Напоминание

"Формирование самостоятельности у старших дошкольников"


Автор: Кириченко Ирина Петровна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБ ДОУ "Елань-Коленовский детсад №1"
Населённый пункт: Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование самостоятельности у старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование самостоятельности детей старшего

дошкольного возраста.

В последнее время , всё чаще становится объектом повышенного внимания учёных,

педагогов—детская самостоятельность и инициатива. Это связано не столько с

реализацией личностно-ориентированного подхода к развитию, воспитанию и обучению

детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего

поколения к условиям жизни в современном обществе.

Что такое самостоятельность? Это, прежде всего, независимость, свобода от внешних

влияний, принуждений, от посторонней поддержки и помощи. Самостоятельность-

способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой,

решительностью. Такие определения даёт нам «Толковый словарь русского языка».

А в педагогике-это одна из волевых сфер личности, не поддаваться влиянию различных

факторов. Действовать на основе своих взглядов и побуждений.

В процессе воспитания и обучения в ДОУ, согласно ФГОС, дети должны научиться

самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, уметь анализировать её

условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения

проблемных ситуаций, находить для этого средства, уметь преодолевать разногласия.

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет

осуществляться наиболее успешно, если:

1)

Установлены родительские отношения к формированию самостоятельности у детей

старшего дошкольного возраста.

2)

Реализуются педагогические условия (использование разработанной программы

формирования самостоятельности старших дошкольников)

3)

Определены критерии и уровни имеющей самостоятельности старших

дошкольников, учитывающие его специфику.

Необходимыми компонентами достаточной самостоятельности старших дошкольников

является:

1)

Умение реагировать на критику, адекватно её принимать

2)

Ответственность, т.е. необходимость и обязанность отвечать за свои действия.

3)

Дисциплина. Она имеет два плана-внешний и внутренний.

(Внешняя дисциплина характеризуется исполнительностью и послушанием. Внутренний

план предполагает более глубокий уровень дисциплины, когда, кроме чёткого

выполнения обязанностей, привносится творчество в осмысленной деятельности. Именно

этот вид дисциплины характерен для самостоятельности.)

По мнению выдающихся педагогов, самостоятельность-не столько умение исполнять

какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно

вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и

находить их решения.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда

заключена в рамки принятых в обществе норм и морали. Каждому ребёнку важна

оценка его действий, значимым взрослым: мамой или папой. Детям важно радовать

родителей своими новыми успехами и достижениями.

Таким образом, надо отметить, что самостоятельность—одно из ведущих качеств

личности, выражающееся в умении поставить определённую цель, настойчиво

добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей

деятельности, действовать, при этом, сознательно и инициативно не только в знакомой

обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Развитие самостоятельности в старшем дошкольном возрасте связано с освоением

ребёнком, разных видов деятельности—игровой, трудовой, в которых он приобретает

возможность проявлять свою субъективную позицию. Каждая деятельность оказывает

своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Так игра способствует развитию активности и инициативы. (В своей работе я

использую разные виды игр: интеллектуальные, дидактические, подвижные,

театрализованные, игры малой подвижности, хороводные).

Любая игра создаёт положительный эмоциональный фон, на котором все психические

процессы протекают наиболее активно. Игра прильщает дошкольника своим

непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления

индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.

В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования

целеустремлённости и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка изменяется отношение к своим обязанностям,

появляется ответственность за свою работу. И появляется новый мотив- «сделать для

других», ребёнок проявляет инициативу.

Трудовые поручения, дежурства-тоже можно разнообразить игровыми действиями. Дабы

ежедневная работа не превратилась в рутину и дети не потеряли к ней интерес.

Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно,

распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют

свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжить. Старшие дошкольники

оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют

инициативу и самостоятельность. Труд в природе не только расширяет кругозор ребёнка,

его представление об окружающем мире, но и даёт возможность для самостоятельного

наблюдения, оценки развития наблюдаемого объекта, умение сделать вывод по

результатам.

Показателями самостоятельности старшего дошкольника является: умение поставить

цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и

получить результат, адекватный поставленной цели, а так же способность к проявлению

инициативы и стремления в решении возникающих задач.

Выдающийся русский педагог П.Ф.Лесгафт, создавший теорию семейного воспитания,

утверждал, что цель семейного воспитания—содействие развитию человека,

отличающегося мудростью, самостоятельностью, любовью. Учёный старался определить

причины, мешающие человеку развиваться и становиться самостоятельной творческой

личностью с активным отношением к жизни.П.Ф. Лесгафт выделил необходимые и

достаточные условия воспитания самостоятельного и активного человека.Это:

1)

Атмосфера любви. Лишённый чувства любви, человек не способен на

уважение своих родных, близких, не сможет уважать Родину, делать людям

добро.

2)

Высоконравственный воспитатель, который учит детей размышлять. Самое

лучшее, если эту роль выполняют родители.

3)

Регулярный , радостный общественно полезный труд в присутствии ребёнка.

Ребёнок и сам начинает включатся в процесс совместного труда с родителями.

4)

Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка:

роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды.

5)

Гармоничное развитие всех способностей ребёнка.

6)

Принцип постепенности и последовательности.

7)

Ограждение ребёнка от контактов с безнравственными людьми.

Самостоятельность не даётся человеку от рождения. Она формируется по мере

взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. И родителям

важно учитывать это, менять методы воспитания ребёнка, уважать его независимость,

поддерживать стремления. Поощрять и тактично направлять его самостоятельные

действия. Несомненно, самостоятельность надо поощрять, более того—к ней надо

готовить. Это значит, что следует развивать навыки и умения ребёнка, которые

помогут обеспечить успехи первых самостоятельных шагов. Самостоятельность

формируется, как нравственно-волевое качество. Задача родителей—придать поведению

дошкольников нравственный характер и направленность. Свидетельством успешного

развития самостоятельности старших дошкольников в самообслуживании, является

качество выполнения процессов самообслуживания, достаточная быстрота выполнения

умение без напоминания следить за собой, приводить себя в порядок(почистить

одежду, пришить пуговицу, застегнуть рубашку и т.д.), умение заметить непорядок во

внешнем виде сверстника, указать на него, помочь устранить замечание. Привычка к

самообслуживанию способствует формированию элементов самоконтроля,

самоорганизации. Привычка дисциплинирует детей, позволяет сократить время на

выполнение режимных процессов, освободить его для разнообразной деятельности.

Таким образом, совместная деятельность педагога и родителей способствует

обогащению детей знаниями, отражающими труд взрослых и у детей возникает

ответственность за свою воображаемую работу. Имея определённые знания,

дошкольникам легче организовать игру самостоятельно, отражая в игре труд взрослых.

Повышается активность детей, их стремление к творчеству, самостоятельности

суждений, настойчивости и целеустремлённости в решении организационных

вопросов. Самостоятельность постоянно «тренируется» в детском саду и

«закрепляется» в домашних условиях. Педагог предоставляет дошкольникам, как

можно больше самостоятельности на всех этапах—от принятия решения до

исполнения задуманного и оценки полученного результата.



В раздел образования