Напоминание

"Опыт использования шведской технологии экологического воспитания в работе с дошкольниками c ОВЗ."


Автор: Галкина Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №41 компенсирующего вида Кировского района
Населённый пункт: город Санкт Петербург
Наименование материала: мастер - класс дл педагогов
Тема: "Опыт использования шведской технологии экологического воспитания в работе с дошкольниками c ОВЗ."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41

компенсирующего вида Кировского района Санкт - Петербурга

Мастер – класс для педагогов

Опыт использования шведской технологии экологического

воспитания в работе с дошкольниками c

ОВЗ.

Подготовил воспитатель

высшей категории

Галкина Марина Валерьевна

Теоретическая часть

В Швеции главный принцип устойчивого развития состоит в том, чтобы

каждое

поколение

заботилось

о

сохранении

ресурсов

для

поколений

будущих. Сегодня идеи устойчивости пронизывает образ жизни большинства

шведов.

Формирование

здорового

образа

жизни,

главным

компонентом

является экологическое образование подрастающего поколения.

Создан проект воспитания и образования детей, начиная с 2-х лет, которые не

только будут бережно относиться к природе, но и глобально – заботиться о

планете.

Воспитание

с

дошкольного

возраста

является

приоритетным

в

Швеции

(даже

мужчины

с

удовольствием

работают

в

детских

садах).

Созданы с этой целью природные, лесные школы их девиз «В природу в

любую погоду».

с использованием сказочных персонажей, которые играя

учат

детей

не

только

находиться

в

природе,

но

и

чувствовать,

творить,

изменять, беречь. Как результат – у подрастающего поколения формируется

социально – ценный личный опыт взаимодействия с окружающим миром, что

способствует

преодолению

потребительских

установок

в

отношении

к

природе

и

ее

ресурсам,

создает

условия

выработки

природосообразных

культурных норм отношения к миру живой природы.

В своей практической деятельности с дошкольниками я интересовалась

природоведческой деятельностью с детьми и рукоделием. Поэтому, когда

случайно побывав на семинаре, я познакомилась со шведской технологией

«Мулле школой» с удовольствием принимала участие в различных семинарах

в этом направлении, которые проводила в Петербурге Мерлин Барден из

Стокгольма с коллегами, на базе яхт клуба Кораблестроительного института

при поддержке общественной организации «Прозрачные воды Невы»

Эта

технология

меня

покорила

своей

простотой,

естественностью,

доступностью,

сказочностью.

Придумал

сказочных

персонажей

и

тексты

песенок Госта Фром. Сказочные персонажи охватывают все стихии- землю

охраняет Мулле - лесной человечек очищает лес своим хвостиком, Лососик

-защищает водные ресурсы Земли, Горная

красавица сохраняет воздушные

ресурсы, а Косма - защищает атмосферу Земли. Дети со взрослыми играя

учатся

находиться

в

природной

среде,

чувствовать,

жить

в

согласии

с

природой, а в конечном итоге беречь и преображать нашу зелено – голубую

планету.

Игры, сказки, песни делают пребывание на природе интересным. Дети

открывают для себя природу, знакомятся и познают взаимосвязи всего в

природе (живое – не живое, цепочки питания, среда обитания).

Обучение делиться проходит постепенно. Дети переходят от ступени к

ступеньке.

Первая ступень – научиться находиться в природе;

Вторая – наблюдать за природой

Третья- понимать природу

Четвертая – Узнавать, как человек влияет на природу

Пятая – осознавать необходимость охранять природу

Шестая – влиять на природу

Простота, искренность, доступность побуждает к действию. В общении с

природой

дети

исследуют,

чувствуют.

Здесь

нет

неправильных

решений.

Обогащается опыт детей воспринимать окружающий мир всеми органами

чувств, что естественно для детей. От простого к сложному, от непознанного

к знакомому, к понятному. От ощущений к пониманию, к знаниям через

личный исследовательский опыт.

ИНФОРМАЦИЯ

ОПЫТ

знания

Интересное, что вся деятельность детей и игровая, и исследовательская, и

художественная проводиться на улице (хоть и на не большом участке

природы), что обогащает прогулки, придавая им познавательный и

развивающий характер.

Обобщая свой опыт работы с детьми различных категорий (ЗПР, с ОНР,

ОВЗ) поняла, что приемы «Мулле школы» легко принимаются детьми. В

результате проведения прогулок с играми, загадками, заданиями у детей

появляется познавательный интерес, дети становятся активнее, начинают

задавать вопросы, т.е. активизируются речевые навыки детей. Свобода

выбора своей деятельности и включения в общие игры повышает самооценку

детей.

Опираясь на шведскую технологию, я использую ее принципы в

построении всей работы с детьми.

Формирование ПОНЯТИЯ:

начинается с

восприятия

всеми органами чувств;

затем -

сравнение

с собой, прикладывая к себе и другими предметами;

измерение частями тела и мерками;

изменение (мнется, рвется, ломается и т.п.);

применение (как можно использовать?);

классификация (от длинного к короткому, от тонкого к широкому и т.п.)

творчество (изобразительная деятельность, пение, обыгрывание)

принадлежность (видовая, классовая).

Этот путь приводит к прочным знаниям, основанным на личном опыте детей.

Кроме карандашей и бумаги, в деятельности детей используется

природный материал, найденный детьми на прогулках, который сортируется

детьми, рассматривается и используется в различных видах деятельности: в

непосредственной образовательной деятельности, индивидуальной работе по

формированию элементарных математических представлений и речи, а также

в дидактических играх.

Опыт работы с использованием шведской технологии показала:

у детей повышается познавательный интерес, который дети с

проблемами в развитии практически не проявляют;

расширяется кругозор;

активизируются речевые возможности;

через руки, которые постоянно трогают и манипулируют с природным

материалом, развивается мелкая моторика, которая так важна в

развитии детей и является основным показателем готовности к

следующей ступени – школьному обучению.

«Школа Мулле» - проект, технология на всю страну. Он отлично ложится на

проектную деятельность, внедряемую в дошкольную систему с ФГОС

Изучение среды обитания, времени года становится проектом, в котором

через все анализаторы дети познают окружающий мир и природу.

Практическая часть.

I. Предлагаю вариант прогулки:

1.

Готовлю тропу движений. Обозначаю схемами места заданий на

определенных местах: пройти по скамье, бросить в цель, пролезть,

перепрыгнуть. Иногда делю детей парами предлагая свой путь

схематично.

2.

На дереве готовлю картинки с частями животных, которые надо узнать

и рассказать о них что знаешь или вспомнить загадку, или стишок.

3.

«Лабиринт» пройти вдоль натянутой веревке сначала с открытыми

глазами, а по мере освоения – с закрытыми.

4.

Игра «Кто как кричит? Или «Узнай по голосу»

5.

«Поделись своей находкой» Дети ищут интересные «находки» и играют

с ними (выкладывают, сравнивают, рассказывают сказки, истории о

своей находке)

6.

Возвращаясь с прогулки, спрашиваю:

- «Идем домой», а дети спрашивают - «Как?». Я или кто-то из детей

называет животное, которое имитируют все дети.

II. Коллективная поделка

Предлагаю немного пофантазировать и из разного материала изготовить

ковер.

Предлагаю заготовку и материал для поделки.

Все поочередно приобщаются и вносят свой вклад.

В итоге получается творческая поделка ковер «Фантазия» или подбирается

другое название по желанию участников.

Завершение: Подведение итогов мастер – класса

Вопрос – ответ. Мнение участников. Фото на память.



В раздел образования