Напоминание

"Развитите мелкой моторики дошкольников с ОВЗ с использованием природного материала"


Автор: Галкина Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №41 компенсирующего вида
Населённый пункт: г. Санкт - Петрбург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитите мелкой моторики дошкольников с ОВЗ с использованием природного материала"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41

компенсирующего вида Кировского района Санкт - Петербурга

«Развитие мелкой моторики у дошкольников ОВЗ с использованием

природного материала»

Составила воспитатель

высшей категории

Галкина Марина Валерьевна

«Истоки способностей и дарования

детей на кончиках пальцев.»

(В.А. Сухомлинский)

Вступление

Вспомним,

что

понятие

«мелкая

моторика»

это

скоординированность

движений пальцев и кистей рук.

Почему так важно развивать руки детей?

Обратившись к физиологии, становится понятно: что центр, отвечающий

за

формирование

речи

(высшей

функции

центральной

нервной

системы)

расположены близко к двигательной, прецентральной борозде. Стимулируя

общую и мелкую моторику, активизируются ассоциативные зоны головного

мозга. Развиваются и значимые функции мозга – психические процессы

(память,

внимание,

восприятие,

мышление)

и

работоспособность

коры

головного мозга, которые развиваются у детей с ОВЗ и речевой патологий

асинхронно и нуждаются в коррекции.

Развитие общей и мелкой моторики тянет за собой развитие всего

интеллекта

ребенка.

У

детей

с

ОВЗ

имеются

проблемы,

поэтому

специфически развивается психика детей. Ручная умелость, волевая сфера

и

познавательная

активность

показатели

развития

интеллектуальной

готовности к школе.

Деятельность

с

детьми

разных

категорий

(ЗПР,

интеллектуальная

недостаточность, дети с речевыми проблемами НР, ТНР) подвела меня к

пониманию, что наиболее эффективно и интересно привлекать детей к дарам

природы, которые доступны и не требуют финансовых затрат.

Природный материал помогает снять напряжение ребенка, формирует любовь

и интерес к объектам и явлениям природы.

Организация

работы

в

направлении

развития

мелкой

моторики

детей

становится интереснее для детей, если использовать не покупные тренажера

и печатные издания, а природный материал. Семена, плоды, шишки, веточки,

которые дети встречают на улице, понятны и притягательны для детской

фантазии и доступны детской деятельности.

Игры с природным материалом способствуют развитию не только мелкой

моторики,

но

и

развивают

пространственных,

математиче ских

представлений, и знакомят со свойством и качеством материала, развитию

психических процессов (памяти, внимания, мышления), речи, что так важно в

развитии детей с ОВЗ.

Работа,

направленная

на

развитие

мелкой

моторики

должна

проводиться

систематически,

учитывая

индивидуальные

особенности

ребенка,

настроение, желание, возможности. Главное, чтобы деятельность приносила

радость и была интересна всем участникам.

Практическая часть.

Начинать деятельность с детьми с общеукрепляющих упражнений,

повышающих тонус мышц рук, уравновешивает и успокаивает нервную

систему ребенка – массажа (самомассажа).

Массаж на крупе. Используется поднос с гречей, рисом, фасолью, горохом.

Дети сжимают с силой крупу кулачками (по словесному сигналу) и

разжимают.

«Моем руки» - движения кистей рук: сжимаем, разжимаем, как бы «моем» в

емкости с горохом, фасолью, плодами или семенами.

В горохе (фасоли) ручки купаем, их сжимаю и разжимаю.

Очень нравится ладошкам весело играть с горошком.

Играть с кулачками и горошку нравится.

«Дождик» -в емкости с плодами или семенами опускаются ручки и

(поочередно или обоими руками) захватываются семена в кулак и медленно

выпускают из рук. Высыпая обратно, имитируя «дождь»

Дождик лей, лей, лей, на меня и на людей.

На меня немножко, на людей по ложке.

А на Бабу – Ягу лей по целому ведру.

«Погреем ладошки» - катание в ладонях предмета (грецких орехов, каштанов,

шишек, косточек слив или персиков).

Как ежик колется сосна. 1,2,3,4,5- шишку будем мы катать.

Мне эта шишка не страшна. Шишку будем мы катать.

Сосновую шишку в ладошку катаю. Шишку будем мы катать.

С сосновой шишкой сейчас я играю. 1,2,3,4,5- шишку будем мы катать.

«Бросай, лови!» - подбрасывание и ловля.

Шишки как мячики детки кидаем.

С белками весело мы играем.

Все шишки руками ловко ловим.

Если узнали, скорей подбежали.

Снова бросать их белкам начинаем.

«Найди пропажу» - поиск предметов в емкости с плодами.

В ведерко руки опускай - все игрушки доставай,

Громко нам их называй и по порядку сосчитай.

«

Рисунки на крупе, песке» - прочерчивание пальцем, палочкой, карандашом

каких-либо линий, цифр, букв, контурных изображений предметов.

«Отпечатки» на песке, глине, соленом тесте. Прикладываются разные

природные находки и оставляют свой след. Нескольким детям предложить

выбрать по разному предмету (шишка, желудь, ветка, ракушка) и поочередно

прикладывать к глине или соленому тесту. Что получится? Сочиняется сказка

со счастливым концом об этих предметах.

«Мозаика» выкладываются различные плоды, семена по образцу и по

воображению на пластилиновую поверхность, глину, или соленое тесто

узором.

«Узоры» - выкладывание шишек, камешков, ракушек, фасоли, горошин,

каштанов в подносе с песком, глиной, соленым тестом. Развивается умение

ориентироваться на плоскости, художественное чутье.

Вариант: выкладывание семян, плодов с условием чередования – 1-2, 3-1 и

т.п.

«Что в мешочке», «Сенсорная коробка» - определение на ощупь и поиск

заданного предмета на ощупь. Потрогать, угадать, назвав предмет и

проверить с помощью зрения посмотреть. Развиваются тактильный опыт и

расширяется словарный запас.

«Прятки» - в емкости с шишками или плодами прячутся мелкие предметы

(картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры). Используется и целью

автоматизации звуков, обогащения словарного запаса, счета, расширяются

представления об окружающем)

Дидактические и ролевые игры с использованием шишек, семян, плодов

« Угости белку …», «Волшебные бусы», «Угадай, что в руке»

«Сортировка» проводить интересно на прогулке особенно осенью при

листопаде. Поиск и сортировка листьев, желудей палочек, камешков по

размеру, цвету, форме. Выкладывание ряда - от большего к меньшему,

длинного к короткому, широкому к узкому и т. п.

Выкладывание рисунков и узоров из веток, травинок, семян и плодов.

Бузы из ягод, желудей, макарон (образец работы детей).

Заключение

Природный материал не заменим для проведения игр и упражнений для

дошкольников различных категорий детей. Расширяется кругозор, ручная

умелось, а самое главное – восприятие, ощущение, память, внимание.

Многолетний опыт показывает, что целенаправленная работа всех

специалистов и родителей, направленная на развитие двигательного

праксиса, положительно влияет на общее развитие ребенка, особенно

имеющих проблемы в развитии. Дети становятся более самостоятельными,

общительными и легче справляются с программным материалом.

Дети с развитой мелкой моторикой имеют хорошую память, внимание,

развитое мышление. В школе многие дети, как правило, не испытывают

затруднения с письмом: не устает рука, следят за рабочей строкой, линии

более ровными, а не «дрожащими»; нажим равномерный, буквы получаются

более одинакового размера, выдерживается расстояние между буквами, дети

уверенно ориентируются на листе бумаги, укладываются в общий темп

работы.

Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия может

привести к возникновению у ребенка негативного отношения к письму.

Поэтому необходимо уже в дошкольном возрасте развивать механизмы,

необходимые для успешного овладения письмом, создать навыки ручной

умелости.



В раздел образования