Автор: Сакаулова Аина Сергеевна
Должность: преподаватель кафедры психология и дефектология
Учебное заведение: Костанайский государственный педагогический институт
Населённый пункт: Казахстан, г.Костанай
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-педагогическая необходимость внедрения материалов этнопедагогики в коррекционный процесс школы для детей с тяжелыми нарушениями речи."
Раздел: среднее профессиональное
Социально-педагогическая необходимость внедрения материалов
этнопедагогики в коррекционный процесс школы для детей с тяжелыми
нарушениями речи.
Ещё в середине прошлого столетия Иван Васильевич Киреевский (1806-
1856) писал: «Уничтожить особенность умственной жизни народной также
невозможно,
как
невозможно
уничтожить
его
историю.
Заменить
литературными понятиями коренные убеждения народа также легко, как
отвлечённою
мыслью
переменить
кости
развивающегося
организма.
Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это
может, в самом деле, исполниться, то в таком случае единственный результат
его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении своего
народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или
менее развитых в его нравах, его обычаях, в его языке, в его религиозных,
общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его
жизни» /1/.
Эти слова, как нельзя лучше, говорят о том, что народность воспитания
подрастающего поколения есть объективная закономерность существования
развития любого народа, любого этноса.
Этнопедагогика - одно из направлений научной педагогики, исследующее
взаимосвязь,
взаимовлияние
этнографии,
фольклористики,
педагогики
разных
народов.
Национальная
культура
всегда
питается
другими
культурами.
Целью
этнопедагогики
является
воспитание
совершенного
человека, развитие которого должно осуществляться мудрой триадой: «ум»,
«доброта», «трудолюбие». Основные задачи: изучение специфики народной
педагогики, её возникновения, развития и современного состояния; её места
в жизни народа и её роль в развитии педагогической культуры человечества;
выявление основных категорий и закономерностей народного воспитания;
исследование
процесса
формирования
национального
характера
и
рассмотрение его как результата влияния системы воспитания, присущей
этнической
общности;
выяснение
связей
народной
педагогики
с
педагогической наукой; анализ своеобразия педагогической культуры народа
с
точки
зрения
её
отношения
к
педагогическим
традициям
древних
родственников, древних соседей, более поздних соседей и друзей. Объектом
этнопедагогики
является
народная
педагогика.
Этническая
педагогика
исследует
особенности
национального
характера,
сложившиеся
под
влиянием исторических условий, сохранившиеся благодаря национальной
системе воспитания. Впервые в научный оборот понятие «этнопедагогика»
было введено Г. Н. Волковым /2/.
Г. Н. Волков считает этнопедагогику интегративной наукой, образованной
на стыке этнографии, педагогики, не углубляясь в исследование типов связей
между ними. Аналогично поступает и Е. Л. Христова, которая выделяет
новые интегративные дисциплины: педагогическую этнографию (на стыке
этнографии и педагогики), а также этнопедагогику.
Этнопедагогика,
исследующая
народную
педагогику,
представляющая
собой
историю
и
теорию
народного
воспитания,
всё
более
становится
наиболее актуальной отраслью системы педагогических наук.
Народная
педагогика
как
составная
часть
коллективного
народного
творчества,
как
проявление
педагогической
культуры
масс
зародилась
в
глубокой древности. Она олицетворяет собой думы народа, отражает его
идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании и
развитии подрастающего поколения. Народная педагогика в основе своей
теснейшим образом связана с проблемами национального воспитания, даёт
блестящие образцы их различного сочетания. Все прекрасно понимают и
видят, что развитие национальных отношений в нашей стране требует к себе
самого пристального внимания /3, 4/.
Чингиз
Айтматов
говорит:
«Наивно
было
бы
полагать,
что
народная
педагогика поможет нам решить все сложные проблемы нашего бытия. Всему
своё место. Но уже сейчас с уверенностью можно утверждать, что в опыте
наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые в наш век прорастут
и дадут добрые всходы».
Историография
научных
исследований
проблем
народной
педагогики
свидетельствует, что изучение народного опыта воспитания, как социально
-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в
круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.
В русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика»
ввёл К. Д. Ушинский, который видел в произведениях устного народного
творчества «первые и блестящие попытки русской народной педагогики» /5/.
Великий русский педагог высоко оценивал воспитательный потенциал
народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное
на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой
нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...»
Он глубоко верил в принцип «народ без народности - тело без души», и,
опираясь на этот принцип, обосновал идею народности /6/.
Думая о будущем Республики Казахстан, мы сегодня вглядываемся в тех,
кто станет хозяином и гражданином страны, приведет ее к возрождению и
новой жизни. Каким будет это идущее нам на смену поколение, во многом
зависит от образования.
Обретение
независимости
и
полная
трансформация
экономического
строя
оказали
существенное
влияния
на
основные
цели
и
задачи
образовательной политики государства. Перед Республикой встают задачи
создания
автономной
от
внешних
влияний
национальной
системы
специального
образования,
обеспечивающей
эффективное,
качественное
образование, а также медико-педагогическую и коррекционную поддержку
лицам с ограниченными возможностями.
Научный
анализ
развития
специального
образования
суверенного
Казахстана
свидетельствует
о
том,
что
накоплен
положительный
опыт
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и имеются
четкие
ориентиры
на
перспективу
дальнейшего
развития.
Несмотря
на
объективные
трудности
переходного
периода,
специальное
образование
Республики Казахстан было сохранено и, что особенно важно, поднято на
качественно новый уровень и постепенно начало интегрироваться в мировое
образовательное пространство. В конце 90-х
гг. XX века была определена
концепция
государственной
системы
коррекционной
помощи
детям
с
ограниченными возможностями.
Реализация этой концепции нашла отражение в принятом Законе РК «О
социальной
медико-педагогической
и
коррекционной
поддержке
детей
с
ограниченными возможностями» (2002г.) /7/. Однако, имеющаяся практика
свидетельствует, что настоящая система специального образования не вполне
соответствует
вызовам
современности
и обнаруживает неэффективность
традиционных подходов к вопросам коррекционно-развивающего обучения и
социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями. Ибо возросшие
требования
высокоразвитого
постиндустриального
информационного
общества
требуют
от
личности
способности
легко
ориентироваться
в
увеличивающемся потоке информации и быть максимально адаптированной
и интегрированной в социуме.
Обучение детей со специальными нуждами и потребностями включено в
единую государственную систему образования Республики Казахстан. Среди
них значительную категорию составляют дети с ТНР, разнообразными по
клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта
и структуре нарушенных функций. Многообразие форм речевой патологии
требует
создания
условий
для образовательной
деятельности
каждому
ребенку,
индивидуально
-дифференцированного
подхода
с
учетом
его
потребностей
и
резервных возможностей,
ориентации
содержания
образования на психофизические особенности развития данной категории
детей.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями
занимает важное место среди проблем народного образования. При условии
рациональной
организации
коррекционно-воспитательной,
лечебной,
социально-адаптационной и реабилитационной работы эти лица становятся
активными
участниками
общественно
-
полезного
труда,
социально
адаптируются.
С начала 90-х гг. в Казахстане начался динамичный процесс развития
суверенной государственности. Консолидируется казахская нация: казахский
язык становится государственным, возвращаются из небытия имена лучших
представителей
казахского
народа,
создаются
условия
для
расцвета
национальной культуры.
В
теории
и
практике
специального
обучения
и
воспитания
детей
с
ограниченными
возможностями
реализация
задач
Государственной
программы предполагает обновление содержания и структуры образования.
Можно
прогнозировать
включение
в
содержание
образования
для
всех
категорий детей с особыми образовательными потребностями материалов
этнического
характера.
Подобная
практика
имеет
место
сейчас,
но
недостаточно и соответственно предлагается более активное использование
элементов этнопедагогики в практике оказания коррекционно-педагогической
поддержки детям с ограниченными возможностями.
Для развития, обучения и воспитания детей, передачи им социального
опыта, знаний в народной педагогике веками широко использовались игры,
элементы декоративно - прикладного искусства, устное народное творчество.
Этнический
материал
содержит
в
себе
огромный
воспитательный
и
развивающий
потенциал,
обнаруживает
способность
оказывать
положительное
воздействие
на
нарушенные функции,
влиять
на
формирование
личности.
Выраженная
коррекционная
направленность
этнического
материала
дает
основание
для
их
активного
и
широкого
применения
в
работе
с детьми,
имеющими
особые
образовательные
потребности. Под коррекционно-педагогической работой понимается система
специальных
педагогических
мероприятий,
средств,
форм
и
методов
обучения
и
воспитания,
направленных
на
активизацию
процессов
компенсации,
преодоление
или
устранение
недостатков
познавательной
деятельности,
через
личности,
физического
развития
и
длительных
способностей детей с ТНР.
Нерезультативно использование в специальных коррекционных организациях
Казахстана и новых российских программ в связи с тем, они, наоборот, реализуя
принципы, обеспечивающие всестороннее воздействие на ребёнка с отклонениями
в
развитии,
его
дальнейшую
социализацию,
не
раскрывают
принцип
этнокультурной соотнесённости образования.
Таким
образом,
специальные
коррекционные
организации
Республики
(дошкольные, школьные) нуждаются в просмотре содержания образования с целью
приведения его в соответствие с образовательной политикой суверенного
государства.
Наряду
с
разработкой
программ,
необходимо
обеспечение
практических
работников
методическими
комплексами,
раскрывающими
процедуру использования различных этнических материалов в учебном процессе,
во внеучебной деятельности. Программная и методическая неоснащённость
затрудняет внедрение материалов этнопедагогики в практику работы специальных
школ.
Для более активного, целенаправленного использования идей народной
педагогики
в
коррекционной
работе,
для
обеспечения
и
эффективного
применения,
будет
целесообразным
выделить основополагающие условия.
Основное
место
среди
них
должна
занять программно-методическая
оснащенность,
что
позволит регламентировать
деятельность
практиков
в
нужном направлении. Необходимо наличие программ, сочетающих в себе
личностно-ориентированный
подход,
коррекционную
направленность
и
соответствие культурным национальным казахским традициям; методических
разработок с четко очерченными критериями отбора этнического материала
для использования в коррекционных целях; методических рекомендаций к
использованию элементов этнопедагогики в практике работы в конкретных
организациях.
1.
Г.Н. Волков, К.Ж. Кожахметова. Сборник научных трудов //
Этнопедагогика народов Казахстана. Алматы, 2001.
2.
Н.А. Гусев. Эстетика фольклора. Л., 1967.
3.
С. Елубаев. Казахская мудрость. Алматы, 2002.
4.
А.Э. Измайлов. Народная педагогика: педагогические воззрения
народов Средней Азии и Казахстана. – М. 1991. – с. 68.
5.
К.Д. Ушинский. Сборник сочинений.- Т. 2. – М.1974. – с. 161
6.
Закон Республики Казахстан «О социальной медико – педагогической
и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».
7.
К.К. Омирбекова, Г.С. Оразаева. Казахские народные игры на
логопедических занятиях // Учебно – методическое пособие. КазНПУ
им. Абая. Алматы, 2006.