнок поднимает руку: правую - если окончание
твёрдое и левую, если окончание мягкое.
.
Игры на операции аналитического мышления .
Игра «Что я загадал?»
Цель: Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям
мышления, обогащать словарный запас, связную речь.
Условие игры: на вопросы можно отвечать только «Да» или «Нет». Взрослый
загадывает предмет. Ребёнок задаёт вопросы, например: «Он живой или
нет?», далее, если неживой: «Он сделан человеком или нет?» и т. д. Затем
взрослый и ребёнок меняются ролями.
Развитие психомоторных действий .
Постановка руки
Цель: Сформировать навык – правильно держать карандаш, ручку,
совершенствовать моторные функции.
Многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат карандаш
или ручку. В этом случае, можно воспользоваться методом метки. Поставить
кружки на точки соприкосновения руки ребёнка с ручкой. Должно
получиться три метки. Одна - на ручке, вторая - на подушечке указательного
пальца, третья - на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится
ручка.
Эти методические приёмы игровой деятельности, в том числе по отзывам
родителей, действительно способствуют подготовке детей к школе. Родители
оценили значение и важность игры, как эффективного средства обучения и
развития ребёнка, способа сближения взрослых и ребёнка в ситуации
семейного воспитания, что так же немаловажно. В словесные игры можно
играть во время прогулки, в поездке, на отдыхе, они не требуют
дополнительного времени для специальной организации.
Подведём итоги. Чтобы ребёнка подготовить к школе, позвольте ему играть
со
всем,
что
попадается
ему
под
руку,
играйте
вместе.
Помните,
играя,
развиваются те навыки, которые необходимы школьнику.
Родителям вручается памятка «Чему обучается ребёнок в игре?» и советы
взрослым по игре(приложение 3).
И в завершении хочу привести слова Ж.-Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка
умным
и
рассудительным,
сделайте
его
крепким
и
здоровым:
пусть
он
работает,
действует,
бегает,
кричит,
пусть
он
находится
в
постоянном
движении (листок с высказыванием прикрепить на доске).
Решение родительского собрания.
1 . П р од у м ат ь
о р г а н и з а ц и ю
и г р о в о го п р о с т р а н с т ва
в
с е м ь е ;
2.Уделять больше внимания детской игре – как средству подготовки детей к
школе.
3.Включаться в работу детского сада по игровой деятельности, принимая
а к т и в н о е
у ч а с т и е в
конкурсах,
праздниках,
с о р е в н о ва н и я х .
Желаем вам удачи!
Приложение 1.
П о р т р е т
п е р в о к л а с с н и к а ,
н е
г о т о в о г о
к
ш к о л е
1.Чрезмерная игривость;
2.Недостаточная самостоятельность;
3.Импульсивность,
бесконтрольность
поведения,
гиперактивность;
4 . Н е у м е н и е
о б щ а т ь с я
с о
с в е р с т н и к а м и ;
5 . Т р у д н о с т и
в
о б щ е н и и
с
н е з н а к о м ы м и
в з р о с л ы м и ;
6.Неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной
инструкции;
7 . Н е у м е н и е
о б о б щ а т ь ,
в ы д е л я т ь
с х о д с т в а ,
р а з л и ч и я ;
8.Недостаточное развитие моторики рук (неумение выполнять графические
з а д а н и я ,
м а н и п у л и р о в а т ь
м е л к и м и
п р е д м е т а м и )
9 . Н е д о с т а т о ч н о е
р а з в и т и е
п р о и з в о л ь н о й
п а м я т и ;
10.Задержка
речевого
развития:
это
может
быть
и
неправильное
произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли,
и т.п.
Советы взрослым
Качества, которыми должен обладать младший школьник, чтобы учение
происходило успешно.
Должен
быть
сформирован
учебный
мотив,
т.е.
он
должен
хотеть
учиться;
Должен быть сформирован внутренний план действий, т.е. способность
действовать в уме;
Ребёнок должен обладать достаточным запасом общих и практических
знаний;
Произвольность деятельности, т.е. умение подчинять свои действия
правилам, которые устанавливает учитель.
А также творческая активность и инициативность.
Приложение 2.
Памятка по игре
Ч е м у
о б у ч а е т с я
р е б ё н о к
в
и г р е ?
1.Переживать жизненные ситуации других людей как свои
собственные.
2 . У в а ж а т ь
с е б я
и
в е р и т ь
в
с е б я .
3.Надеяться на свои силы при столкновении с проблемами.
4 . С в о б о д н о
в ы р а ж а т ь
с в о и
ч у в с т в а .
5.Учится управлять своим поведением и регулировать его в
с о о т в е т с т в и и
с
п р а в и л а м и
и
н о р м а м и .
6.Через игру ребёнок познаёт окружающий мир, становится
б о л е е
с а м о с т о я т е л ь н ы м ,
а к т и в н ы м ,
о б щ и т е л ь н ы м .
3.В игре формируются коммуникативные качества ребёнка.
Советы взрослым
Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
Приветствуйте
проявление
любых
чувств,
но
не
любое
поведения.
Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения
со сверстниками.
Обращайте особое внимание на неиграющих детей.