Автор: Мельник Вячеслав Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6"
Населённый пункт: г. Салехард
Наименование материала: Доклад
Тема: Практико-ориентированный подход на уроках физической культуры и внеурочной деятельности.
Раздел: полное образование
Практико-ориентированный подход на уроках физической
культуры и внеурочной деятельности.
Роль уроков физической культуры и спорта неизменно растет с каждым днем. В
компьютеризированный век детей тяжело заставить заниматься активными видами спорта,
такими как футбол, бег и т.д., т.к. дети предпочитают провести время у телевизора или за
компьютерными играми. Роль уроков физической культуры в данной ситуации заставить
ребят полюбить спорт и сделать выбор в его сторону.
Но как привлечь ребенка заниматься спортом? В первую очередь нужно сделать уроки
физической
культуры
интересными
и
познавательными.
Добиться
этого
можно
-
лишь
тщательно
подготавливаясь
к
каждому
уроку
и
индивидуально
подходя
к
каждому
учащемуся.
Сегодня уже не достаточно дать багаж знаний школьникам, большое значение придается
задаче - научить школьников учиться. А что еще важнее: применять полученные в школе
знания
в
повседневности. Поэтому
важнейшим
компонентом
новой
модели
школьного
образования является ее ориентация на развитие практических навыков, на способность
применять их в жизни.
Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные,
типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы
приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и
внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе 30 человек с разным уровнем
физической подготовленности?
У меня, как и у каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но
всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный
подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.
Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность:
педагогическое мастерство и человеческие качества вызывают ту или иную реакцию
учащихся не только на него самого, но и на предмет, который он преподает.
Для того чтобы сформировать у учащихся такой интерес и поддерживать его, необходимо:
1.
стимулировать любознательность учащихся;
2.
повысить качество обучения, приучая школьников к серьезному и упорному
труду, а не превращать учебный процесс в забаву;
3.
организовать самоподготовку учащихся, чтобы они, окончив школу, умели без
посторонней помощи находить пути и средства для поддержания хорошей физической
формы
Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство
внутреннего удовлетворения. Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным
условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного
психологического настроя, необходимого для достижения успеха. Объяснение и показ новых
упражнений следует проводить со всем классом в начале основной части урока. Это даст
учителю возможность сразу увидеть качество выполнения учениками упражнений и личные
особенности
каждого.
В
раскрытии
ученика
как
личность
огромное
значение
имеют
подвижные игры. Ведь по своим физическим силам и характеру дети разные – отчаянные,
неловкие,
вздорные,
неуклюжие,
и
т.д.
Учитель
обязательно
должен
учитывать
все
особенности детей при распределении команд. С помощью игры в детях воспитываются
недостающие качества.
Когда школьники достаточно хорошо освоили материал, можно строить занятия в группах в
основной части урока по принципу круговой тренировки. Это позволяет повысить моторную
плотность урока, а также дает учителю возможность видеть работу всех учащихся,
контролировать их действия, давать консультации и своевременно оказывать
индивидуальную помощь.
На моих уроках распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от
их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта. Это позволяет
планировать методику обучения всей группы (отделения), уделяя внимание каждому ученику.
Однако такое распределение может быть неправильно воспринято учениками. Поэтому,
чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым
тянулись бы остальные ученики.
Исходя из выше сказанного, считаю, что «Практико-ориентированный подход в изучении
дисциплины - физическая культура» очень актуален.
В своей педагогической работе я стремлюсь к реализации следующих целей:
обеспечить развитие
личности
ученика:
наблюдательности,
умения
воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического
мышления;
выработать умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых
процессов;
раскрыть роль физкультуры в современной цивилизации;
помочь
выпускникам
школы
в
определении
профиля
их
дальнейшей
деятельности.
Практико-ориентированный подход в обучении направлен на приобретение не только
знаний, умений и навыков, но и опыта практической деятельности. А как же еще можно
изучать
физкультуру?! Обучение
не
может
быть
практико-ориентированным
без
приобретения опыта деятельности.
Активная практическая деятельность обучающихся проявляется не только на уроках, но и в
участии в олимпиадах, конкурсах, акциях, "Президентских играх", при сдаче норм ГТО.
Процесс
совместной
деятельности
обучающихся
развивает
инициативу
и
творчество,
социальную, коммуникативную и предметную компетентность выпускников.
Таким образом, практико-ориентированное обучение складывается из урочной и
внеурочной деятельности при изучении дисциплины - физическая культура.
На
уроках
для
реализации
практико-ориентированного
подхода
использую
различные
методы,
в
том
числе
проблемное
обучение,
проектное
обучение. Практические
работы,
самонаблюдение,
эксперименты
помогают
преподать
материал
в
активной
форме,
сформировать у обучающихся навыки самостоятельной работы, анализа, умения сравнивать,
делать
выводы. Практические
работы
"Составление
своего
индивидуального
комплекса
упражнений" особенно нравятся обучающимся.
Использование ИКТ расширяет пространство урока. Можно увидеть то, что невозможно
увидеть в наших условиях: познакомиться с влиянием того или иного упражнения на группы
мышц, заглянуть внутрь "себя", с помощью компьютерной модели понять, как идут процессы
в организме, и даже провести виртуальный эксперимент.
Внеурочная
деятельность:
участие
в
различных
спортивных
состязаниях,
спартакиадах,
акциях
способствует
профориентации
обучающихся.
Я
являюсь
руководителем
секции
«Баскетбол» и «Волейбол». Работа над формированием своего тела ребятам очень нравится,
трудности вызывает систематические занятия и не все выдерживают, те, кто выдерживают
довольны своим результатом.
Результатом работы считаю хорошее качества знаний: призовые места на муниципальном
уровне
Всероссийской
олимпиады
по
физической
культуре,
высокие
результаты
в
"Президентских состязаниях", "Президентских играх", при сдаче норм ГТО.
Практико-ориентированный подход я реализую в работе и в качестве бесед на классных
часах в начальных и старших классах . Темы бесед отбираю такие, которые живо интересуют
моих
учеников:
«Новое
поколение
выбирает…»,
«Использование
компьютера:
плюсы
и
минусы», «Честность и порядочность: нужны ли в наше время?», "Модно быть здоровым?!"
и
др.
На
примерах
из
жизни,
личного
опыта,
совместной
деятельности
пытаюсь
сформировать
понятия
о
доброте,
взаимовыручке,
терпимости,
уважении.
Часто
организовываю
совместные
мероприятия
с
родителями:
классные
часы,
спортивные
и
творческие
соревнования.
Тесно
сотрудничаю
со
школьным
психологом,
соцпедагогом,
школьной медсестрой.
Своим опытом работы я делюсь с коллегами, показывая открытые уроки, проводя мастер-
классы,
делая
доклады.
Активно
участвую
в
методической
работе
городского
педагогического совета.
Учитывая результаты своей работы, могу сказать, что использование методов практико-
ориентированного подхода в обучении физической культуры приводит к лучшему усвоению
материала, применению знаний в реальной жизни. Все это позволит сделать физкультуру
интереснее, доступнее для понимания.