Напоминание

Практико-ориентированный подход на уроках физической культуры и внеурочной деятельности.


Автор: Мельник Вячеслав Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6"
Населённый пункт: г. Салехард
Наименование материала: Доклад
Тема: Практико-ориентированный подход на уроках физической культуры и внеурочной деятельности.
Раздел: полное образование





Назад




Практико-ориентированный подход на уроках физической

культуры и внеурочной деятельности.

Роль уроков физической культуры и спорта неизменно растет с каждым днем. В

компьютеризированный век детей тяжело заставить заниматься активными видами спорта,

такими как футбол, бег и т.д., т.к. дети предпочитают провести время у телевизора или за

компьютерными играми. Роль уроков физической культуры в данной ситуации заставить

ребят полюбить спорт и сделать выбор в его сторону.

Но как привлечь ребенка заниматься спортом? В первую очередь нужно сделать уроки

физической

культуры

интересными

и

познавательными.

Добиться

этого

можно

-

лишь

тщательно

подготавливаясь

к

каждому

уроку

и

индивидуально

подходя

к

каждому

учащемуся.

Сегодня уже не достаточно дать багаж знаний школьникам, большое значение придается

задаче - научить школьников учиться. А что еще важнее: применять полученные в школе

знания

в

повседневности. Поэтому

важнейшим

компонентом

новой

модели

школьного

образования является ее ориентация на развитие практических навыков, на способность

применять их в жизни.

Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные,

типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы

приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и

внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе 30 человек с разным уровнем

физической подготовленности?

У меня, как и у каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но

всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный

подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.

Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность:

педагогическое мастерство и человеческие качества вызывают ту или иную реакцию

учащихся не только на него самого, но и на предмет, который он преподает.

Для того чтобы сформировать у учащихся такой интерес и поддерживать его, необходимо:

1.

стимулировать любознательность учащихся;

2.

повысить качество обучения, приучая школьников к серьезному и упорному

труду, а не превращать учебный процесс в забаву;

3.

организовать самоподготовку учащихся, чтобы они, окончив школу, умели без

посторонней помощи находить пути и средства для поддержания хорошей физической

формы

Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство

внутреннего удовлетворения. Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным

условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного

психологического настроя, необходимого для достижения успеха. Объяснение и показ новых

упражнений следует проводить со всем классом в начале основной части урока. Это даст

учителю возможность сразу увидеть качество выполнения учениками упражнений и личные

особенности

каждого.

В

раскрытии

ученика

как

личность

огромное

значение

имеют

подвижные игры. Ведь по своим физическим силам и характеру дети разные – отчаянные,

неловкие,

вздорные,

неуклюжие,

и

т.д.

Учитель

обязательно

должен

учитывать

все

особенности детей при распределении команд. С помощью игры в детях воспитываются

недостающие качества.

Когда школьники достаточно хорошо освоили материал, можно строить занятия в группах в

основной части урока по принципу круговой тренировки. Это позволяет повысить моторную

плотность урока, а также дает учителю возможность видеть работу всех учащихся,

контролировать их действия, давать консультации и своевременно оказывать

индивидуальную помощь.

На моих уроках распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от

их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта. Это позволяет

планировать методику обучения всей группы (отделения), уделяя внимание каждому ученику.

Однако такое распределение может быть неправильно воспринято учениками. Поэтому,

чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым

тянулись бы остальные ученики.

Исходя из выше сказанного, считаю, что «Практико-ориентированный подход в изучении

дисциплины - физическая культура» очень актуален.

В своей педагогической работе я стремлюсь к реализации следующих целей:

обеспечить развитие

личности

ученика:

наблюдательности,

умения

воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического

мышления;

выработать умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых

процессов;

раскрыть роль физкультуры в современной цивилизации;

помочь

выпускникам

школы

в

определении

профиля

их

дальнейшей

деятельности.

Практико-ориентированный подход в обучении направлен на приобретение не только

знаний, умений и навыков, но и опыта практической деятельности. А как же еще можно

изучать

физкультуру?! Обучение

не

может

быть

практико-ориентированным

без

приобретения опыта деятельности.

Активная практическая деятельность обучающихся проявляется не только на уроках, но и в

участии в олимпиадах, конкурсах, акциях, "Президентских играх", при сдаче норм ГТО.

Процесс

совместной

деятельности

обучающихся

развивает

инициативу

и

творчество,

социальную, коммуникативную и предметную компетентность выпускников.

Таким образом, практико-ориентированное обучение складывается из урочной и

внеурочной деятельности при изучении дисциплины - физическая культура.

На

уроках

для

реализации

практико-ориентированного

подхода

использую

различные

методы,

в

том

числе

проблемное

обучение,

проектное

обучение. Практические

работы,

самонаблюдение,

эксперименты

помогают

преподать

материал

в

активной

форме,

сформировать у обучающихся навыки самостоятельной работы, анализа, умения сравнивать,

делать

выводы. Практические

работы

"Составление

своего

индивидуального

комплекса

упражнений" особенно нравятся обучающимся.

Использование ИКТ расширяет пространство урока. Можно увидеть то, что невозможно

увидеть в наших условиях: познакомиться с влиянием того или иного упражнения на группы

мышц, заглянуть внутрь "себя", с помощью компьютерной модели понять, как идут процессы

в организме, и даже провести виртуальный эксперимент.

Внеурочная

деятельность:

участие

в

различных

спортивных

состязаниях,

спартакиадах,

акциях

способствует

профориентации

обучающихся.

Я

являюсь

руководителем

секции

«Баскетбол» и «Волейбол». Работа над формированием своего тела ребятам очень нравится,

трудности вызывает систематические занятия и не все выдерживают, те, кто выдерживают

довольны своим результатом.

Результатом работы считаю хорошее качества знаний: призовые места на муниципальном

уровне

Всероссийской

олимпиады

по

физической

культуре,

высокие

результаты

в

"Президентских состязаниях", "Президентских играх", при сдаче норм ГТО.

Практико-ориентированный подход я реализую в работе и в качестве бесед на классных

часах в начальных и старших классах . Темы бесед отбираю такие, которые живо интересуют

моих

учеников:

«Новое

поколение

выбирает…»,

«Использование

компьютера:

плюсы

и

минусы», «Честность и порядочность: нужны ли в наше время?», "Модно быть здоровым?!"

и

др.

На

примерах

из

жизни,

личного

опыта,

совместной

деятельности

пытаюсь

сформировать

понятия

о

доброте,

взаимовыручке,

терпимости,

уважении.

Часто

организовываю

совместные

мероприятия

с

родителями:

классные

часы,

спортивные

и

творческие

соревнования.

Тесно

сотрудничаю

со

школьным

психологом,

соцпедагогом,

школьной медсестрой.

Своим опытом работы я делюсь с коллегами, показывая открытые уроки, проводя мастер-

классы,

делая

доклады.

Активно

участвую

в

методической

работе

городского

педагогического совета.

Учитывая результаты своей работы, могу сказать, что использование методов практико-

ориентированного подхода в обучении физической культуры приводит к лучшему усвоению

материала, применению знаний в реальной жизни. Все это позволит сделать физкультуру

интереснее, доступнее для понимания.



В раздел образования