Автор: Лезина Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №10"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Руководство детским чтением в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Руководство детским чтением в начальной школе
Лезина Ольга Михайловна
учитель начальных классов
МАОУ "Гимназия №10" г. Перми
Можно ли и нужно ли руководить детским чтением? Этот вопрос задаёт
себе
современный
учитель,
формирующий
современного
юного
читателя.
Рассматривая вопрос руководства детским чтением, задумаемся над значением
слова "руководство". Что это: контроль, побуждение, приобщение, принуждение
или что-то иное? Согласитесь, каждое из этих слов несёт разные оттенки,
разные смысловые значения. Контроль предполагает отслеживание количества
и качества прочитанных книг. Побуждение к прочтению книги предполагает
внушение, стимул, мотив, толчок для прочтения той или иной книги. Приобще-
ние предполагает деятельность, направленную на формирование читательской
потребности. Так всё - таки, что же такое руководство? Понятие руководства
включает в себя несколько аспектов. Это процесс воздействия на содержание и
характер детского чтения, направленный на формирование культуры чтения.
Если рассматривать вопрос руководства детским чтением с точки зрения
необходимости, надо выяснить, что предлагает современный книжный рынок
юному читателю?
Большой урон детскому чтению принесла коммерциализации книгоиздания
для детей. Классика оказалась на грани вымирания, а дети - заложниками чте-
ния ширпотреба. Прилавки заполнены фэнтэзи, ужастиками, мистикой, где дет-
ское сознание уводится от реального мира в сторону антимира, герои сплошь
супермены, где правят колдуны, монстры, маги, т.е. от подлинной жизни - к её
имитации. Спрос рождает предложение. Труднее становится найти спокойную,
думающую литературу, которая не провоцировала бы агрессию, а вызывала со-
чувствие к обыкновенному человеку. Литература, сохранившаяся в библио-
теках, и способная воспитывать в детях лучшие человеческие качества, за ред-
ким исключением, оказалась невостребованной или ушла в сектор редкого
спроса. Создалась ситуация тотального негатива, цинизма, развенчания в дет-
ском сознании всего святого: любви к родителям и Родине, героям Отечества,
нашей
истории,
морали. Перестав читать книги о своих сверстниках и их
проблемах, о животных и дальних странах, настроившись на волну фэнтэзи,
обучаемые постепенно утрачивают способность к сопереживанию, к сочув-
ствию, утрачивают привычку к духовной работе. Перед учителем встала задача
увлечь детей чтением лучшей литературы, как отечественной, так и зарубеж-
ной. Востребованными стали слова Ушинского "Читать - это еще ничего не зна-
чит. Что и как читать - вот суть вопроса".
На сегодняшний момент в вопросе руководства детским чтением сложи-
лись две точки зрения. Назовём их условно консервативная и либеральная. Кон-
сервативная точка зрения настаивает на необходимости, как и в старые времена,
обучать чтению различной литературы, приобщать к литературе, на которой вы-
росло ни одно поколение и, исходя из этого, формировать круг чтения детей но-
вого века. Либеральная же точка зрения настаивает на свободном, ни кем и, ни
чем не ограничиваемом чтении. Чтение должно стать для ребёнка обыденным
само по себе. Так можно ли отпускать процесс руководства детским чтением на
самотёк? Руководство необходимо, но необходимо в новых форматах.
В такой ситуации возрастает роль учителя как руководителя детским чте-
нием. Перед учителем стоит задача организации деятельности юного читателя,
направленной на повышения качества чтения, стимулирования читательской ак-
тивности. Однако руководство чтением не ограничивается только подбором ли-
тературы и проверкой, прочитана и понята ли книга. У младших школьников
интерес к чтению ещё неустойчив. Необходимо искать новые подходы, фор-
мы и методы работы с литературой, которые, так или иначе, будут являться
скрытым руководством чтением учащихся. При этом, нет установки на «конеч-
ный результат» ― прочтение всеми учениками класса книг из определенного
рекомендуемого списка, так как круг чтения каждого школьника должен быть
индивидуальным, отражающим его читательский уровень, интересы и предпо-
чтения конкретного ученика. Руководить повседневным чтением школьников
можно и нужно,
во-первых, для дальнейшей успешной социализации детей и
становления успешной личности, готовой к образованию и самообразованию.
Во-вторых, руководство повседневным чтением необходимо в силу того, что
должно помочь ориентироваться в многообразии современного книжного рын-
ка, отбирать качественную в этико-эстетическом отношении литературу. Целью
руководства является оказание важной и существенной помощи юному читате-
лю в том, что читать и как читать.
Можно сформулировать требования к руководителю детским чтением:
знать потребности и пристрастия читателей разного возраста;
знать новинки современной детской литературы наряду с великими книга-
ми, которые бесспорно всегда современны;
быть носителем культуры чтения, а для этого хорошо разбираться в ав-
торских смыслах, несущих ценностные ориентиры для юного читателя;
быть примером, способным увлечь за собой в мир лучшей, дающей пищу
для ума и для сердца книги.
Одной из новых форм внеурочной деятельности, повышающей качество
детского чтения, является участие в международном проекте "Книга года – вы-
бирают дети". По итогам конкурса выбирается лучшая, по мнению детей книга.
Участники проекта учатся оценивать книги, участвуя в конкурсах, учатся вы-
ступать в роли критиков, "соавторов", иллюстраторов, учатся интерпретировать
авторские тексты. Дети знакомятся с новинками отечественной и зарубежной
детской литературы. Конкурсными являются книги-новинки, которые впервые
публикуются в текущем году. Это произведения отечественных и зарубежных
авторов для детей - художественные, познавательные, известных авторов и авто-
ров-дебютантов, старые тексты с новыми авторскими иллюстрациями. Дети как
члены детского жюри сами составляют критерии, по которому на их взгляд
должна быть оценена книга. Затем заполняют оценочные бланки, что даёт воз-
можность выбрать книги-победители. Также дети участвуют в конкурсах по со-
зданию буктрейлеров - видеороликов о конкурсных книгах, аудиотрейлеров -
аудиозаписей, основной задачей которых является создание общего эмоцио-
нального впечатления, представление самых ярких и впечатляющих моментов
книги, её сильных сторон. Необычно представлен конкурс презентаций по кни-
ге. По условиям этого конкурса, презентация должна состоять из 9 слайдов,
определённой направленности. Участник должен Учатся писать "слово на об-
ложку", писать критику на книгу, составлять отзыв по книге. Необычными яв-
ляются такие конкурсы, как "ожившие картинки", где надо иллюстрацию из
книги оживить, воссоздав все детали и конкурс "иллюстрация, которой не хва-
тает", где дети должны обосновать необходимость своей иллюстрации в этом
произведении. Таким образом, проект воспитывает активного, думающего чита-
теля, способного делать осознанный выбор. Ребёнок может стать лидером чте-
ния. Как член детского жюри проекта он становится "законодателем моды" дет-
ского чтения, он учится сам и учит других руководить своим чтение, т.е. делать
осознанный выбор в пользу чтения развивающих книг, имеющие ценностные
ориентиры. Сам ребёнок становится носителем этой культуры, что немало важ-
но в этом возрасте.
Учителю – как руководителю детским чтением проект даёт возможность:
получить новый опыт руководства; разрушить
стереотипы; познакомиться с
новинками современной детской литературы; поставить ребёнка в ситуацию
выбора; обучить новым формам работы с книгой.
Отвечая на вопрос "можно ли и нужно ли руководить детским чтением",
надо понимать, что деятельность, направленная на приобщение к литературе
как к искусству слова, является важнейшим условием формирования нравствен-
ных ценностей юного читателя. Через литературу ребёнок получает первое по-
нятие о добре и зле. Проблема современного читателя заключается в том, что
дети читают то, что «на слуху», модно и легко воспринимается, но не дает
«пищи» ни уму, ни сердцу. Нельзя недооценивать здесь роль учителя, как руко-
водителя детским чтением, так как он становится проводником в мир лучшей,
нравственной книги.
Cписок литературы
1.
Барская Н.А. Наши дети и художественная литература. – Изд. М: Лепта,
2005
2.
Джежелей О.В. Учимся любить книгу. – Изд: Просвещение, 1982
3.
Степанова Л. Детское чтение – возможность диалога с ребенком в современ-
ном пространстве /Л. Степанова// Библиотечное дело. 2003
4.
Чирва А. Книга в твоих руках. – Изд: М., Просвещение, 1985
5.
Фостер Т. Искусство чтения. Как понимать книги. – Изд: М., 2015