Напоминание

"Метод проектов в образовательной системе школы"


Автор: Бурнаева Наталья Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: средняя школа №25 им. Н.К. Крупской
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Метод проектов в образовательной системе школы"
Раздел: полное образование





Назад




Метод проектов в образовательной системе школы.

Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку

проблемы

(технологию),

которая

должна

завершиться

вполне

реальным,

осязаемым

практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его

прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той

или

иной

практически

или

теоретически

значимой

проблемы.

Этот

результат

можно

увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности

.Для чего нам нужен метод проектов в системе образования?

-

выработать у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение

работать с информацией

- научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать

обоснованные выводы;

- принимать самостоятельные аргументированные решения;

- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи

обучения и воспитания учащихся. Вместе с тем, очевидно, что это комплексный метод,

поскольку его реализация, в свою очередь, предполагает использование совокупности

других

проблемных

методов:

обучения

в

малых

группах

сотрудничества,

«мозговой

атаки», дискуссий, ролевой игры проблемной направленности, рефлексии. Вот что собой

представляет учебная проектная деятельность с точки зрения дидактики.

Совокупность этих методов и составляет ту дидактическую систему, которая адекватно

отражает

личностно

ориентированный

подход,

способствует

формированию

соответствующих

компетенций.

Это

высокие

педагогические

технологии,

которые

требуют от учителя высокого мастерства, не говоря о необходимости владеть новыми

информационными

технологиями,

поскольку

поиск

дополнительной

информации

при

работе

над

проектом,

контакты

с

партнёрами

из

других

регионов,

иногда

и

стран,

предусматривают достаточно свободное владение всеми этими технологиями и знание

ресурсов Интернета.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы

предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов,

средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять

знания

из

различных

областей

науки,

техники,

технологии,

творческих

областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если

это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный

результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, пр.). Если говорить о методе

проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность

исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.

наличие

значимой

в

исследовательском,

творческом

плане

проблемы/задачи,

требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

(например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира;

создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме;

проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.);

2.

практическая,

теоретическая,

познавательная

значимость

предполагаемых

результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом

состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях,

прослеживающихся

в

развитии

данной

проблемы;

совместный

выпуск

газеты,

альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план

мероприятий,пр.);

3.

самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

4.

структурирование

содержательной

части

проекта

указанием

поэтапных

результатов);

5.

использование

исследовательских

методов,

предусматривающих

определенную

последовательность действий:

определение

проблемы

и

вытекающих

из

нее

задач

исследования

(использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки",

"круглого стола");

выдвижение гипотез их решения;

обсуждение

методов

исследования

(статистических

м е тод о в ,

экспериментальных, наблюдений, пр.);

обсуждение

способов

оформление

конечных

результатов

(презентаций,

защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1.

начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников;

2.

далее

учителю

необходимо

продумать

возможные

варианты

проблем,

которые

важно

исследовать

в

рамках

намеченной

тематики.

Сами

же

проблемы

выдвигаются

учащимися

с

подачи

учителя

(наводящие

вопросы,

ситуации,

способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь

уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением;

3.

распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования,

поиска информации, творческих решений;

4.

самостоятельная

работа

участников

проекта

по

своим

ндивидуальным

или

групповым исследовательским, творческим задачам;

5.

промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на

занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.);

6.

защита проектов, оппонирование;

7.

коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Карл

Фрей выделяет 17

отличительных

черт проектного

метода,

среди

которых

наиболее значимы следующие:

- участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;

- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

- участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;

- участники проекта организуют себя на дело;

- участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

- участники проекта вступают в дискуссию.

В статье В.В. Гузеева подчеркивается: «Проектное обучение поощряет и усиливает

истинное учение со стороны учеников, потому что оно:

– личностностно ориентированное;

– использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые

занятия;

представляет

собой

совместное

учение,

мозговой

штурм,

ролевую

игру,

эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;

– самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу

по мере ее выполнения;

– поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной психомоторной

областях на всех уровнях – знания, понимания, применения; анализ и синтез;

приносит

удовлетворение

ученикам,

видящим

продукт

своего

собственного

труда»

Источники информации

1.

В.В.Гузеев

Познавательная

самостоятельность

учащихся

и

развитие

образовательной технологии.-М.:НИИ школьных технологий, 2004

2.

А.Г.Нарушевич.

Русский

язык

«Проект?

Проекты…Проекты!»

Учебно-

методическое пособие под редакцией Н.А. Сениной. «Легион», Ростов-на-

Дону, 2013

3.

Е .С.П олат,М .Ю .Буха рк и н а .

Сов ре ме н н ы е

п еда гог и ч е с к и е

и

информационные

технологии

в

образовании.-М.:

издательский

центр

«Академия», 2010

4.

И.А.Фатеева,Т.Н.Канатникова.

Метод

проектов

как

приоритетная

инновационная технология в образовании//Молодой учёный.-2013.-№1



В раздел образования