Автор: Казакова Татьяна Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "СОШ № 10"
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: программа по внеурочной деятельности
Тема: "Юный эколог"
Раздел: начальное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Общеинтеллектуальное направление
Форма организации: Школьное научное общество
1-4 классы
34 ч. в год (1 ч .в неделю)
Составитель:
учитель начальных классов
Казакова Т.В.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Юный эколог» разработана в соответствии с
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями);
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря
2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт
начального
общего
образования»,
утвержденный
приказом
Министерством
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
Программа « Юный эколог» – имеет общеинтеллектуальное направление. Она является
продолжением урочной деятельности ( окружающего мира, литературы, ИЗО.).
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в
структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи —
вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения
и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна
быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть
ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),
хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия);
уметь
самостоятельно
контролировать
процесс
своей
учебной
работы
(контроль)
и
адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится
субъектом учебной деятельности.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-
культурной ситуации начала XXI века.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и
практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь
период
обучения,
программы
дополнительного
образования
с
экологической
направленностью
для
младших школьников.
А
так
же
максимального
использования
образовательных, развивающих и воспитательных возможностей естественных наук.
Цель и задачи курса «Юный эколог»
Цель
программы – достижение оптимального общего развития каждого школьника
через развитие способности устанавливать межпредметные связи;
формирование
и
развитие
экологически
сообразного
поведения
у
младших
школьников.
Программа ставит перед собой следующие з а д а ч и :
1.
Формирование
знаний
о
закономерностях
и
взаимосвязях природных
явлений,
единстве
неживой
и
живой
природы,
о взаимодействии
и
взаимозависимости
природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и
правилах
поведения
в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностной ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5.
Развитие
способности
формирования
научных,
эстетических,
нравственных
и
правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических
проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств
удовлетворения
и
негодования
от
поведения и поступков людей по отношению к
здоровью и миру природы.
7.
Развитие потребности в необходимости и возможности
решения
экологических
проблем,
доступных
младшему
школьнику,
ведения
здорового
образа
жизни,
стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8.
Развитие
знаний и
умений
по
оценке
и
прогнозированию
состояния
и
охраны
природного окружения.
Практическая
значимость заключается в том, что учащиеся
получают
возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр
требований к научному исследованию.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность ,
деятельностный и личностный подходы, результативность, партнерство, творчество и
успех.
Описание места курса в учебном плане
В 1 классе —33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во2 классе- 34ч. ,(1 ч. в неделю,
34 учебные недели), в 3 классе – 34ч. ,(1 ч. в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе - ,
(1 ч. в неделю, 34 учебные недели).
2. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Система отслеживания и оценивания результатов (Приложение 1):
Диагностика:
3.
Содержание курса
1 класс (33 ч)
Введение (1 ч)
Беседа.
Что
такое
экология?
Знакомство
детей
с
целями
и
задачами
занятий,
правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология.
Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в
природе,
жизнь
нашего
общего
дома
–
планеты
Земля.
Простейшая
классификация
экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой
природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными
животными); связь между природой и человеком.
1.Мой дом за окном (10ч)
Беседа. Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в
деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде,
во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме.
Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о
выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор.
Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы
бывает
только
зимой?
Из
чего
состоит
снег?
Рассказы
детей
о
снежинках.
Музыка
природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем
сажать
деревья?
Как
ухаживать?
Что
мы
делаем
для
здоровья
деревьев?
Просмотр
фильмов.
Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и
отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы.
Беседа. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное
время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора.
Как
обходить
автобус,
трамвай,
троллейбус?
Дорожные
знаки,
их
значение.
Правила
поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.
2.Я и моё окружение (12 ч)
Моя квартира. Беседа. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура
воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире,
внутреннее убранство, его значение.
Моя семья. Беседа. Происхождение слова «семья». Маленькое семья, с любовью
посаженное в землю, даёт крепкий росток .Сюжетно-ролевая игра . Занятие и обязанности
членов
семьи
по
ведению
общего
хозяйства.Беседа.
Роль
семьи
в
жизни
человека.
Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты
будешь долго жить».
Соседи – жильцы. Беседа. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи
по
планете.
Кто
наши
соседи?
Дружба
народов,
взаимопомощь,
уважение
традиций.
Обычаи и традиции русского народа.
Мой класс. Беседа. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что
необходимо
сделать
для
создания
уюта
в
классной
комнате?
Дежурство
по
классу.
Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.
Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет?
Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.
Комнатные растения в квартире, в классе. Беседа. Познавательное, эстетическое
и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений
с
учётом
приспособленности
к
условиям
существования.
Знакомство
с
комнатными
растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту
полива. Уход за комнатными растениями .Практика.
Пересадка комнатных растений.
Формовка крон и обрезка. Распределение
обязанностей за комнатными растениями.
Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к
посеву.
Подготовка
почвы.
Посадка
луковиц
лука,
гороха,
проращивание
почек
на
срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе
Животные в доме. Беседа. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака –
друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и
правил
безопасности
при
содержании
животных.
Клопы,
тараканы,
моль
–
меры
предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных, просмотр
фильмов. Конкурсы. Пословицы, поговорки.
3.Гигиена моего дома. (10 ч.)
Уход за квартирой. Беседа. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание.
Гигиена жилища. Просмотр фильма. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на
температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Беседа.
Правила
общения
с
электрической
и
газовой
трубой.
Составление
списка
бытовых
приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.
Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за
комнатными растениями.
Наша одежда и обувь. Беседа. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение,
экологические
и
гигиенические
требования,
условия
содержания,
уход.
Викторина.
История
появления
одежды.
Знакомство
с
русской
народной
одеждой.
Изготовление
одежды
из
природного
материала.
Как
зашить
дырку,
пришить
пуговицу,
вычистить
щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация
одежды.
2 класс (34 ч)
1.
Вода – источник жизни (11 ч)
Вода в моём доме и в природе.
Беседа. Откуда поступает вода в дом, на какие
нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная,
загрязнённая. Викторина. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно
экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного
мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода
в организм человека? Просмотр фильма. Как расходуется, как выделяется из организма?
Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
2. Солнце и свет в нашей жизни (10 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Посещение планетария. Беседа. Влияние
тепла
и
света
на
комнатные
растения.
Наблюдение
по
выявлению
светолюбивых
и
теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в
жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения.
Зарядка для глаз. Просмотр фильма. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое
состояние
планеты.
Экономия
света
и
тепла.
Беседа.
Телевизор,
его
влияние
на
окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.
3. Воздух и здоровье (3 ч)
Беседа. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что
нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Сюжетно-ролевая
игра.
Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Практика.
Знакомство с
комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.
4. Мой край (6 ч)
Беседа. Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и
животных области. Основные
экогруппы
растений. Особенности жизни животных
области. Просмотр кинофильма. Знакомство с исчезающими растениями и животными
родного края.
Беседа. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым
человеком. Красная книга области.
5. Весенние работы (4 ч)
Беседа.
Подготовка
почвы
к
посеву
на
пришкольном
участке.
Практическое
занятие. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами.
3 класс (34ч)
Вводное занятие (1 ч)
Кемеровская область на карте России
1.Растительный мир Оренбургской области (17 ч)
Беседа. Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений.
Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Викторина.
Растения Оренбургской области. Лекарственные растения края, посёлка. Раннецветущие
растения. Просмотр фильма. Охрана растений. Красная книга Оренбургской области.
2.Насекомые нашей области (8 ч)
Беседа.
Насекомые:
виды,
места
обитания.
Насекомые-вредители.
Ядовитые
насекомые.
Просмотр
фильма.
Где
и
как
зимуют
насекомые.
Охрана
полезных
насекомых. Викторина. Насекомые нашей области. Беседа. Красная книга области.
3.Рыбы, обитающие в нашей области (8 ч)
Просмотр фильма. Рыбы, обитающие в реках и
озёрах области. Промысловые
рыбы.
Рациональное
их
использование.
Прудовые
хозяйства
области
.Викторина.
Аквариумные рыбы. Беседа. Охрана рыбных хозяйств.
4
класс (34 ч)
1.Птицы Оренбуржья (15 ч)
Беседа.
Птицы.
Птицы
нашей
области.
Викторина.
Кочующие,
оседлые,
перелётные
птицы.
Хищники.
Водоплавающие
птицы.
Птицы
леса
и
открытых
пространств. Просмотр фильмов. Охрана птиц. Красная книга.
2.Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области (19 ч)
Беседа.
Животный
мир
(общее
понятие).
Викторина.
Звери,
обитающие
на
территории нашей области. Просмотр фильма.
Жизнь зверей зимой. Беседа.
Роль
животных
в
жизни
человека.
Посещение
музея.
Охрана
животных.
Красная
книга
области.
Виды деятельности:
игровая;
познавательная;
краеведческая;
досугово-развлекательная;
художественное творчество;
проблемно-ценностное общение;
Формы деятельности:
сюжетно-ролевые игры;
просмотр фильмов;
посещение музеев;
конкурсы, викторины;
беседы;
инсценировки;
проблемно-ценностная дискуссия;
праздники.
4. Тематическое планирование
Тематический план 1 кл.
№
п/п
№
Тема
Кол-
во
часов
Дат
а
Виды
деятельности
Формы
1
Введение
1
познавательная
-
беседы
1
Что такое экология?
1
2
Мой дом за окном
10
игровая;
познавательная;
краеведческая;
досугово-
развлекательная;
проблемно-
ценностное
общение;
художественное
творчество;
социальное
творчество.
сюжетно-
ролевые игры;
-просмотр
мультфильмов;
-беседы;
экскурссии;
инсценировки;
-наблюдение
2
Мой дом
1
3
Дом, где мы живём
1
4
Практическое занятие
«Уборка школьного двора»
5
Откуда берётся и куда
девается мусор?
1
6
Экскурсия-прогулка «Краски
и звуки осени»
7
Деревья твоего двора
1
8
Экскурсия по территории
школы
9
Птицы нашего двора
1
10
Практическое занятие
«Изготовление кормушек для
птиц»
11
Дорога из дома в школу
1
3
Я и моё окружение
12
-игровая;
-познавательная;
-краеведческая;
-досугово-
развлекательная;
-художественное
творчество;
-проблемно-
ценностное
общение;
-беседы;
-
сюжетно-
ролевые игры
инсценировки;
-просмотр
фильмов
12
Моя квартира
1
13-
14
Моя семья
1
15
Соседи-жильцы
1
16
Мой класс
1
17
Практическое занятие
«Создание уюта в классной
комнате»
18
Дом моей мечты
1
19
Комнатные растения в
квартире, классе
1
20
Практическое занятие «Уход
за комнатными растениями»
21
Практическое занятие
«Маленький огород на
подоконнике»
22
Экскурсия в лес
23
Животные в доме
1
4
Гигиена моего дома
10
24
Уход за квартирой
1
25
Гигиена класса
1
26
Практическое занятие
«Гигиена класса»
-игровая;
-познавательная;
-краеведческая;
-досугово-
развлекательная;
-художественное
творчество;
-проблемно-
ценностное
общение;
беседы;
экскурссии;
инсценировки;
сюжетно-
ролевые игры
инсценировки;
-просмотр
фильмов
27
Бытовые приборы в квартире
1
28
Экскурсия в школьную
кухню
29
Природа в квартире и в
классе
1
30
Наша одежда и обувь
1
31
Русская народная одежда
2
32
Практическая работа «Уход
за одеждой»
33
Экскурсия в школьный музей
Итого: 33 часа
Учебно-тематический план 2 кл.
1
Вода – источник жизни
11
1
Вода в моём доме и в
природе
1
познавательная;
-краеведческая;
-досугово-
-проблемно-
ценностное общение;
беседы;
экскурссии;
инсценировк
и;
-наблюдения
сюжетно-
ролевые игры
инсценировк
и;
-просмотр
фильмов
2
Стихи, рассказы о воде и
природе
1
3
Экскурсия к водоёму
4
Весна в нашем селе
1
5
Экскурсия в лес
6
Вода в жизни растений
1
7
Вода в жизни животного
мира
1
8
Вода и здоровье человека
1
9
Личная гигиена
1
10
Практическое занятие «Как
правильно чистить зубы»
1
11
Защита проектов «Вода –
источник жизни на Земле»
1
2
Солнце и свет в нашей
жизни
10
12
Солнце, Луна, звёзды –
источники света
1
познавательная;
-краеведческая;
-проблемно-
ценностное общение;
-наблюдения
сюжетно-
ролевые игры
инсценировк
и;
13
Светолюбивые и
теплолюбивые комнатные
растения
1
14
Практическое занятие по
размещению комнатных
растений с учётом
потребности тепла и света
14
Отношение к свету и теплу
различных животных
1
-просмотр
фильмов
беседы;
экскурссии;
16
Практическое занятие
«Наблюдение света Солнца и
Луны, фонаря, лампы, свечи»
17
Электрический свет и тепло
в моём доме
1
18
Откуда приходит свет и
тепло в мой дом
1
19
Телевизор в моём доме
1
20
Сколько стоят свет и тепло
1
21
Итоговое занятие
1
3
Воздух и здоровье
3
22
Воздух и здоровье человека
1
23-
24
Практическое занятие
«Уборка в классе»
2
4
Мой край
6
познавательная;
-краеведческая;
-проблемно-
ценностное
общение;
-наблюдения
сюжетно-
ролевые игры
инсценировки
;
-просмотр
фильмов
беседы;
экскурссии;
25
Растительный мир области
1
26
Животный мир области
1
27
Многообразие растений и
животных области
1
28
Исчезающие растения и
животные родного края
1
29
Красная книга области
1
30
Экскурсия в краеведческий
музей
1
5
Весенние работы
4
31
Практическое занятие по
подготовке почвы к посеву
1
познавательная;
-краеведческая;
-проблемно-
ценностное
общение;
-
наблюдение;
практические
занятия
32-
33
Практическое занятие по
посадке растений и уход за
ними
2
34
Итоговое занятие
1
Итого: 34 часа
Тематический план 3 кл.
№
п/п
№
Тема
Кол-
во
часов
Дат
а
Виды
деятельности
Формы
1
1
Введение.
Оренбургская область на
карте России
1
2
Растительность
Оренбургской области
17
2-3
Травы, кустарники,
деревья. Сосновый бор
2
Бузулука.
-игровая;
-познавательная;
-краеведческая;
-досугово-
развлекательная;
-художественное
творчество;
-проблемно-
ценностное
общение
беседы;
экскурссии;
инсценировки;
-наблюдения
сюжетно-
ролевые игры
-просмотр
фильмов;
-викторины
4
Экскурсия «Где растут
деревья».
1
5-6
Осенние краски природы.
Сбор листьев деревьев и
создание гербария.
2
7-8
Кустарники. Их роль в
жизни человека.
2
9-11
Зелёная аптека . Сбор и
оформление гербариев
лекарственных трав
посёлка
3
-игровая;
-познавательная;
-краеведческая;
-досугово-
развлекательная;
-художественное
творчество;
-проблемно-
ценностное
общение
12
Растения – сорняки и
вредители здоровья
человека
1
13
Комнатные растения.
Разведение и уход за
ними.
1
14
Викторина «Зелёный мир
вокруг нас»
1
15-16
Защита проектов «Редкие
растения края»
2
17
Заповедники и заказники
Оренбургской области.
Создание экознаков.
1
18
Акция «Сохрани
первоцвет» Красная книга
области.
1
3
Насекомые нашей
области
8
-игровая;
-познавательная;
-краеведческая;
-досугово-
развлекательная;
-художественное
творчество;
-проблемно-
ценностное
общение
беседы;
экскурссии;
инсценировки;
-наблюдения
сюжетно-
ролевые игры
-просмотр
фильмов;
-викторины
19
«Мал золотник – да
дорог» (О пользе
насекомых)
1
20
Насекомые – вредители
1
21-22
Ядовитые насекомые.
Первая помощь при
травмах, нанесённых
насекомыми
2
23-24
Насекомые Оренбургской
области. Экскурсия в
краеведческий музей.
2
25
Охрана полезных
насекомых. Борьба с
вредителями. Создание
1
экознаков
26
«Кто важнее? (Игра-
викторина «Спор
насекомых»)
1
4
Рыбы, обитающие в
Оренбургской области
5
27
Промысловые рыбы.
Рациональное их
использование
1
-познавательная;
-краеведческая;
-досугово-
развлекательная;
-проблемно-
ценностное
общение
беседы;
экскурссии;
инсценировки;
-наблюдения
сюжетно-
ролевые игры
-просмотр
фильмов;
-викторины
28
Рыбы, обитающие в реках
области
1
29
Прудовые хозяйства
области
1
30
Аквариумные рыбы.
1
31
Охрана рыбных богатств.
Красная книга области.
1
32
Конкурс-игра «Золотая
рыбка»
33-34
Защита экологических
проектов
Тематический план 4 кл.
№
п/п
№
Тема
Кол-во
часов
Дат
а
Виды
деятельности
Формы
1
Птицы Оренбуржья
15
1
Воробей – самая
распространённая птица
на Земле
1
-познавательная;
-краеведческая;
-досугово-
развлекательная;
-художественное
творчество;
-проблемно-
ценностное
общение
беседы;
экскурссии;
инсценировк
и;
-наблюдения
сюжетно-
ролевые игры
-просмотр
фильмов;
-викторины
2
Ворона –
«интеллектуальная» птица
1
3
Ворон – красивая и умная
птица
1
4
Сорока-белобока –
«лесная сплетница»
1
5
«Лесной доктор» - дятел
1
-познавательная;
-краеведческая;
-досугово-
развлекательная;
-художественное
беседы;
экскурссии;
инсценировк
и;
-наблюдения
6
Галка – городская птица
1
7
Загадочная птица –
кукушка
1
8
«Пернатая кошка» - сова
1
9
Любимая птица – снегирь
1
10
«Сестрички-синички» -
самые полезные птички
России
1
11
Наш добрый сосед –
скворец
1
творчество;
-проблемно-
ценностное
общение
сюжетно-
ролевые игры
-просмотр
фильмов;
-викторины
12
Изготовление
скворечников, кормушек
1
13
Красная книга области.
Заповедники, заказники.
Создание экознаков.
1
14-15
Защита экологических
проектов
2
2
Животный мир. Звери,
обитающие на
территории нашей
области.
19
-познавательная;
-краеведческая;
-досугово-
развлекательная;
-художественное
творчество;
-проблемно-
ценностное
общение
беседы;
экскурссии;
инсценировк
и;
-наблюдения
сюжетно-
ролевые игры
-просмотр
фильмов;
-викторины
16
Заяц – «Длинное ухо»
1
17
Лисица. «Лиса
Патрикеевна»
1
18
Серый хищник – волк
1
19
Хозяин леса – медведь
1
20
Любознательный зверёк –
белка
1
21
Лесной красавец – лось
1
22
Сердитый недотрога – ёж
1
23
Всеядное животное –
барсук
1
24
Бобр – строитель
1
25
Запасливый бурундук
1
26
Рысь – родственник кошки
1
27
Соболь – «дорогой»
зверёк
1
28
Косуля - самый маленький
европейский олень
1
29
Красная книга области.
Заповедники и заказники
Кемеровской области.
Создание экознаков.
1
30-31
Экскурсия в
краеведческий музей
2
32-33
Защита экологических
проектов
2
34
Подведение итогов
1
Итого: 34 часа
Приложение 1
Методика диагностики экологического образования
(В.Л. Малашенкова)
Представлена четырьмя сериями заданий.
Серия 1. Задания, направленные на выявление полноты, существенности и обобщенности
представлений о живых объектах, условиях их жизнедеятельности, ценности.
№ задания
Цель
Наглядные
материалы
Методика проведения обследования
1
2
3
4
Задание №1
Методика Н.Н.
Кондратьевой
В ы я в и т ь
х а р а к т е р
представлений
ребенка
о
живом:
о
суще ственных
п р и з н а к а х
ж и в о г о
и
целостности
как
важнейшем
условии жизни организма
К а р т и н к и
с
изображением
различных
животных,
растений,
человека,
солнца,
дождя,
машины,
самолета
Ребенку
предъявляются
одновременно
10
картинок
с
изображением
объектов
живой
и
неживой
природы,
предметов,
созданных
человеком, и предлагается выбрать картинки с
изображением
живого.
После
этого
задаются
вопросы:
1. Как ты узнал, что это все живое?
2)
Почему
ты
считаешь,
что
(называется
конкретное животное, растение) живой?
3) Расскажи, что есть у (называется конкретное
животное, растение)?
4) (Зачем нужны (называются части и органы)?
5)
Сможет
ли
(называется
объект)
жить
без
(называются части и органы)? Почему?
Задание №2
Методика Н.Н.
Кондратьевой
В ы я в и т ь
х а р а к т е р
представлений
ребенка
о
свойствах целостного живого
организма:
его
состояния
и
потребностях
в
условиях
среды
Ребенку задаются следующие вопросы:
1)Как
ты
думаешь,
что
нужно
животным
(растениям, человеку), чтобы жить и хорошо себя
чувствовать?
2)
Как
нужно
ухаживать
за
животными, растениями)? 3) Как себя чувствует
это растение (животное)? Как ты это узнал? Как
ему помочь?
Задание №3
Методика Н.Н.
Кондратьевой
В ы я в и т ь
х а р а к т е р
представлений
ребенка
о
п р и с п о с о бл е н и и
ж и в ы х
существ к различным средам
о б и т а н и я
с
ц е л ь ю
удовлетворения потребностей
Цветные
изображения
основных
сред
обитания живого
(воздушной,
водной,
наземной),
силуэтные
картинки
животных
Ребенку
предлагаются
цветные
изображения
основных
сред
обитания
живого(воздушной,
водной,
наземной),
силуэтные
картинки
животных
и
предлагаются
проблемно-игровая
ситуация:
«Кто-то
(любой
игровой
персонаж)
перепутал
животных
и
места
их
обитания»
задаются
вопросы:
1)
Правильно
ли
ты
«расселил» животных? Почему ты так думаешь?
2) Помоги животным и посели их так, чтобы им
хорошо
жилось.
3)
Почему
(наз ы вает ся
конкретное животное) удобно жить (называется
среда
обитания)?
4)
Хорошо
ли
разным
животным и растениям жить вместе (в лесу, в
водоеме, на лугу)? Почему?
Задание №4
Логическая
з адач а
О . И .
Кондратенко,
Н.В.
Катырло,
С.В. Ладывир
Выявить
знания
детей
о
жизни животных, их способах
п е р едв и же н и я ,
з а щ и т ы ,
питании
Предметные
к а р т и н к и
с
изображением
лягушки, зайца и
белки
Ребенку
предлагается
послушать
сказку
и
ответить
на
вопросы.
«Жили
в
лесу
друзья
–
Лягушка, Заяц, Белка. Они подружились потому,
что умели прыгать. Как ты думаешь, почему они
прыгали, а не бегали? (ноги задние длиннее, а
передние
короче).
Вот
однажды
устроили
они
соревнования: кто быстрее доберется от одного
дерева до другого. Все трое очень старались. Как
ты думаешь, кто победил? Почему? А ко был
вторым?
Пока
друзья
соревновались,
звери-
зрители приготовили им подарки. Это были их
любимые кушанья. Как ты думаешь, кому что
подарили? Вдруг прибежал Волк. Наши друзья
испугались и давай спасаться от волчьих зубов.
Кто как спасся?
Задание №5
И з у ч и т ь
о с о б е н н о с т и
п о н и м а н и я
р е б е н к о м
ц е н н о с т и
п р и р о д н ы х
объектов
Ребенку предлагается ответить на вопросы:
1)Любишь
ли
ты
животных
и
растения?
2)
С
какими
живыми
существами
тебе
нравится
встречаться, с какими не нравится? Почему? 3)
Зачем нужны животные и растения? 4) Могут ли
люди
прожить
без
животных
и
растений?
Почему?
Серия 2. Задания, направленные на оценку освоенности ребенком познавательных и
речевых умений – умения сравнивать, выделять существенное, устанавливать связи и
зависимости, делать выводы, умозаключения, обобщать, осуществлять классификацию
объектов.
№ задания
Цель
Наглядные
материалы
Методика проведения обследования
1
2
3
4
Задание №1
Методика
Л.М.
Маневцевой
В ы я в и т ь
у м е н и е
классифицировать,
с р а в н и в а т ь ,
в ы д е л я т ь
с у щ е с т в е н н о е
в
воспринимаемых
явлениях,
понимать простые причинно-
следственные связи, выявить
речевые умения.
К а р т и н к и
с
изображением
животных
разных
систематических
групп,
с т а д и й
роста и развития
(насекомое,
р ы б а ,
п т и ц а ,
зверь),
дидактическая
игра
«Зоологическое
лото»;
модели
понятий
«птицы»,
«звери»,
«рыбы»,
«насекомые»,
«животные»
Ребенку предлагается распределить карточки из
«Зоологического
лото»
по
группам:
«птицы»,
«звери»,
«рыбы»,
«насекомые»,
«животные»
и
подобрать
модели
к
этим
группам
животных.
Предложить разложить картинки с изображением
роста и развития животных (кошки, цыпленка,
рыбы, бабочки) и ответить на вопросы:
1. Что было сначала, что потом?
2)
Что
происходит
с
птицами
(рыбами
и
др.)
зимой, весной, летом, осенью?
3) Почему это происходит?
Задание №2
Логическая
з адач а
О . И .
Кондратенко,
Н.В.
Котырло,
С.В. Ладывир.
Выявить
умение
сравнивать,
выделять
существенное
в
воспринимаемых
явлениях,
понимать простые причинно-
следственные связи, выявить
речевые умения
К а р т и н к и
с
изображением
подорожника
и
вьюнка
Ребенку
предлагается
прослушать
историю
и
ответить
на
вопросы:
«На
одной
полянке
встретились Подорожник и Вьюнок. Подорожник
посмотрел на стебель Вьюнка и говорит: «Какой
у тебя тонкий и гибкий стебель! Мне бы очень
хотелось иметь такой. Давай поменяемся на один
день
стеблями».
Вьюнок
ответил:
«Нет,
мой
стебель тебе не подойдет». Но Подорожник так
уговаривал Вьюнка, что тот согласился. И вот, на
следующее
утро
они
вышли
на
полянку
и
поменялись стеблями. Подумай и скажи, хорошо
ли было им не со своими стеблями? Почему?
Задание №3
Логическая
з адач а
О . И .
Кондратенко,
Н.В.
Катырло,
С.В. Ладывир
Выявить
знания
детей
о
ж и з н и
ж и в о т н ы х ,
и х
способах
пе р ед в иже ния,
защиты, питании
Предметные
к а р т и н к и
с
изображением
лягушки, зайца и
белки
Ребенку
предлагается
послушать
историю
и
ответить
на
вопросы.
Нашел
медведь
в
лесу
газету.
Как
газета
попала
в
лес?
В
ней
были
напечатаны
объявления
об
обмене
квартир.
Медведь
подумал
и
написал
объявление
«Внимание! Открывается лесное бюро обмена».
Прочитали его лесные жители и в назначенный
час собрались у Медведя. А Медведь каждому
чужую
квартиру
расхваливает,
меняться
уговаривает.
Белку
с
Кротом
у го в о р и л
поменяться. Как ты думаешь, понравилось ли им
новое жилище? Почему?
Серия
№3
Задания,
направленные
на
выявление
сформированности
гуманного,
эстетического,
познавательного
отношения
ребенка
к
природе,
степени
активности
и
устойчивости отношения.
№ задания
Цель
Наглядные
материалы
Методика проведения обследования
1
2
3
4
Задание №1
Методика В.Л.
Малашенковой
Выявить
у
детей
наличие
г у м а н н ы х
ч у в с т в
п о
отношению
к
животным
и
растениям
Ребенку зачитываются ситуации с серией ответов
и
предлагается
обозначить
и
аргументировать
свой выбор:
1)
Ты
нашел
гнездо
с
птенцами. Что ты
сделаешь?
А) Покормлю птенцов.
Б) Позову ребят, чтобы тоже посмотрели
В) Буду наблюдать издали.
2) Рядом с домом есть роща. Ребята собрались в
рощу
за
березовым
соком.
Пойдешь
ли
ты
с
ними?
А) Пойду, но буду собирать сок очень осторожно,
попрошу, чтобы кору разрезали не очень глубоко.
Б) Не пойду и других попрошу не ходить.
В) Сначала спрошу разрешения у мамы.
3) Вы с папой и мамой поехали отдохнуть в лес
или к реке. После обеда у вас осталось много
пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с
ними перед тем, как вернуться домой?
А) Взял бы с собой в город.
Б) Отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился.
В) Закопал бы в землю.
Примечание:
3
балла
ставится
только
за
ответы
1а,
2б,
3а.
остальные
ответы
оцениваются в 1 балл.
Задание №2
Методика В.Л.
Малашенковой
Выявить с помощью картинок
и
в
ситуации
в ы бора
представления
ребенка
о
нормах отношения к живому
К а р т и н к и
с
изображением
различных
форм
поведения
ч е л о в е к а
в
природе
,
круги
красного,
ж е л т о г о
и
зеленого цвета
Ребенку предлагается рядом с каждой картинкой
положить круг определенного цвета: зеленого –
если действия героя полезны для окружающей
природы;
желтого
–
если
возможно
нанесение
вреда
при
несоблюдении
правил
и
меры;
красного
–
если
действия
героя
наносят
вред
окружающей среде. По ходу выполнения задания
ребенок отвечает на вопросы:
1)
Как
поступил
мальчик
(девочка)?
Почему?
2)
Как бы поступил ты?
3)
Какие
добрые
дела
ты
делал
для
животных, растений, людей?
Задание №3
Методика Н.Н.
Кондратьевой
В ы я в и т ь
о с о б е н н о с т и
отношения ребенка к живым
объектам в ситуации выбора
Комнатные
растения,
клетка
с птицей (другим
животным),
оборудование
д л я
у ход а
з а
раст ения ми
и
животными
Моделируется реальная ситуация выбора между
оказанием помощи живому существу и другим,
более привлекательным занятием. Предложение
ребенку
обеспечить
уход
за
нуждающимися
в
помощи
животными
или
растениями.
После
принятия ребенком задания его зовут играть. За
поведением
ребенка
ведется
наблюдение
и
выясняется,
почему
он
сделал
тот
или
иной
выбор.
Примечание:
3
балла
–
ребенок
приступил
к
в ы п о л н е н и ю
з а д а н и я
и
в ы п о л н и л
е г о
сосредоточенно, без спешки, аргументируя свой
отказ
присоединиться
к
играющим
желанием
помочь живому существу. Ребенок приступил к
заданию,
но
выполнял
его,
о т в л ека ясь,
торопливо,
явно
спеша
присоединиться
к
играющим, отказ игры аргументировал заданием
педагога;
1
балл
–
ребенок
либо
совсем
не
приступил к выполнению поручения, либо начал
выполнять задание, но спустя короткое время
прервал его и присоединился к играющим.
Серия №4 Задания, направленные на выявление уровня трудовых умений и навыков
ребенка по уходу за обитателями уголка живой природы.
№ задания
Цель
Наглядные
материалы
Методика проведения обследования
1
2
3
4
Задание №1
Методика
Л.М.
Маневцевой
и
др.
Выявить
уровень
принятия
р е б е н ко м
ц е л и
т р у д а ,
поставленную
взрослым,
и
характер мотивации труда
Комнатные
растения,
оборудование
для
осуществления
у х о д а
з а
растениями
Педагог дает ребенку задание обеспечить уход за
комнатными растениями, при этом он предлагает
разную мотивацию, начиная с более сложной: 1)
познавательная («Хочешь сегодня подежурить в
уголке
природы
и
узнать,
как
правильно
ухаживать
за
растениями,
чтобы
они
хорошо
росли?»;
2)
практическая
(«Помоги
мне,
пожалуйста, полить растения, убрать с них пыль,
порыхлить
землю»);
3)
игровая
(«Незнайка
не
знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его
научить?)
Каждая следующая мотивация предлагается лишь
в
том
случае,
если
ребенок
не
принимает
предшествующую.
Примечание: 1 балл – цель труда принимается
только
в
игровой
мотивации;
2
балла
–
цель
труда принимается в игровой и практической
мотивации; 3 балла – цель труда принимается
не
только
в
игровой
или
практической
мотивации, но и в познавательной.
Задание №2
Методика Н.Н.
Кондратьевой
Выявить
знания
ребенка
по
осуществлению
ухода
за
растениями
Комнатные
растения,
оборудование
для
осуществления
у х о д а
з а
растениями
Ребенку предлагается:
1)
Выбрать из уголка природы растение,
нуждающееся в поливе (удалении пыли,
рыхлении) и объяснить свой выбор;
2)
Ответить, каким станет растение после
ухода за ним;
3)
Рассказать, как он будет осуществлять
каждый вид ухода;
4)
Подобрать
необходимое
оборудование
для предстоящего вида труда;
5)
Объяснить,
как
узнать,
что
уход
достаточен.
После
этого
ребенку
предлагается
полить
растение (удалить пыль, рыхлить землю). Педагог
фиксирует
практические
действия
и
качество
результата труда.
Задание №3
Методика
Л.М.
Маневцевой
и
др.
В ы я в и т ь
у р о в е н ь
сформированности
трудовых
умений и навыков
Кукла
Незнайка
( и л и
д р у г о г о
сказочного
персонажа),
комнатные
растения,
оборудование
для
осуществления
у х о д а
з а
растениями
Ребенку излагается ситуация, в которой Незнайка
затрудняется
в
осуществлении
ухода
за
комнатными растениями и предлагаются задания:
1)
Проверить, правильно ли расположены
растения по отношению к свету;
2)
Все ли влаголюбивые растения имеют
достаточно влажную почву;
3)
Как
узнать
о
том,
что
растение
необходимо полить.
После этого ребенку предлагается осуществить
уход за растениями.
Задание №4
Методика З.П.
Плохий
Выявить в поведении ребенка
практическое
проявление
заботливости по отношению к
животному, живущему рядом
Клетка с птицей,
и з
к о т о р о й
заранее
убраны
ко р м
и
в о д а ;
а к в а р и у м
б е з
к о р м у ш к и
и
растений и т.п.
Ребенку
предлагается
проверить,
всем
ли
животным
живется
хорошо
в
уголке
природы,
если нужно сделать все необходимое для этого.