Автор: Богданова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №51 "Центр детства"
Населённый пункт: г.о Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование коммуникативных игр в работе с детьми дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
МДОУ детский сад №51 «Центр детства»
Консультация для родителей
«Использование коммуникативных игр
в работе с детьми дошкольного возраста»
Разработала: воспитатель
Богданова. Н.А.
г. о. Серпухов 2017 г.
“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений —
одна из важных задач воспитания личности
ребёнка дошкольного возраста”.
В.А. Сухомлинский.
1. Актуальность
Проблема приобщения к социальному миру является одной из ведущих в процессе
формирования личности.
Основная
цель
–
помочь
детям
войти
в
современный
мир,
такой
сложный,
динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Взрослые,
понимающие
детей
и
с
интересом
познающие
мир
ребенка,
могут
сделать полноценным его развитие и обеспечить благоприятные условия жизни в детском
сообществе. Для социального развития детей, несомненно, необходимо использовать игру.
Во-первых,
игра
–
ведущая
деятельность
дошкольника.
Во-вторых,
она
является
коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками
или взрослыми.
Так как игра у детей раннего возраста находится в стадии начального развития,
целесообразнее
для
формирования
положительных
взаимоотношений
использовать
коммуникативные игры.
Определение
Коммуникативная
игра –
это
совместная
деятельность
детей,
способ
самовыражения,
взаимного
сотрудничества,
где
партнеры
находятся
в
позиции
«на
равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Цель: Развивать навыки общения
Сформировать доброжелательные отношения между сверстниками
Задачи:
создать теплую эмоциональную атмосферу;
развивать представления о себе;
способствовать созданию положительного образа «Я»;
развивать интерес к сверстникам;
воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Значение
Заглядывая далеко вперед
Детское переживание радости вместе со сверстниками в дальнейшем превращается
в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми,
успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.
Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет
дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в
дальнейшем - к формированию негативной жизненной позиции.
На ближайшее время:
Помогают адаптироваться к условиям ДОУ
Снимают телесные зажимы
Способствуют эмоциональной разрядке
Развивают воображение
Развивают мимику и жесты
Активизируют внимание
Учат соблюдать правила
Знакомят с чувствами и учат их распознавать
2. Знакомство с системой работы.
Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного
возраста была разделена на три блока, в каждом из которых были поставлены и решались
определенные задачи, проводился ряд соответствующих игр.
1 блок «Я узнаю себя и таких как я»
Игры, вызывающие общие положительные эмоции
«Колечки», «Зайка», «Гномик»
Телесные игры
«Мы», «Это я», « Покажи»
Самомассажи
«Ладошки», «Лисонька»
Игры, позволяющие познакомиться, узнать друг друга по имени
«Мишка знакомится с ребятами», «Заинька», «Кто у нас хороший»
В процессе таких игр ребенок радовался тому, что на него обращают внимание,
называют ласково по имени, говорят о его достоинствах. Это развивало самооценку
ребенка, уверенность в себе, способствовало развитию умения принимать себя таким,
какой ты есть, любить себя.
2 блок «Что мы чувствуем»
Игры, объединяющие детей общим действием
« Топотушки», « Мы топаем ногами»
Игры, способствующие овладению простых правил поведения
«Здравствуйте», «Утреннее приветствие», «Щенок Митрошка»
Игры, знакомящие со способами невербального общения
«Мишка косолапый», «До свидания - здравствуйте», «Слоник»
В
ходе
этих
игр
дети
учились
более
доступно
выражать
себя
при
общении,
называть свои чувства, понимать чувства других.
3 блок « Я и мои друзья»
Игры, позволяющие действовать в паре
«Санки», «Погуляем с игрушками», «Послушный мячик»
Игры в кругу
«Качели», «Карусели», «День рождения», «Мишка попляши»
Игры с передачей игрушек
«Передавай», «Колокольчик», «Шапочка»
Данное
направление
объединяло
предыдущие
и,
пользуясь
уже
полученными
умениями, ребенок учился применять их по отношению к сверстнику. Все это помогает
детям налаживать контакт, договариваться, просто плодотворно общаться.
Сначала коммуникативные игры проводились в тот момент, когда дети не были
заняты игрой, чаще во вторую половину дня. Надо отметить, что почти все дети с
большим желанием участвовали в играх. Через некоторое время стали включаться в игру и
те дети, которые поначалу просто наблюдали. После такой совместной деятельности у
детей повышалось настроение, что стимулировало их на самостоятельную организацию
последующих действий «вместе». Отмечалось уменьшение ссор между детьми.
В дальнейшем, по желанию детей, коммуникативные игры проводились в любую
свободную минуту и стали любимым времяпровождением детей. Мы играли утром, как
только соберемся вместе, перед занятиями, во время занятия, использовали игры как
физкультминутки, на прогулке, и, конечно, в вечернее время. Элементы игр использовали
при проведении бодрящей гимнастики и физкультурных занятий.
Успешнее игра проходила в кругу, где все дети видели друг друга. Взрослый следил
за тем, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, никто не был обделен
вниманием. При этом учитывались личностные особенности каждого малыша.
На первых этапах инициатива полностью принадлежала взрослому, затем дети
стали
просить
взрослого
поиграть
с
ними,
а
позже
некоторые
из
них
начали
сами
организовывать
простые
коммуникативные
игры
не
только
между
собой,
но
и
с
игрушками, а дома привлекали к играм родных, братьев и сестер. Родители отмечали, что
малыши стали с большим желанием идти в детский сад.
Таким образом, подобранная система игр позволила детям сблизиться и лучше
узнать
друг
друга,
научила
проявлять
заботу,
внимание,
сочувствие
к
сверстникам,
продуктивно
общаться,
и
привела
к
созданию
эмоционально-положительного
микроклимата в группе.
3. Рефлексия.
Дискуссия
по
представленному
материалу.
Заключительное
слово,
исходя
из
замечаний и предложений.
Можно подвести итог, что использование коммуникативных игр в работе с детьми
дошкольного
возраста
способствует
развитию
навыков
общения,
коммуникативных
способностей
детей
и
положительно
влияет
на
формирование
доброжелательных
отношений в группе сверстников.
Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим –
факторы,
определяющие
судьбу
ребенка,
дающие
ему
возможность
в
будущем
стать
достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.
Примеры используемых коммуникативных игр.
Задачи:
создать теплую эмоциональную атмосферу;
развивать представления о себе;
способствовать созданию положительного образа «Я»;
развивать интерес к сверстникам;
воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
«Ладошки»
Ладошки»
Вот у нас игра, какая:
Хлоп ладошка, хлоп - другая! (хлопки в ладоши)
Правой левую ладошку (шлепки по левой руке)
Мы пошлепаем немножко.
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай (шлепки по правой руке)
А потом, потом, потом (легкое похлопывание)
Даже щечки мы побьем (по щекам)
Вверх ладошки. Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки над головой)
По коленкам-шлеп, шлеп, шлеп! (хлопки по коленям)
По плечам себя похлопай (шлепки по плечам)
По бокам себя пошлепай (шлепки по бокам)
И перед собой похлопай (шлепки по груди)
И погладим мы себя
Вот какая красота!
«Потягушки»
Потягушки, потягушки! (разводим руки в стороны – вверх)
Просыпайтесь мои ушки! (гладим ушки)
Просыпайтесь мои губки! (вытягиваем и чмокаем губами)
Просыпайтесь мои зубки! (показываем зубки)
Надувайтесь мои щечки,
Словно два больших мешочка! (надуваем щечки)
Глазки, глазки открывайтесь! (поморгать глазами)
Губки, губки улыбайтесь! (улыбнуться друг другу)
«Солнышко»
Солнце с неба посылает (плавно поднимаем руки вверх)
Лучик, лучик, лучик (шевеля пальцами)
И им смело разгоняет (машем руками над головой)
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает (гладим щечки)
Щечки, щечки, щечки,
А весной на носик ставит (гладим носик)
Точки, точки, точки! (указательными пальцами «ставим» веснушки)
«Как живешь?»
Как живешь? - Вот так! (пальцы сжаты в кулак, большие пальцы вверх)
А плывешь? - Вот так! (движения пловца)
Как бежишь? - Вот так! (бег на месте)
Вдаль глядишь? - Вот так! (ладонь поднести ко лбу)
Машешь вслед? - Вот так! (прощальный жест)
Ночью спишь? - Вот так! (сложенные вместе ладони под щекой)
А шалишь? - Вот так! (надуть щеки и хлопнуть по ним)
«Качели»
Ой - да, ой - да, на качели сели (дети стоят парами, лицом друг к другу)
Ой - да, ой - да, песенку запели (покачиваются из стороны в сторону)
А потом еще раз (перенося вес тела с одной ноги на другую)
Быстро раскачались,
Все у нас, все у нас,
Весело смеялись.
«Всем мы рады»
Все на ножки становитесь
И в кружочек соберитесь.
Вместе ручками помашем,
Вместе мы споем и спляшем.
Все мы Кате очень рады (при повторе игры называют)
Нам похлопать Кате надо (имя другого ребенка)
Нас без Кати было мало
Кати очень не хватало.
Игры на знакомство
Для детей 5-8 лет.
Давай-ка познакомимся
Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши. Как
зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет
свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как
зовут тебя, скажи ...» и т.д.
Хоровод знакомства
Все дети, взявшись за руки, водят хоровод со словами:
«Мы по кругу ходим, ходим,
Познакомиться хотим,
Стоят лишь те, кого зовут... (Сережи),
Ну, а мы с вами – сидим».
После
этих
слов
дети,
чье
имя
было
названо,
остаются
стоять,
а
остальные
приседают. Далее игра продолжается.
Воробей
Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий. Дети скачут на одной ноге
по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга в другом направлении, и при этом
приговаривает:
«Скачет, скачет воробей-бей-бей,
Собирает всех друзей-зей-зей,
Много, много разных нас-нас-нас,
Выйдут...(Леночки) сейчас-час-час».
Названные дети входят в круг, берут ведущего за руку, и игра повторяется пока не
будут названы имена всех детей.
Мячик
Ведущий держит в руках мяч и говорит:
«Разноцветный мячик
По дорожке скачет
По дорожке по тропинке
От березки до осинки
От осинки-поворот,
Прямо к ...(Ире) в огород!»
С последними словами вожатый бросает мяч вверх. Дети чье имя было названо,
должны поймать мячик. Тот, кто поймал мяч, делает следующий бросок. Если названо
имя, ребенка с которым нет, то мяч ловит ведущий, и он делает следующий бросок.
Веселые задания
«Слушай, смейся, выполняй,
Имена запоминай».
С этими словами ведущий дает задание детям.
Саши взяли Марин за руки и станцевали.
Лены спели песню «В лесу родилась елочка».
Леши взяли Тань за левую руку и попрыгали.
Светы – наперегонки бегут к корпусу и т.д.
У лукоморья дуб зеленый
Оборудование: дерево, к которому прикреплены листья: на листьях написаны имена
детей. Ход игры:
1-ая часть. Ведущий отрывает лист, читает имя, написанное на нем, вызывает
ребенка с этим именем. Вызванный ребенок выходит и срывает следующий листок с
дерева и т.д.
2-ая часть игры. Ведущий раздает листья с именами детей в беспорядке. Задание:
выменять у игроков листочек со своим именем, подбежать к дереву, прикрепить лист,
назвав свое имя. Выигрывает тот, кто быстрее других.
Это Я!
Игроки становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, называет два имени (одно
женское, второе мужское). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «это Я» и меняются
местами. Задача ведущего : занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять
свободное место, становится ведущим, Если из двух названных имен есть только один
человек с таким именем, он кричит «Это Я» и остается на месте.
Теремок
К ведущему подходит первый игрок и спрашивает:
«Кто в теремочке живет?
Кто в невысоком живет?
Я ... (Ирочка) А ты кто?
Я ... (Сашенька)».
К ним подходит второй игрок и диалог повторяется.
Здравствуйте
Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга
и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны
по
внешней
стороне
круга.
Встретившись,
они
пожимают
друг
другу
руки,
говорят
«Здравствуйте!» а называют свои имена. Потом бегут дальше, пытаясь занять свободное
место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.
Назови себя, назови меня
Игроки делятся на 2 команды, которые располагаются напротив друг друга на
небольшом расстоянии. Одна из команд получает мяч. По сигналу ведущего первый игрок
команды бросает мяч игроку 2-й команды, называя свое имя. Тот ловит мяч и возвращает
его следующему игроку 1-й команды, называя свое имя. Игрок, стоящий последним,
получив мяч, передает мяч в обратном направлении, но уже называет свое имя и имя того,
кому он бросает мяч. И так до тех пор, пока мяч не попадет в руки 1-му игроку 1-й
команды.
Телефончик знакомства
Игроки становятся в круг. Ведущий говорит шепотом игроку, стоящему слева
любое имя. Это имя по цепочке узнают все. После этого ведущий говорит: «1,2,3, в круг
беги!» Игроки, чье имя было названо должны выбежать в круг, соседи пытаются их
удержать. Те, кто смог выбежать в центр круга, рассказывают немного о себе, а кто не
смог, выполняют задания, которые дают им другие игроки. Игра повторяется, но уже с
новыми именами.
Наша дружная семейка
Игроки
делятся
на
2
команды.
Каждый
игрок
получает
кеглю.
Команды
выстраиваются в 2 колонны. По сигналу водящего 1-ые игроки добегают до 1-ых отметок
и ставят кегли, выкрикивают свои имена. После этого они возвращаются в свои команды.
2-ой игрок каждой команды, пробегая мимо 1-ой кегли называет имя 1-го игрока, добегает
до 2-ой отметки, ставит кеглю, выкрикивает свое имя и возвращается назад и т.д.
ИГРЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ С ПЕДАГОГАМИ (любую)
«Фруктовый салат»
Эта веселая игра рассчитана минимум на 12 человек. Участники игры должны
сесть
в
круг
так,
чтобы
у
каждого
было
свое
определенное
место,
например,
если
участников игры 12 человек (не считая организатора), то и стульев должно быть столько
же. Ведущий становится в центр круга и называет 3-4 (в зависимости от количества
участников) вида фруктов: бананы, яблоки, апельсины, груши. Каждый участник должен
выбрать себе один из видов (можно раздать участникам игры карточки, на которых
обозначен какой-либо фрукт, чтобы предотвратить неравное деление). После того, как
каждый участник игры выбрал себе какой-либо фрукт, ведущий начинает игру.
Ход игры: Ведущий громко называет какой-либо из обозначенных фруктов, после
чего те игроки, что выбрали названный ведущим фрукт, должны быстро поменяться
местами. Ведущий стремится занять освободившееся место. Участник игры, которому не
хватило места, становится ведущим. Если ведущий говорит слова "Салат" или "Тарелка",
то местами должны поменяться все участники игры.
Варианты:
«Букет»
Участникам предлагается выбрать один из 4-х (либо больше) названных ведущим
цветков (например, "розы", "ромашки", "фиалки" и "пионы"). Далее игра развивается так
же, как и предыдущая, т.е. ведущий быстро называет какой-либо из цветков, после чего те
из участников, кто выбрал названный цветок, должны быстро поменяться местами. Если
ведущий говорит "Букет", то местами меняются все. Задача организатора игры также
состоит в том, чтобы успеть занять освободившееся место.
«Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры: дети (взрослые) садятся в полукруг. Взрослый становится в центре
и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь
(как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает
нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку.
Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Комментарий:
эта
игра
помогает
детям
увидеть
общие
связи
между
ними,
а
взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет
полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых
участников.
«Обижаться не могу, ой, смеюсь, ку-ка-ре-ку!»
Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.
Один
ребенок
садится
на
«волшебный
стульчик»,
другой
понарошку
должен
обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» -
ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, ку-ка-ре-ку!»
«Наше солнце»
Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.
Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей,
создавая, таким образом, лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают
нарисованные
ладошки.
В
итоге
получается
красивое
разноцветное
солнце,
которое
вывешивается в группе.
«Объединение»
Цель: Повышение уровня внутригрупповой сплоченности.
Необходимое время: 15 минут.
Материалы: Нет.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Процедура: Ведущий просит найти друг друга тем, у кого одинаковый цвет глаз
(варианты: «тем у кого день рождения летом», «тем, в чьем имени пять букв» и т.д.).
«Шеренга»
Цель: сплочение коллектива.
Инструкция: Построиться в шеренгу по:
- росту;
- цвету волос;
- алфавиту имен;
- размеру ноги;
- знаку зодиака.
«Кто быстрее?»
Цель: сплочение коллектива.
Группа выполняет задания быстро и четко.
Инструкция: Постройте, используя всех игроков команды.
квадрат;
треугольник;
круг;
ромб;
угол;
букву;
птичий косяк.
Взрослые
люди
достаточно
четко
понимают
роль
общения
в
жизни
человека.
Насколько важно в жизни чтобы тебя понимали, и ты понимал других людей. Большое
счастье, когда мы умеем договориться с человеком, умеем ему все доходчиво объяснить.
Ведь от коммуникативных навыков во много зависит и умение найти себя в обществе,
создать семью, сделать карьеру.
В общем, реализоваться в жизни. Поэтому и детям своим мы хотим с детства
прививать
такие
нужные
навыки,
как
навыки
общения.
Самый
правильный
способ
прививать их, это играть с детьми, предлагая им коммуникативные игры для детей.