Автор: Галкина Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №41 компенсирующего вида
Населённый пункт: г. Санкт - Петрбург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитите мелкой моторики дошкольников с ОВЗ с использованием природного материала"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41
компенсирующего вида Кировского района Санкт - Петербурга
«Развитие мелкой моторики у дошкольников ОВЗ с использованием
природного материала»
Составила воспитатель
высшей категории
Галкина Марина Валерьевна
«Истоки способностей и дарования
детей на кончиках пальцев.»
(В.А. Сухомлинский)
Вступление
Вспомним,
что
понятие
«мелкая
моторика»
это
скоординированность
движений пальцев и кистей рук.
Почему так важно развивать руки детей?
Обратившись к физиологии, становится понятно: что центр, отвечающий
за
формирование
речи
(высшей
функции
центральной
нервной
системы)
расположены близко к двигательной, прецентральной борозде. Стимулируя
общую и мелкую моторику, активизируются ассоциативные зоны головного
мозга. Развиваются и значимые функции мозга – психические процессы
(память,
внимание,
восприятие,
мышление)
и
работоспособность
коры
головного мозга, которые развиваются у детей с ОВЗ и речевой патологий
асинхронно и нуждаются в коррекции.
Развитие общей и мелкой моторики тянет за собой развитие всего
интеллекта
ребенка.
У
детей
с
ОВЗ
имеются
проблемы,
поэтому
специфически развивается психика детей. Ручная умелость, волевая сфера
и
познавательная
активность
–
показатели
развития
интеллектуальной
готовности к школе.
Деятельность
с
детьми
разных
категорий
(ЗПР,
интеллектуальная
недостаточность, дети с речевыми проблемами НР, ТНР) подвела меня к
пониманию, что наиболее эффективно и интересно привлекать детей к дарам
природы, которые доступны и не требуют финансовых затрат.
Природный материал помогает снять напряжение ребенка, формирует любовь
и интерес к объектам и явлениям природы.
Организация
работы
в
направлении
развития
мелкой
моторики
детей
становится интереснее для детей, если использовать не покупные тренажера
и печатные издания, а природный материал. Семена, плоды, шишки, веточки,
которые дети встречают на улице, понятны и притягательны для детской
фантазии и доступны детской деятельности.
Игры с природным материалом способствуют развитию не только мелкой
моторики,
но
и
развивают
пространственных,
математиче ских
представлений, и знакомят со свойством и качеством материала, развитию
психических процессов (памяти, внимания, мышления), речи, что так важно в
развитии детей с ОВЗ.
Работа,
направленная
на
развитие
мелкой
моторики
должна
проводиться
систематически,
учитывая
индивидуальные
особенности
ребенка,
настроение, желание, возможности. Главное, чтобы деятельность приносила
радость и была интересна всем участникам.
Практическая часть.
Начинать деятельность с детьми с общеукрепляющих упражнений,
повышающих тонус мышц рук, уравновешивает и успокаивает нервную
систему ребенка – массажа (самомассажа).
Массаж на крупе. Используется поднос с гречей, рисом, фасолью, горохом.
Дети сжимают с силой крупу кулачками (по словесному сигналу) и
разжимают.
«Моем руки» - движения кистей рук: сжимаем, разжимаем, как бы «моем» в
емкости с горохом, фасолью, плодами или семенами.
В горохе (фасоли) ручки купаем, их сжимаю и разжимаю.
Очень нравится ладошкам весело играть с горошком.
Играть с кулачками и горошку нравится.
«Дождик» -в емкости с плодами или семенами опускаются ручки и
(поочередно или обоими руками) захватываются семена в кулак и медленно
выпускают из рук. Высыпая обратно, имитируя «дождь»
Дождик лей, лей, лей, на меня и на людей.
На меня немножко, на людей по ложке.
А на Бабу – Ягу лей по целому ведру.
«Погреем ладошки» - катание в ладонях предмета (грецких орехов, каштанов,
шишек, косточек слив или персиков).
Как ежик колется сосна. 1,2,3,4,5- шишку будем мы катать.
Мне эта шишка не страшна. Шишку будем мы катать.
Сосновую шишку в ладошку катаю. Шишку будем мы катать.
С сосновой шишкой сейчас я играю. 1,2,3,4,5- шишку будем мы катать.
«Бросай, лови!» - подбрасывание и ловля.
Шишки как мячики детки кидаем.
С белками весело мы играем.
Все шишки руками ловко ловим.
Если узнали, скорей подбежали.
Снова бросать их белкам начинаем.
«Найди пропажу» - поиск предметов в емкости с плодами.
В ведерко руки опускай - все игрушки доставай,
Громко нам их называй и по порядку сосчитай.
«
Рисунки на крупе, песке» - прочерчивание пальцем, палочкой, карандашом
каких-либо линий, цифр, букв, контурных изображений предметов.
«Отпечатки» на песке, глине, соленом тесте. Прикладываются разные
природные находки и оставляют свой след. Нескольким детям предложить
выбрать по разному предмету (шишка, желудь, ветка, ракушка) и поочередно
прикладывать к глине или соленому тесту. Что получится? Сочиняется сказка
со счастливым концом об этих предметах.
«Мозаика» выкладываются различные плоды, семена по образцу и по
воображению на пластилиновую поверхность, глину, или соленое тесто
узором.
«Узоры» - выкладывание шишек, камешков, ракушек, фасоли, горошин,
каштанов в подносе с песком, глиной, соленым тестом. Развивается умение
ориентироваться на плоскости, художественное чутье.
Вариант: выкладывание семян, плодов с условием чередования – 1-2, 3-1 и
т.п.
«Что в мешочке», «Сенсорная коробка» - определение на ощупь и поиск
заданного предмета на ощупь. Потрогать, угадать, назвав предмет и
проверить с помощью зрения посмотреть. Развиваются тактильный опыт и
расширяется словарный запас.
«Прятки» - в емкости с шишками или плодами прячутся мелкие предметы
(картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры). Используется и целью
автоматизации звуков, обогащения словарного запаса, счета, расширяются
представления об окружающем)
Дидактические и ролевые игры с использованием шишек, семян, плодов
« Угости белку …», «Волшебные бусы», «Угадай, что в руке»
«Сортировка» проводить интересно на прогулке особенно осенью при
листопаде. Поиск и сортировка листьев, желудей палочек, камешков по
размеру, цвету, форме. Выкладывание ряда - от большего к меньшему,
длинного к короткому, широкому к узкому и т. п.
Выкладывание рисунков и узоров из веток, травинок, семян и плодов.
Бузы из ягод, желудей, макарон (образец работы детей).
Заключение
Природный материал не заменим для проведения игр и упражнений для
дошкольников различных категорий детей. Расширяется кругозор, ручная
умелось, а самое главное – восприятие, ощущение, память, внимание.
Многолетний опыт показывает, что целенаправленная работа всех
специалистов и родителей, направленная на развитие двигательного
праксиса, положительно влияет на общее развитие ребенка, особенно
имеющих проблемы в развитии. Дети становятся более самостоятельными,
общительными и легче справляются с программным материалом.
Дети с развитой мелкой моторикой имеют хорошую память, внимание,
развитое мышление. В школе многие дети, как правило, не испытывают
затруднения с письмом: не устает рука, следят за рабочей строкой, линии
более ровными, а не «дрожащими»; нажим равномерный, буквы получаются
более одинакового размера, выдерживается расстояние между буквами, дети
уверенно ориентируются на листе бумаги, укладываются в общий темп
работы.
Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия может
привести к возникновению у ребенка негативного отношения к письму.
Поэтому необходимо уже в дошкольном возрасте развивать механизмы,
необходимые для успешного овладения письмом, создать навыки ручной
умелости.